Томская НЕДЕЛЯ
26 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ
Томск, Россия

Тайный язык цветов

   0

Цветы как символы в искусстве

С приходом тепла в садах и парках распускаются всевозможные цветы: пышные и скромные, роскошные и нежные, благородные и не очень. Как прекрасны эти яркие, веселые, солнечные летние краски. Цветы часто встречаются в изобразительном искусстве, поэзии, зачастую они раскрывают метафорические образы, символы и тайные послания. О том, что хранит таинственный сад цветочных символов, читателям газеты «Томская НЕДЕЛЯ» рассказала культуролог, преподаватель кафедры СибГМУ Леванова Екатерина Федоровна.

Мартин Шонгауэр. Мадонна в беседке из роз, 1473 г.

Королева цветов. Роза

Все знают, что белая роза символизирует невинность, красная — страсть, желтая — разлуку, но не все так однозначно. С давних времен роза считается одним из прекраснейших цветов, а потому никогда не была лишена внимания. Розу, как ни один цветок, наделили разными смыслами и символами.

Самые первые сведения об этом чудесном цветке встречаются в древних сказаниях, а родиной «королевы цветов» считается Иран (Персия). По-персидски роза называется «гуль», а Персия с давних времен имеет второе название — Гюлистан. Персы вывели огромное количество самых разнообразных сортов роз, порой самых экзотических.

Роза — символ завершенности, полноты и совершенства. Подобно лотосу на востоке, роза один из самых символических цветов. Символ вечно меняющегося и открывающегося новыми гранями мира. С ней ассоциируется идея мистического центра (Роза мира), сердца, Венеры, сада Эроса, рая Данте, возлюбленной и т. п.

Символические значения розы являются производными от ее цвета, формы и количества лепестков. Белая и красная розы имеют соответствующие алхимические значения. Голубая роза является символом невозможного. Золотая роза — знак абсолютного успеха. Круглая роза по значению соответствует мандале. Роза с семью лепестками ассоциируется с принципом семиричности: семь дней недели, семь планет, семь соответствующих им металлов, семь степеней совершенства, как в Ars Symbolica И. Босха. Роза с восемью лепестками символизирует возрождение. Средневековая геральдическая роза имеет 5 или 10 лепестков, что выражает духовное таинство человека через пифагорейскую пентаду и декаду.

Адольф Уильям Бугро. Мадонна в розах, 1903 г.

Духовный аспект в символике розы

Принцип духовной любви, целомудренной, интеллектуальной красоты, совершенства. В христианстве роза — эмблема Христа и Девы Марии, Царидевы Марии, Царицы Небесной. Как знак духовной любви символизирует триаду Любви, Терпения и Мученичества Богоматери. Богоматерь называют Розой Без Шипов. Согласно св. Амвросию, в Раю роза была без шипов. После падения человека на розе появились шипы, чтобы напоминать человеку о его падении, в то время как запах и красота самих цветов продолжают напоминать ему о Рае. Ее цвета: красный (цвет огня) означает милость, духовность (лепестки), очищение и освобождение от грехов, мученичество, а белый означает чистоту, добродетель, девственность, любовь к Богу. Роза также означает небесное вознаграждение за святость. Венки из роз, изображаемые на головах ангелов, святых или умерших, означают небесную радость. В суфизме роза — символ совершенной любви к Богу.

У розенкрейцеров — роза вечности, ее можно получить через отречение от Креста Времени. Роза означает мистические условия, при которых происходит преображение любви, красоты, добра и радости, и видимая множественность явлений уступает вечному и нетленному единству. В Каббале роза — это мистический центр, сердце творения. Роза в мистическом исламе — символ космической силы, ее сердцевина ассоциируется с солнцем, а лепестки — с лунами. Как луна обращается вокруг солнца, так солнце является источником жизни и красоты.

Икона. Неувядаемый цвет

Источник вдохновения

В персидской мистике соловей, влюбленный в белую розу, поет и умирает от шипов любви (недостижимости объекта любви), окрашивая розу своей кровью. Роза также символизирует вдохновение мистической поэзии. В Греции роза — священный цветок муз, а также Диониса. Означает плодородие, изобилие, ассоциируется с вином, опьянением, выражает идею полноты радости: вино, любовь, пение, весну, и юность.

В Риме увядшая роза — символ краткости жизни и быстротечности радости, эмблема царства теней и посмертия. Омар Хайям писал: «Роза лучше цветет на пролитой крови царя». А вот слова Шекспира: «Лучший аромат у умирающей розы» (сонет 54). В XVII в. роза — Символ тщеславия, веселья и легкомыслия. У Данте роза означает завершение духовного пути, постижение духовной любви, осуществленную вечность. В заключительной главе «Рая» блаженные духи образуют на небе огромную Розу с девой Марией Царицей Небесной в центре. У Уильяма Блейка роза символизирует невинность, отравленную опытом; добро, искаженное злом; бесконечность, заслоненную временем.

Классический павловопосадский платок — это всегда настоящий цветущий райский сад. Центральным цветком на нем, как правило, художники выбирают шикарную розу — неповторимый символ любви, красоты, нежности. Не зря считается что роза, по сути, главный элемент павловопосадского платка. Этот всепланетный символ любви, воспетый поэтами на множестве языков, присутствовал и на персидских шалях, послуживших прообразом для русских мастеров-платочников. И для всех поколений художников Павловского Посада умение написать розу так, что предмет женской одежды превращался в произведение искусства, всегда было своего рода свидетельством мастерства, «фирменным знаком».

В зависимости от цвета роза может выражать богатую палитру чувств. Красная — во все времена была символом сильной и страстной любви. Близка к ней по значению и бордовая роза. Белая — знак вечной любви, невинности, чистоты, благоговения и смирения. Розовые розы являются символом элегантности и изысканности, они выражает благодарность и гордость, симпатию и сладкие мысли, нежные эмоции и чувство восхищения, а также могут быть намеком на то, что из их нежного цвета могут вспыхнуть глубокие чувства. Желтые розы — вопреки расхожему мнению, что эти цветы символизируют разлуку, могут быть также символом дружбы и признания, преклонения и восхищения, а также уважения. Букеты из желтых роз принято дарить на торжество в качестве выражения поздравлений виновнику праздника, чтобы подчеркнуть гордость за достигнутое и открытое. Оранжевые розы — в языке цветов выражают самые лучшие пожелания, горячие чувства и энтузиазм. Зеленые — изобилие и щедрость. Ну а синие — это знак таинственности.

Леонардо да Винчи. Благовещение. Приблизительно 1472–1475 гг.

Пион

На Востоке символы несколько иные. Старинная Китайская поговорка гласит: «Роза — это заготовка для цветка, пион же истинный цветок». Капризный и скороцветущий пион — излюбленный цветок юго-восточной Азии. Культивировали это растение на Востоке, в северном Китае, где его называли Hua Wang («Император цветов»). Ведь выращивание пиона считалось благороднейшим занятием, которому покровительствуют боги, поэтому считалось привилегией императорского двора. В традиции Китайской вышивки пион занимает центральное место. Этот цветок символизирует весну, расцвет, пробуждение, любовь и привязанность, часто является символом женской красоты. Когда расцветает куст пиона, это считается хорошим предзнаменованием, и поэтому его стараются выращивать рядом с домом. Ведь согласно поверьям, это защитит дом от злых духов.

Так же пион считался символом богатства и знатности.

Пожалуй, нет в Китае такого вида изобразительного искусства, где бы пион не проявил себя — акварельная живопись, гравюра, художественная гладь. Китайцы говорят, что изящный пион настолько популярен в искусстве, поскольку цветет очень недолго, и художники своим искусством пытаются продлить жизнь цветка. В живописной традиции Китая пион стоит на особом месте, его очень любили и до сих пор любят изображать. Техника письма очень тонкая, нежная, картины часто выполняются на шелке или парче. Краски — от ярких до приглушенных, сюжеты сопровождаются часто китайскими философскими подписями. Традиция воспевания пиона в Китае насчитывает более полутора тысячи лет. И, конечно, цветок не остался без внимания приверженцев школы Фен-Шуй. Здесь верят, что цветок приносит не только богатство и любовь, но и помогает обладателю оного добиться уважения в обществе.

Пионы в китайской живописи

Именно по причине большой любви к пионам в Поднебесной сложилось о них множество красивых поэтических сказаний и легенд.

Вот одна из них.

Жил-был некогда один страстный любитель пионов, некий Хо-Чи. Каких только пионов он ни разводил! Были у него белые, как лебеди, темно- и светло-розовые, ярко- и темно-малиновые; были с гладкими лепестками и с завитыми, душистые и не пахучие… И любовался он ими с утра до вечера и с вечера до утра. Когда цвели его пионы, то сад его становился так прекрасен, что ему мог бы позавидовать сам император. Но сын одного знатного мандарина Чанг-Эй из зависти решил все уничтожить и, придя в сад, стал безжалостно топтать все цветы. Несчастный садовод со слезами на глазах смотрел на это бесчинство. Потом не выдержал и поколотил завистливого юнца. Но сад было уже не спасти, и старик горько заплакал. К счастью, откуда ни возьмись, появилась прелестная девушка, оказавшаяся феей цветов, и оживила сад.

Он стал таким прекрасным, что отовсюду стал приходить к старику народ, чтобы полюбоваться чудесно воскресшими цветами… Но избитый стариком Чанг-Эй, раздосадованный такой неудачей, не мог простить нанесенного ему оскорбления и задумал отомстить. Он распустил ложный слух о том, что Хо-Чи чародей. Результатом стало взятие старика под стражу и смертный приговор. А сам явился в сад и снова начал топтать и ломать цветы.

Но тут, как по волшебству, все пионы превратились в прекрасных девушек и взмахнули рукавами так, что принца унесло ветром. Хо-Чи освободили и он продолжал мирно жить и трудиться на радость всем.

И вот однажды, когда он любовался только что распустившимся дивным пионом, вдруг повеяло теплым нежным ветерком, по всему саду распространилось чудное благоухание и раздались дивные, никогда не слыханные им божественные звуки…

Подняв глаза, Хо-Чи увидел свою молодую богиню, которой предшествовали непорочные белые аисты и лазоревого цвета феникс, опускающийся на розовом облаке. «Хо-Чи, — сказала она ему, — ты достиг полного совершенства. Творец вселенной, желая наградить твою беспредельную любовь к цветам, зовет тебя в свои небесные сады, следуй за мной!..».

Хо-Чи вступил на облако и медленно вознесся на небо. А за ним поднялись его хижина и окружавшие ее деревья, цветы, пионы и все, что он любил.

И с облака раздался голос: «Тот, кто любит цветы и охраняет их, увеличивает свое счастье и получит блаженство. А тот, кто обходится с ними дурно и уничтожает их, будет несчастен и подвергнется самым строгим наказаниям!».

Затем облако исчезло среди других облаков, и в воздухе почувствовалось как бы дуновение легкого ветерка. И с этих пор селение, где жил Хо-Чи, стало называться селением праведника, вознесшегося живым на небо, а место, где был его сад, — садом «ста цветов».

Пионы в китайской живописи

Япония, как и Китай, тоже подпала под очарования этих прелестных цветов! Они были завезены из Китая в начале XVIII в. и быстро получили там признание. В Японии пион считается цветком благополучия, процветания, символом любви и ласки, красоты и удачи. Его изображают на особенно изысканных тканях, из которых потом шьют кимоно, на посуде. Японские садоводы создали много великолепных сортов травянистых и древовидных пионов, в том числе была создана оригинальная группа пионов с так называемым японским типом цветка, которая отличается неповторимым изяществом. Только в вазу там, скорее всего, поставят один нераспустившийся шарик бутона, и сердце будет переполняться радостным предчувствием: наблюдая, как раскрывается один лепесток за другим, становишься соучастником великого откровения природы.

Европейцы также не обошли этот красивый цветок своим вниманием. Люди античности считали пион символом Асклепия, поскольку наделяли пион лечебными свойствами.

Одна из древних легенд гласит, что жил-был на свете один врач по имени Пеон, ученик бога врачевания Эскулапа. Он так успешно лечил людей, что превзошел своего учителя. Поговаривали, что все его успехи от того, что применяет он в своем целительстве какое-то удивительное растение, обладающее лечебными свойствами. Когда Пеон исцелил бога мертвых, Эскулап воспылал завистью и решил его убить. Но бог подземного царства защитил Пеона и превратил его в прекрасный цветок. Пион уклоняющийся получил свое название потому, что ему удалось уклониться от мести.

С тех пор пионы считают целебными растениями и любимцами богов. Но у римлян пион — олицетворение напыщенности и чванства, якобы он хотел перещеголять саму розу, если не по красоте, то по размеру. Пыжился, пыжился, да так и остался раздутым.

В начале XIX в. начинается массовое покорение пионом Европы. Из Китая на территорию современной Англии, Франции и Нидерландов попадают новые сорта этого цветка, которые сразу завоевывают сердца европейских садовников.

В Европе наиболее всего полюбили пион во Франции, где известные садовники того времени с воодушевлением работали над созданием новых прекрасных сортов. Некоторые из них популярны и сегодня. В основном это экземпляры с густомахровыми цветками белой и розовой окраски и нежным ароматом. У многих народов розовые пионы считаются символом застенчивости и девичьей стыдливости. Возможно, что такие представления повлияли на отождествление пиона с «розой без шипов» — символом Мадонны.

В истории художественных стилей пышный пион считают цветком барокко. Прекрасный пион привлекает сердца многих, его великолепие по праву оценили многие великие мастера-живописцы. Его оттенки, переливы цвета, пышность, нежность нельзя не оценить!

В моменты изучения шедевров живописи мы можем почувствовать и момент творения, уловить то необыкновенное настроение, которое стремился передать художник.

Лилия

Лилия — сложный для понимания цветок. Воплощение в нем чистоты и невинности тесно переплетается с властью, гордостью и достоинством, а также с позором.

В христианстве лилия является атрибутом некоторых святых, в иконографии благовещения, вытесняя с эпохи Возрождения более ранний атрибут архангела Гавриила — масличную ветвь. Согласно народным поверьям, сломавший лилию лишает невинности девушку. С другой стороны, лилию связывают со смертью и загробным миром: у некоторых народов считалось, что в облике лилии появляются души умерших людей и что лилии вырастают на могилах невинно осужденных.

В цветочном царстве, где лилии принадлежит далеко не последнее место, чрезвычайно сложно отыскать другое растение, чья символика была бы столь же противоречива. Скажем более того, ее символические значения не только противоречивы, они просто диаметрально противоположны. Судите сами. Если в Древнем Египте и Месопотамии фаллообразный пестик и специфический запах лилии навеял ассоциации с эротической любовью и плодородием, то в средневековой Европе в этом цветке усматривали идеальный образ чистоты, скромности и невинности. Эти добродетельные качества лилии превозносились до такой степени, что церковники уподобляли ее непорочной Деве Марии. В Византийской империи лилия символизировала успех и процветание власти басилевса (императора), и в то же время призрачная бледность белой лилии сделала ее эмблемой смерти.

Исходя из хтонической (связанной с производительными силами земли или с подземными миром) семантики лилии, можно проследить ее связи с плодородием (по греческому мифу, лилии, подобно Млечному пути, произошли из капель молока Геры, включение лилии в королевский герб Франции символизирует процветание).

Водяная лилия разделяет мифологическое значение лотоса как цветка, возникшего из первоначального мирового океана и служившего колыбелью солнцу.

Ненюфары — водяные лилии. Но это не просто цветы, ненюфары — цветы мистические и связанные с миром русалок. Это символ… вечной жизни не умерших прекрасных дев.

Лишь только растают вдали полуночные чары,

И первые отблески солнца окрасят луга,

Раскрыв лепестки, наклоняются вниз ненюфары

И тихо роняют на темное дно жемчуга…

И. Эренбург

Сходная семантика характерна для изобразительного искусства индейцев майя, где лилия является атрибутом крокодила, несущего на своей спине землю. Согласно мифу догонов Мали, агнец, оплодотворивший солнце, спускается с неба по радуге в озеро с цветущими в нем водяными лилиями.

«Полевые лилии», которые обычно не несут никакой символической нагрузки, были, однако, удостоены упоминания в Нагорной проповеди как олицетворение безоговорочного доверия к Богу. Это сделало цветок атрибутом многих святых. В христианской иконографии белая лилия олицетворяла чистоту и невинность Девы Марии и Иисуса Христа. Лилия — непременный атрибут Христа, восседающего на Страшном суде в высоте небесной.

В христианской религии, где, как уже отмечалось, лилия символизировала само совершенство, идеальный цветок знаменовал также надежду на спасение и божественную награду праведникам. В этом смысле Христос обещает в знаменитой Нагорной проповеди райские «лилейные поля» всем тем, кто будет следовать Его заповедям. В другом месте Спаситель отождествляет с лилией самого Себя: «Я, — говорит Господь, — лилия долин!» (Песн. 2: 1).

Винсент ван Гог. Ирисы, 1889 г.

Ирис

С греческого языка название растения ирис — iris — переводится как «радуга». Этому прекрасному цветку, цветовая гамма которого выдержана в разнообразных оттенках от белоснежного до черного, посвящено много легенд.

Одна из них повествует о том, что первый цветок пророс несколько миллионов лет назад и своей красотой привлек внимание не только всех живых существ, но и стихии. Ветер и вода разнесли семена ириса по всей земле. Когда они проросли, люди приходили любоваться на этот цветок.

Стоит отметить, что свое название Флоренция получила благодаря ирисам, которые росли вокруг поселения. С латинского «Флоренция» переводится как «цветущая». Именно поэтому флорентийский ирис стал изображаться на городском гербе. Также этот цветок прославился тем, что из корневища флорентийского ириса удалось получить душистое эфирное масло, обладающее запахом фиалки. Такому свойству парфюмеры XV в. быстро нашли нужное применение и из 1 кг корневищ добывали около 7 г чистого эфирного масла.

Ирисом душистый цветок нарек сам Гиппократ в честь древнегреческой богини радуги Ириды. Согласно древнегреческому мифу о происхождении цветка, богиня Ирида была дочерью морского божества Тавманта и океаниды Электры. Также как и римляне, греки считали Ириду посредницей между богами и простыми людьми словно, она была радуга, которая рождалась после дождя и соединяла между собой небо и землю. Поэтому древние греки называли радугу ирисом, а цветы, так походившие по окраске на нее, считались осколочками радуги, упавшими на землю.

Ирисы. Японская гравюра

Другой миф гласит, что когда Прометей украл у олимпийских богов небесный огонь и отнес его людям, землю сразу озарила семицветная радуга, символизировавшая всю радость живых существ. Радуга горела и горела, даря людям надежду, уже село солнце, а она все также светилась. Но вот настало утро — солнце снова осветило землю, а на том месте, где радовала глаз людей радуга, цвели ирисы.

Жители других стран также почитают ирис. У древних японцев один и тот же иероглиф обозначает и название цветка, и воинский дух. У древних египтян ирис — символ красноречия. На Востоке же белый ирис раньше высаживали на могилах, как символ печали. В средние века цветы выращивали уже в замках и монастырях, а потом они стали радовать глаз горожанам в садах. У немцев плоские и острые как мечи листья ириса получили название меч-лилия.

На Руси же этот цветок величали «петушок» (пошло это название с украинских земель) и «касатик» (листья как коса) то есть милый, желанный и дорогой. Христиане же считали листья символом страдания сердца Богоматери и ассоциировали ирис со страданием и болями.

Ирина Лугачева

Читайте также на сайте:

  1. Криминальная хроника за 20.02.2015
  2. Путепровод преткновения
  3. Теплый май
  4. Мое дело — землю пахать!
  5. Криминальные новости
  6. «Что имеем, не храним»
  7. Томич из Президентского полка
  8. Пощечина Крессу
  9. Сезонные работы в саду и огороде
  10. Опять подорожал

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Яндекс.Метрика

Контакты

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Отдел рекламы

Email: rec@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-91