Томская НЕДЕЛЯ
Отдел рекламы:
+7 (3822) 78-42-91
Томск, Россия
+10.4C

Архитектурное сияние Северска

  30    0

Проект, объединивший томских и северских художников

Ксения Красикова

Ксения Красикова

Проект “Архитектурное сияние Северска” является победителем областного конкурса на лучшие молодежные социальные проекты Томской области в 2016 году департамента по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области. Цель проекта — создание культурного бренда средствами живописи и графики на основе архитектурных достопримечательностей г. Северска. О том, что несёт в себе проект и как развивается, читателям газеты “Томская НЕДЕЛЯ” рассказали автор проекта — культуролог Ксения Красикова и его куратор — директор Художественной школы г. Северска Елена Валерьевна Сидорова.
Сидорова Елена Валерьевна — куратор проекта “Архитектурное сияние Северска”, директор детской художественной школы г. Северска:

Единая архитектурная линя Петербурга, Томска и Северска

— Предпосылок для появления этого проекта было достаточно много. Когда я заканчивала учёбу по специальности искусствоведение в Академии художеств им. И. Е. Репина, тема моей дипломной работы была: “Памятники архитектуры конца XIX — начала XX вв. в г. Томске”. В ней я описывала каменную архитектуру выпускника императорской академии художеств К. К. Лыгина, а также деревянное зодчество Томска. Тогда я связывалась с институтом Сибири и Дальнего Востока. Данный институт занимается реставрацией, описанием, обмерной практикой, и на тот момент специалистами института было многое сделано для того, чтобы восстановить деревянную архитектуру Томска и поддерживать в хорошем состоянии каменные памятники архитектуры. Тогда, я помню, на средства СХК реставрировался Дом офицеров, и это здание было в прекрасном состоянии… К сожалению, с тех пор Томск утратил целые исторические зоны деревянного зодчества.
В момент работы над дипломом я собирала весь материал относительно архитектуры Томска и его застройки, делала множество копий чертежей и планов, фотографировала на эмульсионную плёнку памятники архитектуры Томска. Диплом я защитила на “отлично”. На тот момент мне казалось, что Северск относительно Томска очень молодой город, а в плане архитектуры тем более нет ничего интересного. Но со временем я прониклась архитектурой старой части Северска. И сейчас, живя одновременно в Петербурге и в Северске, понимаешь, как много объединяет Петербург и Томск, Томск и Северск. И надо заметить, что Северск тоже имеет непосредственное отношение к Петербургу, так как проектировали его архитекторы филиала ленинградского института ТОВНПИ (томского отделения Всероссийского научно-проектного института). Но в годы перестройки этот институт рассыпался на отдельные архитектурные бюро. И деревянная архитектура Томска в этот период тоже очень существенно пострадала, так как многие дома незаконно сносили, поджигали. Раньше в Томске было 11 историко-архитектурных зон, а сейчас их только 8. Но, к счастью, эти тяжёлые времена позади, и сейчас мы пытаемся вновь возродить свои корни, историю, а вместе с тем по-новому оцениваем всё то, что нам осталось от прошлых поколений, многие дома восстанавливаются.

Как перестройка повлияла на облик Северска

В Северске ситуация сложилась следующим образом: наш город так же пострадал в годы перестройки, распались многие производства, в частности, производственная мастерская комбината бытового обслуживания, которая выполняла городские заказы — мозаики, витражи, скульптурные композиции и т. д.
Когда закрылась мастерская на Кузьминке, там совершенно бесхозными остались муфельная печь, смальты, стёкла, и мы ездили и забирали это в художественную школу. Тогда мы в нашей художественной школе начали изготавливать витражи по всем законам этого дела: с использованием стёкол и свинцовой протяжки.
Но возвращаясь к нашему проекту, хочу добавить, так как я часто бываю в Петербурге, естественно, начинаю сравнивать Петербург, Томск и Северск, и что характерно для этих городов — наблюдается единая архитектурная линия. Для меня через архитектуру пространство между этими городами как бы сокращается, и я думаю, такое чувство складывается у многих людей, кто по тем или иным причинам так же бывает в Петербурге, Томске, Северске.

Борьба с излишками в архитектуре

В Северске, конечно, архитектура исключительно советского периода. В целостности представлен “сталинский ампир” и по этому стилю в архитектуре можно проследить историю. Самым ярким примером в этом плане является Дом культуры им. Н. Островского и два жилых дома, которые находятся справа и слева от него. Слева от Дома культуры стоит дом с башенкой наверху, которую облюбовали голуби и ласточки, а справа от него стоит точно такой же дом, но уже без башенки. А произошло это по той причине, что вышло постановление по борьбе с излишествами в архитектуре. С этого момента в интерьерах перестали делать лепнину, исчезла она и с фасадов зданий, исчезли эркеры, которые, кстати, часто встречаются в архитектуре Петербурга. Фасады стали гладкими. В Северске в старой части города, очень хорошо видно, какими раньше были сложными фасады даже жилых домов. Начали появляться так называемые “хрущёвки”, их предназначение, конечно, очень понятно и объяснимо: обеспечить население страны собственным жильём. Социальная цель была выполнена, но в плане архитектуры мы, безусловно, пострадали. Поэтому в том числе, нам очень хочется сохранить то, что в нашем закрытом городе по сравнению с другими открытыми городами сохранилось лучше.

ДК Островского и кинотеатр “Мир”

Мастер-класс Бориса Перцева

Мастер-класс Бориса Перцева

В своё время на балансе СХК находился Дом культуры им. Н. Островского, и здание было в прекрасном состоянии. И ещё одно очень яркое здание есть в нашем городе — это кинотеатр “Мир”. Но когда стало известно о том, что это здание собираются выставить на торги и продать, конечно, многих это возмутило, но руководство города объяснило, что арендополучатель зарекомендовал себя очень положительно, и здание не пострадает. Однако, спустя время, мы наблюдаем обратную картину: то, что находится внутри здания, совершенно не соответствует его духу, протекает крыша, фасад испорчен рекламой и т. д. Здание необходимо спасать!
Так получилось, что когда я познакомилась с Ксенией Викторовной Красиковой — молодым культурологом, только что закончившей университет и учащейся в магистратуре, стало понятно, что мы можем быть полезны друг другу. Молодёжь очень любит различного рода проекты, ну а наша художественная школа всегда с радостью такие проекты поддерживает. И мне, как куратору проекта, очень радостно, что проект поддержал департамент по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области, а так же корпорация “Росатом”.
Ксения Красикова — автор проекта “Архитектурное сияние Северска”:
— В настоящее время актуальной проблемой Северска является сохранение уникального архитектурного облика старой части города, который можно определить термином “сталинский ампир”. Задача нашего проекта — провести историко-культурное исследование, собрать подробную информацию о застройке города, узнать мнение специалистов о возможности присвоения статуса памятников местного значения жилым районам старой части города по ул.Ленина, пр.Коммунистическому, ул.Калинина, ул.Свердлова и др.
Для нас очень важным стало то, что социальную значимость нашего проекта поддержали. Потому что если мы утратим те памятники архитектурного наследия, которые имеем на сегодняшний день, то мы утратим и часть своей истории. Ведь архитектура — это лицо, внешний вид города, его фасад.

Реализация проекта. Мастер-классы

Мастер-класс Бориса Перцева

Мастер-класс Бориса Перцева

Реализация проекта “Архитектурное сияние Северска” началась с марта 2017 года. С этого периода мы активно привлекали в свой проект участников, а именно молодых художников, которые бы отобразили в своих работах интересные архитектурные объекты Северска.
Первый мастер-класс нашего проспекта прошёл 13 мая на базе Пушкинской библиотеки в г. Томске, его провёл Борис Николаевич Перцев. Мастер-класс был посвящён городскому пейзажу и его характерным особенностям. Он получился очень интересным, насыщенным и познавательным. Борис Николаевич уже несколько лет не был в Северске и писал, можно сказать, по памяти. Таким образом, получились не конкретные здания архитектуры Северска, а что-то очень похожее и знакомое. Но что самое главное — акварели Бориса Николаевича передали дух Северска и настроение нашего города.
Елена Валерьевна Сидорова:
— Очень хочу поблагодарить за мастер-класс Бориса Николаевича, у него очень лёгкая рука и, вообще, характер у него лёгкий. Он очень располагающий к себе человек, его любят ученики и студенты. Помню, как у моей младшей дочери Насти никак не получались живые наброски, не было живой линии, рисунок был сухим. Но после того, как мы съездили на пленэр в Суздаль, где также в составе нашей группы был Борис Николаевич, как преподаватель художественной школы, наброски, рисунки, этюды Насти совершенно поменялись, они стали очень лёгкими и живыми. Поэтому для начала проекта “Архитектурное сияние Северска” нам очень нужен был именно такой мастер-класс.
Ксения Красикова:

Мастер-класс Владимира Маковенко

Мастер-класс Владимира Маковенко

— Наш проект также освещается в соцсетях, я выкладываю фотографии с мастер-классов, подробно пишу о происходящем, анонсирую следующие этапы нашей работы.
Второй мастер-класс нашего проекта состоялся 25 мая в Томске на базе первой художественной школы, и провёл его Владимир Маковенко. Собравшиеся писали этюд по фотографиям — главное здание церкви г. Северска. Хоть этюд писали и с фотографий, но атмосферу передать удалось.
К сожалению, в Северск не так просто попасть, оформление документов занимает достаточно много времени, это, конечно, является определённым препятствием для тех людей, которые хотели бы присоединиться к нашему проекту. Тем не менее, многим участникам проекта проезд в наш город мы организовали, так 1 и 2 июня в Северск заехали учащиеся первой художественной школы Томска. Сначала участникам проекта показали город и провели обзорную автобусную экскурсию, затем мы привезли ребят в нашу художественную школу, познакомили их со своим зданием, его территорией. Надо сказать, что у нас им очень понравилось. А потом участники проекта отправились на мастер-класс, который провёл для них Николай Николаевич Коробейников. Этот мастер-класс прошёл очень легко и быстро. Свой этюд Николай Николаевич писал на холсте масляными красками. Мне очень запомнились его слова относительно тех, кто не умеет писать архитектуру: “Можно подойти к этому процессу очень творчески, не прорисовывая все архитектурные линии. Например, перед нами дом, но между нами и домом растёт дерево. Получается, что самые интересные элементы архитектуры мы видим, таким образом, можно архитектуру показать через дерево. Взаимоотношение архитектуры и живых растительных форм — это тоже очень интересная тема для начинающих художников”.
Помимо мастер-класса с Н. Н. Коробейниковым, ребята посмотрели в ДК им. Островского отчётную выставку северских художников.
Следующий мастер-класс прошёл уже в форме лекции, провела его Валерия Юрьевна Радченко— архитектор по образованию, преподаватель нашей художественной школы, к тому же она является преподавателем ТПУ. Валерия Юрьевна рассказала об архитектуре Северска, её формировании, застройке города.

Планируемые мероприятия

Другой этап проекта “Архитектурное сияние Северска” состоится 16 июня в Музее Сибирского химического комбината. Вообще, связь нашего города с СХК неразрывна в плане истории формирования города, в плане многих культурных мероприятий и событий. В нашем городе есть представительство госкорпорации “Росатом”, которая нас также в этом проекте курирует. Как я уже сказала, первая отчётная выставка проекта “Архитекрурное сияние Северска” пройдёт в стенах Музея СХК, на ней будут представлены работы, выполненные учениками детских художественных школ Томска и Северска. А вторая отчётная выставка состоится 24 июня в День города в Музее г. Северска, и на ней будут представлены работы тех художников, которые приняли участие в нашем проекте.
Мы понимаем, в каких трудных условиях оказались художники, особенно те, кто попал в наш город впервые. Всё-таки создание произведения — это творческий процесс, и помимо технической части — написания работы — нужно еще передать настроение, дух города, показать, что удивило, заинтересовало. Написание художественной работы — это не копирование, у копии не задержится ни один человек. Художник должен задеть что-то живое в душе зрителя, а для этого нужно вложить в работу что-то своё, личное переживание.
Ирина Лугачёва

Читайте также на сайте:

  1. День семьи, любви и верности
  2. Егор Бероев: «Никогда не расставайтесь с любимыми!»
  3. Опера на томской сцене
  4. Хранительница народных традиций
  5. «У нее иконописное лицо»
  6. Актер, режиссер, педагог
  7. Аргентинское танго
  8. Дед Мороз в конец света не верит
  9. Анфиса Чехова совместила день рождения и Конец Света
  10. Джаз от Николь
Рейтинг
Метки:

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Яндекс.Метрика

Посетителей на сайте сейчас: 3

Мы на Flickr

    Наш адрес

    Email: red@tomskw.ru

    Телефон: +7 (3822) 78-42-93