Томская НЕДЕЛЯ
Отдел рекламы:
+7 (3822) 78-42-91
Томск, Россия

А за красной линией — “красота” заборная…

  46    0

Любите ли вы наш город так, как люблю его я? Гуляете ли вы по его тенистым бульварам и чистым тротуарам уютных улиц и переулков?

Я это делаю ежедневно. Однако, к сожалению, не по чистым тротуарам и уютным улицам. И всегда возвращаюсь домой с чувством обиды, досады, раздражения.

Тротуарные тропинки

томскТомск имеет высокий статус: историческое поселение федерального значения. Страна признала историческую ценность старейшего города Сибири и охраняет де-юре томскую городскую среду, ландшафты, фоновые застройки. А вот де-факто… Приятно пройтись по бульвару проспекта Кирова, на небольшом отрезке проспекта Ленина и… всё. Когда-то созданию красивого облика города способствовали своими деньгами купцы-меценаты, промышленники; выдающиеся архитекторы того времени — своим талантом. Современные “купцы-бизнесмены” и “эффективные менеджеры” не приумножили это общегородское богатство. Если в небольшой центральной части города власть ещё как-то поддерживает относительный порядок и архитектурную “застывшую музыку”, то шаг в сторону и… Пройдитесь по нашим древним улицам — Гоголя, Герцена, Белинского, Тверской, Усова, Советской, Вершинина — и вы увидите всю мерзость запустения. Центр города, места проживания многих представителей городской элиты…
В военном и послевоенном Томске почти на всех периферийных улицах были деревянные тротуары по обеим сторонам улиц. Сейчас в Томске почти на половине улиц первой и второй категории тротуары отсутствуют! По официальным данным, на 105 км (!) улиц вместо тротуаров устроена лишь техническая полоса шириной до одного метра! Всё внимание к автомобилистам. Комфорт пешеходов, их бе­зопасность на улицах города не в приоритете. Главное для власти — дорога, пробки, парковки, разъезды, декор на горке у почтамта, “лепота” проекта “Набережная…”. Эти приоритеты, разумеется, тоже очень важны. Но город — это не полигон для езды, а место для комфортного проживания людей. Сама власть определила: пешеходы — равноправные участники дорожного движения. И они несут ответственность как за умышленное, так и за неосторожное нарушение ПДД. Если пешеход идёт по проезжей части дороги потому, что на улице нет тротуара, — он нарушитель ПДД.
Я готов предоставить добрую сотню фотографий, где запечатлена рискованная возможность пройти людям, например, к архитектурным памятникам, или полная невозможность для этого инвалиду, ветерану или мамочке с детской коляской. Как такое случилось в Томске!? Почему горожанам почти за 100 лет так и не обеспечили безопасность передвижения по улицам города?
Есть юридические основы даже для уголовного преследования за нарушение прав граждан по обеспечению безопасной среды обитания: СНиП (11-К-62), СНиПиН, ПДД, закон РФ “О безопасной среде обитания”, результаты прокурорского надзора. Почему эти юридические “дубины” не работают? Да потому, что все начальники, кому надлежит применять эти законы и правила, пешком, с момента назначения на руководящую должность, не ходят и лично их все эти тротуарно-пешеходные проблемы не волнуют. Кроме того, вместо профессионализма во власти расцвел протекционизм.
Чуть ли не в каждом номере “Томской НЕДЕЛИ” журналисты вопиют: в подразделениях мэрии засилье людей, явно не готовых к государственной службе. Журналисты газеты даже допустили, что мэр искренне заблуждается относительно хорошей работы его департаментов. У меня вопрос: почему И. Г. Кляйн не заблуждается, когда, к примеру, кто-то из работников его пивзавода начнёт вешать ему “лапшу” на уши по поводу технологического процесса варки пива? Потому, что там “моё”. Там бизнес, его деньги. Там не замечать профнепригодность, — себе дороже! А вот на явную профнепригодность людей, от работы которых зависит не варка пива, а качество жизни горожан полумиллионного города, — или глаз “замыливается”, или рука не поднимается на “блатного” работничка…
А депутаты, прямая обязанность которых помогать мэру, губернатору? Трудно, что ли, разок-другой в сезон прогуляться пешком по улицам и переулкам своего округа? Найти скамеечку для отдыха, спуститься, к примеру, в грязное ущелье на современном ПРОСПЕКТЕ Комсомольском… Или пройти по улице Плеханова с любой стороны до школы № 12… ну и т.д.

А за красной линией…

томскВ планировании городского пространства, при привязке вновь строящихся зданий интересы общества обеспечивает красная линия застройки. Она хорошо работала в старокупеческие времена, строго действовала в советский период, но вот в наше рыночно-базарное время её в Томске напрочь игнорируют. Из десятков известных мне примеров приведу несколько адресов этой “краснозаборной красоты”. Улица Никитина,15, 17. Здесь свой мозговой тупик архитектор перенёс на бумагу и воплотил в реальность: тротуар у дома № 17 заканчивается тупиком. Без каких-либо причин. Просто так ему (или его заказчику) захотелось. Нечего, мол, шастать мимо моих дверей! Хочешь идти дальше, — топай по дороге вдоль моего забора. У каждого архитектурного решения есть автор с фамилией.
Современным заборам, огородившим новостройки, нет числа. По закону любые сооружения, построенные с нарушением красной линии, должны быть снесены по решению суда без согласия собственника. Знают об этом в департаменте градостроительства мэрии? Наверняка знают. Тогда почему допускают эти безобразия, уродующие лицо города? Или профессиональный пофигизм, или… иная заинтересованность. “Томская НЕДЕЛЯ” в материале “Новогодний мэрский подарок” риторически спросила: “Нет хозяина в областном центре?” На самом деле надо бы убрать вопросительный знак.

Незаконченное послесловие

Город изуродован халатностью людей, отвечающих за градостроительство в мэрии. Отсутствие благоустройства территории оскорбит любой архитектурный шедевр. Наверное, эти массовые недоделки — следствие отсутствия этих самых шедевров… В самом деле: на каком современном здании в Томске повесят мраморную доску “Памятник архитектуры ХХI века”? Разве что на строении типа “барак” на углу ул. Красноармейская-Герцена, в “сквере” деревянного зодчества.
Историческому Томску объявлена беспощадная война. И ведёт её градостроительный департамент мэрии с молчаливого согласия многочисленных контролёров, в том числе и прокуратуры.
Сегодня среди меценатов — ректоры институтов, “эффективные менеджеры” нефтяных, строительных и промышленных компаний. Как бы продолжая традиции томских купцов (у которых финансовые возможности были куда скромнее), они обновляют общественное пространство аж на 30-ти площадках города, дарят томичам праздничные салюты, ледяные новогодние поделки стоимостью в миллионы рублей. И, хотя это подобие тех традиций, они получают свою долю общественного признания в виде местных медалей. Почему — подобие? Да потому, что быстро гаснет зарево фейерверка, и тают ледяные скульптуры в отличие от построенных купцами за свои кровные храмов, школ, училищ, парков и бульваров. Сидя в авто, современные набобы даже не задумываются о том, что до этих фейерверков и скульптур, да и просто на работу или в поликлинику, томичам как-то надо добраться пешком по изуродованным архитекторами улицам без тротуаров.
Менее чем половины затраченных меценатских и бюджетных средств хватило бы на инвентаризацию проблемных тротуарных мест, на судебные издержки по принуждению к сносу незаконной “заборной красоты”, — всего, что уродует лицо старейшего города Сибири. Нашлись бы деньги на подготовку проекта “Реконструкция тротуаров Томска” с претензией на федеральное финансирование. Тем более, что президент В. В. Путин на “прямой линии” заявил, что денег для этого более чем достаточно. Нет только качественных обоснований и проектов.
Всего-то надо — определить приоритеты, пройдясь пешком по улицам и убрать из тёплых кресел “специалистов-пофигистов”…
Владимир Уральцев

Читайте также на сайте:

  1. Обращение к главному редактору
  2. Для блага пациентов
  3. На могилах не пляшут
  4. Защитите нас от УК
  5. Спасите автоколонну!
  6. Взгляд снизу
  7. «Спасибо за Дом культуры, дядя Коля»
  8. Открытое письмо прокурорам Томска и Томской области
  9. Ничему не научились
  10. Спасибо врачам
Рейтинг

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Яндекс.Метрика

Посетителей на сайте сейчас: 7

Мы на Flickr

    Наш адрес

    Email: red@tomskw.ru

    Телефон: +7 (3822) 78-42-93