Томская НЕДЕЛЯ
Отдел рекламы:
+7 (3822) 78-42-91
Томск, Россия

Андрей Панин, которого мы не знали

  6    0

О выдающемся актере и удивительном человеке вспоминают его близкие друзья и коллеги.

06Он ушел из жизни 6 марта прошлого года. Год, как он умер – а на экраны выходят все новые и новые фильмы с его участием. И готовится увидеть свет его последняя картина – много­серийный фильм «Гетеры майора Соколова» режиссера Бахтияра Худойназарова, где Андрей Панин сыграл глав­ную роль. Все, кто его знал, говорят, что он был похож на айсберг: девять десятых скрывалось в глубине. Чтобы узнать о нем побольше – и как об актере, и как о челове­ке – мы попросили рассказать о нем коллег по съемочной площадке. С некоторыми Ан­дрей Панин дружил, а кому-то просто повезло работать вме­сте. Своими воспоминаниями поделились режиссеры Карен Шахназаров, Александр Про­шкин, Бахтияр Худойназаров, актеры Игорь Петренко и Ольга Тумайкина.

«Съемочная группа его обожала»

– Так получилось, что послед­ней работой в кино Андрея Па­нина стала моя картина «Гетеры майора Соколова», – рассказы­вает режиссер Бахтияр Худойна­заров. – Он сыграл в ней главную роль – разведчика Соколова. Мы сняли почти все сцены с Андреем – осталась заключительная фаза его роли. И когда Андрея не ста­ло, пришлось переделывать сце­нарий, как-то выходить из поло­жения. Хорошо, что изначально у нас была установка делать живой звук, без переозвучивания. У Ан­дрея всегда была некоторая про­блема с речью – он иногда играл, как бы проглатывая слова, потому что для него было более важно пе­редать эмоциональное состояние. А тут он проникся, что мы пишем живой звук, пытаемся работать со словом, для него это вдруг стало крайне важно! И это спасло кар­тину в конечном итоге – многие даже удивлялись, как хорошо Панин отработал с текстом и все внятно произносил… Съемоч­ная группа его обожала, потому что он всегда мог разрядить об­становку. И шутил он с большим вкусом – серьезную сцену мог по­дать так смешно, что люди сразу же забывали все невзгоды, холод, усталость. С ним было невероят­но приятно работать.

Андрюша погиб в марте, и ко­нечно, я испытал шок. Я до сих пор не верю, что его нет. А когда меня спрашивают, то отвечаю: «Вы знаете, для меня он живой – я с ним каждый день работаю в студии звукозаписи». Если какие- то два-три слова выпадают из его текста, я ищу выход: что куда вставить, поменять, перемонти­ровать. Понимаете, мы с ним вме­сте работаем! И, наверное, я окон­чательно осознаю, что Андрея больше нет, когда закончу работу.

«С ним было приятно находиться рядом»

– Андрей обладал очень ярким дарованием, и все образы, создан­ные им на сцене и в кино –очень яркие, запоминающиеся. Посмо­трите фильмы, где он снимался, посмотрите те истории, которые он играл в сериалах… Сериал всегда считался легким жанром, а такие мастера, как Андрей, подни­мали этот легкий жанр до уровня высокого искусства, – рассказы­вает актриса Ольга Тумайкина, которая снималась с Андреем Па­ниным в фильме «Яды, или Все­мирная история отравлений» и двух сезонах сериала «Журов». – И при этом он очень воспитанный был человек. Андрей обладал пре­красным чувством юмора, которое помогало справляться с неуряди­цами и облегчало жизнь. От души мог пошутить – не по злобе, не от острого языка и не от желания на­солить! С ним было приятно на­ходиться в одном пространстве… Вернее, приятно – не то слово. В его компании было прекрасно!

«Он был незаурядной личностью»

– Андрей был у нас семейным артистом, – говорит режиссер Александр Прошкин. – Это, ко­нечно, шутка, но он, действитель­но, снимался и у меня, и у моего сына, и мы его очень любили. Он совершенно уникальный ак­тер, который выражал нерв этого времени значительно больше и ощутимее, чем другие. Думаю, его судьба во многом определилась каким-то внутренним конфлик­том с этим временем. Он много играл того, что было ему чуждо — того, что он не любил и не прини­мал. Он же массу наиграл всяких негодяев! К счастью, не в моих картинах – мне он прежде всего был интересен как личность, и он у меня играл настоящих героев – и в картине «Трио», и в «Иску­плении». Характеры, которые он показал на экране — практически из него самого и его судьбы. Во- первых, он сам по себе абсолют­но незаурядная личность и очень умный человек. Он все видел, все понимал, анализировал. Андрей же не столично-гламурного про­исхождения – он родом из Ново­сибирска, из научной среды, от­сюда и аналитический склад его ума. Что бы мы с ним ни делали, как бы мы ни работали – я видел у него совершенно другой под­ход, не актерский. В его голове все начиналось с некоего почти математического анализа: «Что за человек? Каков его социум? Ка­кова природа его поступков?» Он в этом смысле был очень дума­ющий актер, не хватающийся за форму. И в этой массе негодяев, которых он сыграл – все абсолют­но разные…

«Он ушел на самом взлете»

– Об Андрее только хорошее могу сказать. У него было все, чтобы стать действительно вы­дающимся русским актером. И он ушел на самом взлете, – вспо­минает режиссер, генеральный директор киноконцерна «Мос­фильм» Карен Шахназаров. – Он рабатал у меня в трех картинах – «День полнолуния», «Яды, или Всемирная история отравлений» и «Всадник по имени Смерть». И всегда на съемках был очень ор­ганизован, никогда не опаздывал, всегда знал текст и всегда был го­тов – что, кстати, для современ­ных актеров большая редкость. Его актерская реакция была не­предсказуемой, он был начисто лишен каких-либо штампов. Ни­когда невозможно было сказать, как он сыграет ту или иную сце­ну, какая у него будет пластика. И он был невероятно точен при этом! Улавливал самое главное в образе, сохраняя правду, логику, характер – но при этом избегая похожести героев. Он меня этим абсолютно покорял, было очень интересно с ним работать!… У него был огромнейший диапазон. Он мог быть острохарактерным, на гране фарса, мог работать в комедии, в самых острых гротеск­ных образах. И в то же время мог передать самые драматические, трагические черты…

Он был достаточно закрытый человек. За три картины мы с ним ни разу, извините, не вы­пили вместе! И то, что я потом слышал о его якобы пагубных привычках – не могу этого под­твердить. У меня Андрей всег­да был свеж, всегда в отличной спортивной форме и крайне со­средоточен на роли. У меня даже складывалось ощущение, что в определенной степени он был аскетом. Он очень много снимал­ся, работал на износ… Его смерть стала для меня абсолютным шо­ком. Это большая утрата…

«Гениальный, как Чарли Чаплин»

– Андрей был настоящий само­родок, национальное достояние. Есть разные артисты приблизи­тельно похожего амплуа, более или менее талантливые, но Ан­дрей был поразительно редкий индивидуум, – говорит Игорь Петренко, который несколь­ко месяцев работат бок о бок с Андреем Паниным на съемках многосерийного фильма «Шер­лок Холмс». – Он столько все­го в себе сочетал – и при этом, к сожалению, для зрителя так и не раскрылся по-настоящему, остался неразгаданным! В дей­ствительности он был гениален, как Чарли Чаплин! По первому образованию Андрей – мим, и вы бы видели, что он вытворял за кадром! Он умел невероятно расмешить даже нас, актеров – и не боялся быть смешным. Коме­дийный жанр, я считаю — самый трудный, и с этой стороны Ан­дрея Панина зритель, увы, так и не узнал…

Читайте также на сайте:

  1. Фейерверк над Чулымом
  2. Игрушечный город
  3. «Как о воде протекшей будешь вспоминать…»
  4. Музыкальный театр Северска сегодня
  5. Томские легенды
  6. Путешествие в сказку
  7. Михаил Круг – человек-легенда
  8. Андрей Ковалев: «Я не люблю все новое»
  9. Гарик Мартиросян: «В приметы и «несчастливые» числа я не верю»
  10. С малой сцены
Рейтинг

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Яндекс.Метрика

Посетителей на сайте сейчас: 4

Мы на Flickr

    Наш адрес

    Email: red@tomskw.ru

    Телефон: +7 (3822) 78-42-93