Томская НЕДЕЛЯ
26 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ
Томск, Россия

И это всё о нем

   0

Памяти Валентина Гафта посвящается…

Валентин Иосифович Гафт — блистательный актер советского и российского театра и кино, исполнивший около 200 ролей, народный артист РСФСР, звезда театра «Современник». В кино Гафт дебютировал в 1956 г. в фильме «Убийство на улице Данте» (в роли одного из эпизодических персонажей — убийцы). Наибольшую известность Гафту принесли роли в картинах Эльдара Рязанова — «Гараж», «О бедном гусаре замолвите слово», «Небеса обетованные». Валентин Гафт завоевал поистине всероссийскую любовь зрителей. Кроме этого, артист был известен как автор колких, точных, обличающих эпиграмм.

Коллеги же и друзья вспоминают о нем как об ироничном, тонком интеллектуале, интеллигентном, талантливом актере классической русской театральной школы.

Валентин Гафт в молодости

Детство и юность

Валентин Гафт родился в Москве 2 сентября 1935 г. Его родители — Иосиф Рувимович и Гита Давыдовна Гафт, были евреями, выходцами из Украины, переехавшими в Москву. Отец Валентина Гафта был прокурором, мама занималась домашним хозяйством. Жили Гафты на четвертом этаже пятиэтажной коммуналки на ул. Матросская Тишина.

С детства Валентин Гафт запомнил соседские здания, окружавшие их дом — тюрьма, психиатрическая лечебница, общежитие студентов МГУ. Между всем этим славным собранием располагался рынок и пустырь, на котором его друзья часто гоняли в футбол.

Мама Валентина Гафта — Гита Давыдовна, родилась и выросла в семье ломового извозчика, которого меньше всего интересовало образование дочери. В общей сложности в семье было тринадцать детей. И хоть Гита не получила приличного образования, она старалась: много читала, любила театр, с ней было интересно общаться. Маленький Валя считал, что его мама знает ответы на все вопросы. Приезжая в деревню к дедушке, Валя любил бывать в сарае, где жили коровы с телятами, ему нравилось гладить животных, ощущая их тепло и шершавы язык. Эту любовь к животным Валентин Гафт пронес через всю жизнь.

Валентин Гафт

Война

21 июня семья Гафтов в очередной раз собиралась к дедушке в деревню, но уехать 21 не получилось, билеты были куплены на 22. А 22 июня началась война, и семья уже никуда не поехала…

По словам Валентина Гафта, ему, 6-летнему мальчику, навсегда врезались в память проводы на фронт его двоюродного девятнадцатилетнего брата Исаи. Иосиф Рувимович — папа Валентина Гафта так же в числе первых добровольцев ушел на фронт. Маленький Валя с мамой остались в Москве. Особенно мальчик боялся рева воздушной тревоги, услышав который все бежали в бомбоубежище.

Иосиф Рувимович дослужился до майора. Валя очень гордился своим папой и бережно хранил переданный им с фронта подарок — трофейный фонарик. Но в 1944 г. пришло тревожное известие о том, что майор Гафт тяжело ранен. Валя негодовал и злился, а когда возвращался с мамой домой из госпиталя, где лежал папа, тыкал ножиком в газеты, в которых были снимки фашистов. Так он пытался отомстить за отца тем, кто причинил ему боль.

В 1945г. Валентину исполнилось 10 лет. К общему счастью отец вернулся с войны живым и с медалью «За боевые заслуги». Умер Иосиф Рувимович много лет спустя, в 1969 г.

Однажды, придя в гости к товарищу, Валентин увидел у него пианино и начал мечтать о карьере музыканта. Он упрашивал родителей купить ему такой же инструмент. Родители не были против, но денег на такую серьезную покупку в семье на тот момент не было. Лишь спустя время, когда отец смог заработать, вся семья Гафтов отправилась за покупкой пианино в магазин немецких трофеев. Инструментов было довольно много, но Гита Давыдовна хотела купить пианино с подсвечниками. Так и не сложилось Валентину стать музыкантом, но он с упоением слушал во дворе блатные песни под гитару.

Особенно любил Валентин кино, «Без вины виноватые» пересматривал раз десять. Он часто ходил в кинотеатр «Орион», где показывали фильмы с его любимыми артистами: Аллой Тарасовой, Павлом Массальским, Владимиром Дружниковым. А спектакль «Особое задание» по Сергею Михалкову до такой степени поразило воображение четвероклассника Гафта, что все происходящее на сцене он воспринял как реальность.

Став старшеклассником мужской школы, Валентин твердо решил, что желает быть актером. И хотя в школьной самодеятельности ему выпадали женские роли, это его нисколько не смущало. Больше всего в те годы ему запомнился спектакль «Предложение» по А. П. Чехову. А профессия актера казалась легкой и бестягостной — исполнил свою роль и купайся в славе и аплодисментах.

Но настроение Валентина поменялось, когда уже десятиклассником он прошел на второй тур в прославленную Школу-студию МХАТ. Там-то и выяснилось, что актерская профессия — немалый труд. Для второго тура Валентин решил выбрать басню И. Крылова «Любопытный», но ее сути он до конца не улавливал. Валентин много размышлял, как лучше ее прочесть. Погруженный в свои мысли он гулял по «Сокольникам» и именно в этот момент ему навстречу шел, выгуливая собак, легендарный актер Сергей Столяров. Преодолев смущение и робость, Валентин подошел к нему и попросил совета. Столяров проникся просьбой молодого человека и предложил подробно разобрать басню: «Поймите, молодой человек, это ведь разговаривают два разных человека, — объяснял Столяров. — Один идет по улице, такой мягкий, дородный, спокойный. А другой только что был в паноптикуме, видел что-то необыкновенное и всем хочет поведать об этом. Человек иногда чем меньше знает, тем больше хочет говорить о том, чего не знает». Советы Столярова помогли юноше, и он поступил.

До конца своих дней Валентин Гафт считал Сергея Столярова своим первым педагогом, принявшим в его актерской судьбе непосредственное участие. Экзамены Валентин прошел успешно и был зачислен в театральный вуз. Радости его не было предела, но родители реагировали на успех сына не так бурно и даже скептически. Как вспоминал сам Валентин Гафт, мама почему-то подумала, что его приняли в геофизический кружок, а папа вздыхал: «Ну, какой же из тебя артист? У Миши Козакова и бабочка есть, и костюм. А ты что?».

Театр

В 1957 г. Валентин Гафт окончил Школу-студию МХАТ на курсе Топоркова, одновременно с ним из МХАТа выпускались Евгений Урбанский, Олег Табаков, Майя Менглет. Гафт навсегда подружился с Игорем Квашой и Михаилом Казаковым, окончившим вуз за год до выпуска Валентина.

Но в театр Валентин Гафт попал не сразу. Молодому актеру помог Дмитрий Журавлев — знаменитый актер, преподаватель и чтец, лауреат Сталинской премии. Так Гафт попал в театр Ленсовета, в котором прослужил почти год. Блеклые роли, которые предлагали Гафту, оставляли желать лучшего — никакого роста, а просидеть всю жизнь за кулисами в ожидании чего-то стоящего Гафт не желал. И тогда им было принято решение об уходе.

И снова Валентину Гафту повезло. В этот самый период он познакомился с худруком театра Сатиры Эрастом Гариным, который предложил ему роль в постановке «Тень».

Из воспоминаний Валентина Гафта:

«Молодой человек, у нас артист запил, не сыграете ли вы роль ученого?». Так Эраст Гарин пригласил меня к себе домой на репетицию. Пошли мы к нему в кабинет через несколько комнат. В одной из них стояла кровать с сеткой, в которой под простыней лежал… труп. Мертвая рука свисала с кровати, личико — кожа да кости. Мне подумалось, что это был ребенок. Эраст Павлович, не обращая внимание на тело под простыней, провел меня в кабинет и начал что-то говорить о Мейерхольде… Я тревожно думал: «Боже, кто бы ему сообщил…». Сам я не смог. И хорошо, что не смог, потому как это была жена Гарина, Хеся Локшина, его правая рука и непревзойденный мастер дубляжа. Она просто спала. Она всегда так спала».

На дебютный спектакль Валентина Гафта в «Театр Сатиры» пришли его будущая жена и родители. Валентин настолько переволновался, что перепутал, к кому из партнерш должен обратиться, и чуть не свалил декорацию в оркестровую яму. На этой ноте сотрудничество Гафта с именитым театром временно прервалось.

После этого случая несколько лет Валентин Гафт служил в театре Андрея Гончарова, а спустя четыре года перешел в «Ленком», которым на тот момент руководил Анатолий Эфрос. Когда же режиссера пытались изгнать из «Ленкома», Валентин Гафт вместе с Александром Ширвиндтом и Михаилом Державиным встали на его защиту. Но отстоять режиссера не удалось. Тогда, в 1960 г. Валентин Гафт и многие другие актеры вместе с Анатолием Эфросом перешли в «Театр на Малой Бронной».

Быть может, актер так бы и остался на Малой Бронной, но из-за примы театра Ольги Яковлевой, которая по словам Валентина Гафта «занимала слишком много места, хотя и была актрисой замечательной» ему, как и Олегу Далю, и Алексею Петренко, и другим актерам, пришлось уйти из театра.

Гафт уехал в Ялту. Оказавшийся там же в Ялте, Андрей Миронов предложил Гафту сыграть графа Альмавиву в легендарной на сегодняшний день постановке «Фигаро». Гафт сыграл блестяще, так что после одного из спектаклей к нему подошел Олег Ефремов и пригласил его в театр «Современник».

На этих театральных подмостках актер полностью раскрылся. В «Современнике» Гафт сыграл свои лучшие и главные роли — Адуева-старшего из «Обыкновенной истории» в постановке Галины Волчек. Его ввели в этот спектакль вместо Михаила Казакова. Позже Валентин Гафт вспоминал, как было обидно услышать на первом спектакле из зала: «Да, не Казаков…». Справиться с ролью ему тогда помог Евгений Евстигнеев. Евстигнеев сказал одно точное слово: «Адуева нужно играть «репризно» — это значит крупно и просто.

Зрители полюбили гафтовского Гусева из «Валентина и Валентины», Глумова из «Балалайки и Ко», Фирса из «Вишневого сада», Лейзера в «Трудных людях», Лопатина в спектакле «Из записок Лопатина». Валентин Гафт был удостоен нескольких театральных премий, в числе которых можно выделить национальную премию им. Андрея Миронова — «Фигаро» и «Хрустальная Турандот» — за многолетнее служение театру.

Кадр из фильма «Гараж»

Кино

В кино Валентин Гафт дебютировал на втором курсе вуза у Михаила Ромма, снимавшего тогда «Убийство на улице Данте». В тот момент, когда студент Гафт увидел перед собой знаменитого Ростислава Плятта, он растерял все слова, и тут же услышал от второго режиссера: «Как мы ошиблись в этом парне!».

После этих слов все внутри Гафта застыло, еще долгих двадцать лет он слышал внутри себя эту фразу. В шестидесятых фактура и внешность Гафта не пользовались спросом, и значимых ролей за этот период у него не было.

В 1975 г. на экраны страны вышел фильм «Здравствуйте, я ваша тетя», где главную роль блестяще исполнил Александр Калягин. Зрители так же не упустили из вида сыгранного Гафтом ироничного и тонкого лакея Брассета с его «Как сюда попал этот сэр?».

Спустя три года, в 1978 г., на экраны вышла комедия «Короли и капуста», где главную роль исполнял Валентин Гафт. Его игру в «легком жанре» отметил Эльдар Рязанов, который по рекомендации Лии Ахеджаковой пригласил Гафта на роль председателя кооператива Сидоркина в драматическую комедию «Гараж». После выхода фильма реплики героя Гафта, как говорится, «ушли в народ». С тех пор Рязанов навсегда полюбил этого ироничного, тонкого, необычного и талантливого актера.

В каждой роли, сыгранной в картинах прославленного режиссера, будь то водевиль «О бедном гусаре замолвите слово», где Валентин Гафт сыграл отца-командира гусарского полка полковника Покровского; или блестящий образ руководителя служаки-болвана Одинкова в «Забытой мелодии для флейты»; «В небесах обетованных», где он перевоплотился в предводителя бомжей Президента; в «Старых клячах», где он был благородным генералом, — в каждой своей работе Гафт был неповторим и точен. Последней совместной работой Эльдара Рязанова и Валентина Гафта стала картина «Карнавальная ночь — 2».

Кадр из фильма «О бедном гусаре замолвите слово»

Режиссеры

За свою долгую актерскую жизнь Валентин Гафт работал с такими интересными режиссерами, как: Юрий Кара (Артур из «Воров в законе», Берия из «Пиров Валтасара или ночь со Сталиным», Воланд из «Мастера и Маргариты»), Петром Тодоровским (Костя из картины «По главной улице с оркестром»), Федор Виноградов из фильма «Анкор, еще анкор!»).

Кроме того, были так же: Александр Митта (Берия в картине «Затерянный в Сибири»), Александр Муратов (Александр Дедушкин в «Гонках по вертикали»), Михаил Казаков (Альфред Илл в картине «Визит дамы»).

В каждую свою роль Валентин Гафт вкладывал что-то свое — неповторимое и незабываемое. Достаточно вспомнить его Аполлона Сатанеева в «Чародеях», Константина Бромберга и папу-фокусника в «Сироте казанской». Одна из последних картин, где снялся Гафт, — «Четвертый» режиссера Кирилла Сафонова.

Личная жизнь

Первой любовью Валентина Гафта была студентка Дина Василенок. Девушка жила в общежитии МГУ. Окна ее комнаты выходили на пустырь, где Валентин гонял мяч с соседскими мальчишками. Когда Валентин видел Дину, выглядывающую из окна, ему казалось, что он лучший игрок своей команды, его спина выпрямлялась, и он играл для нее. О любви Валентина Гафта Дина Василенок узнала много лет спустя, когда он стал знаменитым актером, а она доктором математических наук.

Первой супругой Гафта была манекенщица Елена Изергина. Молодая женщина была так красива, что люди оборачивались ей в след. Вместе с Домом моделей Елена объездила почти весь земной шар.

После свадьбы молодожены поселились у матери Елены, разделив на две части одну единственную комнату. Жить приходилось некомфортно, но влюбленные первое время не замечали неудобств. А спустя время Гафта начала раздражать чрезмерная любовь Елены к животным, как говорил Валентин Иосифович: «Я тоже их любил, но не так сильно».

Из воспоминаний Валентина Гафта: «Моя жена первая… каждый день приносила кого-нибудь, например, голубей с оторванными ногами, но с крыльями. Они летали над нашими головами. Я это помню. Кошек несчастных, которые делали все на пол. Птицы. Собачки. Пахло в доме невыносимо. Клопы и тараканы так вписывались в общую картину нашего быта, что их было жалко давить… Я постоянно был в перьях и шерсти. Теперь я вспоминаю это. Это было тяжело. Понимаете? Когда ты идешь к столу, а рядом с тобой кошка пьет чай. Любила она их до такой степени, что кошки вместе ели, вместе гуляли, спали вместе».

У Валентина Гафта даже есть стихи, посвященные кошкам и собакам. Мало кто знает, но Валентин Иосифович активно боролся за права животных.

 

Вот рассказ Валентина Гафта о кошках:

Кот мой свернулся калачиком,

Глазки блеснули во тьме,

Это работают датчики

Где-то в кошачьем уме.

Ушки стоят, как локаторы,

Слушают тайную тьму,

Все, что в его трансформаторе,

Он не отдаст никому.

 

Из интервью Валентина Гафта:

— Кошки — это животные изумительные. Я… снялся в одной картине предновогодней («Елки-3» — прим. ред.), там две собаки изумительно сняты, потрясающе. Собак разъединяют. Одна собака улетает в Англию в Лондон. Другая остается здесь. А та рвется к ней. Находит пути — и не находит. И я там тоже читал свое стихотворение. О собаках.

Отчего так предан Пес

И в любви своей бескраен?

Но в глазах — всегда вопрос,

Любит ли его хозяин.

Оттого, что кто-то сек,

Оттого, что в прошлом — клетка!

Оттого, что человек

Предавал его нередко.

Я по улицам брожу,

Людям вглядываюсь в лица,

Я теперь за всем слежу,

Чтоб, как Пес, не ошибиться.

 

Но не кошки, собаки и голуби стали причиной расставания с Еленой — оба они были слишком молоды и часто обращали внимание на других молодых мужчин и женщин… Елена влюбилась в Даля Орлова, развелась с Гафтом и вышла замуж во второй раз. Она счастливо жила во втором браке, но отношения с Валентином Гафтом они не поддерживали.

После развода у Валентина Иосифовича были яркие и красивые отношения с художницей Еленой Никитиной. В 1971 г. Елена родила от Гафта сына Вадима, о существовании которого Валентин Иосифович узнал лишь через три года, когда женщина с ребенком решила уехать из России в Бразилию. Впервые Гафт увидел Вадима лишь в 2014 г.

Второй супругой Валентина Гафта была Инна Елисеева — лауреат Сталинской премии. Так сложилось, что сам того не зная, Гафт увел Инну у драматурга Эдварда Радзинского. Выросшая в богатстве и не знающая ни в чем отказа у родителей, Елисеева обладала сложным характером, и брак с Гафтом долго не продержался. К тому же с тестем и тещей отношения у Гафта сразу не сложились, ему могли нагрубить, нисколько не заботясь о его чувствах. Супруги развелись в начале 80-х гг. В браке у Елисеевой и Гафта родилась дочь Оля.

Дочь

По отношению к дочери Валентин Гафт всегда чувствовал себя виноватым. Он обвинял себя в ее смерти. Ольга мечтала быть драматической артисткой, но Валентин Иосифович хоть и занимался с дочерью, помогать ей в продвижении отказался. Он был убежден, что это может сломать ей судьбу.

А потом Ольга влюбилась, мать отреагировала на чувства дочери негативно, называла дочь неудачницей, а отца в нужный момент рядом не оказалось.

В 2002 г. Ольга покончила жизнь самоубийством… После известия о смерти дочери Валентин Гафт слег и не мог оправиться от горя три года.

Но это было потом, а до того времени у него были отношения, и все же семьи он не хотел.

Со своей будущей третьей женой Гафт был знаком давно, они познакомились еще на съемочной площадке «Гаража», но тогда оба были несвободны.

Яркую красавицу Ольгу Остроумову сложно было не заметить. Через много лет Валентин Иосифович узнал, что Ольга разведена и постарался сделать все, чтобы она обратила на него внимание. Гафт долго ухаживал за Остроумовой, а поженились они в больнице, где Валентину Гафту делали серьезную операцию. Все в их жизни было необычным…

Ольга Остроумова первая из его жен устроила ему комфортный быт и подарила ощущение настоящего дома, у него появилась семья, где царили любовь и взаимопонимание.

Проза, стихи, эпиграммы

Валентин Иосифович не считал себя поэтом, но стихи Гафта без преувеличения можно назвать гениальными. Мужество, смелость и неравнодушие — вот что отличало Гафта-поэта.

После представления пьесы «Пока существует пространство» театральный мир разделился —кто-то задыхался от восторга, кто-то же совершенно отказался ее принимать. Валентин Иосифович сам играл в необычном спектакле, который назвал исследованием о том, что такое любовь. Он говорил: «Любовь вырабатывает лучшие качества в человеке, очищает. Особенно это ясно, когда у тебя жизнь прошла, когда понимаешь больше и чувствуешь острее. Любовь сокращает дорогу к вере, как религия».

Последние годы

Летом 2019 г. Валентин Иосифович перенес тяжелый инсульт и был госпитализирован в одну из клиник Москвы. Через некоторое время ему стало лучше и его перевели в реабилитационный центр. Но спустя год Валентин Гафт практически перестал вставать с постели и узнавать близких.

Большое и доброе сердце Валентина Иосифовича Гафта перестало биться 12 декабря 2020 г., по словам его супруги Ольги Остроумовой, причиной смерти стали непоправимые последствия инсульта.

Выражаем слова искреннего сожаления и скорби родным, близким и друзьям Валентина Иосифовича. Светлая память талантливому актеру и прекрасному человеку.

Материал подготовила Ирина Лугачева

Читайте также на сайте:

  1. Российские дороги станут безопаснее на четверть
  2. Внутри кварталов
  3. Родная кровь…
  4. Опровержение. Махинаций со стороны ЖСК не было
  5. Ждать осталось недолго
  6. С «мирным атомом» по соседству
  7. Законодательный нигилизм
  8. Бессовестные, сраму не имут!
  9. Адресная помощь
  10. Политех посетили французы

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Яндекс.Метрика

Контакты

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Отдел рекламы

Email: rec@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-91