Томская НЕДЕЛЯ
26 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ
Томск, Россия

Пора действовать! Берите штурвал управления в свои руки!

   2

Еще один районный перевозчик на грани банкротства

Многие работники ЗАО «Шегарское автотранспортное предприятие» (АТП) узнали о том, что их предприятие лишили права обслуживать маршрут «Томск — Мельниково» только 1 июня из выпуска «Вести» Томск. Для перевозчика этот маршрут был основной, приносящий ему прибыль. Как теперь АТП, имеющее 72-летнюю историю, будет выживать, никто не знает. Нам в газету позвонили обеспокоенные жители Шегарского района. Редактор Владимир Губа срочно выехал в село Мельниково, чтобы на месте разобраться, что произошло с предприятием, созданным при СССР.

Автовокзал в селе Мельниково

Хвалили, хвалили, да под гору свалили

Первым, кого встретил наш редактор в гараже Шегарского АТП, был водитель Андрей Акишев, который работает на предприятии уже 38 лет! Как пришел с армии, устроился на работу, так и работает. В его трудовой книжке — только одна запись. Перспективу другой работы он не видит: «Куда я пойду? Кто меня уже возьмет, когда почти 60 лет?». Конечно, за эти годы, что на предприятии, пережил многое, вспомнил, как в 90-е годы по полгода зарплату не получали. Но выжили и предприятие сохранили. А теперь, что, пустят людей по миру?!

Главный инженер АТП Юрий Лещеня показал владения предприятия: гараж, автостоянка, здание автовокзала — уже не новые, но находятся в надлежащем состоянии. На территории везде чисто. Кстати, Юрий Михайлович — родственник знаменитого председателя колхоза «Гигант» В. И. Лещеня из Каргалы. В «Томской НЕДЕЛЕ» была публикация «Как живешь, Каргала?» (№ 4 от 24.01.2020 г.).

Ю. Лещеня рассказал, как областной департамент по транспорту заверил их, что Шегарское АТП победит в конкурсе, ведь предприятие на хорошем счету и, со слов чиновников, одно из лучших в области. Большинство муниципалитетов уже давно отказались от убыточных внутрирайонных маршрутов. Шегарскому АТП пассажироперевозки внутри района ежегодно приносят минимум полтора миллиона убытков, но шегарцы от этого направления пока не отказываются, понимая его социальную значимость. Таким образом, АТП выполняет, можно сказать, социальную миссию. Хотя эти деньги могли бы пустить на материально-техническое оснащение, заработную плату или другие цели.

Музей АТП «Шегарский» на колесах

На предприятии сохранена вся структура: есть контрольный механик, свой медик сертифицированный, своя служба технического контроля. Все свое, на договорном обслуживании ничего нет. И автобусный парк обновили за последние годы. Коллектив, пережив перестройку, лихие 90-е, работает стабильно. Более того, за этот сложный период образовался сплоченный костяк работников, заинтересованных в сохранении и развитии предприятия!

Однако конкурс по пассажироперевозкам по маршруту «Томск — Мельниково» выиграла организация ООО «ТФ «Движение — 2000», потому что основные баллы были за автобусы. У «Движения» новые автобусы и выше классом. А у АТП — ПАЗики, вот и проиграли. Лещеня сказал, что в приватной беседе новый перевозчик «не рвется в Шегарку, потому что это чужой маршрут». Сейчас руководство Шегарского АТП готовит исковое заявление в суд, чтобы оспорить это решение.

Тамара Соловьева — кассир с 11-летним стажем работы. Она пришла на предприятие сразу после учебы. Тамара рассказала, что весь коллектив автовокзала против результатов конкурса. У варяга-перевозчика нет в Мельниково ни стоянки, ни автовокзала. Как он будет выполнять требования по комфортному обслуживанию пассажиров? На автовокзале есть, где перекусить. Туалеты чистые. Автобусы из деревень идут транзитом, везут людей сразу до Томска. Автобус делает здесь остановку. Люди сходят в туалет, перекусят и едут дальше. Пассажиры сразу берут билеты до города, не идут в райцентре в кассу. А теперь получится, что будут приезжать только в Мельниково, а здесь опять нужно брать билет до Томска. Кассир возмущена: «Мы столько здесь работаем! Узнали о результатах конкурса недавно. С коллективом предприятия никто не разговаривал!».

Пассажиры, что сидели на автовокзале в ожидании своих рейсов, тоже высказали опасения по поводу судьбы АТП и пассажироперевозок по району. Они отметили, что АТП работает нормально, нареканий к водителям нет. Даже в период пандемии COVID-19 автобусы продолжают ходить по маршрутам два раза в неделю.

Автобус к рейсу готов

АТП на службе земляков

Шегарское АТП стабильно обслуживает маршрут от районного до областного центра уже много лет. По данным с сайта администрации, в 2019 г. на маршруте № 509 «Томск — Мельниково» работало 19 автобусов. Из Томска первый автобус выходил в 7:20, а последний — в 21:00. Кроме этого, АТП имеет 13 муниципальных маршрутов внутри района, а с 23 мая 2020 г. по 15 сентября 2020 г. возобновилось движение автобусов по маршруту Мельниково — Старая Шегарка.

Теперь автопредприятие будет возить пассажиров только по району и внутри райцентра. По словам директора предприятия Вячеслава Лазерко, который возглавляет его с 2011 г., они лишилось самого выгодного направления, которое много лет позволяло АТП держаться на плаву и развиваться. Все маршруты составлены с учетом того, что автобус должен побывать в городе Томске, вернуться, заправиться, сделать перерыв и осуществлять внутрирайонную перевозку. Директор АТП с надеждой смотрит в сторону районной администрации, ведь предприятие выполняет социальный заказ, и его гибель приведет к тому, что жители 37 населенных пунктов Шегарки останутся без регулярного транспортного сообщения.

Тревожиться есть, о чем — сегодня четверть работников пенсионного и предпенсионного возраста. Молодежь в АТП работать не идет, в первую очередь, по причине низкой заработной платы. А зарплата низкая потому, что предприятие работает с убытками. И круг замкнулся.

Перспектива закрытия предприятия вызывает у работников противоречивые чувства, досаду и надежду, что может быть, все обойдется. Но этот год может стать последним в истории Шегарского АТП. И 60 работников пополнят ряды безработных. Кстати, по последним данным облдепартамента труда и занятости населения, на 1 июня по сравнению с 1 января 2020 г. количество безработных в Томской области выросло в 2,5 раза! За апрель-май на учет для получения пособия по безработице встали 13 346 жителей. Отмечается, что под угрозой увольнения на конец мая находились более 2 тыс. человек, деятельность большинства из них связана с транспортировкой и хранением.

Главный инженер АТП «Шегарский» Юрий Лещеня с коллективом в гараже АТП «Шегарский»

В чьих руках судьба Шегарского АТП?

В областном департаменте транспорта считают, что судьба Шегарского АТП теперь находится в руках самого предприятия и районных властей. Там подтвердили, что аукцион прошел в соответствии с законом. Начальник департамента Юрий Баев сказал на камеру в новостях: «Конечно будем отрабатывать с районной администрацией, чтобы также подставляли плечо, для того, чтобы нам не потерять ни коллектив, ни тот опыт, который наработало предприятие. Районному перевозчику сегодня предлагается зарабатывать на внутренних рейсах или побеждать в других конкурсах. Кроме этого, областные власти готовы помочь АТП в получении субсидии, которые выделяются из областного бюджета». Такое заявление чиновника мы считаем циничным. Ю. Баев прекрасно знает, что на внутрирайонных рейсах ничего не заработаешь, Шегарское АТП имеет из-за муниципальных перевозок ежегодно до полутора миллионов убытков. А побеждать в конкурсах перевозчиков с ПАЗиками просто не реально.  

Последние десять лет для руководителя Шегарского АТП главной задачей было сохранить предприятие, чтобы оно работало стабильно.

У администрации Шегарского района позиция одна: «Конкурс состоялся по закону, а выше закона мы прыгнуть не можем». Правда, районные чиновники понимают, что теперь все бремя расходов на муниципальные пассажироперевозки может лечь на районный бюджет. Так, зам. главы района Евгений Богданов озвучил, что в бюджете Шегарского района заложена компенсация — 800 тыс. рублей за осуществление внутренних маршрутов. Теперь эту сумму придется увеличить в разы. Он реально понимает, если закроется предприятие, а это 60 человек, то район не только не получит приличные налоговые доходы, — НДФЛ в пределах миллиона с лишним рублей, — но и усилится социальная напряженность: увеличится количество безработных, а удобства для жителей района, наоборот, снизятся.

Парк автобусов АТП «Шегарский» был обновлен

А счастье было так близко…

Буквально год назад, в марте 2019 г., администрация Шегарского района утвердила документ планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах муниципального образования «Шегарский район» на средне- и долгосрочную перспективу (до 2032 г.). Планируемые мероприятия были направлены на создание условий, обеспечивающих удовлетворение спроса населения муниципального образования «Шегарский район» в транспортных услугах, организацию транспортного обслуживания населения, соответствующего требованиям безопасности и качества. Ознакомимся с этим документом.

В ходе осуществления SWOT-анализа был сделан акцент на сильные стороны района, его потенциальные и реальные возможности. Слабые стороны указывают на сферы, требующие серьезных улучшений и принятия неотложных мер.

Существующее состояние транспортного обслуживания населения Шегарского района в части регулярных перевозок по муниципальным маршрутам:

— транспорт общего пользования МО «Шегарский район» представлен тринадцатью автобусами малого класса;

— в настоящее время регулярную перевозку пассажиров и багажа в МО «Шегарский район» осуществляет перевозчик — ЗАО «Шегарское автотранспортное предприятие»;

— муниципальная маршрутная сеть МО «Шегарский район» состоит из тринадцати муниципальных маршрутов регулярных перевозок;

— анализ маршрутной сети показывает, что часть маршрутов регулярных перевозок в МО «Шегарский район» полностью или частично дублируются межмуниципальными маршрутами.

В документе выделены ключевые негативные факторы, сдерживающие развитие транспорта:

  • снижение пассажиропотока по межмуниципальным маршрутам;
  • необходимость обновления подвижного состава, используемого при осуществлении регулярных перевозок на территории села Мельниково и Шегарского района.
  • наличие потерь в доходах автотранспортных предприятий на рынке регулярных перевозок вследствие несанкционированных перевозок легковыми такси.

Общие условия для развития рынка транспортного обслуживания населения Шегарского района в части регулярных перевозок по муниципальным маршрутам год назад оценивались как позитивные. Была разработана Целевая модель транспортного обслуживания населения Шегарского района и Дорожная карта реализации комплексного плана транспортного обслуживания населения. В октябре 2019 г. утвержден реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Шегарского района.

Однако, ни в одном из перечисленных документов мы не нашли даже намека на то, что в результате областного конкурса предприятие могут лишить права обслуживать маршрут «Томск — Мельниково». Получается, что грош — цена такому SWOT-анализу! Почему не была учтена самая главная угроза существованию Шегарскому АТП? Почему не разработан план Б — запасной вариант для развития предприятия, если ситуация ухудшится? Нам не понятно, почему до сих пор отмалчивается новый глава Шегарского района Александр Михкельсон. С момента назначения (19.11.2019 г.) уже прошло 100 дней, пора бы уже разобраться с ситуацией в районе и начать действовать!

Самое поразительное, что все это происходит в преддверии внесения поправок в конституцию РФ! Будет ли желание у коллектива АТП «Шегарский», который элементарно «кинули», у членов их семей, их родственников и знакомых пойти на так называемое голосование?! Если уже сейчас не исполняется конституционное право на труд, то чего ждать после внесения поправок? Неужели чиновники областной администрации сознательно провоцируют граждан на срыв голосования за поправки к конституции?!

Автобус АТП «Шегарский» выходит в последний рейс?

Что делать? Действовать!

Вспомните хотя бы притчи про лягушек, которые попали в крынку со сливками. Та лягушка, которая продолжала активно дрыгаться и работать лапками, не пошла ко дну, а сбила комок масла и смогла выбраться наружу. Вот и работникам Шегарского АТП не нужно оставаться в оцепенении и жалобно смотреть в сторону райадминистрации. Все равно ничего не дождетесь! Нужно провести в райцентре народный сход, пригласить СМИ. На носу — выборы, нужно использовать свой шанс. Перевозчику нужно заручиться поддержкой жителей. И «звонить во все колокола» — идти в ФАС, к депутатам, к омбудсмену.

В Томской области уже не одно районное АТП так сгинуло. Последним наглядным примером стала судьба главного областного перевозчика ООО «Томскавтотранс». Наша газета на протяжении многих лет писала, как областной департамент транспорта уничтожал это предприятие. В публикации «Так что ж вы ботик потопили?» («ТН» от 21.06.2019 г.) подробно описана история развала госпредприятия. Последних работников сократили три месяца назад (смотрите публикацию «Демченко, будь мужиком!» — «ТН» от 14.02.2020 г.). Правда, по последним слухам, водителей опять зовут на работу. Но слухи эти мы еще проверим.

Поговорка «Спасение утопающих — дело самих утопающих» уже давно стала указом к активным действиям. Берите штурвал управления своей жизнью в свои руки!

Ия Владимирова

Читайте также на сайте:

  1. Синхронное плавание
  2. Хочу правды!
  3. Заслуженный Плужников
  4. Близнецы под наблюдением
  5. Поликлиника почти переехала
  6. Партийное раздолье
  7. Область беззакония – 2
  8. Пенсии досрочно
  9. Много-много снега
  10. Готовим машину к зиме

комментария 2

  1. Виталий

    Идиоты! ООО Движение 2000 обещали красивые современные и удобные автобусы! А ездят такие же пазики ещё хуже наших! Обслуживают как попало. На народ совсем наплевать! А как зимой без крыши ждать автобус? Куда смотрит глава района? Верните нам наше АТП!

  2. Екатерина

    Нужно действовать, объединиться!!! Почему районная администрация бездействует?Подготовить обращении в различных соответствующих инстанций, органов для проверки данного проведенного конкурса.

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Яндекс.Метрика

Контакты

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Отдел рекламы

Email: rec@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-91