Томская НЕДЕЛЯ
26 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ
Томск, Россия

Непосильные тяготы великого и могучего

   0

Как бы упорно ни работали учителя и логопеды, обучить детей русскому языку по современным программам они не в состоянии

Ценность педагогики как науки состоит в разработке таких программ и методов обучения, которые позволяли бы полноценно образовывать всех детей, приходящих в школу. Современная педагогика с этой задачей явно не справляется: ни для кого не секрет, что абсолютное большинство выпускников школ элементарно неграмотно. Преподавание русского языка в школах ведется таким образом, что грамотное письмо встречается исключительно редко, а многие дети и в средней школе не умеют читать, то есть не понимают содержания текстов, которые могут озвучить. Если в середине 90-х годов прошлого века эту ситуацию активно обсуждали, то сейчас про безграмотность уже не говорят, потому что привыкли к ней.

Знания подменяются компетенциями

Издательство «Просвещение» выпустило учебник по дисциплине «Комплексный анализ текста». При этом в ряде школ такая дисциплина заменила русский язык. Об этом заявила на радио «Вести ФМ» ведущая Анна Шафран, которая возмутилась тем, что из школы убрали русский язык. По ее словам, как следует из аннотации, учебник подменяет изучение родного языка некими «компетенциями».

— Само название «русский язык» замещают какими-то странными аббревиатурами. Такое ощущение, что чиновникам ненавистно само упоминание слова «русский». Вот письмо от мамы из Челябинска: «У детей даже понятие «русский язык» пытаются стереть из сознания. У младшего сына в расписании больше нет русского, а есть аббревиатура ФГС, родителям лишь дали памятку с расшифровкой, — сообщила ведущая.

Как оказалось, под аббревиатурой пряталось определение «формирование грамотного строя речи». Понятно, что школа должна давать человеку компетенции, то есть учить учиться, чтобы потом человек умел получать знания. Но тотальная подмена знаний компетенциями — это крайность. Давайте честно: как давать знания, наша система образования знает, а как давать компетенции — не знает никто. И когда русский язык, русская литература заменяется всякими загадочными словосочетаниями и аббревиатурами, то возникает ощущение того, что нас пытаются увести от простых и понятных вещей.

Родной язык формирует культуру и историю

Мы привыкли, что школа не в состоянии научить наших детей русскому языку — языку, на котором мы говорим, который формирует нашу культуру и историю. Современная педагогика не видит в этом своей вины, объясняя сложившуюся ситуацию тем, что дети стали другими. Да, жизнь становится сложнее, далеко не у всех родителей есть время и деньги для того, чтобы помочь детям в учебе и развитии, здоровых детей также становится все меньше. Объективно складывающуюся ситуацию уже не изменить. Зато можно было бы задуматься, почему, например, в 50-60-х годах прошлого века, в непростое послевоенное время, когда столько ресурсов уходило на восстановление страны, родители практически не помогали детям в учебе, не было ни репетиторов, ни логопедов, но школьники умели читать и писали грамотно.

Зрительный метод давал результат

В русском языке, как известно, не существует однозначного соответствия между звучанием слова и его написанием. Именно поэтому писать на слух, как слышишь, нельзя, в этом состоит сложность обучения грамотному письму. До середины 80-х годов прошлого века учебные программы начальной школы использовали зрительно-логический метод подачи информации. Детей сначала знакомили с буквами, учили с помощью букв по наглядным образцам составлять слова и читать их. После того, как дети овладевали чтением, их знакомили с правилами русского языка, а писать под диктовку, на слух они начинали только в конце третьего класса.

Зрительный метод обучения был нацелен на то, чтобы дети привыкали писать в соответствии с тем, что видели, а изучение системы правил позволяло усвоить логику языка. Обучение с первых дней было направлено на формирование и укрепление зрительного навыка, поэтому старшеклассники 60-80-х годов прошлого века, даже если не помнили конкретных правил, писали грамотно. Подавляющее большинство учащихся выпускных классов обычных общеобразовательных школ писало экзаменационное сочинение, делая на 10 страниц текста не более 2-4 ошибок. (Сегодня таких результатов достигают только отдельные учащиеся гимназий, а про общеобразовательные школы и вообще говорить не приходится.)

Фонетический разбор слова: важный навык или головная боль?

Во второй половине 80-х годов прошлого века образовательная парадигма кардинально изменилась, и были разработаны учебные программы, в основу которых был положен звуковой анализ речи. Современные программы, основанные на фонематическом методе, обучают, в первую очередь, звуковому анализу речи, определению звукового состава слова. И только потом детей знакомят с буквами и показывают, как переводить звуковой образ в буквенную запись. Современные программы учат детей писать так, как они слышат. Все эти программы имеют гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки РФ». Однако в середине прошлого века этому обучали не в началке, а лишь в 5 классе, и дети знакомились с основами теоретической лингвистики, сохраняя при этом грамотное письмо.

Удивительно, что ни педагоги, ни логопеды, ни психологи не подвергают сомнению качество учебных программ, но единодушны в том, что причина неграмотности — в недостатках развития фонематического слуха современных детей. Поэтому тратится много сил и времени на развитие этого слуха со старшей, а иногда и со средней группы детского сада. Современные дети еще до поступления в школу в течение 2-3 лет выполняют разнообразные упражнения, чтобы научиться выделять фонемы и анализировать звуковой состав слова. Когда дети, не видя букв, 2-3 года работают со звуковым составом слова, у них формируется слуховая доминанта: звуковой образ слова становится для них главным, первичным, а буквы, которые они начинают впоследствии использовать для записи слов, — вторичны. Когда учительница в 1-ом классе рассказала ребятам про букву «а», написала ее на доске и спросила, какое слово на букву «а» они знают, то услышала от детей — «агурец». Даже выучивая в школе правила, учащиеся продолжают писать неграмотно, поскольку им просто не приходит в голову проверять написание привычно звучащих слов.

Миф о том, что фонематический слух абсолютно необходим при обучении чтению и грамотному письму, так утвердился за последние 20 лет, что уже никто не подвергает это положение сомнению. Однако любой специалист (педагог, психолог, логопед) может посетить школу, где обучаются глухонемые дети. У глухонемых детей вообще нет никакого слуха, а не только фонематического, тем не менее большинство из них пишет грамотно. Работают они по учебникам общеобразовательных школ, читают и вполне понимают, что в них написано. Следовательно, без фонематического слуха вполне можно обойтись и при обучении чтению, и при обучении грамотному письму. Естественно, глухонемых детей учат зрительным методом и достигают с его помощью высоких положительных результатов.

К чему реформы ради реформ?

Школа должна решать вполне конкретную задачу: обучать тех детей, которые приходят учиться. Даже если программы прекрасны сами по себе, но не обеспечивают качества обучения современных детей, зачем их использовать? Не лучше ли вернуться к программам 60-70-х годов прошлого века, которые позволяли подавляющему большинству детей освоить грамотное письмо?

20-летние исследования программ начальной школы по чтению и русскому языку, принятых со второй половины 80-х годов прошлого века (и постоянно «улучшаемых»), доказывает, что неграмотность современных школьников, неумение и нежелание читать являются следствием концептуального дефекта этих программ и самих методов обучения.

Ева Маденова

При подготовке использована видеозапись встречи с психологом Л. Ясюковой и материалы сети Интернет

Читайте также на сайте:

  1. Впечатляющее возвращение
  2. Вопрос-ответ
  3. Хлеб дорожает
  4. Устав города чиновников
  5. Ректор из двух
  6. Итоги операции «Грабеж»
  7. Все для развязки
  8. Предвыборная «лихорадка»
  9. После марша
  10. Выходное усердие

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Яндекс.Метрика

Контакты

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Отдел рекламы

Email: rec@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-91