Томская НЕДЕЛЯ
26 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ
Томск, Россия

Адовы муки общественного проезда

   0

Новая форма оплаты проезда на маршрутном транспорте утверждена и введена в обязательное использование, но не доведена до ума

На прошлой неделе ехала по своим делам на 19-м маршруте. При посадке в автобус входила в заднюю дверь, а для оплаты проезда заранее прошла к передней. Увидев на поручне рядом с кабиной водителя электронное устройство, подумала: ну вот, теперь и в маршрутках можно будет оплачивать проезд с помощью банковской карты самому, не отвлекая водителя. Решив на всякий случай уточнить этот вопрос, спросила водителя: «Можно же здесь оплатить проезд?». И тут водитель раздраженно выкрикнул: «Нет! Не надо! Он все равно не работает!». После чего принял от меня оплату по старинке, наличными. Видя, что водитель не в лучшем расположении духа, участливо спросила: «И давно это устройство у вас не работает?». На что мужчина рассказал, что установили валидатор в салоне буквально утром, после чего на автобусе показательно проехались довольные депутаты. Затем водитель выехал на маршрут, и вскоре устройство перестало работать.

Справка: валидаторы — это считывающие устройства, позволяющие расплатиться за проезд банковской картой.

Почин в действии, но с пробуксовкой

Возможность безналичного расчета появилась сначала в томских трамваях и троллейбусах уже больше года назад. Оплата проезда производилась через терминалы, которые выдали кондукторам. Вместо билета пассажиры стали получать после расчета чек о подтверждении операции. Следом в трамваях и троллейбусах появились стационарные терминалы, закрепленные на поручнях. Чтобы рассчитаться за поездку, необходимо приложить банковскую карту к терминалу. Чек при необходимости можно получить у кондуктора. Согласно планам городской администрации, с 1 января 2020 г. подобные системы должны были появиться в автобусах, маршрутках и другом общественном транспорте Томска. Власти утверждали, что томские перевозчики закупили необходимое оборудование.

В соответствии с законом «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» от 22.05.2003 № 54-ФЗ при безналичной оплате проезда в общественном транспорте предусматривается несколько способов выдачи фискальных документов (билетов, чеков), как и штрафы за неосуществление такой выдачи. С учетом сложной эпидемиологической обстановки в стране в связи с коронавирусом мораторий на штрафы продлили до 1 октября 2020 г. (184-ФЗ от 23.06.2020), чтобы участники рынка успели спокойно перейти на онлайн-кассы, перестроить свои процессы и научиться работать с кассами. Пока законопроектов, повторно продлевающих мораторий на штрафы, в Госдуме РФ нет. Однако, все из-за того же коронавируса, ФНС не проводит проверки до 1 января 2021 г.

Отсутствие связи в умном городе — это позор!

В нашу редакцию уже давно потихоньку поступают жалобы от пассажиров, успевших привыкнуть к удобному безналичному расчету в трамваях и троллейбусах. Жалуются горожане на две проблемы: валидатор либо не работает вообще, либо при попытке расплатиться показывает красный крестик и надпись: «сервис недоступен». Специалисты по связи подтверждают: моменты, когда сервис бывает недоступен, действительно случаются — это провал связи GSM. «У вас ведь и телефон иногда сеть не ловит, правда? — объяснили в компании-операторе. — Просто через какое-то время приложите карту еще раз. Оплата не спишется повторно, если вы за такую возможность переживаете, заплатить за поездку можно только один раз». Совет понятен. Только вот встречный вопрос: есть ли у пассажира (и водителя) время на то, чтобы дождаться связи и заново приложить карту к устройству? Зачастую этого времени нет: оплаты ждут и другие пассажиры, да и время на посадку-высадку весьма ограничено.

Попутно вспоминается схожая ситуация. Когда остановочные комплексы в нашем городе оборудовали электронными информационными табло, пассажиры нередко стали наблюдать такую картину: табло работает, но информация на нем отсутствует. Вместо сведений о том, через сколько минут подойдет тот или иной автобус (тролейбус), на табло высвечивается одна-единственная фраза: «Отсутствует связь с сервером».

И тут возникает справедливое возмущение: в нашем городе целых два профильных вуза — ТУСУР и ТПУ — занимающихся в том числе вопросами электроники и связи, и выпускающих специалистов, разрабатывающих программное обеспечение. Так неужели все эти специалисты не в состоянии создать и отладить бесперебойную работу подобных устройств?! Чтобы связь, обеспечивающая работу электронных устройств на общественном транспорте, присутствовала везде и всегда.

— Как-то еще в 90-е годы я был в Белоруссии и заметил на остановке табло с меняющимися цифрами, — вспоминает главный редактор нашей газеты Владимир Губа. — Я спросил товарища, что это такое, и он мне объяснил, что на табло высвечивается информация о том, через сколько минут подойдет тот или иной автобус. То есть это работало еще тогда! Что же мешает сейчас в нашем умном городе наладить нормальную работу электронных терминалов и табло, и разработать для них качественное программное обеспечение?!

Полтора года назад в мэрии заявляли, что для полноценного запуска системы безналичной оплаты проезда в общественном транспорте в городе должен появиться единый оператор. И этот оператор появился — им стала красноярская фирма «ИнфоКом». Но почему красноярцы? Неужели в Томске нет специалистов, способных аккумулировать всю информацию о поездках и обеспечивать техническое обслуживание безналичного расчета?!

Уж лучше по старинке — наличными

Теперь рассмотрим вторую причину недовольства томичей. Когда валидатор в принципе не работает, и экран у него не горит, здесь, скорее всего, вопрос к водителю, который аппарат просто не включил. Почему не включил? С одной стороны, причин саботировать работу системы безналичной оплаты у водителей, вроде бы, нет: для него эта система так же удобна, как и для пассажиров. Однако в значительной части маршрутных автобусов водители отказываются принимать безналичную оплату, ссылаясь на все те же технические сложности в работе терминалов. Оказывается, оплата банковской картой не всегда удобна: на связь терминала с банком нужно время, а в пути связь зачастую вообще теряется. Тот самый «мой» водитель из 19-го маршрута:

— Только представьте: мне надо рассчитать поток пассажиров, а связь пропала. Люди стоят, ждут, ты стоишь, нервничаешь, а график маршрута ждать не можешь — его надо соблюдать! И сколько таких ситуаций за день?! На дороге и без того хватает нестандартных ситуаций, а тут еще на неработающий валидатор отвлекаться?! Да весь издергаешься! Вроде, хотели как лучше, а получилось как всегда. Обязали ввести безналичную оплату проезда, а бесперебойную работу электронных устройств не обеспечили. Уж лучше бы тогда оставили, как было — оплату только наличными. Привычно и надежно.

Порядка как не было, так и нет

Введение системы безналичной оплаты за проезд в Томске должно было стать одной из основных задач модернизации сферы пассажироперевозок еще в 2019 г. С внедрением «безнала» было связано и грядущее изменение транспортной схемы. В мэрии объясняли, что введение системы электронных проездных билетов позволит вывести из тени доходы перевозчиков. Мэр Томска Иван Кляйн ранее заявлял, что вся система общественного транспорта, введенная в 2017 г., направлена на повышение качества обслуживания пассажиров, как того требуют и жители города, и федеральное законодательство. По его словам, мэрия внесла существенные изменения в работу перевозчиков, а первоочередной задачей этих изменений было наведение порядка в сфере пассажирских перевозок.

Что в итоге? В маршрутках часто нет кондукторов, не объявляются остановки. Часть водителей гоняют по городу, рискуя жизнями и здоровьем пассажиров, либо раньше времени уходят с линии. Система безналичной оплаты в маршрутных автобусах Томска неэффективна из-за нестабильной связи терминалов с банковскими серверами. По свидетельствам пассажиров, во многих автобусах одновременно используется две онлайн-кассы, что позволяет скрывать часть доходов перевозчика. В сфере перевозок по-прежнему никакого порядка.

Варвара Разгон

Читайте также на сайте:

  1. Прибавка к квартире
  2. Воспользовался шансом
  3. «Мои студенты — это друзья и единомышленники»
  4. Женщинам посвящается!
  5. «Все празднично, как в Мавзолее»
  6. 10 лет убийце Анны
  7. Кто ответит???
  8. Патриоты идут на выборы
  9. Форум большой
  10. Тише воды

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Яндекс.Метрика

Контакты

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Отдел рекламы

Email: rec@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-91