Хедлайны
Положенное, но недостижимое жилье
Мое мнение!
Прокурорский пасьянс
Воронеж — Томск
Рожденный в СССР
- ticket title
- Прокуратура дала «добро» на сбросы в Томь! ◈
- Положенное, но недостижимое жилье ◈
- Мое мнение! ◈
- Прокурорский пасьянс ◈
- Воронеж — Томск ◈
- Рожденный в СССР ◈
- Фракция КПРФ в думе нашего города ◈
- «Медицинского спрута» и ковид не берет… ◈
- Область беззакония — 3 ◈
- Налог за то, чего давно нет ◈
- Как обеспечить честные и открытые выборы? ◈
- Отчасти томич. Андрей Краско ◈
- Чудеса своими руками… ◈
- «Жизнь — Родине, честь — никому!» ◈
- Лунный календарь садовода-огородника на 2021 год ◈
- Непосильные тяготы великого и могучего ◈
- ГОРОСКОП ОТ ПАВЛА ГЛОБЫ ◈
- И это всё о нем ◈
- Удушение финансовой свободы ◈
Об актере Томской драмы — участнике Великой Отечественной войны Владимире Ивановиче Семенове Владимир Иванович Семенов — заслуженный работник культуры РСФСР, ветеран Великой Отечественной войны, кавалер орденов Октябрьской революции, «Знак Почета», медалей «За победу над Германией», «За доблестный труд» и многих других наград. …На томский перрон Владимир Семенов сошел в форме — почищенной, заштопанной. А встречающий […]
Об актере Томской драмы — участнике Великой Отечественной войны Владимире Ивановиче Семенове Владимир Иванович Семенов — заслуженный работник культуры РСФСР, ветеран Великой Отечественной войны, кавалер орденов Октябрьской революции, «Знак Почета», медалей «За победу над Германией», «За доблестный труд» и многих других наград. …На томский перрон Владимир Семенов сошел в форме — почищенной, заштопанной. А встречающий […]
Рыцарь театра
22.05.2020
Об актере Томской драмы — участнике Великой Отечественной войны Владимире Ивановиче Семенове
Владимир Иванович Семенов — заслуженный работник культуры РСФСР, ветеран Великой Отечественной войны, кавалер орденов Октябрьской революции, «Знак Почета», медалей «За победу над Германией», «За доблестный труд» и многих других наград.

Владимир Иванович Семенов
…На томский перрон Владимир Семенов сошел в форме — почищенной, заштопанной. А встречающий его театральный администратор прошел мимо. Он искал молодого актера — зачем ему этот юный морячок. В этой же форме четырьмя годами раньше — в 1946-м — он поступил в студию при Новосибирском театре «Красный факел». И где же было взять другую одежду демобилизованному бойцу? Правда, когда экипаж канонерской лодки «Московский комсомолец» торжественно провожал своего старшего матроса, заводилу самодеятельности всей Онежской флотилии, то друзья сунули ему в вещмешок целых две списанные шинели и три бушлата. Не говоря о собранных запасах сахара и мыла. Так что гражданскую жизнь Семенов начинал богато и счастливо. Учился у замечательных мастеров — Веры Редлих и Николая Михайлова. Почти сразу был занят в репертуаре «Красного факела».
Обаятельного азартного молодого артиста, хорошо поющего, играющего на гитаре, умеющего бить чечетку и исполнять акробатические трюки, и в Томске сразу же полюбили и коллеги, и зрители. Он был романтичен и трогателен в ролях современного репертуара, уморителен в сказках, играл галантных героев-любовников в комедиях «плаща и шпаги», для которых нередко сам сочинял серенады. С первых актерских шагов с удовольствием и умением играл острохарактерные и возрастные роли, которыми так богата русская классика. Обожал придумывать немыслимые гримы, походки, неожиданные детали для своих персонажей. Но, набирая опыт и мастерство, вскоре Владимир Иванович ярко проявил себя и в серьезных драматических ролях.

В. Семенов в роли Андрея Пчелки в спектакле «Стряпуха»
Персонаж, которого он играл в спектакле «Все кончено», назван только по профессии — Врач, но он носитель главных мыслей о жизни и смерти. Для такой роли актеру требовалось не только мастерское владение профессией, но и собственная большая жизнь, в которой ему не из книг пришлось узнать цену жизни и смерти. Театралы хорошо помнят Константина Гусятникова в спектакле «В этом милом старом доме», Сибило в «Только правде», Никанора Журавлева в «Маленьком спектакле на лоне природы». Впрочем, перечислять можно долго, репертуарный лист актера включает около трехсот ролей.
Все тексты ролей и блокноты Семенова были испещрены зарисовками, портретами: он начинал освоение внутренней жизни своего героя, придумывая его внешний облик. Коллеги также нередко обращались к нему с просьбой помочь придумать грим, найти внешнюю «изюминку» для персонажа… Не стал бы Владимир Иванович артистом — мог бы стать художником. Но художником стал сын актеров Семеновых — Сергей. Конечно, театральным художником.
В последние годы работы, в конце девяностых, Владимир Иванович выходил на сцену в небольшой, но очень важной для спектакля «Поминальная молитва», роли раввина, в спектакле, который не сходил со сцены томской драмы двадцать лет. Когда начинался антракт, старый ребе оставался на сцене, бормоча молитву. В зале зажигался свет люстр, открывались двери, но зрители не могли оторваться от этой маленькой фигуры, вздымающей руки к Богу, который никак не хотел его услышать…

В. Семенов в роли Бекетова в спектакле «Денис Давыдов»
Полвека на томской сцене.
Но если заглянуть в начало этой достаточно успешной творческой жизни, то именно там мы найдем истоки и дарования огромной человеческой порядочности, доброты и принципиальности Владимира Ивановича. Счастье родительского, дружного, теплого дома, где постоянно кого-то кормили, обогревали, помогали советом. Где звучали песни, слушать которые во дворе собирался народ, еще и просили окна открыть. Когда началась война, в Ачинск была эвакуирована из Москвы военно-морская школа, в которую поступил пятнадцатилетний Семенов. Это была уже взрослая жизнь — с суровой дисциплиной, с высоким чувством ответственности. Конечно, рвались на фронт. Но только в 1944 г. его отправили на действующий флот.
Мне доводилось не раз писать о Владимире Ивановиче, брать у него интервью. От его рассказов невозможно было оторваться. Вот только один фрагмент:
— На флагманском судне нашей флотилии я дошел до Ирана. Большую часть времени находились в распоряжении полномочного посла. Жизнь здесь была полегче, и стала расцветать наша самодеятельность. Меня вызвали в штаб и говорят: «Состоятельные люди Ирана хотят собрать для нас средства, надо выступить на званом обеде. Приехали мы в этот ресторан пораньше, смотрим — на столиках таблички с очень большими суммами. Все идёе чинно. Они пьют, жуют, мы поем и танцуем. Хотя, конечно, это нам и непривычно, и неприятно. После какого-то номера раздаются особенно бурные аплодисменты… И на сцену летят кошельки, бумажные деньги. Мы оторопели. Выхожу объявлять следующий номер, но прежде ногой аккуратненько сгребаю эти деньги и вышвыриваю их с эстрады. Тишина наступила. Концерт продолжился, но аплодисментов больше не было.

В. Семенов в роли Скворца в спектакле «Ленинградский проспект»
На следующий день вызывают меня в соответствующее место и началось: «Какие у вас были основания вбивать клин между двумя государствами!?». Впрочем, легко отделался, только выволочкой — командир наш защитил».
Была еще и контузия, долгое пребывание холодной воде, из-за которых актер Семенов вынужден был всю жизнь носить очки с толстенными стеклами, кроме текста роли, он всегда выучивал наизусть всю «географию» своих спектаклей.
Дважды вместе с театром побывал в Новосибирске — с гастролями и со спектаклем на фестивале, посвященном памяти Веры Редлих. Оба раза его работы были замечены критиками, удостоены похвал. Он выслушивал их с радостью и волнением, но никому не сказал о том, что он ученик и друг Веры Павловны. А сказал бы, тут же кинулись бы к нему коллеги и журналисты. Почти противоестественная скромность для человека публичной профессии.
А еще в течение почти всей своей деятельности в театре он избирался комсоргом, парторгом, членом худсовета и на многие другие ответственные общественные должности. Но ни разу ничего не попросил ни для себя, ни для любимой жены — известной актрисы Юлии Семеновой, зато не раз принимал на себя начальственное неудовольствие по поводу репертуара или «подозрительных» акцентов в каких-то постановках, своим авторитетом и безупречной биографией прикрывал и главного, и очередных режиссеров, защищал актеров…

В. Семенов в роль Вишневского в спектакле «Доходное место»
Отдельная и очень значительная страница творческой биографии — литературно-музыкальные композиции, которые создавал Владимир Иванович вместе с Сергеем Александровичем Королевым, заведующим музыкальной частью театра, тоже фронтовиком. Бас и тенор, гармонь и гитара, а главное, яркие творческие индивидуальности — они сыгрались и спелись так, что не было района в области, предприятия или института в городе, куда бы не зазывали дуэт, где бы не восхищались их программами, в которых было место и горечи, и смеху. Однажды легендарный журналист «Красного знамени» Борис Бережков, друживший с обоими, присвоил им звание — «Рыцари театра». И это было точно и справедливо.
Имя Владимира Ивановича Семенова внесено в золотой фонд томской драмы.
Мария Смирнова, зав. литературной частью Томского театра драмы
Читайте также на сайте:
- Приоритетные задачи Наркоконтроля
- Фашисты атакуют
- Благодарность редакции газеты «Томская НЕДЕЛЯ»
- Запись к врачу через инфоматы
- Переплатили 12 миллионов
- Вот тебе, бабушка, и Янов день!
- Новости спорта
- Опомнились
- Взялся за гуж – не говори, что не дюж!
- Проторенной дорогой
Календарь статей
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Дек | ||||||
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Говорят
- Антонина к записи «Крыша» по-прежнему процветает
- Юрий к записи Обруб. Хроника гибели
- Ольга к записи Пердимонокль — 6. Секрет Полишинеля
- Борис Наливайко к записи Ну, подумаешь Патрушев! Ну, подумаешь секретарь безопасности РФ!
- Зинаида к записи Прокурорская «крыша» — 6
Облако меток
Архивы
Контакты
Email: red@tomskw.ru
Телефон: +7 (3822) 78-42-93
Отдел рекламы
Email: rec@tomskw.ru
Телефон: +7 (3822) 78-42-91
Опубликуйте свой комментарий