Томская НЕДЕЛЯ
Отдел рекламы:
+7 (3822) 78-42-91
Томск, Россия
+10.4C

Берёзовские древности в Томске — 2

  31    0

Выставка уникальных икон XVI–XIX веков

Выставка “Берёзовские древности” из фондов Омского государственного историко-краеведческого музея, представленная в Томском областном краеведческом музее, будет работать до 21 мая. В действующей экспозиции томичи и гости нашего города могут увидеть уникальные иконы, а также церковную утварь XVI–XIX веков. О редкой коллекции чудом сохранившихся вещей читателям газеты “Томская НЕДЕЛЯ” рассказала старший научный сотрудник Томского областного краеведческого музея Марина Лоскутова.

Ризница

Венец венчальный мужской

Венец венчальный мужской

Ризница — это место в алтаре или отдельное помещение при христианском храме для хранения богослужебного облачения священников, икон и священных книг, а также церковной утвари и священных сосудов.
Церковные облачения и ткани из Воскресенского собора города Берёзова, спасенные Андреем Фёдоровичем Палашенковым, ещё ждут своего тщательного исследования. Тем не менее, есть вещи, о которых можно говорить вполне конкретно. В представленной экспозиции мы наблюдаем дошедшие до наших дней стихари, фелони, набедренник, епитрахиль и венчальные венцы. Но обо всём по порядку.
Стихарь — богослужебное облачение священнослужителей, выполненное (в данном случае переделанное), как можно догадаться, из женских платьев. И сомнений в этом быть не может, потому как икат, из которого некогда было сшито платье, использовался именно в этих целях. Икат — очень красивая среднеазиатская дорогая ткань, изготовленная древнейшими методами ручного ткачества, очень ноская. Как правило, изготавливается из шёлка, причём технология его изготовления такова, что рисунок на нём не набивной. Перед ткачеством нити окрашиваются заранее. Есть некоторое ощущение, когда смотришь на эту ткань, что рисунок как будто размыт. Не все ткани, из которых были сшиты представленные одежды богослужителей, относятся к XVII–XVIII вв.

Венец венчальный женский

Венец венчальный женский

Фелонь также является элементом облачения церковнослужителя. Обычно традиционная греческая фелонь была очень длинной, до самого пола, и она шла кругу. Это была традиционная форма плаща. Но со временем переднюю её часть начали укорачивать. Связано это было с тем, что во время богослужения церковнослужителям приходилось и приходится брать в руки горящие свечи, кадила, одним словом, переднюю часть филони укоротили из практических соображений, для удобства.
Из представленных стихарей, пожалуй, только один более или менее напоминает современные. Потому как все эти легкомысленные цветы и прочие рисунки и вышивки (как теперь принято говорить — принты), используемые в женских платьях, ушли далеко в прошлое. В наше время стихарь из женского платья уже не шьют. Все современные одежды церковнослужителей сшиты из довольно строгих, но при этом нарядных тканей. И, конечно, давно ушло из жизни использование старых, заплатанных облачений.

Фрагмент экспозиции выставки “Берёзовские древности” в Томском областном краеведческом музее

Фрагмент экспозиции выставки “Берёзовские древности” в Томском областном краеведческом музее

В экспозиции облачений церковнослужителей есть также набедренник. Набедренник — это наградная вещь, так называемый плат на лямках, который свисает на бедре.
Епитрахиль — деталь богослужебного облачения, напоминающая ленту. Епитрахиль огибает шею и обоими концами спускается на грудь церковнослужителя. Среди представленных на выставке “Берёзовские древности” епитрахилей есть те, которые носились протоиереем и епископом. Поэтому можно предположить, что в ризнице осталось то, что не было надето на служителей церкви в момент ареста. Именно поэтому Андрей Фёдорович Палашенков нашёл в заброшенном Воскресенском соборе города Берёзова не все предметы одежды церковнослужителей. Возможно, уходя, богослужители унесли с собой всё, что смогли. В заброшенном соборе остались венчальные венцы, которые мы также можем видеть на представленной экспозиции. Судя по сохранности этих экспонатов, на момент их находки венцы были совершенно новые.

Священнослужители

Покров на богослужебные сосуды

Покров на богослужебные сосуды

Прежде, чем вести речь о священнослужителях, отправляемых за Урал, нужно понимать, чем в то время была для русского народа Церковь вообще и православие, в частности. Для многих из нас вера и Бог и по сей день являются основополагающими понятиями, а в то время на вере держалось, можно сказать, всё государство, весь народ. И для того, чтобы присоединить себе сибирские земли, нужно было, прежде всего, обратить в свою веру народы, её населяющие. Ведь православие — это тот столп, на котором держится вся русская история и культура.
Когда богослужителей из центральных районов России присылали в Тобольск, чтобы в дальнейшем разослать их по губерниям, многие из них служить на новых местах не хотели. Из документов епископа Тобольского мы узнаём следующее: “Прибыли попы, в первый же день упились с горя, потому как оторвали их от семей, от детей, жён и домочадцев. Приехали они в края для себя дикие. Плакали и рыдали громко. Били меня, за бороду драли и поносили всячески, а на следующий день, проспавшись, убежали совместно с церковной казной”. Таким образом, епископ Тобольский просил власти вернуть беглых попов с семьями или без оных назад на службу.
Даже у нас в Томске был довольно долгий период, когда деревянная Богоявленская церковь пустовала именно по причинам того, что не могли найти попа.
Иной раз, выехав за территориальные пределы святой Руси, священники начинали себя вести так, будто бы они попали в земли не Бог весть какие, многие из них с горя и от страха за свою жизнь начинали спиваться. И это понятно, ведь земли Сибири были неосвоенными, малопригодными для нормальной человеческой жизни, быт и всё существование за пределами Урала было очень тяжким. Можно сказать, что присланные в эти края священники оказывались брошенными на произвол судьбы.

Дискос — литургический сосуд

Дискос — литургический сосуд

Дьяконы, чтецы, пономари и священники были не во всякой церкви и даже не во всяком городе (не говоря о деревнях и сёлах) за Уралом. Присланные из центральной части России церковнослужители были очень близки жителям сибирских городов, так как испытывали те же нужды и тяготы повседневной жизни, что они сами. Точно так же, как всё местное население, богослужители выходили с оружием в руках на защиту своих городов от неприятеля. А неприятелями и врагами христиан были, прежде всего, язычники, которые представляли угрозу не только вере, церквям, храмам, соборам, но и жизням мирных людей.
Церковнослужители не хуже воинов должны были обладать смелостью и отвагой, так как именно они крестили язычников, как говорится, в самом их логове, рискуя жизнью и здоровьем.
Язычники — коренное население Сибири — были очень враждебно настроены по отношению к христианам. Общение с христианами могло идти и вполне мирным путём, пока речь не заходила о святилищах язычников, а вот за попытку разрушить капище можно было лишиться жизни очень быстро.

Тарель — литургический сосуд

Тарель — литургический сосуд

Распространены были и такие ситуации, когда язычники вроде бы принимали христианство, говоря: “Однако, Никола тоже бог”, т. е. они, в некотором смысле, были терпимы к чужой вере. Иногда язычник приносил своего ребёнка к православному священнику крестить. А на вопрос: “Почему решил?”, — язычник отвечал, что на охоте во время жертвоприношения иконе (как всем прочим идолам) он обещал святому Николаю, что в случае удачного исхода, крестит сына. Тогда богослужитель спрашивал отца, намерен ли тот сам креститься, ведь ребёнку нужен пример взрослого человека. Часто язычники говорили: “Сына крещу от того, что Никола твой тоже бог, а сам я креститься не буду, чтобы духов не обидеть”.
Языческий шаман мог камлать не только своим идолам, но и иконам в том числе. Образы христианских святых могли измазать кровью, принести им в дар жертву, а в случае, если святой “не помог” на охоте, его могли выпороть плетьми.
Для того чтобы хоть как-то убедить язычников креститься, часто при крещении им дарили довольно большую сумму денег, поэтому многие из них принимали крещение несколько раз, считая это вполне приемлемым и справедливым.

Православие и революция

Епитрахиль — часть облачения священника

Епитрахиль — часть облачения священника

Выставка “Берёзовские древности” весьма символична, так как организована и приурочена сотрудниками Томского областного краеведческого музея к столетию революции 1917 года. Как все мы знаем, одной из первых и главных задач большевиков являлось уничтожение религии, и в частности, православия, в любом его проявлении. Ленин и его соратники считали, что любая религия являлась проявлением контрреволюционности. В связи с этим на всей территории тогдашнего СССР советской властью были развернуты активные масштабные антицерковные мероприятия. Новое правительство национализировало все земли, включая монастырские и церковные, а сама Церковь была провозглашена вне закона. Такое положение Церкви оставалось в нашей стране фактически до 1990 года, т. е. до самого крушения и развала СССР.
“Служителей культа” советская Конституция относила к категории “лишенцев”, которые притеснялись буквально во всех сферах жизни. Выживать для духовенства было возможно лишь благодаря поддержке бывших прихожан. Списки расстрелянных богослужителей за годы советской власти насчитывают тысячи имён. По некоторым оценкам число убитых священников, монахов и активных мирян в период с 1917 по 1922 годы превышало 10000 человек.
Отношение власти к религии несколько поменялось в годы Великой Отечественной войны: от политики уничтожения Церкви было решено перейти к политике её использования. Бороться против “внутреннего врага” в эти годы властям было очень сложно, учитывая тот факт, что на войне, как известно, неверующих не бывает. На борьбу с внешним врагом — фашистской Германией сталинское правительство направило все свои силы и в деле патриотической мобилизации населения обратились именно к Церкви. Тем не менее, до самой смерти Сталин стремился уничтожить Церковь и любое проявление религиозности на всей территории СССР.

Набедренник — наградная часть облачения священника

Набедренник — наградная часть облачения священника

Более поздняя советская власть также вела антирелигиозную пропаганду, но уже не через массовые расстрелы, а путём экономических, административных и пропагандистских мер.
Несмотря на показательные казни, массовые расстрелы и террор ни один советский лидер так и не смог уничтожить Церковь в советской России и “вытравить” из народа веру. С уверенностью можно сказать, что советская власть почти уничтожила Церковь физически, но не сломила её духовно.
Народ, Церковь и вера в понимании православных христиан — понятия неразделимые, а, как уже было сказано, православие для русского народа — тот столп, на котором держится вся русская история и культура.
Андрей Фёдорович Палашенков, в буквальном смысле слова, рискуя собственной жизнью, сохранил для нас, потомков, уникальные церковные предметы и иконы XVI–XIX веков, которые повествуют не только об устройстве Воскресенского собора города Берёзова, но также об истории нашей страны. В этом несомненный подвиг Андрея Фёдоровича.
Отдельно хочется поблагодарить всех партнёров и организаторов Томского областного краеведческого музея, при участии которых выставка “Берёзовские древности” смогла состояться в нашем городе. А также выразить слова искренней благодарности газете “Томская НЕДЕЛЯ”, уделившей большое внимание и подробно рассказавшей о данном мероприятии. Томский областной краеведческий музей приглашает всех томичей и гостей нашего города посетить уникальную выставку, действующую в наших стенах до конца мая.
Ирина Лугачёва

Читайте также на сайте:

  1. Китайский подход
  2. Эхо новогодней коррупции
  3. Мебель особняка Асташевых
  4. Китайские студенты учат русский язык
  5. 80 лет — дата заслуженная. МАОУ СОШ № 12
  6. Святая блаженная Ксения Петербургская
  7. “Панкрышев и сыновья”
  8. Фейерверк вместо подарков?
  9. «Ты говоришь по-русски, брат?» Два полиглота поговорили на 21 языке
  10. Новогодние традиции нашей семьи
Рейтинг
Метки:

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Яндекс.Метрика

Посетителей на сайте сейчас: 11

Мы на Flickr

    Наш адрес

    Email: red@tomskw.ru

    Телефон: +7 (3822) 78-42-93