Томская НЕДЕЛЯ
26 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ
Томск, Россия

Сказать детям, что он их очень любил…

   0

В стране нехватка школ, а одну из лучших — Лицей Михаила Щетинина — закрыли!

10 ноября 2019 г. остановилось сердце Михаила Щетинина, великого педагога. Совсем недавно, в октябре, Михаил Петрович отметил 75-летний юбилей. В социальных сетях его коллеги и соратники пишут, что «Щетинина убило Министерство просвещения России», которое «организовало травлю настоящего педагога современности». В июле 2019 г. был закрыт ФГБОУ «Лицей-интернат комплексного формирования личности детей и подростков» — детище педагога-новатора, академика Российской академии образования М. П. Щетинина в с. Текос Краснодарского края. Деятельность школы была приостановлена судом из-за невыполнения требований пожарной безопасности, отсутствия учебников и необходимых документов о квалификации у педагогов.

Последнее интервью мастера

Накануне юбилея Михаил Щетинин в своем интервью газете «Вести образования» рассказал о происходящем в его школе.

«Работа с детьми — это всегда сокровенная работа. Это очень личное. Когда они ко мне заходят в кабинет, я всегда их хвалю. Потому что если я вижу лучшее в ребенке, значит, я ребенка вижу. А если они ко мне идут и боятся заходить — значит, со мной что-то не в порядке. Дети не должны бояться учителя, они должны любить его — это основа всех взаимодействий. Дети — это чудо, к которому надо тянуться. Они очень благодарные. Вот и сейчас, когда все эти события произошли, никто из них не хотел нас покидать. Мало того, те, которые уехали в другие школы, защищают нас и там…

Я, когда сажусь к роялю, чтобы спеть им песню, нередко преобразую свое состояние от слез к радости. Что тут скажешь? Дети — это очень высоко. Ребенок — это бесконечность. Будто о них сказал Ломоносов: «Открылась бездна, звезд полна. Звездам числа нет, бездне дна…».

Самое значимое, что Михаил Петрович вместе с лицеистами сделал, что принес миру — это иное отношение к ребенку. Наверное, это главный секрет Лицея — отношение к ребенку, мысли вокруг него. Очень высокие, светлые, полные любви мысли учителя о ребенке. А за мыслями учителя устремляется и сам ребенок.

Как это все родилось? На вопрос — кто научил Щетинина такому отношению к ребенку, кто его учитель — Михаил Петрович всегда говорил: «Отец и мама были мои учителя. Мама всегда держала формулу правильного отношения к ребенку. Она говорила отцу про меня: «Миша — хороший мальчик!». Меня это растило».

Михаил Щетинин вспомнил, как однажды директор школы записал в его дневнике, что мальчик хулиганил. Мальчик просил не делать этого. А директор обратил внимание на то, что ребенок волнуется, и сказал ему с усмешкой — что, мол, боишься? А Миша просто очень любил маму и папу и не хотел их огорчать. Именно эта взаимная любовь родителей и сына помогала Михаилу Петровичу всю жизнь держать курс на высоту ребенка. И рад он, что дети к нему заходят в кабинет без страха…

Также Михаил Петрович отметил, что становлению его отношения к детям помогли горцы. В Республике Дагестан, где он рос, 30 с лишним национальностей. Щетинин жил среди них. Он помнит, как возвращались чеченцы из Казахстана, до сих пор помнит их обиды, сложные взаимодействия… Он делал все, чтобы в его Лицее чеченцы, как и представители любых других народов, чувствовали себя как дома. «Наше многонациональное лицо — это наша гордость. Фактически мы держим Кавказ. Пока есть наш Лицей, на Кавказе войны не будет. Это наш пост» — заметил Щетинин.

Интересен был взгляд Михаила Петровича на образование: «Это большая политика. Мы строим государство. И я строю государство. Я лично отвечаю за все, что происходит и на Кавказе, и во всей нашей державе, и в мире. Вот, например, сегодня в поселке нет воды. И мы тут же думаем о том, что нужно сделать, чтобы она была. В этой нашей ответственности за все, что происходит вокруг, и участии в процессе выстраивания всего — мы становимся сильными, дружными. Мы понимаем друг друга. Вообще нельзя не думать о единстве нашей Родины. Родина — это главное, ради чего работает школа. Когда есть то, ради чего все, то работает совесть и держится дисциплина».

Знаменитому педагогу был задан вопрос и о больной теме сегодня для родителей и школ — дисциплине. Как ему получалось воспитывать детей дисциплинированными? Ответ его оказался одновременно прост и мудр: «Надо просто с детьми строить жизнь и думать вместе с ними. Все делать вместе. И требовать с себя, как с них».

Михаила Щетинина не раз пытались уничтожить — и покушение было, и морально его пытались растоптать. В июле сего года — это уже пятая попытка уничтожить созданную им школу. Он строил, а его гнали. Не просто гнали, а унижали, пытались раздавить. А он шел и строил новую школу. Снова и снова. В Текосе, и в станице Азовской, где полностью реконструировал школу. И сарай, в котором были мастерские. Он никогда ничего не просил, все создавал сам. Откуда же у академика столько сил?

Кто-то пытается распространять слухи, что плохо построили. Мол, опасные нарушения там. Но в заключении эксперта по судебной строительно-технической экспертизе зданий Лицея, назначенной Арбитражным судом Краснодарского края по просьбе самого Лицея, написано: «Объекты соответствуют строительным, градостроительным, санитарно-эпидемиологическим, пожарным нормам и правилам, правилам землепользования и застройки. Спорные объекты угрозу жизни и здоровью граждан не создают и не нарушают права и законные интересы других лиц».

Но было принято решение о приостановке деятельности уникальной школы, и ее перспективы пока остаются под вопросом.

После закрытия Лицея в соцсетях стремительно начало расти число видеообращений в поддержку школы Щетинина от выпускников, учеников, родителей, учителей, которые бывали в Лицее. Они хотят дойти до Путина.

Во всей этой истории педагог Щетинин больше всего переживал, как им, детям, объяснить, почему все это произошло. Почему он не остановил приставов. Он не должен был допустить этого…

Михаил Петрович попросил журналиста, если будет возможность, сказать детям, вынужденным разъехаться по домам по всей России: «Дети, я очень люблю вас! И жду. А за то, что с нами сделали, простите их. Это как раз тот случай, когда они не ведают, что творят. Мы выдержим. И я вас встречу».

Учитель Михаил Щетинин

На смерть Михаила Щетинина

Александр Асмолов, доктор психологических наук, заслуженный профессор МГУ, член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека так отреагировал на смерть Михаила Щетинина — музыканта, учителя, новатора: «Мир и бессмертие Рыцарю Детства. Его преждевременный уход из жизни на совести тех, кто устроил жесточайшую травлю народного новатора народной педагогики, тех, кто третировал его Школу».

Михаил Щетинин ушел. Но остается рвущий душу вопрос: КОГДА ОНИ ПРИДУТ?

Когда они пришли за Михаилом Щетининым, мы молчали…

Когда они приходили за Василием Сухомлинским, мы молчали…

Когда они приходили за Львом Выготским, мы молчали…

Когда они пришли за Леонидом Занковым, мы молчали…

Когда они приходили за Василием Давыдовым, мы молчали….

Когда они пришли за Гасаном Гусейновым, мы молчим…

Когда они придут за Евгением Ямбургом, мы будем молчать..?

Когда они придут за ШАЛВОЙ АМОНАШВИЛИ, мы будем молчать..?

Когда они своими смердящими школьными стандартами убьют Будущее Наших детей, мы будем молчать…?

Материал подготовила Людмила Артемьева по новостям газеты «Вестник образования» — https://vogazeta.ru/

Читайте также на сайте:

  1. «Хотим учиться в Томске!»
  2. Компетенции как образовательная реальность
  3. Чистый вуз
  4. Предлагаем томского кандидата на Абелевскую премию
  5. Растущие перспективы томской лаборатории
  6. Быть умнее машины
  7. Помощь свыше
  8. Диплом или опыт?
  9. Юрий Лирмак: «Для начала полюби джаз»
  10. Кто будет людей кормить и детей учить?

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Яндекс.Метрика

Контакты

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Отдел рекламы

Email: rec@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-91