Томская НЕДЕЛЯ
Отдел рекламы:
+7 (3822) 78-42-91
Томск, Россия
+10.4C

А за красной линией — “красота” заборная…

  45    0

Любите ли вы наш город так, как люблю его я? Гуляете ли вы по его тенистым бульварам и чистым тротуарам уютных улиц и переулков?

Я это делаю ежедневно. Однако, к сожалению, не по чистым тротуарам и уютным улицам. И всегда возвращаюсь домой с чувством обиды, досады, раздражения.

Тротуарные тропинки

томскТомск имеет высокий статус: историческое поселение федерального значения. Страна признала историческую ценность старейшего города Сибири и охраняет де-юре томскую городскую среду, ландшафты, фоновые застройки. А вот де-факто… Приятно пройтись по бульвару проспекта Кирова, на небольшом отрезке проспекта Ленина и… всё. Когда-то созданию красивого облика города способствовали своими деньгами купцы-меценаты, промышленники; выдающиеся архитекторы того времени — своим талантом. Современные “купцы-бизнесмены” и “эффективные менеджеры” не приумножили это общегородское богатство. Если в небольшой центральной части города власть ещё как-то поддерживает относительный порядок и архитектурную “застывшую музыку”, то шаг в сторону и… Пройдитесь по нашим древним улицам — Гоголя, Герцена, Белинского, Тверской, Усова, Советской, Вершинина — и вы увидите всю мерзость запустения. Центр города, места проживания многих представителей городской элиты…
В военном и послевоенном Томске почти на всех периферийных улицах были деревянные тротуары по обеим сторонам улиц. Сейчас в Томске почти на половине улиц первой и второй категории тротуары отсутствуют! По официальным данным, на 105 км (!) улиц вместо тротуаров устроена лишь техническая полоса шириной до одного метра! Всё внимание к автомобилистам. Комфорт пешеходов, их бе­зопасность на улицах города не в приоритете. Главное для власти — дорога, пробки, парковки, разъезды, декор на горке у почтамта, “лепота” проекта “Набережная…”. Эти приоритеты, разумеется, тоже очень важны. Но город — это не полигон для езды, а место для комфортного проживания людей. Сама власть определила: пешеходы — равноправные участники дорожного движения. И они несут ответственность как за умышленное, так и за неосторожное нарушение ПДД. Если пешеход идёт по проезжей части дороги потому, что на улице нет тротуара, — он нарушитель ПДД.
Я готов предоставить добрую сотню фотографий, где запечатлена рискованная возможность пройти людям, например, к архитектурным памятникам, или полная невозможность для этого инвалиду, ветерану или мамочке с детской коляской. Как такое случилось в Томске!? Почему горожанам почти за 100 лет так и не обеспечили безопасность передвижения по улицам города?
Есть юридические основы даже для уголовного преследования за нарушение прав граждан по обеспечению безопасной среды обитания: СНиП (11-К-62), СНиПиН, ПДД, закон РФ “О безопасной среде обитания”, результаты прокурорского надзора. Почему эти юридические “дубины” не работают? Да потому, что все начальники, кому надлежит применять эти законы и правила, пешком, с момента назначения на руководящую должность, не ходят и лично их все эти тротуарно-пешеходные проблемы не волнуют. Кроме того, вместо профессионализма во власти расцвел протекционизм.
Чуть ли не в каждом номере “Томской НЕДЕЛИ” журналисты вопиют: в подразделениях мэрии засилье людей, явно не готовых к государственной службе. Журналисты газеты даже допустили, что мэр искренне заблуждается относительно хорошей работы его департаментов. У меня вопрос: почему И. Г. Кляйн не заблуждается, когда, к примеру, кто-то из работников его пивзавода начнёт вешать ему “лапшу” на уши по поводу технологического процесса варки пива? Потому, что там “моё”. Там бизнес, его деньги. Там не замечать профнепригодность, — себе дороже! А вот на явную профнепригодность людей, от работы которых зависит не варка пива, а качество жизни горожан полумиллионного города, — или глаз “замыливается”, или рука не поднимается на “блатного” работничка…
А депутаты, прямая обязанность которых помогать мэру, губернатору? Трудно, что ли, разок-другой в сезон прогуляться пешком по улицам и переулкам своего округа? Найти скамеечку для отдыха, спуститься, к примеру, в грязное ущелье на современном ПРОСПЕКТЕ Комсомольском… Или пройти по улице Плеханова с любой стороны до школы № 12… ну и т.д.

А за красной линией…

томскВ планировании городского пространства, при привязке вновь строящихся зданий интересы общества обеспечивает красная линия застройки. Она хорошо работала в старокупеческие времена, строго действовала в советский период, но вот в наше рыночно-базарное время её в Томске напрочь игнорируют. Из десятков известных мне примеров приведу несколько адресов этой “краснозаборной красоты”. Улица Никитина,15, 17. Здесь свой мозговой тупик архитектор перенёс на бумагу и воплотил в реальность: тротуар у дома № 17 заканчивается тупиком. Без каких-либо причин. Просто так ему (или его заказчику) захотелось. Нечего, мол, шастать мимо моих дверей! Хочешь идти дальше, — топай по дороге вдоль моего забора. У каждого архитектурного решения есть автор с фамилией.
Современным заборам, огородившим новостройки, нет числа. По закону любые сооружения, построенные с нарушением красной линии, должны быть снесены по решению суда без согласия собственника. Знают об этом в департаменте градостроительства мэрии? Наверняка знают. Тогда почему допускают эти безобразия, уродующие лицо города? Или профессиональный пофигизм, или… иная заинтересованность. “Томская НЕДЕЛЯ” в материале “Новогодний мэрский подарок” риторически спросила: “Нет хозяина в областном центре?” На самом деле надо бы убрать вопросительный знак.

Незаконченное послесловие

Город изуродован халатностью людей, отвечающих за градостроительство в мэрии. Отсутствие благоустройства территории оскорбит любой архитектурный шедевр. Наверное, эти массовые недоделки — следствие отсутствия этих самых шедевров… В самом деле: на каком современном здании в Томске повесят мраморную доску “Памятник архитектуры ХХI века”? Разве что на строении типа “барак” на углу ул. Красноармейская-Герцена, в “сквере” деревянного зодчества.
Историческому Томску объявлена беспощадная война. И ведёт её градостроительный департамент мэрии с молчаливого согласия многочисленных контролёров, в том числе и прокуратуры.
Сегодня среди меценатов — ректоры институтов, “эффективные менеджеры” нефтяных, строительных и промышленных компаний. Как бы продолжая традиции томских купцов (у которых финансовые возможности были куда скромнее), они обновляют общественное пространство аж на 30-ти площадках города, дарят томичам праздничные салюты, ледяные новогодние поделки стоимостью в миллионы рублей. И, хотя это подобие тех традиций, они получают свою долю общественного признания в виде местных медалей. Почему — подобие? Да потому, что быстро гаснет зарево фейерверка, и тают ледяные скульптуры в отличие от построенных купцами за свои кровные храмов, школ, училищ, парков и бульваров. Сидя в авто, современные набобы даже не задумываются о том, что до этих фейерверков и скульптур, да и просто на работу или в поликлинику, томичам как-то надо добраться пешком по изуродованным архитекторами улицам без тротуаров.
Менее чем половины затраченных меценатских и бюджетных средств хватило бы на инвентаризацию проблемных тротуарных мест, на судебные издержки по принуждению к сносу незаконной “заборной красоты”, — всего, что уродует лицо старейшего города Сибири. Нашлись бы деньги на подготовку проекта “Реконструкция тротуаров Томска” с претензией на федеральное финансирование. Тем более, что президент В. В. Путин на “прямой линии” заявил, что денег для этого более чем достаточно. Нет только качественных обоснований и проектов.
Всего-то надо — определить приоритеты, пройдясь пешком по улицам и убрать из тёплых кресел “специалистов-пофигистов”…
Владимир Уральцев

Читайте также на сайте:

  1. Томская область – моя Родина…
  2. От партий никакого толка!
  3. «Мы вас поддерживаем»
  4. Под прикрытием жилищного кодекса
  5. Южное кладбище
  6. Ох и дурят нашего брата!
  7. Не станьте жертвой лотереи!
  8. Знай свое место, доцент!
  9. Если тебе комсомолец имя – имя крепи делами своими
  10. Октябрьская социалистическая революция 1917 года
Рейтинг

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Яндекс.Метрика

Посетителей на сайте сейчас: 7

Мы на Flickr

    Наш адрес

    Email: red@tomskw.ru

    Телефон: +7 (3822) 78-42-93