Томская НЕДЕЛЯ
26 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ
Томск, Россия

Начало заката мусорной реформы, или как чиновники предлагают оплачивать свою некомпетентность из областного бюджета

   0

Региональный оператор по сбору и транспортировке ТКО на территории Кожевниковского, Шегарского, Бакчарского районов и г. Кедровый вынужден прекратить оказание услуги

10 июля 2020 г. приказом департамента тарифного регулирования Томской области региональному оператору установили новый единый тариф в размере 380,25 рубля за кубический метр отходов (с учетом сбора, транспортировки и захоронения). При утвержденном тарифе регоператору, действующему на территории Шегарского, Кожевниковского, Бакчарского районов и муниципального образования «город Кедровый» работать стало экономически нерентабельно. С учетом того, что единый тариф утвержден до конца 2020 г., организация не имеет возможности постоянного дотирования убыточной деятельности.

Для нормальной работы регионального оператора должны быть созданы определенные условия. Во-первых, необходимо установить экономически обоснованный тариф. Говорить же о нем можно лишь тогда, когда платят все производители мусора. Так, тариф может быть очень большим, но если платит лишь часть потребителей, то он не обеспечит необходимую валовую выручку для работы регоператора. Напомним, что в деревнях Томской области договоры имеют в лучшем случае 50% юридических и физических лиц.

Кабальные условия

Отслеживая ситуацию с возможным прекращением деятельности регионального оператора, мы побеседовали с директором ООО «САТП № 1412» Иваном Булатовым.

– Иван Сергеевич, каковы причины, вынуждающие вас принимать решение о прекращении вывоза мусора?

– Да, действительно мы уведомили департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области, а также администрации районов о прекращении оказания услуги по обращению с ТКО с 25 июля текущего года, – комментирует Булатов. – Наша компания осуществляет свою деятельность по сбору и транспортированию ТКО с 1 января 2019 г. Мы хорошо понимаем доходную и расходную части организации по осуществлению данного вида деятельности, ведем постоянный мониторинг экономических показателей своей работы, регулярно оптимизируем затраты и логистику. К решению о прекращении деятельности нас привела именно экономика и опыт работы на данной территории в течение полутора лет. 

– А до получения нового тарифа вы несли убытки?

– Прежний тариф в г. Кедровый составлял 625 рублей за кубический метр ТКО, на территориях остальных муниципальных образований – 351 рубль. Усредненный предыдущий тариф составлял более 400 рублей, что позволяло нам хотя бы выходить в ноль. Сейчас эти территории объединили под общий, более низкий тариф. Как следствие, сумма выручки неминуемо уменьшится. Мы понимаем социальную значимость оказываемой услуги, но убытки нашей компании будут только расти. Для примера предлагаю сравнить стоимость услуги по сбору и вывозу мусора на одного человека в Томске и на территории нашей зоны деятельности. В Томске стоимость услуги составляет более 53 рублей, против 49 рублей на территориях, обслуживаемых нами. При этом заметим, что расстояние между контейнерными площадками и конечной точкой захоронения ТКО в Томске в разы меньше, чем расстояния в районах области.

– Поддерживали ли местные органы власти вашу компанию в рамках осуществления деятельности регионального оператора?

– У органов власти существуют обязанности по взаимодействию с региональным оператором. Мы неоднократно уведомляли администрации районов о необходимости заключения договоров по юридическим лицам в их зоне ответственности, но помощь нам оказывали минимальную.

– А какова в этом вопросе позиция власти на уровне субъекта федерации?

– Мы неоднократно обращались за взаимодействием и в профильный департамент (природных ресурсов и охраны окружающей среды – прим. автора), в ответ получали лишь отписки, реальной помощи нет.

– Намерены ли вы участвовать в подобных конкурсах, возможно, на иных территориях?

– Наша организация больше не будет участвовать в подобных конкурсах, мы сокращаем персонал и продаем материальную базу.

Гора родила мышь

– Получается очень интересная закономерность, – замечает директор ООО «САТП № 1412», – у нас никогда никто ни в чем не виноват. Есть тезисы президента; есть национальный проект «Экология» и его паспорт; есть определенные плановые показатели и даже цели, которые постоянно редактируются, регулируются и пересматриваются. И вроде как все у нас в рамках действующего законодательства получается. Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области от себя считает норму накопления и говорит: «А я же от себя уже все сделал»! Есть определенная методика расчета, были произведены замеры, потом росчерком пера департамент что-то меняет (у бизнеса увеличили, у населения уменьшили, причем незаконно, не проводя замеры) – получается, в рамках своих полномочий департамент «родил» и установил нормы накопления. Областной департамент тарифного регулирования тоже говорит: мы рассмотрели ваше тарифное дело, у нас есть методика, запросили много дополнительной информации, талмуды занимают не одну тысячу листов, у нас есть основы ценообразования, утвержденные ФАС, которые также постоянно пересматриваются, и вот сейчас с учетом всех нововведений, новой методики расчета мы вам дали тариф… Вроде получается, что каждый по отдельности все сделал, все красиво. Из кабинета, может, и виднее. Но когда объединяешь все воедино и начинаешь с этим работать на месте, то понимаешь, что в совокупности экономической целесообразности работы нет.

Мне бы такую работу, чтобы поменьше работать! (из к-ф «Свадьба в Малиновке»)

За комментарием сложившейся ситуации мы в очередной раз обратились к экс-начальнику областного департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Сергею Трапезникову:

– Специфика услуги по сбору и вывозу ТКО состоит в том, что мусор в контейнеры валят все потребители, а услугу оплачивает условно лишь половина. Регоператор не может «отключить» от услуги неплательщиков. Так, как это делают, скажем, энергетики или тепловики. При этом привлекать к ответственности за отсутствие договоров регоператор сам не может. Необходимая для работы регоператора валовая выручка обеспечивается не только размером тарифа и нормой накопления отходов, но и исполнением обязательств по наличию договоров на вывоз отходов всех образователей отходов. Наличие такого договора обязательно. Чтобы было понятно: количество потребителей на территории образуют по нормативу определенный объем отходов; этот объем, умноженный на тариф, должен обеспечить выручку, допустим, в миллион рублей (из них лишь 5% в тарифе может быть прибылью регоператора). Мусор валят все, а платит половина потребителей – получается выручка 500 тыс. рублей. О какой прибыли речь? Необходимая валовая выручка для работы регионального оператора не обеспечивается. В данном случае, получается, за счет бездействия чиновников.

Как мы писали ранее в материале «Департамент грозных намерений и трусливых отписок» от 26.07.2020 г. № 26, с 1 января 2019 г. по май 2020 г. 16 государственных инспекторов департамента природных ресурсов направили в адрес потребителей 40 предостережений о необходимости заключения таких договоров. Заполнение подобного формуляра требует не более 5-7 минут. Получается, что производительность департамента по привлечению к ответственности составляет 2,5 бумажки на сотрудника департамента за полтора года (!) работы.

Совет дня: ну и что, что нерентабельно – продолжайте работать!

23 июля в адрес ООО «САТП № 1412» было направлено письмо областного департамента природных ресурсов с рекомендацией о необходимости продолжения осуществления оказания услуги по старому соглашению в срок до 28 июля включительно, а с 29 июля уже по новому соглашению. Подписано письмо и. о. начальника департамента М. Кривовым, а исполнителем является начальник отдела по обращению с отходами и экспертизе В. Третьяков. В нем указывается, что отказ от исполнения обязательств регионального оператора будет являться основанием для привлечения организации к административной ответственности по ст. 8.2 Кодекса об административных нарушениях РФ. Также руководству компании предложено: в случае, если новый тариф действительно окажется экономически не обоснован и не обеспечит необходимую валовую выручку для работы, в январе будущего года регоператор может обратиться в суд за истребованием убытков.

Неписаное условие реформы: докажи в суде, что ты не верблюд

– Департамент предлагает нашей организации, в связи с заниженным тарифом, нести заведомые убытки своей хозяйственной деятельности, а уж после нового года доказывать их в судебном порядке, – продолжает комментировать письмо областного департамента природных ресурсов И. Булатов. – Создается впечатление, что чиновники департамента не представляют себе реально работу регоператора и бизнеса в целом. Впечатление, что организаторы реформы родились за своими чиновничьими столами и сферу экономики понимают лишь в качестве перечисления аванса и зарплаты на свои банковские карты. Заправлять мусоровозы, платить зарплату сотрудникам и налоги предприятие вынуждено ре-гу-ляр-но! Каким образом это делать, если взыскать необходимую выручку можно только через суд в необозримом будущем?!

– Предложение департамента взыскать убытки региональному оператору в судебном порядке вызывает лишь шок и недоумение, – включается С. Трапезников. – Обязанность областных чиновников – создать условия для работы регоператора. Эти условия являются сбалансированностью нормативов образования отходов и тарифа, умноженного на количество потребителей услуги с обеспечением платежной дисциплины. Что предлагает департамент? По сути, оплачивать из бюджета Томской области собственную некомпетентность и бездеятельность. Не забывая при этом из того же бюджета получать свою заработную плату! Из письма департамента в адрес регоператора фактически читается следующее: «Мы здесь письма и отписки пишем, а в конце года вы, Иван Сергеевич, свои убытки в суд заявите, и если все это докажете, то получите компенсацию из областного бюджета. Бюджет Томской области настолько богат, что помимо нашего содержания оплатит нашу некомпетентность и бездеятельность».

Кто должен ответить за провал реформы?

– Хочется поблагодарить должностных лиц профильного департамента за подсказанную идею об ответственности виновных за соблюдение требований в области охраны окружающей среды, – замечает Иван Сергеевич. – КоАП РФ предусмотрено, что действия (бездействия) должностных лиц, повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде, либо возникновение эпидемии или эпизоотии, влекут за собой штраф от 40 до 50 тыс. рублей в отношении данных должностных лиц. Напомню, что сотрудники департамента, которые в силу своих полномочий отвечают за организацию реформы в области обращения с отходами на территории Томской области, являются должностными лицами. Как следует из материалов, опубликованных в СМИ на протяжении полутора лет (сколько, собственно, и идет реформа), должностными лицами департамента не привлечено ни одного физического или юридического лица к административной ответственности за отсутствие договора на вывоз отходов. Хотя периодически главный государственный инспектор Томской области по охране природы, заместитель начальника департамента природных ресурсов Т. Мочалова публично заявляет в СМИ, что все обязаны иметь договоры с регоператором, а отсутствие таких договоров является событием административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ. В связи с этим хочется задать вопрос департаменту и лично его начальнику М. Кривову: не находит ли он такую «активную» работу откровенным бездействием должностных лиц?

– Мы не хотим делать заложниками ситуации население, проживающее на территории Шегарского, Кожевниковского, Бакчарского районов Томской области и муниципального образования «город Кедровый», – подчеркивает Булатов. – Мы будем осуществлять деятельность до 28 июля включительно, неся убытки. Но в то же время хотим напомнить, что власти не должны шантажировать малый бизнес и перекладывать на него свою неспособность решить ситуацию. Если тариф действительно обоснован и позволяет получать хотя бы минимальную прибыль, администрация найдет немало желающих осуществлять данную деятельность с 29 июля текущего года. Бизнес может нести убытки, если он видит горизонты планирования, в том числе безубыточность работы и далее получение прибыли. Имея полуторалетний опыт работы в ситуации постоянных убытков, наша организация, к сожалению, не может работать в этих условиях по новому тарифу, поскольку попросту не имеет средств бесконечно финансировать эту деятельность за свой счет.

Варвара Разгон

Читайте также на сайте:

  1. Повышенная защита
  2. День настоящих мужчин
  3. Минимум снизился
  4. Кто ответит???
  5. Приоритетный национальный проект «Голодная старость»
  6. Срочно нужны волонтеры
  7. 53 проблемы
  8. Свобода и погода
  9. «Свальный» грех
  10. Николайчука вынудили?

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Яндекс.Метрика

Контакты

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Отдел рекламы

Email: rec@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-91