Томская НЕДЕЛЯ
26 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ
Томск, Россия

Рыцарь театра

   0

Об актере Томской драмы — участнике Великой Отечественной войны Владимире Ивановиче Семенове

Владимир Иванович Семенов — заслуженный работник культуры РСФСР, ветеран Великой Отечественной войны, кавалер орденов Октябрьской революции, «Знак Почета», медалей «За победу над Германией», «За доблестный труд» и многих других наград.

Владимир Иванович Семенов

…На томский перрон Владимир Семенов сошел в форме — почищенной, заштопанной. А встречающий его театральный администратор прошел мимо. Он искал молодого актера — зачем ему этот юный морячок. В этой же форме четырьмя годами раньше — в 1946-м — он поступил в студию при Новосибирском театре «Красный факел». И где же было взять другую одежду демобилизованному бойцу? Правда, когда экипаж канонерской лодки «Московский комсомолец» торжественно провожал своего старшего матроса, заводилу самодеятельности всей Онежской флотилии, то друзья сунули ему в вещмешок целых две списанные шинели и три бушлата. Не говоря о собранных запасах сахара и мыла. Так что гражданскую жизнь Семенов начинал богато и счастливо. Учился у замечательных мастеров — Веры Редлих и Николая Михайлова. Почти сразу был занят в репертуаре «Красного факела».

Обаятельного азартного молодого артиста, хорошо поющего, играющего на гитаре, умеющего бить чечетку и исполнять акробатические трюки, и в Томске сразу же полюбили и коллеги, и зрители. Он был романтичен и трогателен в ролях современного репертуара, уморителен в сказках, играл галантных героев-любовников в комедиях «плаща и шпаги», для которых нередко сам сочинял серенады. С первых актерских шагов с удовольствием и умением играл острохарактерные и возрастные роли, которыми так богата русская классика. Обожал придумывать немыслимые гримы, походки, неожиданные детали для своих персонажей. Но, набирая опыт и мастерство, вскоре Владимир Иванович ярко проявил себя и в серьезных драматических ролях.

В. Семенов в роли Андрея Пчелки в спектакле «Стряпуха»

Персонаж, которого он играл в спектакле «Все кончено», назван только по профессии — Врач, но он носитель главных мыслей о жизни и смерти. Для такой роли актеру требовалось не только мастерское владение профессией, но и собственная большая жизнь, в которой ему не из книг пришлось узнать цену жизни и смерти. Театралы хорошо помнят Константина Гусятникова в спектакле «В этом милом старом доме», Сибило в «Только правде», Никанора Журавлева в «Маленьком спектакле на лоне природы». Впрочем, перечислять можно долго, репертуарный лист актера включает около трехсот ролей.

Все тексты ролей и блокноты Семенова были испещрены зарисовками, портретами: он начинал освоение внутренней жизни своего героя, придумывая его внешний облик. Коллеги также нередко обращались к нему с просьбой помочь придумать грим, найти внешнюю «изюминку» для персонажа… Не стал бы Владимир Иванович артистом — мог бы стать художником. Но художником стал сын актеров Семеновых — Сергей. Конечно, театральным художником.

В последние годы работы, в конце девяностых, Владимир Иванович выходил на сцену в небольшой, но очень важной для спектакля «Поминальная молитва», роли раввина, в спектакле, который не сходил со сцены томской драмы двадцать лет. Когда начинался антракт, старый ребе оставался на сцене, бормоча молитву. В зале зажигался свет люстр, открывались двери, но зрители не могли оторваться от этой маленькой фигуры, вздымающей руки к Богу, который никак не хотел его услышать…

В. Семенов в роли Бекетова в спектакле «Денис Давыдов»

Полвека на томской сцене.

Но если заглянуть в начало этой достаточно успешной творческой жизни, то именно там мы найдем истоки и дарования огромной человеческой порядочности, доброты и принципиальности Владимира Ивановича. Счастье родительского, дружного, теплого дома, где постоянно кого-то кормили, обогревали, помогали советом. Где звучали песни, слушать которые во дворе собирался народ, еще и просили окна открыть. Когда началась война, в Ачинск была эвакуирована из Москвы военно-морская школа, в которую поступил пятнадцатилетний Семенов. Это была уже взрослая жизнь — с суровой дисциплиной, с высоким чувством ответственности. Конечно, рвались на фронт. Но только в 1944 г. его отправили на действующий флот.

Мне доводилось не раз писать о Владимире Ивановиче, брать у него интервью. От его рассказов невозможно было оторваться. Вот только один фрагмент:

— На флагманском судне нашей флотилии я дошел до Ирана. Большую часть времени находились в распоряжении полномочного посла. Жизнь здесь была полегче, и стала расцветать наша самодеятельность. Меня вызвали в штаб и говорят: «Состоятельные люди Ирана хотят собрать для нас средства, надо выступить на званом обеде. Приехали мы в этот ресторан пораньше, смотрим — на столиках таблички с очень большими суммами. Все идёе чинно. Они пьют, жуют, мы поем и танцуем. Хотя, конечно, это нам и непривычно, и неприятно. После какого-то номера раздаются особенно бурные аплодисменты… И на сцену летят кошельки, бумажные деньги. Мы оторопели. Выхожу объявлять следующий номер, но прежде ногой аккуратненько сгребаю эти деньги и вышвыриваю их с эстрады. Тишина наступила. Концерт продолжился, но аплодисментов больше не было.

В. Семенов в роли Скворца в спектакле «Ленинградский проспект»

На следующий день вызывают меня в соответствующее место и началось: «Какие у вас были основания вбивать клин между двумя государствами!?». Впрочем, легко отделался, только выволочкой — командир наш защитил».

Была еще и контузия, долгое пребывание холодной воде, из-за которых актер Семенов вынужден был всю жизнь носить очки с толстенными стеклами, кроме текста роли, он всегда выучивал наизусть всю «географию» своих спектаклей.

Дважды вместе с театром побывал в Новосибирске — с гастролями и со спектаклем на фестивале, посвященном памяти Веры Редлих. Оба раза его работы были замечены критиками, удостоены похвал. Он выслушивал их с радостью и волнением, но никому не сказал о том, что он ученик и друг Веры Павловны. А сказал бы, тут же кинулись бы к нему коллеги и журналисты. Почти противоестественная скромность для человека публичной профессии.

А еще в течение почти всей своей деятельности в театре он избирался комсоргом, парторгом, членом худсовета и на многие другие ответственные общественные должности. Но ни разу ничего не попросил ни для себя, ни для любимой жены — известной актрисы Юлии Семеновой, зато не раз принимал на себя начальственное неудовольствие по поводу репертуара или «подозрительных» акцентов в каких-то постановках, своим авторитетом и безупречной биографией прикрывал и главного, и очередных режиссеров, защищал актеров…

В. Семенов в роль Вишневского в спектакле «Доходное место»

Отдельная и очень значительная страница творческой биографии — литературно-музыкальные композиции, которые создавал Владимир Иванович вместе с Сергеем Александровичем Королевым, заведующим музыкальной частью театра, тоже фронтовиком. Бас и тенор, гармонь и гитара, а главное, яркие творческие индивидуальности — они сыгрались и спелись так, что не было района в области, предприятия или института в городе, куда бы не зазывали дуэт, где бы не восхищались их программами, в которых было место и горечи, и смеху. Однажды легендарный журналист «Красного знамени» Борис Бережков, друживший с обоими, присвоил им звание — «Рыцари театра». И это было точно и справедливо.

Имя Владимира Ивановича Семенова внесено в золотой фонд томской драмы.

Мария Смирнова, зав. литературной частью Томского театра драмы

Читайте также на сайте:

  1. Кто в прокуратуре покрывает «рекламную мафию»
  2. Время доверять
  3. Политический пасьянс
  4. Квартира для педагога
  5. Новости от 06.02.2015
  6. Нет сил молчать!
  7. День памяти
  8. К 97-летию образования СССР
  9. Символика, в храме Христа Спасителя
  10. Новости спорта

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Яндекс.Метрика

Контакты

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Отдел рекламы

Email: rec@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-91