Томская НЕДЕЛЯ
25 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ
Томск, Россия

75 лет Андрею Хржановскому.

   0

30 ноября юбилей отмечает режиссер, народный артист РФ Андрей Хржановский. В этот день в эфире телеканала «Россия К» – программа «Линия жизни» (20:55), художественный фильм «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину» (21:45); в рубрике «Авторская анимация Андрея Хржановского» (10:00, 15:55, 20:25, 23:50, 1:15) собраны знаковые работы режиссера.

Герой программы «Линия жизни»(30 ноября, 20:55) – режиссер, заведующий кафедрой режиссуры анимационного фильма ВГИКа, Андрей Хржановский снискал славу оригинального и самобытного мастера, раздвинувшего пределы художественных возможностей анимации и документального кино. «Для меня лично, линия жизни – это то, что обеспечено нашим прошлым, нашими связями и общением, людьми, которым мы должны быть благодарны, но не всегда так поступаем. Моя линия жизни – это череда бесконечных благодарностей. Я – человек ленивый и стеснительный. И если я что-то смог в жизни добиться, то только в силу преодоления этих двух качеств. И раз уж я не выпрыгнул в окно по дороге к вам, как мой любимый герой Подколесин, то вы можете спрашивать меня обо всем». Отвечая на вопросы зрителей, Андрей Хржановский рассказывает о родителях (его отец – ученик Павла Филонова), о своих творческих поисках, встречах и дружбе с Эрастом Гариным, Федерико Феллини, Альфредом Шнитке, о творческом союзе с итальянским писателем и сценаристом Тонино Гуэрра.

Создатель мудрых и озорных лент «В мире басен», «Чудеса в решете», «Дом, который построил Джек», «Королевский бутерброд», «Лев с седой бородой», «Долгое путешествие» (18+), «Жил-был Козявин» убедительно просит не называть его классиком советской анимации. «Мультипликаторы, аниматоры – это люди удивительной профессии. Поэтому я очень нервничаю, когда меня называют мультипликатором. Я этого не заслужил! Это целая отдельная профессия, которой я, к сожалению, не обучен. Еще более неловко себя чувствую, когда с чьей-то легкой руки я становлюсь «классиком отечественной анимации». Да никакой я не классик. Только если в том случае, что я делал работы по произведениям классиков. Классик из классиков – это Хитрук! Я снимаю перед ним шляпу не только как перед великим мастером, но и как перед великим педагогом. Это человек, которому я обязан, именно он привил мне любовь к отечественной анимации. Дай Бог ему здоровья!»

Фильм Федора Хитрука «История одного преступления» вышел как раз в год, когда Хржановский заканчивал факультет режиссуры игрового кино, и во многом определил выбор начинающего кинематографиста. «Моя дипломная работа – фильм «Жил-был Козявин». Меня долго не допускали к защите, а работу отказывались принимать с формулировкой «сюрреализм». Стали ждать, когда приедет Сергей Герасимов, который тогда был заведующим кафедрой. Он посмотрел, почесал голову и сказал: «Да, это сюрреализм. Но это же наш социалистический сюрреализм – соцсюрреализм». И допустил меня к защите».

Всевозможных экспериментов в творческой биографии Хржановского было немало – кажется, что ему нравится удивлять. Он использовал необычный литературный материал (например, рассказ Тонино Гуэрры «Лев с седой бородой»). Сочетал анимацию и документальное кино. Создавал фильмы на основе рисунков и эскизов Феллини и Пушкина. «Как-то в витрине книжного я увидел альбом Эфроса «Рисунки Пушкина», книга меня захватила и вдохновила на то, чтобы познакомиться с рукописями Пушкина. Любой из нас знает от силы несколько десятков рисунков поэта, а ведь у Пушкина их было около двух тысяч! Теперь мне время от времени подкидывают идеи: «А Вы помните, что Лермонтов хорошо рисовал?», «А вы знаете, у Гоголя какие были рисунки!»

Однако всерьез и надолго Хржановского заинтересовала другая личность – его современник Иосиф Бродский. Художественный фильм «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину» (30 ноября, 21:45) посвящен жизни Иосифа Бродского до того, как в 1972 году он был выслан из России. Сначала Андрей Хржановский снял короткометражный анимационный фильм «Полтора кота». Кот Анны Ахматовой был таким энергичным, что она называла его «полтора кота» и добавляла: «Вам не кажется, что он похож на Иосифа?». Поэт считал кота своей внутренней сущностью и часто вместо подписи рисовал его под стихами. Вместе со сценаристом Юрием Арабовым Хржановский написал сценарий для своего первого полного метра, сочетающего элементы анимации, игрового и документального кино. «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину» – это фильм о Поэте и времени, через которое движется этот поэт, которое откладывается у него в уме и на сердце. Делать этот фильм мне помогал один великий автор, имя которому Иосиф Бродский. Фильм основан на материалах биографии, рисунках и прозе Бродского. Но это не биографический фильм, это фантазийная история, сочиненная при активном участии замечательного сценариста Юрия Арабова, и запечатлевшая Бродского в разных ипостасях». Фильм был отмечен рядом наград на престижных отечественных и зарубежных фестивалях. В ролях: Алиса Фрейндлих, Сергей Юрский, Григорий Дитятковский.

В рубрике «Авторская анимация Андрея Хржановского» (30 ноября, 10:00, 16:00, 20:25, 23:50, 1:15) собраны знаковые работы режиссера.

Обязательно уточнять время эфира по газетной программе

Пресс-служба телеканала «Россия К»

тел: +7(495) 780-57-07

press@tvculture.ru

Все о программах телеканала на сайте www.tvkultura.ru

Читайте также на сайте:

  1. Образование образования
  2. Мама вместо любви
  3. Пешеходный мэр
  4. Все познается в сравнении
  5. Юбилей Алисы Фрейндлих
  6. Двойной прыжок
  7. С новым паводком
  8. Спортивные дети
  9. Минус на плюс
  10. Новости от 29.05.2015
Рейтинг

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика

Контакты

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Отдел рекламы

Email: rec@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-91