Томская НЕДЕЛЯ
25 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ
Томск, Россия

75 лет Андрею Хржановскому.

   0

30 ноября юбилей отмечает режиссер, народный артист РФ Андрей Хржановский. В этот день в эфире телеканала «Россия К» – программа «Линия жизни» (20:55), художественный фильм «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину» (21:45); в рубрике «Авторская анимация Андрея Хржановского» (10:00, 15:55, 20:25, 23:50, 1:15) собраны знаковые работы режиссера.

Герой программы «Линия жизни»(30 ноября, 20:55) – режиссер, заведующий кафедрой режиссуры анимационного фильма ВГИКа, Андрей Хржановский снискал славу оригинального и самобытного мастера, раздвинувшего пределы художественных возможностей анимации и документального кино. «Для меня лично, линия жизни – это то, что обеспечено нашим прошлым, нашими связями и общением, людьми, которым мы должны быть благодарны, но не всегда так поступаем. Моя линия жизни – это череда бесконечных благодарностей. Я – человек ленивый и стеснительный. И если я что-то смог в жизни добиться, то только в силу преодоления этих двух качеств. И раз уж я не выпрыгнул в окно по дороге к вам, как мой любимый герой Подколесин, то вы можете спрашивать меня обо всем». Отвечая на вопросы зрителей, Андрей Хржановский рассказывает о родителях (его отец – ученик Павла Филонова), о своих творческих поисках, встречах и дружбе с Эрастом Гариным, Федерико Феллини, Альфредом Шнитке, о творческом союзе с итальянским писателем и сценаристом Тонино Гуэрра.

Создатель мудрых и озорных лент «В мире басен», «Чудеса в решете», «Дом, который построил Джек», «Королевский бутерброд», «Лев с седой бородой», «Долгое путешествие» (18+), «Жил-был Козявин» убедительно просит не называть его классиком советской анимации. «Мультипликаторы, аниматоры – это люди удивительной профессии. Поэтому я очень нервничаю, когда меня называют мультипликатором. Я этого не заслужил! Это целая отдельная профессия, которой я, к сожалению, не обучен. Еще более неловко себя чувствую, когда с чьей-то легкой руки я становлюсь «классиком отечественной анимации». Да никакой я не классик. Только если в том случае, что я делал работы по произведениям классиков. Классик из классиков – это Хитрук! Я снимаю перед ним шляпу не только как перед великим мастером, но и как перед великим педагогом. Это человек, которому я обязан, именно он привил мне любовь к отечественной анимации. Дай Бог ему здоровья!»

Фильм Федора Хитрука «История одного преступления» вышел как раз в год, когда Хржановский заканчивал факультет режиссуры игрового кино, и во многом определил выбор начинающего кинематографиста. «Моя дипломная работа – фильм «Жил-был Козявин». Меня долго не допускали к защите, а работу отказывались принимать с формулировкой «сюрреализм». Стали ждать, когда приедет Сергей Герасимов, который тогда был заведующим кафедрой. Он посмотрел, почесал голову и сказал: «Да, это сюрреализм. Но это же наш социалистический сюрреализм – соцсюрреализм». И допустил меня к защите».

Всевозможных экспериментов в творческой биографии Хржановского было немало – кажется, что ему нравится удивлять. Он использовал необычный литературный материал (например, рассказ Тонино Гуэрры «Лев с седой бородой»). Сочетал анимацию и документальное кино. Создавал фильмы на основе рисунков и эскизов Феллини и Пушкина. «Как-то в витрине книжного я увидел альбом Эфроса «Рисунки Пушкина», книга меня захватила и вдохновила на то, чтобы познакомиться с рукописями Пушкина. Любой из нас знает от силы несколько десятков рисунков поэта, а ведь у Пушкина их было около двух тысяч! Теперь мне время от времени подкидывают идеи: «А Вы помните, что Лермонтов хорошо рисовал?», «А вы знаете, у Гоголя какие были рисунки!»

Однако всерьез и надолго Хржановского заинтересовала другая личность – его современник Иосиф Бродский. Художественный фильм «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину» (30 ноября, 21:45) посвящен жизни Иосифа Бродского до того, как в 1972 году он был выслан из России. Сначала Андрей Хржановский снял короткометражный анимационный фильм «Полтора кота». Кот Анны Ахматовой был таким энергичным, что она называла его «полтора кота» и добавляла: «Вам не кажется, что он похож на Иосифа?». Поэт считал кота своей внутренней сущностью и часто вместо подписи рисовал его под стихами. Вместе со сценаристом Юрием Арабовым Хржановский написал сценарий для своего первого полного метра, сочетающего элементы анимации, игрового и документального кино. «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину» – это фильм о Поэте и времени, через которое движется этот поэт, которое откладывается у него в уме и на сердце. Делать этот фильм мне помогал один великий автор, имя которому Иосиф Бродский. Фильм основан на материалах биографии, рисунках и прозе Бродского. Но это не биографический фильм, это фантазийная история, сочиненная при активном участии замечательного сценариста Юрия Арабова, и запечатлевшая Бродского в разных ипостасях». Фильм был отмечен рядом наград на престижных отечественных и зарубежных фестивалях. В ролях: Алиса Фрейндлих, Сергей Юрский, Григорий Дитятковский.

В рубрике «Авторская анимация Андрея Хржановского» (30 ноября, 10:00, 16:00, 20:25, 23:50, 1:15) собраны знаковые работы режиссера.

Обязательно уточнять время эфира по газетной программе

Пресс-служба телеканала «Россия К»

тел: +7(495) 780-57-07

press@tvculture.ru

Все о программах телеканала на сайте www.tvkultura.ru

Читайте также на сайте:

  1. Против адвентистов
  2. За скорость накажут рублем
  3. Всемирный день учителя
  4. Клеща запугали
  5. За счет «Томи»
  6. Спортивные новости
  7. Техника за коммунальные платежи
  8. Повернуть реку впрямь
  9. Смутное время
  10. За Минееву взялось КРУ
Рейтинг

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика

Контакты

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Отдел рекламы

Email: rec@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-91