Томская НЕДЕЛЯ
26 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ
Томск, Россия

Реликвии пророка побывали на томской земле

   0

Томские мусульмане встретили святые реликвии пророка Мухаммеда

21-22 сентября в жизни томских мусульман произошло знаменательное событие. В Белую мечеть из Дагестана и Москвы привезли реликвии, связанные с жизнью пророка Мухаммеда. Среди них волос пророка, его чаша, кувшин и волос его дочери, ключ от священной Каабы. В честь этого события в Томск приехало до двадцати тысяч верующих из разных городов и стран. Реликвии разместили в здании Белой соборной мечети, которая находится на Московском тракте. Доступ к реликвиям был открыт круглосуточно в течение двух дней. Событие такого содержания и масштаба в исламском мире Сибири произошло впервые.

Посмотреть на реликвии приехали мусульмане из Монголии, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана и других регионов России. Очередь, чтобы посмотреть на реликвии, не заканчивалась два дня. Также днем в субботу в Облсовпрофе прошел международный круглый стол с участием официальных лиц из нескольких стран, а вечером концерт мусульманских песен в честь празднования 105-летия Белой соборной мечети. Один из организаторов праздничных мероприятий воззвал:

— Давайте возблагодарим Всевышнего за то, что дал нам возможность сегодня распространять эту религию, говорить о ней и поклоняться реликвиям. Ведь были периоды в истории, когда наши отцы и деды, к великому сожалению, были ограничены в этих возможностях.

Во дворе Белой мечети. Молитва в ожидании начала доступа к реликвиям

О возникновении исламской общины Томска

Действительно, исламская религия  –  одна из самых распространенных конфессий Томской области. История исламской общины здесь насчитывает более четырехсот лет. Томские татары, исповедующие ислам, являются коренными жителями Томска. Здесь формировались обряды и обычаи. Большинство татар не знали русского языка, тем более писать на нем не умели. Идентичность томских татар определялась именно единым религиозным сознанием общности народа и языка.

Татарское население города Томска сложилось из разных тюркоязычных групп Притомья. Первыми его тюркоязычными жителями были местные эуштинцы, калмаки и чаты. В ХVII–ХVIIIвв. Заисток представлял собой укрепленный форт на юге Томска, прикрывавший нижнюю часть города. Со времени основания Томска татары компактно проживали в районе Заисточья. С прокладкой через Томск Московского тракта в 30-х годах ХVII в. в этот район переселились группы эуштинцев, чатов и позже татар из европейской части России, и он стал называться Татарской слободой. В ХVIII в. по обеим сторонам Томи располагались три мечети.

В середине ХIХ в. в Томске из 14 тысяч жителей города было около 300 бухарцев и один мулла магометанского вероисповедания. В 1897 г. магометан было 1611, из них 221 представитель коренных тюрков, 68 бухарцев, 1322 пришлых татарина.

На столе – привезенные реликвии пророка Мухаммеда

Пришлый компонент  –  поволжско-приуральские татары и бухарцы (узбеки, таджики, казахи, уйгуры)  –  сыграли важную роль в этногенезе сибирских татар. Именно с бухарцами, переселившимися в Западную Сибирь в ХVI–ХVIII вв., связано распространение среди сибирских татар ислама. Мусульманская религия (к томским татарам она пришла в начале ХVIII в.) способствовала сближению сибирских татар между собой, к осознанию их единства, общности.

Все мечети в Томске были построены в то время, когда указным муллой Томской губернии (надо учесть ее границы на тот момент) был Хамза Мухаметаминович Хамитов. Семья Хамитовых переехала в Сибирь из Пензенской губернии. Первые сведения о Хамзе Хамитове появились в 1878 г., на мечетской книге написана его должность – указной мулла. До 1917 г. существовал возрастной ценз для этой должности: кандидат должен быть не моложе 35 лет. Предположительно, Хамза родился в конце 30-х годов Х1Х в., а последнее упоминание о нем в записке 1933 г., что он проживает в мечети. Ни он, ни его семья не были репрессированы. Он был праведным человеком, очень уважаемым не только мусульманами, но и всеми жителями Томска. Хамза Хамитов был указным муллой до 25 марта 1917 г., ему было уже за 70 лет.

Жителям Томска более известен его брат – купец Карим Хамитов, в его доме по ул. Горького сейчас расположен Центр татарской культуры.

Первая каменная мечеть была построена в течение трех лет и заработала в 1904 г. По данным краеведов, основные средства для строительства крупнейшей в Сибири каменной мечети предоставил брат ахуна купец Карим Хамитов.

Утро 21 сентября у Белой мечети

История Белой мечети

На круглом столе, состоявшемся 21 сентября, было рассказано об истории Белой мечети, которая в этом году отметила 105 лет со дня основания.

В начале ХХ в. с открытием Первой соборной мечети и мусульманских школ религиозная жизнь «магометан» Томска особенно бурлит. Издается мусульманская газета «Сибирия», проводятся благотворительные вечера, театральные постановки. На джума-намазы людей собирается огромное по тем меркам количество, народ уже не вмещается в молитвенный зал, одной мечети уже недостаточно для отправления религиозных нужд всеми жителями Заисточья, особенно его отдаленных районов.

И тогда ахун Хамза Хамитов принимает решение построить в городе вторую каменную мечеть. В прошении, поданном инициативной группой в 1910 г., говорилось: «Магометане Томска, поселившиеся в местности «Заисточья», тянущейся на очень значительной протяженности от центра города до окраины при имеющейся одной мечети, построенной ближе к центру города и отдаленной от окраин, заселенной в большинстве магометанами, были поставлены в затруднение при отправлении своих религиозных нужд. Часть магометан, живущая в отдалении от мечети, нашла нужным построить вторую мечеть, чтобы обслуживать более отдаленную окраину».

Заседание круглого стола

Белая мечеть была построена в 1913 г. по проекту главного губернского архитектора Андрея (Генриха) Лангера, имевшего австрийские корни. Автор десятков проектов, в том числе нескольких томских церквей, синагоги, драматического театра, А. Лангер спроектировал Белую мечеть в стиле модерн с исламским декором. Томская «магометанская» община под руководством ахуна Хамзы Хамитова в начале XX в. переживала период подъема, как в духовном, так и в материальном плане. Рассказывают, что на каждом пятничном намазе в Красной мечети собиралась крупная сумма пожертвований для строительства второй мечети, которую в городе прозвали Белой по цвету стен. Мечеть на Московском тракте стала одной из последних работ Лангера. В 1916 г. губернского архитектора призвали на военную службу.

Первым официальным муллой Белой мечети в 1917 г. стал Яхья Нурмухаметов, направленный в Томск Духовным Собранием из Уфы. До назначения в Томск Нурмухаметов служил муллой при Оренбургском казачьем войске.

10 октября 1939 г. постановлением облисполкома Белая мечеть была закрыта, здание передано под национальную татарскую школу. Позже ее минарет был снесен, а само здание в дальнейшем использовалось правлением артели Культспорт. С 1960-х здесь размещался цех карандашной фабрики. Возвращение мечети верующим состоялось в 1990 г. Мечеть была отреставрирована к 1999 г. и ныне является действующей. Ее посещают верующие разных возрастов и национальностей, проводятся службы.

Слева – имам Белой соборной мечети Нурулла Хаджи (Турсунбаев)

Интеллектуальный ислам против экстремизма

С докладом об отношении исламского мира к экстремизму и терроризму на круглом столе выступил заместитель муфтия республики Дагестан Шамиль Алиханов:

— Терроризм сегодня превратился в первостепенную угрозу для всего человечества. Он представляет собой разветвленную, хорошо отлаженную мировую систему, обладающую огромными материальными, финансовыми и людскими ресурсами. Никакая страна не может считать себя защищенной от угроз этой силы. Терроризм многолик, маскируется и прикрывается различными идеологическими и политическими доктринами, в том числе религией ислам. Ряд экстремистских организаций и групп, к примеру, ИГИЛ (запрещенная на территории РФ), действуют под исламскими лозунгами. Влияние руководителей и вдохновителей экстремистов во многом определяется тем, что они выдают себя за последователей истинного ислама и борцов за воплощение его идеалов в жизнь. В этих условиях в мире формируется искаженное представление об исламе, как о религии агрессивной, оправдывающей экстремизм и насилие. В условиях активизации международного терроризма, по мнению многих, религия сама должна стать главной силой, противодействующей экстремистским идеологиям. Духовные авторитеты, ученые-теологи активнейшим образом включаются в антитеррористическую пропаганду, разъясняют и показывают миру, что идеологическая и политическая платформы террористов не совместимы с истинной миссией религии, что экстремизм и терроризм – это извращение основ человечности, он в корне не совместим с моральными установками религии. Что же говорят по поводу терроризма мусульманские богословы? Они утверждают: террор и ислам не совместимы. Как говорится в «Послании улемов мира», ислам – религия мира и спокойствия. Главной целью религии любой конфессии, в том числе ислама, является духовное очищение, миролюбие, гуманизм, милосердие и совершение добрых дел. Эти ценности способствуют формированию духовно-нравственного воспитания.

Концерт религиозных песнопений

Председатель ассамблеи народов Томской области Николай Петрович Кириллов в своем выступлении отметил:

— Мы очень дорожим тем, что у многих наших диаспор есть вертикаль. У нас общая история, общие герои, общее отношение. Поэтому ничего, кроме дружбы, не может получиться в этих отношениях.Почитание через поклонение

Зрительный зал на концерте

Нынешний имам Белой соборной мечети Нурулла Хаджи (Турсунбаев) рассказал, почему волос Мухаммеда и другие реликвии важны для мусульман:

— Томичам необычайно повезло, ведь самому пророку Мухаммеду принадлежат слова: «Кто увидит частичку моего тела, тот увидит меня вживую». А значит, в судный день пророк сделает заступничество за этого человека перед всевышним. Мусульмане всего мира с уважением и почтением относятся к вещам пророка. Реликвии специально передали из Саудовской Аравии в Дагестан. Увидеть священные реликвии, связанные с пророком Мухаммедом, – это непередаваемая радость для всех мусульман. Сегодня для всех мусульман, которые проживают на томской земле, великий праздник! Ведь к нам привезли реликвии, которые мечтают увидеть в своей жизни все мусульмане.

Нурулла Хаджи также отметил, что мусульмане вовсе не поклоняются реликвиям, а только чтут через них память пророка.

Люди на открытии праздника, посвященного 105-летию Белой мечети

Также на открытии 105-летия Белой соборной мечети было зачитано приветственное слово нашей землячки, депутата Государственной думы Татьяны Васильевны Соломатиной: «Я уверена, что непреходящие духовные ценности, которые проповедует ислам, разделяют все люди доброй воли. Всем, кто сегодня пришел на этот большой и светлый праздник, желаю незабываемых впечатлений, доброго общения и полной духовной радости!»

Софья Вольская

Читайте также на сайте:

  1. Больше полетов
  2. Липовый полис
  3. О жизни томичей в годы войны
  4. Между первой и второй
  5. Очередь за жильем
  6. Мировое правительство
  7. Картофельный кризис
  8. Международное водительское удостоверение
  9. Мы ездим на старье
  10. Правдивый взгляд на историю Руси

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Яндекс.Метрика

Контакты

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Отдел рекламы

Email: rec@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-91