Томская НЕДЕЛЯ
26 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ
Томск, Россия

Африка в Томске

   0

Африка – это колыбель чело­вечества, материк, сверкающий экзотическими красками. Этот самый таинственный, загадоч­ный и многоликий континент неспроста вызывает негасимый интерес и восхищение у любо­го пытливого человека. Магическое искусство и богатое наследие Африки включает в себя разнообразные представления фе­тишизма, анимизма, тотемизма, культа предков и культа тради­ционного правителя, пронизано обрядами инициаций и тайных обществ.

Впервые в истории нашего го­рода Африка станет доступной и слегка приоткроет свои тайны. По­сетители увидят 160 подлинных предметов культуры народов За­падной и Центральной тропиче­ской Африки. Среди экспонатов – ритуальные маски и статуэтки, бронзовая пластика, оружие и укра­шения, изготовленные в XIX-XX веках на территории современных государств Ангола, Конго, Кот-д`Ивуар, Камерун, Нигерия, Либе­рия, Мали, Габон, Гамбия, Гана.

Особенностью африканского ис-кусства является то, что оно су­ществует в связи с повседневным отношением к жизни. Искусство выражается в предметах повсед­невной жизни, таких как чашки, выдолбленные из тыквы, табуре­ты, посуда, гребни, ножи, копья, шкуры животных, двери жилища, расписанные в различных декора­тивных стилях. Все эти предметы находят практическое применение. Но пользующиеся ими африканцы умеют прочесть в них послания и духовные символы, зашифрован­ные в характерных узорах, укра­шающих каждый отдельный пред­мет.

Заведующая отделом развития Томского областного краеведче­ского музея Людмила Юрьевна Исаева делится впечатлениями:

– Выставка меня просто пораз­ила. Представленные в ней пред­меты – подлинные. Все они пропи­таны редким африканским стилем, этностилем. На экспозиции пред­ставлены 16 племен Западной и Центральной Африки, и вся она наполнена загадочной африкан­ской мифологией, религией, фе­тишизмом. Сейчас ведь лишь 15% африканцев проповедуют религии своих предков: на остальных ска­залось распространение ислама, христианства.

Но и на Европу повлияло зна­комство с африканской культурой: появился колониальный стиль, арт-деко, кубизм, импрессионизм и так далее. Это взаимопроникно­вение культур и есть искусствовед­ческий момент.

Смотреть на африканское искус­ство как на примитивное нельзя – это высокое искусство, связанное с совершенно иным восприятием окружающей действительности, чем у европейцев. У европейцев это восприятие плоскостное: пер­вым делом возникает рисунок, то есть изображение предмета на плоскости. Африканцы же не были знакомы ни с карандашом, ни с бумагой, поэтому они видят и изображают действительность, как говорится, в 3D, объемной. И получаются очень интересные, красивые предметы: посмотри­те, вот панцирь из шкуры буйво­ла, вот тканые орнаменты – все их просто хочется потрогать! В общем, данная выставка – это богатое творчество, искусство, связанное с самой жизнью. И мне хочется, чтобы «Черную Африку» успели посмотреть и оценить как можно больше и простых томи­чей, и, главное, людей искусства, истинных художников.

На выставке будут представлены разнообразные предметы, вобрав­шие в себя африканское искусство, и вот описание некоторых из них:

Щит

Говорят, что Бог не вылепил мир из глины, а сплел его из лиан и во­локон пальмы рафия. Если осмо­треть все, что в Африке получают плетением, то в это легко пове­рить. Плетут здесь не только при­вычные нам корзины, но и, напри­мер, щиты. Это только на первый взгляд он выглядит хлипкими и непрочными. На самом деле защи­щающиеся такими щитами могли не бояться, что их поразят стрелы врага или меч неприятеля. Плете­ные щиты выдерживали нагруз­ки и похуже.… Еще в годы Первой мировой войны плетеными делали гильзы для снарядов, а в годы Вто­рой мировой войны в плетеных корзинах сбрасывали с парашютов на передовую необходимые при­пасы. Подобные щиты до сих пор состоят на вооружении в полиции многих стран мир, например, в Бирме и Палестине.

В лесной зоне Африки плетение особенно популярно еще и по­тому, что здесь и материалов для него больше: кора деревьев, раз­нообразные лианы, и особенно пальма рафия, из листьев которой дерут прочные волокна. Благодаря плетению тут создают циновки, на которых сидят или лежат, заборы, стены домов и кувшины для воды. В лесах, где хлопок растет плохо, плетут даже одежду!

Одежда

Еще в начале ХХ века во многих районах Африки, не затронутых глубоко мировыми религиями, люди обходились минимумом одежды, прикрывавшей лишь са­мые интимные части тела – скорее от злых духов, чем от нескромных взглядов. Ходили и вовсе без одеж­ды: климат это позволяет, а услов­ности в каждом обществе свои. Как правило, чем старше человек и чем выше его положение в обществе, тем больше на нем одежды и укра­шений. Самый одетый был, конеч­но, вождь, он носил десяток тяже­лых одеяний-бубу, надетых одно поверх другого, а поверх них – накидку. С ХХ века Тропическая Африка стала в целом заметно более одетой. Сказалось распро­странение ислама, христианства, школьного образования и город­ской цивилизации.

Украшения

Все женщины Африки неска­занно любят украшения. Они ма­стерски делают их из бисера и стекляруса, находя удивительное сочетание цветов. На тонкую жил­ку они ловко насаживают бусинки. Из ракушек каури, которые долгое время были в Африке деньгами, из медной блестящей проволоки и из жестянок от консервных банок женщины готовят себе украшения на шею, руки. У каждой женщины украшений должно быть ну очень много. Порой удивляешься, как можно носить столько тяжести? Праздничный наряд масайской женщины, например, весит до де­сяти килограммов!

Однако такое богатство украше­ний не только подчеркивает вели­чие и красоту женщины. Ножные и ручные браслеты, диадемы и грив­ны служат «охранными поясами» и защищают от злых сил. У неко­торых народов Западной Африки каждый человек имел «именной браслет», который дарили при рождении, а после смерти помеща­ли в могилу владельца.

Денежные эквиваленты

Во всем мире ни в древности, ни в средние века не было такого раз­нообразия монет и средств мена, как в Африке. Полезность железа африканские племена осознали давно. Оно ценилось везде как не­обходимый материал для изготов­ления орудий войны и земледелия. Поэтому на значительной террито­рии Африки железо стало мерой, по которой устанавливалась цен­ность всех других товаров, однако они все были функциональны и не несли на себе присущей деньгам «абстрактности».

Наиболее употребительные же­лезные деньги у африканских пле­мен делались в форме традицион­ных видов оружия и инструментов. В качестве мерила стоимости они часто изготовлялись в миниатюре. Например, старинные деньги панг­ве имели форму маленьких топо­риков.

Наиболее интересны денежные эквиваленты в тех частях Африки, где издавна существовали государ­ственные образования с высоко­развитой дворцовой культурой и торговыми связями. Уже в период средневековья специальный штат придворных литейщиков помимо ритуального оружия, сосудов и украшений создавал тяжелые мед­ные полукольца «манильи», имев­шие хождение вместо монет. Когда европейцы развернули торговлю на Атлантическом побережье, они обнаружили, что африканцы очень ценят металлические браслеты и стеклянные бусы. И тогда в Евро­пе возникла целая индустрия по изготовлению бус «венецианского стекла» и однотипных бронзовых браслетов-манилий, которые ис­пользовались почти исключитель­но в качестве денег. Иногда деньга­ми служил и другой ходовой товар: куски ткани, брикеты табака…

Но все эти богатства обесцени­лись, когда колонизаторы ввели в оборот франки и фунты.

Барабан

Конечно же, главная особенность африканской музыки – это ритм. Поэтому самыми главными музы­кальными инструментами здесь считаются барабаны, которых су­ществует множество видов, разли­чающихся по звуку, размеру, фор­ме и предназначению. Размеры их простираются от крохотных погре­мушек до гигантских вертикальных барабанов более двух метров вы­сотой. Наиболее распространены средние барабаны с одной мембра­ной, известные в Европе под общим названием «там-тамов» (джембе). Они сопровождают и официальные церемонии при дворах правителей, и важнейшие моменты в жизни человека – рождение, инициацию, свадьбу, похороны. В руках афри­канцев барабаны научились «раз­говаривать». Барабаны разносили вести по всему континенту. Евро­пейские миссионеры называли об­щение барабанов «лесным телегра­фом». Тяга к корням хорошо видна даже в современной африканской музыке. Африканские барабаны продолжают отбивать ритм, под­тверждая истинность древней по­говорки суахили: «Когда играют на барабанах, танцует вся Африка до Великих озер».

Ритуальные маски

Все народы тропической Афри­ки, имеющие развитую мифоло­гию, создают ритуальные маски, олицетворяющие их религиозные представления. Маски могут изо­бражать добрых или злых духов, влияющих на жизнь людей. Маска создает определенный образ, с ее помощью человек приобщается к миру духов, воплощает в себе бо­жественное или демоническое на­чало. Надевая маску, человек более не является собой, он превраща­ется в того персонажа, которого олицетворяет. Другому персонажу соответствует и иное поведение, шутовское или агрессивное, кото­рое не свойственно носителю ма­ски в обычной жизни. Маску наде­вают во время ритуалов, которые могут быть связаны с календарно-обрядовыми праздниками, с по­садкой или со сбором урожая, либо они могут быть использованы во время других важных событий в жизни общества, таких как ини­циации, свадьбы, похороны и так далее.

В африканском искусстве в го­раздо большей степени, чем в евро­пейском, присутствуют не только эстетические, но и жизненные нор­мы, регулирующие повседневную жизнь человека. Оно в большей степени, чем европейское, связано с повседневными нуждами людей. Большая часть предметов тради­ционного африканского искусства является для африканцев непо­средственной частью их жизни, их ежедневных забот.

Выставка будет экспонировать­ся до конца мая. Африка, во все времена привлекавшая взгляды и сердца искателей приключений, туристов и ученых, ждет своих по­сетителей.

Софья Вольская

Читайте также на сайте:

  1. Призвание — воспитатель
  2. Звезды зажигают олимпийский огонь
  3. «Триколор ТВ» показывает в Сибири СуперКино
  4. Международный день музеев. Музей истории Томска
  5. Территория любви
  6. Актер с поэтическим уклоном
  7. «Чок» – это по-нашему!
  8. Валерий Золотухин: Я с Любимовым прожил счастливую творческую жизнь – 47 лет
  9. Оломоуц — Томск: найти общий язык
  10. Лариса Вербицкая: «За успех всегда приходится чем-то платить»

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Яндекс.Метрика

Контакты

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Отдел рекламы

Email: rec@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-91