Томская НЕДЕЛЯ
26 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ
Томск, Россия

Непрозрачные реалии мусорной реформы

   0

Жители Томска и области все чаще жалуются, что мусор стали вывозить реже, появилось больше несанкционированных свалок, а тарифы за вывоз выросли

Осенью председатель правительства РФ Дмитрий Медведев освободил от должности замминистра природных ресурсов Владимира Логинова, который курировал реформу обращения с твердыми коммунальными отходами, стартовавшую в России в начале 2015 г. Реформа призвана решить проблему с несанкционированными свалками, сократить объемы вывозимых на полигоны отходов и сделать обращение с ними более цивилизованным. Предварительные итоги реформы противоречивы. Мусорная проблема стала одной из больных тем, затронутых в июне во время прямой линии с президентом РФ Владимиром Путиным.

Что такое тариф на вывоз мусора

В рамках новой системы за сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение мусора отвечают региональные операторы, выбранные на конкурсах. При этом затраты на их услуги больше не маскируются внутри общего тарифа ЖКХ, а выделяются в отдельную коммунальную услугу. Тарифы устанавливают регионы. Суммы могут рассчитываться как с квадратного метра, так и с количества проживающих в квартире. С юридических лиц плату взимают, исходя из занимаемой ими площади.

С началом реформы должен был быть введен контроль над движением отходов от контейнера до полигона. В идеале отходы после сбора должны транспортироваться на мусороперегрузочные пункты и мусоросортировочные комплексы и проходить обработку. «Хвосты» (остатки после обработки) твердых коммунальных отходов (ТКО), не подлежащие вторичному использованию, должны захораниваться на полигонах, отвечающих природоохранным нормам. Согласно задачам мусорной реформы, региональные операторы обеспечивают обращение с ТКО самостоятельно или с привлечением специализированных компаний. Деятельность региональных операторов должна осуществляться за счет экономически обоснованных тарифов, которые он должен взимать со всех потребителей услуги. Сам тариф для потребителя состоит из стоимости сбора, вывоза и захоронения одной тонны отходов и установленного норматива накопления (образования).

Выбор региональных операторов должен являться открытой процедурой и соответствовать определенным требованиям: как в целях обеспечения качества предоставления самой услуги, так и экономической благонадежности претендента на роль регионального оператора.

Кто помог САХу выиграть конкурс?

При проведении конкурса региональных операторов для организаций, претендующих на эту роль, существуют определенные условия участия. Так, долги предприятия не должны превышать 20% от стоимости активов. А выиграв конкурс, предприятие должно предоставить банковскую гарантию на сумму 10% от необходимой валовой выручки ежегодно. Как известно, банки — это не чиновники в кабинетах, которым скажут глаза закрыть, и они закроют. Банки все проверяют досконально; ни один непогашенный кредит не ускользнет от цепких глаз банковских работников. При этом, когда в Томске конкурс регионального оператора выиграло муниципальное учреждение «Спецавтохозяйство», буквально сразу по просьбе мэра И. Кляйна через городскую думу САХу выделили из бюджета очередную сумму — 82 млн рублей — как было сказано, на погашение старой кредиторской задолженности. И тут встает ряд вопросов:

— каким образом, имея такую кредиторскую задолженность, предприятие участвовало в конкурсе?

— каким образом предприятие, имеющее кредиторскую задолженность, получило банковскую гарантию?

— существует ли вообще эта банковская гарантия? А если существует, то неподдельна ли она?

Чудесные схемы

Итак, до конца непонятно, каким образом региональным оператором по обращению с ТКО в Томске и Томском районе стало муниципальное предприятие «Спецавтохозяйство г. Томска». До этого в городе вывозом мусора занимались несколько компаний, в том числе муниципальное САХ, а также «Сорнет», «ЭКМО», «АБФ-Логистик» и другие.

По законодательству, если в зоне деятельности регионального оператора образуется более 30% общего объема мусора, образующегося в субъекте федерации, он должен привлекать подрядчиков на конкурсной основе. С 1 июля 2019 г. таким подрядчиком для САХа стало ООО «АБФ-Логистик».

О взаимоотношениях регионального оператора УМП «Спецавтохозяйство» и подрядчика ООО «АБФ-Логистик» бывший глава облдепартамента природных ресурсов и охраны окружающей среды и кандидат на выборах мэра города 2018 г. Сергей Трапезников дал редакции интересные пояснения.

— На основании установленных тарифов региональный оператор собирает деньги со всех потребителей в своей зоне, а затем платит подрядчику за каждую тонну мусора, привезенного им на полигон, — помогает разобраться Сергей Янович. — Тариф, установленный для «Спецавтохозяйства», составлял 2412 рублей за тонну. В результате проведенных торгов с 1 июля 2019 г. по 31 марта 2020 г. для подрядчика была установлена стоимость сбора и доставки на полигон тонны отходов 1475 рублей. То есть «АБФ Логистик» собирает мусор со своей территории, привозит САХу, на весах взвесили — заплатили. Особо заострим внимание на то, что период действия договора «Спецавтохозяйства» с подрядчиком составлял восемь месяцев.

Однако уже в конце октября САХ проводит новые торги на 2020 г. То есть контракт договора с тарифом в 1475 рублей по времени едва перевалил за половину срока, но почему-то проводят новые торги, и с 1 января 2020 г. цена вывоза тонны ТБО подрядчикам уже вырастает с 1475 рублей до 2327. В то же время, на основании постановления правительства РФ, из тарифа регионального оператора убирается плата за негативное воздействие на окружающую среду и налог на добавочную стоимость (НДС). И САХу устанавливают новый тариф на 2020 г. — 1950 рублей за тонну.

Напомним, что подрядчику он платит за эту же тонну 2327 рублей. Плюс надо учитывать, что региональный оператор тратит средства на заключение договоров на вывоз мусора с потребителями, юридическое сопровождение, сборы недоимок, да и все неплатежи тоже ложатся на регоператора. Подрядчик же привез тонну отходов — получил деньги. То есть тариф для САХа сократился, а подрядчику при этом он стал платить на 35% больше.

И вот здесь встает вопрос к мэру города Ивану Григорьевичу Кляйну: когда он у депутатов выпрашивает деньги на «Спецавтохозяйство», он в курсе, что его муниципальное предприятие доплачивает частному подрядчику из своих денег по 400 рублей за каждую тонну отходов? А этих тонн на 2020 г. для подрядчика заложено 121 898!

И не прячьте ваши денежки!

Может быть, именно поэтому у города нет денег на развитие? Муниципальное предприятие всеми правдами-неправдами старается поддержать имидж убыточного, и при этом находит средства на заведомо невыгодное для себя финансирование коммерческого предприятия! Только подумать: ну каким образом может оказаться так, что тариф для муниципального предприятия сокращен, а оно начинает платить своему подрядчику больше на 35%? В чьих интересах работает вся эта система?

— Не стоит забывать, что десятки и сотни рублей, вкладываемые в муниципальное предприятие, включают в себя в том числе налоги наших жителей, — подчеркивает Сергей Трапезников. — Расходы бюджета на САХ — это и покупка спецтехники, и закрытие кредитов предприятия, и прочее, прочее. Только из общеизвестных источников можно заключить, что за 2019 г. на обеспечение САХа из бюджета ушло порядка 200 млн рублей. При этом становится понятно, что деньги из муниципального предприятия по очень простой и наглой схеме выводятся в предприятие коммерческое.

Такие дорогие медицинские отходы…

Все отходы, которые только существуют в мире, представляют потенциальную опасность для человеческого здоровья. Однако в повышенном внимании нуждается медицинский мусор. С точки зрения эпидемиологии, он представляет большую опасность, поскольку может содержать патогенные микроорганизмы, химические элементы, радиоактивные или токсичные вещества. Именно поэтому медицинские отходы не приравниваются к ТКО — у них другая классификация, а значит, и другая система учета.

Каждое медицинское учреждение проводит торги за сбор, транспортировку и захоронение медицинских отходов и оплачивает эту услугу исполнителю. Существуют определенные правила и схемы, которых нужно придерживаться при вывозе медицинских отходов на утилизацию. Так, запрещено использовать для других целей технику, предназначенную для перевоза медицинского мусора классов Б и В. А чтобы получить допуск к работам, связанным со сбором, хранением и транспортировкой медицинских отходов, нужно пройти специальное обучение. Кроме того, когда мусоровоз с медицинскими отходами приезжает на полигон, он должен заплатить за их захоронение. Как мы помним, в ситуации с транспортировкой ТКО дело обстоит ровно наоборот: здесь за каждую тонну привезенного на полигон мусора платят как раз подрядчику-исполнителю.

И тут у нас для наших читателей новая задачка на логику. Оказывается, являясь подрядчиком по перевозке ТКО, компании группы «АБФ» одновременно работают и с медицинскими отходами. А значит, существует большой риск, что все отходы собирают вместе: и ТКО, и медицинские. Тогда невольно встает вопрос о том, платят ли вообще подрядчики САХу за захоронение на полигоне медицинских отходов? Ведь, сдавая на полигон медицинские отходы вместе с ТКО, их можно очень выгодно продать второй раз как ТКО! Тогда может получаться так, что вместо того, чтобы подрядчик заплатил за медицинские отходы, он их… продает?

Конечно, если бы медицинские отходы в Томске и области собирались по всем правилам — исключительно специализированной машиной и специально обученным персоналом — то контроля над утилизацией этого класса отходов было бы больше.

Главной задачей реформы обращения с отходами является минимизация объемов их захоронения и максимального вовлечения во вторичное использование и переработку. Для этого нужны соответствующие объекты инфраструктуры. Как власти и мусорные бизнесмены Томской области собираются их строить, а главное — за чей счет — читайте в следующем номере.

Варвара Разгон

Читайте также на сайте:

  1. Уважаемая медкарта!
  2. ТРУДное дело
  3. Без урожая
  4. “Заботливые” дети
  5. «Спичку» надо «вытаскивать»
  6. Административные игры
  7. Двойная квитанция
  8. Право на свет
  9. Тайный союз «меча и орала»
  10. И снова о квартирах на Заливной

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Яндекс.Метрика

Контакты

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Отдел рекламы

Email: rec@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-91