Томская НЕДЕЛЯ
26 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ
Томск, Россия

Беляй — поселок речников

   0

7 июля — День работников морского и речного флота

В советское время речной транспорт был одним из ключевых отраслей экономики: в Томской области по «голубым дорогам» сплавляли лес и доставляли грузы в самые отдаленные уголки региона; пассажирский транспорт связывал таежные поселки с «большой землей». На водный транспорт шли работать люди, которых, прежде всего, манила свобода речных просторов и романтика путешествий.

В Томской области на реке Чулым стоит поселок Беляй (Первомайский район), который был поселком речников. В образованном на месте зимовки теплохода «Подпольщик» в 1940 г., существовало две головные организации — Чулымский техучасток (800 работников) и порт Беляй (500 работников). После ликвидации предприятий поселок стал превращаться в дачный. Красивые окрестности привлекают пенсионеров из северных районов и горожан. А профессиональный праздник речников превратился в день поселка.

Предлагаем нашим читателям воспоминания старейших жителей поселка речников, которому в 2020 г. исполняется 80 лет.

 

В.А. Потей, 2010 г.

«Поселок Беляй — это юность дедов»

Из воспоминаний Виталия Андреевича Потея, ветерана труда, старейшего жителя п. Беляй

— В поселок Озеро Беляй наша семья приехала осенью 1952 г., когда мне было 10 лет. Отца, Андрея Семеновича Потея, начальника пристани в с. Кожевниково, видимо, перевели во вновь образованный Чулымский технический участок пути (ЧТУ) старшим диспетчером. Помню, как за нами в Кожевниково пришел пароход «Пионер», мы собрали свои пожитки, взяли с собой и корову, в семье было шестеро детей, младший брат Геннадий родился уже на новом месте. По дороге не обошлось без приключений: я выпал за борт, как был в одежде, хорошо, что кто-то увидел, теплоход остановили, меня достали из воды.

В то время в Беляе была всего одна улица Школьная, где располагалась судоверфь и бакенские домики, многие жили еще в землянках вдоль затона. Нашей семье тоже выделили маленький домик на первой улице. На берегу Чулыма, на самой стрелке, стояла первая школа, в которую я пошел учиться в 4-й класс. Здесь же рядом в одном здании были контора ЧТУ и клуб. На судостроительной верфи тогда строили баржи и брандвахты, я сам в 15 лет (в 1957 г.) работал полгода рабочим на верфи, был учеником столяра.

Взрослые мужчины тогда ходили в форме, в шинелях. Вспоминаю, как проходили в кино, если не было денег на билет, спрятавшись под полами шинели какого-нибудь сердобольного дяденьки. Тогда приезжали кинопередвижки, и мы, пацаны, с удовольствием выступали в роли глашатаев: бегали, оповещали население, чтобы самим пройти на сеанс бесплатно.

Моя трудовая деятельность началась рано, с 14 лет: во время летних каникул работал рабочим изыскательской партии № 7, делал промеры на реке Чулым, рубил просеки. Запомнилось, что работа была монотонная, много гнуса и очень хотелось домой! На первую зарплату накупил сладостей и газовые платочки в подарок родным. В следующее лето отец договорился, и меня взяли матросом на пароход «Пионер», тем же летом, через три месяца, был переведен в рулевые. Пароход тогда ходил на дровах, вся команда была задействована на заготовке дров, заготавливали их бакенщики, на берегу стояли целые поленницы дров, а мы их забирали: на тяжелых носилках, груженных доверху, переносили поленья с берега на борт, дрова были сырые и тяжелые, напарнику приходилось тащить не только носилки, но и меня, 15-летнего пацана. Когда выходили на реку Обь, пароход топили углем, который возили в тачках с берега — с горы по маленькому трапу.

Следующей зимой пошел учиться на рулевого-моториста в Чулымском эксплуатационном участке, а весной 1959 г. поступил рулевым-мотористом на теплоход «Крым». Тогда у каждого теплохода было свое название. Последнюю навигацию перед армией ходил штурманом-поммеханика на теплоходе «Поти».

На моих глазах в 50-е гг. начал строиться поселок. Сразу под горой, где Дом культуры, был свой кирпичный завод, у нас дома до сих пор есть несколько кирпичей с оттиском «Беляй». Дорога в Пышкино (так называлось село Первомайское до 1965 г. — прим. ред.) проходила вдоль берега реки Чулым. По ней мы ежедневно ходили в школу, учились со второй смены, возвращались затемно, старший брат соорудил мне фонарик из тыквы, привязав на спину 4 батареи. На горе тогда стоял лес, где мы со старшими братьями охотились на косачей.

В 1965 г., отслужив в армии, вернулся в Беляй, и был принят на пристань Асино в должности 2-го штурмана буксирного теплохода БТ-138, осенью переведен на должность 1-го штурмана, а в августе 1966 г. назначен капитаном-механиком теплохода БТ-135, так, в свои 24 года я стал самым молодым капитаном пристани Асино, возглавил комсомольско-молодежный экипаж, в этой должности проработал пять навигаций, до самого списания теплохода.

С 1974 г. Виталий Андреевич был назначен капитаном парома СП-4, где «веселый капитан», как прозвали его пассажиры и водители, проработал 29 навигаций до выхода на пенсию в декабре 2002 г.

 

В.Г. Данилова – 70-летний юбилей поселка Беляй, 2010 г.

Всю жизнь — на реке

Валентину Григорьевну Данилову в 70-летний юбилей поселка Беляй чествовали как старейшего жителя. Маленькой девочкой приехала она в эвакуацию со Смоленщины, и поселок речников стал для нее второй родиной: здесь вышла замуж, родила сына. Здесь прошла вся ее жизнь.

Говорят, что детская память — самая крепкая, в 1941 г. Валентине Григорьевне было всего четыре года, но она постоянно видит одну и ту же картинку: вместе со старшей сестрой и мамой прячется в высокой траве во время налетов немецких самолетов, до сих пор ощущает, как мать закрывала их своим телом… До войны семья Слесаревых жила в Слободском районе Смоленской области. Отец — Григорий Семенович Слесарев — ушел на фронт и пропал без вести. О нем до сих пор нет никаких сведений.

В памяти хранятся детские впечатления о тех месяцах, когда ехали в поезде в далекую Сибирь. Было очень холодно, грязно, вши в чулках, но нельзя было раздеться. Мать — Тамару Ивановну — нередко забирали хоронить покойников, девочки несколько дней оставались одни, голодали. Зимой 1942–43 гг. попали Слесаревы в Асино, их определили на место жительства в село Торбеево. Пришлось ходить по домам, проситься на постой. С трудом нашли квартиру, хозяйка согласилась, чтобы девочки остались у нее. А мать поехала работать на рейд, на лесосплав на реке Чулым. К детям приезжала только один раз в неделю — в выходной день. Без матери девочки сильно голодали.

Потом матери выделили домик бакенщика на берегу реки Чулым, она забрала девочек с собой. Вскоре старшая сестра Женя заболела, мать отвезла ее в Асино, больше девочку не видели: умерла в больнице, а место захоронения неизвестно. Маленькая Валя все дни проводила дома одна с котиком по кличке Вася, который был ее единственным дружком и помогал коротать долгие вечера в ожидании матери с работы. Позже девочка очень тяжело пережила гибель своего питомца, а к кошкам сохранилась любовь на всю жизнь.

Запомнила Валентина Григорьевна еще один случай из детства: как-то летом она пошла купаться с подружками на Чулым, девочки играли, толкались на песке, Валентина попала в яму, стала тонуть, спас ее незнакомый мужчина, который в это время оказался рядом.

После войны семья Слесаревых переехала в Беляй, там начали строить дома, и мать получила небольшой домик. С 15 лет Валентина устроилась работать на пилораму Беляйской судоверфи, затем — в изыскательскую партию № 7. Начальником партии был Данилов, позже Валентина вышла за него замуж и на всю жизнь стала Даниловой. В 1955 г. у нее родился сын Виктор. Первый муж утонул молодым, в 33 года. В 1961 г. познакомилась с Александром Константиновым, молодым специалистом из города Горького, он был начальником земснаряда «Обский-15». Данилова вышла за него замуж и прожила в любви и согласии 50 лет.

На водном транспорте Валентина Григорьевна отработала 35 лет, в ее трудовой книжке значатся только две организации: Чулымский технический участок («Обский -15» и «Обский -622») и пристань Асино (паром СП-4), а должность — матрос. Не раз Данилова была названа лучшей по профессии, долгие годы ее фотография висела на Доске почета. За добросовестный труд Валентина Григорьевна награждена Орденом знак почета (1971 г.) и получила звание Ветеран труда (1985 г.).

Людмила Артемьева

Читайте также на сайте:

  1. Славный юбилей Ленинского комсомола
  2. «Мир без границ»
  3. С праздником, дорогие читатели!
  4. Мои любимые учителя
  5. Праздник не только для мамы
  6. Матерь человеческая
  7. Рождество в России
  8. С Днем Победы, дорогие читатели!
  9. День защиты детей. История праздника
  10. Символ 2019 года по восточному календарю

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Яндекс.Метрика

Контакты

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Отдел рекламы

Email: rec@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-91