Томская НЕДЕЛЯ
26 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ
Томск, Россия

Собор Святой Софии

   0

Мозаики

Всякий, кто был в Храме Святой Софии, говорит об удивительных ощущениях прикосновения к истории. Тут и нацарапанный автограф крестоносца, и крест на стене… Каждый камень этого удивительного Собора был свидетелем больших исторических событий в христианском мире.

Стены Святой Софии хранят следы перестроек и ремонтов, а потому кажутся еще более древними — сколько людей здесь трудилось, сколько молилось, сколько пряталось за стенами Храма в годины бедствий. Эта энергетика места очень действует, кажется, останься здесь на ночь, и Собор наполнится призраками в тогах и доспехах, и сами стены Святой Софии возопиют. Для археологов Собор Святой Софии — объект исследования, здесь каждый камень, каждая мозаика может рассказать о чем-то.

Богоматерь с Младенцем. Мозаика Святой Софии Константинопольской

Мозаики Собора Святой Софии

Мозаики Святой Софии — отдельная история. Они появились позже и, к сожалению, были во многих местах сбиты турками, заметно, что на размер вытянутой руки с саблей, но частично заштукатурены — «рука бойца колоть устала». То, что было заштукатурено, осталось жить. Мозаики были расчищены в 1935 г., когда Храм Святой Софии был превращен музей.

Мозаики в начальный период византийского искусства были в основном орнаментальными. То, что считается относящимся к периоду Юстиниана. В первые века христианства на стенах храмов были орнаменты, пейзажи и животные. Верующим нужны были образы своих святых, но не было еще установившегося канона.

Иисус Христос мог быть изображен в виде доброго пастыря молодым и в латах римского легионера. Зеленый цвет фона символизирует юность и бодрость жизни. Стадо овечек довольно рано стало символом паствы.

Архангел Гавриил. Мозаика Собора Святой Софии Константинопольской

Постепенно формировалась сугубо христианская символика. Например, пальмовая ветвь — атрибут императорских триумфов — означала райское блаженство, голубка с оливковой веткой стала символом души, а якорь — олицетворением надежды на спасение и вечную жизнь. Павлин — бессмертие. Петух — рассвет, возрождение дня. Конь — двоякий символ: начинающей жизни и жизни угасающей. Грифон — власть над небом и землей. Заяц — возрождение и свет во тьме. Олени, пьющие воду, — символ христианских душ, жаждущих приобщения к вере, чаша с водой — символ крещения. Виноградная лоза — символ крови Христовой, кто-то вспомнит любимый сюжет резьбы иконостасов времен барокко — вьющаяся виноградная лоза. Хлеб — тело Христово. Все это — язык символов, понятный христианину.

Довольно быстро установилось отдельное отношение к золоту, византийские мозаики в основном делались на золотом фоне. Золото в храме для византийца — совсем не нынешний синоним богатства. Оно символизировало божественный свет. Мозаики, в отличие от античных, которые делались из гальки, выполнялись из смальты. Смальта, благодаря своей неровности, создает на поверхностях зыбкий отсвет, менее ровно ложащийся и от этого таинственный.

Период иконоборчества остановил на некоторое время поиск художественных образов святых, но после него процесс продолжился. На мозаиках, сохранившихся в Соборе Святой Софии, можно увидеть более поздние изображения уже в привычном нам, каноническом, устоявшемся виде.

Император Лев VI, склонившийся перед благословляющим его Иисусом Христом

Богоматерь и Архангел Гавриил

В апсиде находится изображение Богоматери. Божья Матерь ассоциировалась с мудростью, потому Она владычица храма. Изображение было восстановлено по предыдущему, уничтоженному в период иконоборчества. Богоматерь прекрасна, она символизирует Красоту, Фотий написал о ней: «Вид Ее красоты возвышает наш дух до сверхчувственной красоты истины». Красота для византийца была синонимом божественности, неслучайно была изгнана одна из императриц, не отличавшаяся красотой.

Цвет одежды — темно-синий на золотом фоне — возвышенный, сочетание, связанное позже с имперским духом наполеоновского времени.

По преданию мозаика была выполнена греческим художником Лазарем, пострадавшим от иконоборцев.

Слева от Богоматери, на своде вимы, изображен Архангел Гавриил. По краю конхи шла почти полностью утраченная греческая надпись: «Изображения, которые обманщики здесь низвергли, благочестивые правители восстановили».

Предстояние императора Константина и его жены Зои

Как образ Марии, так и образ Архангела, дышат настолько большой чувственностью, что с первого взгляда становится очевидной их преемственная связь с образами никейских ангелов. Мы имеем здесь первоклассный столичный памятник, примыкающий к тем эллинистическим традициям, которые никогда не умирали на константинопольской почве. Если такие овеянные античными реминисценциями произведения могли создаваться в середине IX в., то лишний раз становится понятной оппозиция иконоборцев против священных изображений, легко ассоциировавшихся в их сознании с идолопоклонством.

Богоматерь торжественно восседает на троне. Ее широкая, массивная фигура, при всей монументальной замкнутости контура, свободно развернута в пространстве. Этому пространственному впечатлению немало содействует подножие трона, данное в смелом ракурсе. Вместо того чтобы подчинить фигуру плоскости, мозаичист располагает ее так, как будто она выступает из золотого фона. В подобной трактовке живо чувствуются пережитки того античного понимания формы, которое можно было бы назвать статуарным. И столь же сильны античные отголоски в прекрасном, полном женственности лике Марии. Мягкий овал, правильной формы нос, сочные губы — все придает ему земной характер. Но в то же время он подкупает своей одухотворенностью. Большие глаза, печальные и неподвижные, являются зеркалом души. Это же своеобразное сочетание чувственности и одухотворенности поражает в чудесном лике Архангела, таком неповторимом в своем аристократизме и в своей ярко выраженной индивидуальности. Рядом с никейскими ангелами этот изумительный образ представляет одно из высших воплощений византийского гения.

Фигуры Богоматери и Архангела исполнены выдающимися по своей одаренности мастерами, умевшими дать мягкую красочную лепку. Они свободно располагают кубики, то выстраивая их в «прерывистый» ряд, то контрастно сопоставляя их наподобие импрессионистически брошенных мазков. Они виртуозно пользуются полутонами, они с совершенством обыгрывают остающиеся между кубиками швы, они не знают, что такое жесткая линия. По сравнению с мастерами, подвизавшимися в Никее, они придерживаются менее живописной фактуры, но по сравнению с мастером, исполнившим на рубеже IX и X вв. мозаику в люнете внутреннего нарфика Софии Константинопольской, они работают в более непринужденной манере. Тем самым четко определяется историческое место мозаик апсиды и вимы, возникших в 867 г. и ясно свидетельствующих, что столичное придворное искусство сумело сохранить в эпоху иконоборчества технические навыки, которые оно унаследовало от более раннего времени и которые оно сообщило македонскому искусству. Таким образом, светское искусство иконоборческой эпохи сделалось основой всего позднейшего неоклассицизма.

Иоанн Комнин и его жена Ирина, стоящие слева и справа от Богородицы

Царские врата

На тимпане Царских врат изображен император Лев VI, склонившийся перед благословляющим его Иисусом Христом, а справа и слева от Христа расположены фигуры Девы Марии и Архангела Гавриила в круглых медальонах. Эта мозаика, исполненная на границе X и XI вв., символизирует вечную власть, даруемую Богом византийским императорам. Лев VI, по трактовке некоторых исследователей, неслучайно пал ниц, он вымаливает прощение в связи со своим четвертым неканоническим браком, после которого патриарх Николай Мистик отказал василевсу в венчании и не пустил в храм.

Тимпан юго-западного входа украшен мозаичной картиной, выполненной в середине X в., представляющей сидящую на троне Богородицу с младенцем Иисусом Христом на руках; по обеим сторонам трона стоят императоры: Константин I, подносящий Им модель Константинополя, и Юстиниан I с моделью храма Святой Софии. Композиция уже симметрична и напоминает деисусный чин.

Около 878 г. были созданы образы святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста, Дионисия Ареопагита, Григория Богослова, Игнатия Богоносца в нишах северного тимпана патриарших покоев. Тип ликов буквально совпадает с образами в рукописях, выполненных в патриарших мастерских. Фигуры столпообразны, исполнены достоинства, символические моменты укрупнены и подчеркнуты: это кресты на омофорах (одеяниях) святителей, огромные, трехмерно трактованные кодексы Евангелия в руках, демонстративно преувеличенные длани святых.

Фрагменты мозаик Храма Святой Софии

Предстояние Константина и Зои

Во времена пребывания на троне Константина Мономаха (1042–1056 гг.) исполнена мозаика, изображающая предстояние Константина Мономаха и императрицы Зои перед Спасителем. В мозаике появилось много тонких оттенков, создающих сложную живописную гамму, правда, при этом несколько утратилась цельность и величественность предыдущих периодов.

Императорская чета представлена в момент ритуала возложения на престол Святой Софии хрисовул с перечислением даров. Здесь грамоту держит в руках императрица Зоя, законная наследница Константина VIII, изображенная юной красавицей (на самом деле в тот момент ей было 66 лет). Константин Мономах прижимает к груди мешок с золотом, вручавшийся императором клиру храма как личный дар.

История вносила свои коррективы, Зоя была трижды замужем, Константин был ее третьим мужем. И мозаика претерпевала изменения, «портрет» предыдущего мужа был сбит и заменен головой нового императора. И голова Зои была сбита в тот момент, когда она была в ссылке из-за дворцовых интриг. Когда Зоя вернулась снова на трон, голову восстановили, что опять-таки говорит о византийской традиции использовать рачительно художественное наследие в новых целях.

Фрагменты мозаик Храма Святой Софии

Император Иоанн Комнин и жена его Ирина

На стенах верхней галереи расположены мозаичные портреты другой императорской семьи: императора Иоанна Комнина и его жены Ирины, стоящих слева и справа от Богородицы.

Императрица была венгерской принцессой Пирошкой, что в переводе означает «красна девица», дочерью венгерского короля Ласло, родилась в г. Эстергоме в 1088 г., замуж ее выдали вопреки ее желанию. В Константинополе она приняла православие и имя Ирины.

Там также находится верхний фрагмент мозаики второй половины XIII в., на которой Дева Мария и Иоанн Креститель в Судный день просят Христа Пантократора смилостивиться над человечеством (т. н. Деисус).

Если сравнить три приведенных изображения Христа в Святой Софии, можно заметить развитие его образа и приближение к канону, который нам хорошо известен.

Мозаика выполнена очень живописно. Золотые «тени» — лучики богоносного света, которые традиционно изображаются на одежде святых.

Наше русское искусство подхватило византийскую традицию в момент крещения Руси, мозаики Софии Киевской перекликаются с мозаиками Святой Софии Константинопольской.

Фрагменты мозаик Храма Святой Софии

Что ждет христианские мозаики в Соборе Святой Софии?

Ученые, искусствоведы и реставраторы выражают беспокойство о сохранности христианских фресок и мозаик в турецких музеях, которые недавно получили статус мечетей.

За последние несколько лет в Турции уже шесть зданий бывших церквей потеряли статус музеев и превратились в мечети, при этом четыре из них ранее назывались Соборами Святой Софии (в Стамбуле, Трабзоне, Изнике и Визе). Фрески и мозаики с изображениями христианских святых в этих соборах закрыли занавесками, щитами или навесным потолком, орнамент на полу застелили коврами. Некоторые покрытия снимаются на момент, когда в здании нет богослужений, но часть изображений стали полностью недоступны для посетителей. А за состоянием «загороженных» мозаик и фресок гораздо сложнее следить, отмечают специалисты.

Реставраторы, работающие над сохранением внутреннего убранства Собора Святой Софии в Стамбуле, называют безумием план закрывать изображения в соборе, который теперь стал мечетью.

Открытое письмо с просьбой сохранить за Собором Святой Софии статус музея ранее подписали практически все ведущие византологи мира, в том числе и несколько профессоров из Турции. Но, несмотря на это, 10 июля Госсовет Турции лишил собор Святой Софии в Стамбуле статуса музея и зарегистрировал его как мечеть.

Фрагменты мозаик Храма Святой Софии

Вопросы, которых не избежать

Мозаики и фрески на сводах бывших церквей в Турции уже пережили две трансформации. Первая — когда в XV в. завоеванные соборы переделывали в мечети, вторая — когда в XX-м в. мечети переделывали в музеи, очищая мозаики от краски и штукатурки. Как будут в этот раз скрывать и открывать христианские изображения на стенах стамбульского Собора Святой Софии, реставраторам официально пока не пояснили.

Нет достаточных доказательств того, что Турция разработала устойчиво работающие практики консервации культурных объектов, которые передаются в ведение исламских организаций. Нет доказательств того, что эти практики соответствуют стандартам ЮНЕСКО.

По данным турецких СМИ, сейчас управление по делам религии Турции прорабатывает несколько вариантов. Согласно одному из них, во время мусульманских богослужений будет кардинально меняться освещение собора, и христианские изображения будут исчезать из виду, попадая в тень. По другой версии, крупные мозаики будут перекрываться лазерными проекциями, а более мелкие изображения и фрески на время молитвы будут занавешивать. Однако ученых и реставраторов беспокоит квалификация тех, кто будет совершать все эти манипуляции.

Не секрет, что наилучшую сохранность мозаик и фресок можно обеспечить, когда здание является музеем. Но в случае с Собором Святой Софии в Стамбуле вопрос сохранения культурного наследия стоит особенно остро.

Здание находится в очень хрупком состоянии. Температура и уровень влажности в разных частях собора должны постоянно поддерживаться на определенных уровнях. Иначе можно нанести сильнейший ущерб материалам, из которых состоит здание.

Нарушить поддерживавший музейными работниками баланс может увеличение потока посетителей Храма Святой Софии. Власти Турции уже объявили, что вход в мечеть Святой Софии будет бесплатным. Раньше, когда за вход на территорию собора нужно было заплатить 20 лир (3 доллара или 200 рублей), комплекс ежегодно посещали около 3 млн человек. Дополнительную нагрузку на своды собора могут дать вибрации от громкоговорителей, которые будут транслировать молитву и проповедь имама внутри собора. Но власти Турции уверяют, что проблем не будет. Сейчас в Стамбуле работает более 4500 мечетей, в том числе вместительная Голубая мечеть, которая находится напротив Собора Святой Софии. Тем не менее вопрос об изменении статуса Собора за последние полвека поднимался неоднократно.

Храм Святой Софии

Практика возвращения зданий религиозным организациям существует во многих странах. В Европе археологи, монахи и священники католической церкви несколько лет горячо спорили за круглыми столами, но в итоге научились работать вместе так, чтобы в церквях достойно и эффективно сохранялось международное культурное наследие.

После распада СССР тысячи построек в России, на Украине и в Беларуси были переданы православным церквям и вновь стали действующими храмами и монастырями. Но к изменению статуса Собора Святой Софии в РПЦ отнеслись отрицательно, назвав это решение «пощечиной православной церкви и всему мировому христианству».

Изменение статуса Собора Святой Софии поднимает ряд острых вопросов, которые не стоило сейчас затрагивать. Исторические памятники не только напоминают о былом, они еще дают нам возможность залечить прошлые раны и идти в будущее сейчас же эти раны, наоборот, разбередили.

Но при этом изменение статуса Собора Святой Софии могло бы привлечь внимание и к вопросу о том, кому и как следует охранять культурные ценности по всему миру.

Материал подготовила Ирина Лугачева

Читайте также на сайте:

  1. Кто восстановит?
  2. Начали работать
  3. Новый формат
  4. Миллиард причин
  5. Новости спорта от 30.10.2015
  6. Как мы боролись против фальсификации
  7. «Здесь вам не тут!»
  8. Снос памятника архитектуры
  9. Большая чистка
  10. Успешный проект

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Яндекс.Метрика

Контакты

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Отдел рекламы

Email: rec@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-91