Томская НЕДЕЛЯ
26 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ
Томск, Россия

«Русь изначальная» находилась в Сибири

   0

Мы продолжаем публиковать материалы о нашей истории

Как говорил известный историк В.О. Ключевский, нация, не знающая своей истории, обречена на исчезновение. Поэтому все народы яростно отстаивают свою древнюю историю. Некоторые из них чрезвычайно преуспели в обосновании своей подлинной или мнимой древности, в отличие от наших историков. Между тем есть основания утверждать, что возраст нашего народа насчитывает минимум шесть тысяч лет, что поголовная грамотность у нас была уже в IV веке до н.э. и что нынешнюю нашу огромную территорию мы занимали 3-5 тысячелетий назад.

Почему же мы этого не знаем? Во-первых, потому что не хотим знать. То есть не мы не хотим знать, а наши историки не хотят. Во-вторых, потому что мы ищем нашу историю «не там, где потеряли, а там, где светло». Древнейшая наша история разворачивалась в Сибири. Обоснованию этого тезиса посвящена данная статья.

Артания

О загадочной Артании как о третьей Руси наряду с Куявией (Киевской землей), Славией (Новгородской землей) рассказывали арабские, персидские и среднеазиатские географы IX-X вв. Аль-Балхи, Ибн Русте, аль-Истархи, ибн Хаукаль, а также сицилийский географ аль Идриси. Загадочность Артании обусловлена тем, что артанцы никого не пускали в свою страну, а проникавших в нее незаконно попросту топили в реке. Торговали они соболями, оловом, «желтой медью» и очень высоко ценившимися клинками, выращивали просо, а своего царя называли хаканом.

Отечественные историки с ног сбились в поисках Артании, но так и не нашли ее. И это немудрено, ведь искали они ее в Восточной Европе, а располагалась она на юге Сибири. Во всяком случае, на географической карте Западной Сибири французского географа Гийома.

Сансона, город Арса (Arza), находится неподалеку от южного берега Золотого (Телецкого) озера. Озеро на карте развернуто против часовой стрелки градусов на 60. На ней в озеро с юго-востока впадают две реки: та, что правее, называется Лахман (Lachman), левая – безымянная. На ее левобережье и стоит город Арса.

В 2014 году Дом детства и юношества «Кедр» г. Томска осуществил детско-юношескую экспедицию в низовья реки Чулышман с целью поисков столицы Артании. Я принимал участие в этой экспедиции в качестве научного руководителя, формулировал ее цель и задачи, методы решения задач и предполагаемые результаты. Мы обследовали 80 км долины реки Чулышман, от перевала Кату Ярык до Телецкого озера. Урочища в расширениях долины Чулышмана производят впечатление обустроенной земли. Здесь растут одни лишь тополя, тогда как выше по склонам и на вершинах окрестных гор распространены лиственнично-еловые леса. В долине много фруктовых садов, которые разводились русскими переселенцами. Но по поводу некоторых высказывалось мнение, что они росли здесь всегда. В каждом урочище прекрасно проявлены поливные системы, создававшиеся в древности для выращивания злаков: проса, пшеницы, ячменя. Ныне некоторые из них используются для заготовки сена на зиму. Кое-где нами фиксировались фрагменты старинных дорог. Они были с двух сторон трассированы выкладками из валунов диаметром 20-25 см.

Расспросы местных жителей подтвердили былое существование в долине Чулышмана древнего города. Так, Петр Машкаков, хозяин турбазы «Учар», заявил, что в урочище Усть-Чульча был город – центр железоделательного производства. Город имел тесные торговые связи с Китаем, торговал с ним самыми лучшими в мире клинками. Назывался город, по его утверждению, Арга и был позже совершенно уничтожен набегом кочевников. Кто это был, Машкаков не пояснил.

Год или два назад в урочище Усть-Чульча приезжал порыбачить некий профессор из Китая. Его сопровождали шестеро телохранителей. Он делал облет местности на вертолете и брал с собой Машкакова. Также они вместе посещали территорию бывшего железоделательного завода и обнаружили там горы шлака. Все это нам поведал Машкаков. Он обещал назавтра повторить это перед видеокамерой, но наутро внезапно уехал по делам.

Причина, возможно, была в том, что, по его словам, вслед за нами приедут археологи и все здесь перекопают.

Похожая история повторилась в поселке Балыкча. Директор местной школы Эркемен Чейнин уверенно заявил, что город здесь был, но имел название Артал. Еще он назвал одно урочище, очень перспективное в плане локализации другого города  – Утту-Кайа. Чейнин обещал сам приехать в наш лагерь (мы стояли тогда в турбазе «Золотые пески» на берегу Телецкого озера в семи км от Балыкчи), но не приехал. Электронную копию своей дипломной работы, посвященной результатам археологических исследований на Чулышмане, не прислал и на письмо не ответил. У нас сложилось впечатление, что местным тюркам русский город на их земле не нужен. Дай бог, чтобы первое впечатление оказалось ошибочным.

Местная топонимика однозначно подтверждает не только то, что город был, но и свидетельствует о правильном названии этого города – Арта. На Чулышмане и в его окрестностях много топонимов, в корневой основе которых имеется Арта, а формант местный тюркский или дотюркский. Это село Артыбаш, кордон Артышту, реки Артыш, Артлаш, Артышта, мыс Артыл, хр. Кызыларт, г. Артыбан, перевал Кадыр-Арт, два крошечных перевала Арта-Савгыш, река Арса к западу от Телецкого озера. Несколько особняком в этом ряду стоят топонимы в Кемеровский области, на границе Междуреченского и Таштагольского районов. Здесь распространены гидронимы и ойконимы с названием Ортон. Это свидетельствует о переходе термина Арта в термин Орда.

ДДЮ «КЕДР» планирует новую экспедицию на Чулышман. Дело в том, что обнаружились новые обстоятельства. В начале 2019 года, знакомясь с трудами арабских авторов, я нашел указания о том, что город Арса стоял на горе, а мы в 2014 году искали в урочищах вдоль реки. Масуди писал: «И есть река Руса (Дуна), вытекающая из глубины земли славян, и текущая в восточном направлении вплоть до границы руссов. Затем она проходит по пределам Артаб, Салаб и Куяба, которые являются городами руссов…» По данным Масуди, все три города находились на одной реке.

Город Куяба подавляющее большинство историков ассоциирует с Киевом. Поэтому и поиски Артании всегда происходили в Восточной Европе.

Сицилийский картограф аль Идриси (XII в.), однако, вместо Куябы привел совсем другое название города и упомянул еще одну подробность, выводящую поисковиков в Сибирь: «Русов три вида (аснаф). Одна их группа (кабил) называется равас, и правитель

(малик) ее живет в городе Кукийана. Другая их группа называется ас-Салавийа, и правитель ее живет в городе Салав. Этот город [стоит] на вершине горы. Третья группа называется ал-Арсанийа, и правитель ее пребывает в городе Арса. Город Арса – красивый укрепленный город на горе, и местоположение его между [городами] Салав и Кукийана. От Кукийаны до Арсы четыре перехода, а от Арсы до Салав четыре дня [пути]. Кукийана – населенный пункт из числа городов земли булгар. И далее Кукийана – город тюрок, именуемых Руса», – писал Идриси.

Таким образом, Кукийана вовсе не Киев. Есть ли шанс найти этот город в Волжском Булгаре? Вот это вряд ли, учитывая факт обнаружения столицы Артании на карте южной Сибири на Алтае. Вот здесь и надо искать красивые укрепленные города, а не в устье Камы.

Долина Чулымшана

Лукомория

Русские люди, проживавшие на Восточно-Европейской равнине, во втором тысячелетии нашей эры называли Сибирскую Русь Лукоморией.

К сожалению, А.С. Пушкин навязал нам всем представление о Лукомории как о сказочной стране. В 1820 году в Прологе к «Руслану и Людмиле» он писал о Лукомории: «Там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит, там на неведомых дорожках следы невиданных зверей, избушка там на курьих ножках стоит без окон без дверей» и так далее.

С тех самых пор все считают Лукоморию сказочной страной.

Не исключено, что «плохому» научил юного Пушкина посланник Священной Римской империи Сигизмунд Герберштейн, побывавший в Москве в 1517 и 1526 гг. В 1549 г. он опубликовал в Вене «Записки о Московитских делах», где писал о Лукомории всякие небылицы, подчеркивая при этом, что сам он в эту сказочность не верит.

Юношей Александр Пушкин учился в Царско-Сельском лицее – лучшем среднем учебном заведении того времени. Полагаю, преподаватели лицея лицеистам не могли не рассказать о работе Герберштейна, посвященной России и в том числе Сибири. А Герберштейн помещал Лукоморию на правобережье Оби.

Кроме того, сама Арина Родионовна могла рассказывать Александру о Сибирской Лукомории («Что за чудо эти сказки»,  – говорил Саша.)  Дело в том, что Арина Родионовна вполне могла слышать о Лукоморье от Сашиного прадеда Абрама Петровича Ганнибала, отбывавшего в Томске краткосрочную ссылку с 1729 по 1730 год.  Известный томский краевед Павел Алексеевич Барсагаев, помнится, поведал мне любопытнейшую, правда непроверенную, версию о том, что монахи Алексеевского монастыря, рассказывая Ганнибалу о Лукомории, позволили Абраму Петровичу скопировать некую старинную карту этой самой Сибирской Лукомории.

Сложнее ответить на вопрос, почему за Обь поэт поместил «русский дух»? На этот счет существует две версии.  Первую выдвинула этнограф Галина Ивановна Пелих — профессор Томского госуниверситета. Согласно этой  версии, термин Лукоморье был занесен в Сибирь на берега Иртыша русскими переселенцами-самарами за 10 поколений до Ермака с берегов теплого южного моря (Каспийского, Азовского или Черного). Лукоморьем ими была названа крутая дуга возвышенного обского берега против северного устья Иртыша.

Другая версия высказана мной в «Сибирской прародине». Лукоморией  называли свою страну наши предки-русы еще в Прародине, располагавшейся на берегах Северного Ледовитого океана (Карское море). Переселяясь вначале в результате перенаселенности и позже похолодания, предки везде называли землю своего проживания Лукоморией. Именно поэтому в самых старинных картографических источниках Лукомория локализована на Крайнем севере, а по мере омоложения источников локализуется все южнее. На карте Г. Сансона (1688) Лукоморье локализовано в бассейнах Кети, Чулыма и в Томском Приобье.

Но есть еще картографический материал, развенчивающий представление о Лукомории как о сказочной стране. На самом деле Лукомория была страной городов. На позднесредневековых картах Западной Сибири, опубликованных в Западной Европе С. Герберштейном (1549),  А. Ортелием (1570), Г. Меркатором (1569), И. Магином (1600), А. Дженкинсоном (1556), И. Гондиусом (1606), Кантелли (1683), Н. Витсеном (1687), Г. Сансоном (1688), показаны города Грустина, Серпонов, Коссин, Ляпин, Терем, Тюмень, Камбалык.

На самом деле городов было гораздо больше (читайте в интернете  «Исчезнувшие сибирские города». Здесь же, за неимением должной возможности, я охарактеризую лишь два города, Грустину и Камбалык.)

Телецкое озеро

Грустина

Этот город присутствует на картах Герберштейна, Ортелиуса, Меркатора, Гондиуса, Сансона, Кантелли, Блау и др. на правом берегу Оби, но на разной широте. Ее упоминали в своих трудах Герберштейн и Витсен. Последний, кстати, указал широту этого города, и она отличилась всего на полградуса  от широты Томска. А на картах Меркатора и Гондиуса географические координаты Грустины и Томска совпадают до полуградуса, правда, после внесения поправки на положение нулевого меридиана.  Лишь в 1884 году географы договорились проводить нулевой меридиан через Гринвич. До этого он проводился где-то в Атлантическом океане, через Гринвич проходил 20-й меридиан, а через Грустину 105-й.

Профессор МГУ, заведующий кафедрой археологии Л.Р. Кызласов был убежден, что Грустина располагалась в окрестностях Томска. Также он считал, что именно к Грустине относится описание «двухэтажного» города в старинной книге «О человецех незнаемых на восточной стороне и о языцех розных». В этом городе был нормальный наземный этаж, но был еще и подземный. В него прятались жители города, когда приближался караван купцов. Но во дворах успевали разложить свои товары для обмена и свежие еду и питье.

Свое название город Грустина получил в честь птицедевы сестры месяца Груздины. Она была ключницей в Край Земле, заведовала открыванием и закрыванием замков на дверях в подземелья. Край Землей южные славяне называли свою заполярную прародину, из которой они двумя бросками (сначала на юг и после продолжительной остановки на запад) перебрались в Карпаты.

Об этом можно прочитать у сербского этнографа С.И. Верковича. Этот незаслуженно и, я бы сказал, злонамеренно забытый ученый в середине XIX века записывал в Родопах песни македонцев-помаков. Книги Верковича недавно перевел и издал на русском языке под названием «Славянские Веды» Александр Асов. По объему эти Веды значительно превосходят индоарийские Веды. И опубликовал их Веркович на полстолетия раньше, чем  Б.Г. Тилак опубликовал свою эпохальную книгу «Арктическая родина в Ведах». Название местностей и имена персонажей позволяют ассоциировать Край Землю с горами Путорана, которые славяне называли Святыми горами.

Когда славяне в ходе броска на юг дошли до берегов Томи и увидели в береговых обрывах множество входов в подземелья, они уверенно сказали: «Это владения Груздины», — и так именно назвали свой город. То, что это было именно так, подтверждается наличием горной вершины Груздина в Салаирском кряже к западу от Белово. А оглушение, переход «д» в «т» – это тюркское влияние.

То, что город Грустина был основан славянами, подтверждается латинской надписью на карте И. Гондиуса рядом с Грустиной, которая в переводе гласит: «В этом холодном городе живут слитно татары и русские».

Камбалык

Балыком тюрки называли город (Махмуд Кашгари, XI век). Кам – это духовный владыка. Кам шаманит, а шаман камлает. Отсюда Камбалык – Шамбалык (ШАМБАЛА).

На средневековых, упомянутых выше картах Камбалык показан на правом берегу Оби несколько выше Грустины. В этот город в 1275 году прибыл венецианский юноша Марко Поло и пробыл в нем 17 лет на службе ордынскому императору. Вернувшись в 1293 году, он ввязался в войну с Генуей, попал в плен и в тюрьме надиктовал свою знаменитую книгу о путешествии в Татарию. Из этой книги ним известно, что Камбалык был больше Константинополя. Его периметр был 24 мили, тогда как у Константинополя 18 миль. Его население достигало 4 млн жителей. В предместьях честно трудились 25 тысяч проституток. Для сравнения: в 4-х миллионном Лондоне, согласно переписи 1878 года, не менее честно трудились 24 тысячи жриц любви. Город окружала мощная стена  с 12-ю воротами, по которой можно было гонять на конной повозке.

Рашид-ад-Дин добавляет к этому, что в городе хранились диванные (то есть министерские) книги за пять тысяч лет. Значит уже в 3700 г. до н.э. в Камбалыке были министерства! В окрестностях насчитывалось двести городов. Ордынцы соединяли их дорогами, поднятыми на локоть над местностью, строили мосты, каналы и плотины. А через плотины перебрасывали суда с помощью лебедочных подъемников.

Они занимались поливным земледелием, то есть высшей формой земледелия. Рашид-ад-Дин пишет, что при сыне Чингисхана Угедее (то есть до переселения Хубилая в Китай) после посева зерновых ударил мороз и посевы погибли. Тогда Угедей издал царский указ: «Посейте снова и обильно полейте. И если урожая не будет, я из государевых закромов выдам зерно. Голода не будет!»  Так и сделали, и урожай был небывалым.

Ордынцы строили такие огромные дворцы, что в них въезжала тысяча всадников и, преклонившись перед государем, выезжала в другие двери. В их домах были полы с подогревом. У них был водопровод и канализация. У ордынцев было высоко развито театральное искусство. Они строили корабли класса «река-море» и хаживали через Казачинский порог в устье Енисея за серебром. В Китай они проникли вместе с Хубилаем в 1279(?) году.

Возникает вопрос, были ли ордынцы степняками-кочевниками? Ответ категорический: нет, не были. И я ведь намеренно не называю ордынцев монголами, потому что тогда они неизменно ассоциируются с современными монголами, а Орда с Монголией. А меж ордынцами и современными монголами ничего общего. Достаточно добавить к вышесказанному, что сам Чингисханг был высокорослым, рыжебородым, с замечательным румянцем, синеоким человеком. Он был из рода киян, что означает «синеокие». И вся его родова была синеокой. В свете вышесказанного гораздо легче понять, что слово «орда» произошло от слова «арта». Арта, напоминаю, была столицей Третьей (по арабскому счету) Руси.

В этой связи становится понятным, почему у ордынцев была высочайшая банная культура. Марко Поло сообщает, что ордынцы вырубили окрестные леса, чтобы топить свои бани ежедневно зимой и через день летом. И поскольку Камбалык располагался не на берегу Желтого моря, а на северо-западном краю угольного бассейна (Кузбасс), ордынцы стали топить свои бани каменным углем.

А теперь, уважаемый читатель, положи руку на сердце и признайся, у какого такого современного народа имеется в наличии высочайшая банная культура с обжигающим паром и березовыми (преимущественно) вениками?  То-то же!

Китайцы называли этот город, прежде чем тюрки переименовали его в Камбалык (Ханбалыл), срединной столицей (Джунду) Срединной империи (Джунго). Это Срединное государство они приписали себе, своей якобы многотысячелетней истории. Выдающийся русский китаевед Н.Я. Бичурин в 1830 году опубликовал календарь Срединного государства, которым пользовались в XXIII – XVIII веках до н.э. В календаре упоминаются морозы, лед на реках, глубокие снега. Нет ни слова о рисе, упоминаются просо, ячмень, горох и озимая пшеница. Из животных – соболи, бобры, медведи. Обобщенное описание климата, растительного и животного мира Срединного государства совсем не соответствует широте местности Пекина и Ташкента (40 градусов).

Срединное государство располагалось в середине Евразии, а не на ее восточном краю. Наши предки это знали и называли его Китаем, то есть серединой земли. На карте Блау местность, непосредственно примыкающая к Камбалыку и Грустине, поименована Китайской землей. Вот ведь и середину Москвы москвичи называли Китай-городом, несмотря на то что ни одного китайца там не было. Совершенно не случайно Манчестерский геофизический съезд постановил, что середина Евразии расположена в Томске, чему подтверждение – памятный камень в университетской роще. Нам остается понять, что Срединное государство было Сибирской Русью.

Николай Новгородов

Читайте также на сайте:

  1. Горящая история. Еще один пожар
  2. Снежные страсти и “среда обитания”
  3. Со слезами на глазах
  4. Прошу придать огласке!
  5. “Кванториум” или “распил” федеральных средств
  6. “Декрет о земле”
  7. Антимонопольная и Роспотребнадзоровская “крыша”?
  8. Парабельский беспредел — 3,
  9. Как найти управу на шумных соседей?
  10. Мистика или элементарная коррупция?

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Яндекс.Метрика

Контакты

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Отдел рекламы

Email: rec@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-91