Хедлайны
Первый полет
И лубок, и драма
Мэрия злостно не исполняет решение суда!
Компания «РукоделЪ»
Знакомимся: заповедник Васюганский
- ticket title
- В Томске правит коррупция! ◈
- Первый полет ◈
- И лубок, и драма ◈
- Мэрия злостно не исполняет решение суда! ◈
- Компания «РукоделЪ» ◈
- Знакомимся: заповедник Васюганский ◈
- Дикое зрелище ◈
- Преданные… ◈
- Каков локоть на вкус? ◈
- «Все в порядке»? ◈
- Подачка! ◈
- Пора наводить порядок! ◈
- Еще один гранитный мавзолей?! ◈
- 30 лет без СССР. Часть 7 ◈
- Законодательной власти в Томской области нужен левый поворот! ◈
- И славный Котов в бой нас поведет! ◈
- Петя, как точка отсчета ◈
- Празднование Международного дня театра в Томске ◈
- Что такое театр и как он появился? ◈
Известный режиссер поделился мыслями о своем последнем фильме, об искусстве жизни и… о русском мате. Андрея Кончаловского представлять не надо – и в России, и за рубежом его знают, пожалуй, все. Даже те, кто не смотрел ни его нашумевший «Романс о влюбленных», ни эпохальную «Сибириаду», ни его последнюю (или «крайнюю», как говорят суеверные кинодеятели – впрочем, к […]
Известный режиссер поделился мыслями о своем последнем фильме, об искусстве жизни и… о русском мате. Андрея Кончаловского представлять не надо – и в России, и за рубежом его знают, пожалуй, все. Даже те, кто не смотрел ни его нашумевший «Романс о влюбленных», ни эпохальную «Сибириаду», ни его последнюю (или «крайнюю», как говорят суеверные кинодеятели – впрочем, к […]
Андрей Кончаловский: «Самое дорогое в современном кино – человеческое лицо»
23.01.2015
Известный режиссер поделился мыслями о своем последнем фильме, об искусстве жизни и… о русском мате.
Андрея Кончаловского представлять не надо – и в России, и за рубежом его знают, пожалуй, все. Даже те, кто не смотрел ни его нашумевший «Романс о влюбленных», ни эпохальную «Сибириаду», ни его последнюю (или «крайнюю», как говорят суеверные кинодеятели – впрочем, к Андрею Сергеевичу это, кажется, не относится) картину «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына». Сын Сергея Михалкова, брат Никиты Михалкова, отец Егора Кончаловского, муж Юлии Высоцкой – ну что еще о нем новое можно сказать? Разве что – удивиться его неиссякаемой жизненной энергии, творческому долголетию. И умению удивляться, которое говорит о том, что Андрей Сергеевич все еще молод душой.
И умению удивлять – как он удивил нас всех этой своей новой кинолентой про простого почтальона, где нет никаких актеров, а играют обыкновенные люди – такие же, как мы с вами. Да и играют ли? Скорее – просто живут. Но Кончаловский подчеркивает, что при всем при том фильм «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» – кино не документальное, а художественное. И те, кто его посмотрел (а показали «Почтальона» на Первом канале на всю страну), наверное, с этим согласятся.
– Андрей Сергеевич, я читала, что у вас в картине «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» было всего два профессиональных актера – это правда?
– Во-первых, я снимал всего одну актрису, и снимал как бы без сценария. Это возможно сегодня. Раньше были нужны свет, пленка, лаборатория – очень много всего было нужно, чтобы снять кино. И режиссеры до сих пор стараются работать с большими бюджетами. Я и сам так работал раньше: много массовки, визуальные эффекты, спецэффекты… Но сейчас даже ребенок посмотрит и скажет: «Ну и что? Хорошая компьютерная графика». Все это давно перестало быть сногсшибательным. Я вообще считаю, что самый дорогой визуальный эффект – это человеческое лицо. Вглядываясь в человеческое лицо, можно многое себе представить, поверить, понять, полюбить и возненавидеть. Я считаю, что человеческое лицо интереснее, чем бегущий с пистолетом человек. Но надо иметь определенного рода способности и отобрать кадры так, чтобы человеческое лицо выглядело наиболее интересно.
– А что нужно сегодня, для того, чтобы хорошо снимать кино?
– С нашей современной аппаратурой – почти ничего не нужно: цифровой фотоаппарат, микрофон. Все равно, как раньше: взять перо, чернила, бумагу и написать гениальный роман или рассказ. Настоящему художнику, кроме этого, ничего не надо. Поэтому, сегодня кино можно снимать практически без денег. Нужно только собрать вокруг себя «ошпаренных» людей, готовых с тобой работать. А вот талант ни за какие деньги не купишь! Для меня урок человеческого таланта – это Чехов, причем со всеми его недостатками. Но и талант без техники – ничто: его нужно огранить, нужно много учиться. Это – труд, пот, кровь и слезы. А кино можно снять и на айфон. И я практически так и поступил. С моей творческой группой мы поехали в деревню, много народа перебрали – и нашли того самого замечательного человека, почтальона Алексея Тряпицына.
– У вас был кастинг среди почтальонов?
– Да, был кастинг: смотрели, как человек говорит, что он думает, какая у него физиономия, как он реагирует. Не обязательно быть артистом. Попадались люди умные, рассудочные – разные. Но вот Леша Тряпицын меня подкупил тем, что он – мудрый человек, с юмором, с каким-то замечательным взглядом на жизнь… И с ужасными вставными зубами. При всей нищете, которая окружает обычного русского человека, живущего в глубинке, в деревне, Леха считает: «Ничего, нормально – время сейчас такое». Есть в нем оптимизм.
– А что происходило дальше?
– Сюжета у меня не было – сюжет придумывался на ходу. Сейчас, вот, говорят, спорят о моем фильме: документальное кино, полудокументальное… Никакого документального кино нет! Это художественный фильм – только снятый, сложенный из других кирпичиков. Можно взять кирпичики золотые, дорогие, сложить из них здание – и оно развалится! А можно из кизяка сделать кирпичики – и сложить архитектурный шедевр. То же самое и здесь. Можно снимать дорогих артистов, с дорогим сценарием – и будет неизвестно, что… А можно взять людей с улицы, поработать с ними, поговорить – и правильный кирпичик получится!
– А как вы относитесь к ненормативной лексике в кино? В прошлом году это активно обсуждали, даже приняли закон на этот счет…
– Вы знаете, я не ханжа, но я – за цензуру в разумных пределах. А что касается мата… Когда хороший артист в хорошо прописанных диалогах вдруг употребляет матерные слова, якобы для выразительности – я никогда не верю! Я знаю, что он читает то, что написано каким-то писателем, пусть даже и талантливым. Пушкин, как мы знаем, тоже писал матерные куплеты. Но когда снимается документальное кино, жизнь людей, сидит на крыше дома Коля с молотком и заколачивает гвозди – и вдруг он попадает себе по пальцу, вырывается «матерок» – и у меня это не вызывает никакого возмущения! Как однажды сказал мой Леша Тряпицын: «Если без мата снимать – это же немое кино получится!» Мат – это как перец: тут надо знать меру…
– Раньше считалось, что искусство должно возвышать. А сейчас говорят, что оно должно приносить прибыль. А для вас что значит искусство?
– О, это слишком большое понятие. Оно вмещает в себя искусство жизни, искусство общения… Ну и все-таки – в чем же для нас главное значение искусства? Я много об этом думал, и, пожалуй, отвечу не своими словами, а мыслями более умных людей. Например, искусство – это знание, которое передается с помощью словесных, зрительных или звучащих образов, которые расширяют представление человека о мире и о самом себе. А вот представления о самом себе – это самая сложная штука. Как правило, мы себя не знаем. Вернее, мы думаем о себе либо слишком хорошо – лучше, чем есть на самом деле – либо, наоборот, думаем плохо. Точно знать свое место, свои личные возможности – это большое искусство. Я и сам часто задумываюсь над тем: зачем люди ходят в театр, в кино? Ведь сейчас в кино ходят не только, чтобы приобщиться к искусству, но и в качестве развлечения. А когда развлекаешься – можно жевать. И обычно в наше время в кино люди идут, чтобы жевать – ну и, заодно, что-то смотреть… Естественно, что потом все это выветривается и удаляется из человеческого сознания и организма. Но я заметил, что даже если в таком жующем зале на экране возникает хотя бы минута настоящей правды – люди перестают жевать! Вот она – сила искусства!
– В чем тогда, по вашему мнению, разница между искусством и развлечением?
– Развлечение не дает возможности воображать – вам все впихивают. Ваша фантазия зажата в том, как заработать миллион, или как убежать от убийцы. А в хорошем кино надо размышлять. Например, вы видите перед собою бесконечный забор – и все. Лай собаки рождает одну мысль, гудок паровоза – другую. Каждый звук дает свой самостоятельный образ. Почему? Потому что нам дают возможность вообразить. Поэтому, когда я вновь задал себе вопрос: «Как снимать кино?» – ответил: «Не знаю. Буду учиться заново».
МАТЕРИАЛЫ ПОЛОСЫ ПОДГОТОВИЛА МАРИНА ДОЛГОРУКАЯ, ФОТО ВАДИМА ТАРАКАНОВА. ИА «СТОЛИЦА» СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ «ТН»
Читайте также на сайте:
- Мир глазами женщины
- Хачкар – символ межнациональной дружбы или памятник вседозволенности?
- Этот День Победы
- По законам фуги
- Михаил Шуфутинский представил свою историю любви
- К Никасу Сафронову слетелись звезды
- Культурный юбилей
- Крестовоздвижение
- «Чок» – это по-нашему!
- «Мои студенты — это друзья и единомышленники»
Календарь статей
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Мар | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
Говорят
- Ирина к записи Бегут ручьи во все концы…
- Тамара Москва к записи На дурака не нужен нож, ему с три короба наврешь…
- Николай к записи Прокурорская «крыша» — 8
- Ольга к записи Не подруги
- Алексей к записи Область беззакония — 5
Облако меток
Архивы
Контакты
Email: red@tomskw.ru
Телефон: +7 (3822) 78-42-93
Отдел рекламы
Email: rec@tomskw.ru
Телефон: +7 (3822) 78-42-91
Опубликуйте свой комментарий