Томская НЕДЕЛЯ
Отдел рекламы:
+7 (3822) 78-42-91
Томск, Россия
+10.4C

Берёзовские древности в Томске

  35    0

Выставка уникальных икон XVI–XIX веков

Выставка “Берёзовские древности” из фондов Омского государственного историко-краеведческого музея, представленная в Томском областном краеведческом музее, будет работать до 21 мая. На выставке томичи и гости нашего города могут увидеть уникальные иконы, а также церковную утварь XVI–XIX вв. В Пасхальные дни об уникальных экспонатах и их истории читателям газеты “Томская НЕДЕЛЯ” рассказала старший научный сотрудник Томского областного краеведческого музея Марина Лоскутова.

Икона “Жёны-мироносицы”

Икона “Жёны-мироносицы”

На выставке “Берёзовские древности” представлены в основном иконы тобольского письма и совсем немного работ поволжской школы и северной новгородской. Так сложилось, что в Тобольской епархии, в которую входил город Берёзов, служили в основном выпускники Киево-Могилянской академии, которые привозили с собой своих помощников, в том числе мастеров иконописцев, а также книги, гравюры и другие предметы культа, изготовленные под влиянием европейской традиции. Так, например, Филофей Лещинский, служивший несколько десятилетий в Тобольской епархии, поставил 37 храмов, в том числе два в Берёзове. Конечно, эти храмы Берёзова были оформлены именно в технике и традициях эпохи барокко, столь популярных в стенах Киево-Могилянской академии и не только там. Православные наши храмы наделялись некоторым европейским акцентом, хотя и не переставали быть православными.

Икона “Епископ Пергамский Антипий”

Епископу Пергамскому Антипию пришлось много сражаться за веру Христову и крестить язычников. Этот образ весьма актуален и для Тобольского края и города Берёзова в частности. На представленной выставке “Берёзовские древности” иконе “Епископа Пергамского Антипы” мы видим одеяние, довольно характерное для Византии, это ещё вполне канонический образ. А рядом представлена икона “Иоанна Богослова”, но совсем юного.

Икона “Иоанн Богослов”

Икона “Богоматерь живоносный источник”

Икона “Богоматерь живоносный источник”

Как правило, икона имеет прямоугольную форму, а икона “Иоанн Богослов” вырезана по контуру изображения, причём, одна рука Иоанна Богослова сглажена. Это исключительно по той причине, что она стала ветхой и сломалась. Данный образ стоял у подножия распятия. В наше время в церквях рядом с распятием могут быть скульптуры или иконы. Как правило, изображают тех, кто некогда стоял у Креста: Иоанна Богослова, младшего и любимого ученика Иисуса Христа, и Богородицу. Иоанн в день распятия Господа нашего Иисуса Христа был очень молодым человеком. Именно по этой причине на данном изображении он показан таким. Иоанн в праздничных одеждах, ибо всё-таки наступал великий иудейский праздник Песах, поэтому Иоанн, юноша из благородной и состоятельной семьи, не мог быть одет иначе.

Покров на потир

Если относительно других экспонатов у искусствоведов и историков могут возникнуть какие-либо вопросы, то относительно данного предмета их быть не может. С абсолютной уверенностью можно говорить, что именно потир атрибутирован верно. И мы видим, что это вещь достаточно простая, хотя ткань, безусловно, очень дорогая и, по всей видимости, неоднократно ремонтированная. Судя по её размеру, потир был очень высоким — выше, чем современные чаши для причастия. Покров на потир является обязательной частью в обряде богослужения, уберегая чашу с причастным вином от того, чтобы в неё не летала пыль. И не дай Бог, если вдруг в неё попадёт муха. Это действительно серьёзная проблема — муха попала в святые дары. Безусловно, муху придётся оттуда убрать, но предварительно обсосав. Церковнослужители любят шутить, задаваясь вопросом, что же всё-таки делать с мухой, попавшей в чашу с вином для причастия? Доподлинно известно, что такой вопрос задавали семинаристам и даже сейчас он повторяется. Правильный ответ таков: “Достать муху двумя перстами, обсосать и выкинуть”.

Икона “Богородица Владимирская”

Иконы Илии Пророка и Феодора Стратилата

Иконы Илии Пророка и Феодора Стратилата

Представленная икона — канон “Умиление”. На иконе мы видим, что младенец Иисус прильнул к матери. Владимирскую икону как раз отличают от других канонов по маленькой пяточке Иисуса. Надо сказать, что вся история иконы расписана на полях её ковчега, по нему можно даже выяснить, когда икона была поновлена. И, по всей видимости, представленная икона “Богородицы Владимирской” в период хранения треснула и, может быть, была отремонтирована. К сожалению, Андрей Фёдорович Палашенков не зафиксировал, что было в месте утраты, и не сфотографировал икону, а только записал, как она выглядит. Была ли в иконе вставка из дерева, или в ней была вставка из каких-то иных материалов, неизвестно. Поэтому в иконе осталась лакуна, закрашивать которую не стали.
К Богородице народ обращался со всеми своими проблемами, веря в Её силу и возможность заступиться перед Богом о молящем Её.
Зачастую, у святых всегда была очень интересная “специализация”, как, например, у святого Власия.

Икона “Святой Власий”

Святого Власия всегда считали покровителем домашнего скота. Поэтому на иконах святой Власий изображён в окружении коров, овец и других домашних животных. Для крестьян святой Власий был очень важным святым, его почитали и уважали.
В наши дни случилась следующая история. Маленький зарёванный мальчик пришёл в церковь. Он подошёл к священнику и плача сказал ему о том, что у него заболела любимая собачка, и он очень хочет за неё помолиться, но не знает кому. Кто-то сказал мальчику, что за собачку молиться нельзя, поэтому ребёнок был крайне расстроен и плакал. Тогда священник подвёл мальчика к образу Егория или Григория Победоносца и сказал: “Помолись лошадке, лошадка тоже святая, она поможет излечить твою собачку”.
Так вот, когда в крестьянском хозяйстве болел скот или нужно было помолиться о животных, шли к иконе святого Власия. А о здоровье коней шли молиться к иконам Флора и Лавра. Естественно, домашний скот в храм не заводили, его вели во двор храмов или церквей и угощали освящёнными просфорками (освящённым хлебом). Данная процедура считалась вполне приемлемой, ибо без домашних животных в северных районах нашей страны выжить было очень и очень сложно.
В нашем томском Богородице-Алексеевском монастыре северный придел в честь Флора и Лавра. (Приде́л — либо специально выделенная часть основного здания храма, либо пристройка (обычно с южной или северной стороны) для размещения дополнительного алтаря с престолом для богослужений).

Икона “Феодор Стратилат”

Икона “Искушение Христа дьяволом”

Икона “Искушение Христа дьяволом”

Феодор Стратилат изображён в доспехах рыцаря неспроста, ведь он — покровитель воинства. В этом одеянии Феодор Стратилат сильно напоминает польского конфедерата. Надо обязательно сказать о том, что в Берёзове служило довольно много выходцев из Украины, в том числе Филофей Лещинский, который очень много сделал для крещения этого края. Естественно, с приезжими людьми приезжали их иконописцы, которые писали по привычным им канонам. Именно по этой причине в представленных иконах на выставке “Берёзовские древности” мы можем уловить сходство изображений с западно-европейскими гравюрами. Если мы внимательно посмотрим на иконы, то увидим замки и прочие европейские мотивы, кроме того, сама цветовая гамма представленных икон отличается от привычных нам северных.

Икона “Рождество Богоматери”

Родители Богородицы — Иоаким и Анна — покровители всех супругов, покровители брака, помогающие в проблемах, связанных с деторождением. По представленной в наших залах иконе мы можем сказать, что те люди, которые заказали этот образ, дополнительно попросили иконописца написать на полях иконы своих святых покровителей — Мину и Симеона (своих тёзок), потому как многие тогда носили имена по святцам. В те времена день рождения человека считался куда менее значимым праздником, нежели день именин, т. е. день памяти соимённого святого. Христиане строили свою жизнь, ориентируясь именно на такие образы. Одно из распространённых сейчас суеверий гласит: “Не стоит называть своих детей в честь священномучеников, т. к. они будут мучиться всю жизнь”, — истинная глупость. Почти все священномученики пострадали за веру Христову, и это совершенно ничего не налагает на их соимённого носителя нынешнего имени. Так вот, люди, заказывая икону “Иоакима и Анны”, просили, чтобы иконописец написал на полях иконы их соимённых святых, именно благодаря такому образу у заказчиков появилась возможность подойти и помолиться своим святым покровителям.

Икона “Богоматерь Живоносный источник”

Икона “Богоматерь Всех Скорбящих Радости”

Икона “Богоматерь Всех Скорбящих Радости”

На иконе вокруг Богоматери мы видим больных и расслабленных людей. На севере России народ очень часто страдал от различного рода инфекций, от авитаминоза и связанных с этим разнообразнейших болезней. Поэтому к данному образу шли за спасением, просто не на что было больше надеяться.

Икона “Богоматерь Всех Скорбящих Радости”

Икона “Богоматерь Всем Скорбящим Радости, алчущим питательница, нагим одеяние, больным и слепым посещение, немощным покров и заступница”. Как обычно, все мы приходим в храм со своими просьбами и мольбами. К этой иконе все вышеперечисленные и не только также обращались и обращаются с просьбами о помощи, заступничестве. Все мы в чём-то немощны и ищем утешения, исцеления и поддержки. Заказчик иконы попросил написать иконописца прямо на лицевой её стороне своё имя — воевода Василий Моисеев. Кроме того, изограф тоже не забыл себя упомянуть. Это было сделано исключительно с той лишь целью, чтобы потомки помянули раба Божьего Василия и помолились за упокой его души.

Икона “Жёны-Мироносицы”

Как уже было сказано выше, обычно у распятия находятся изображения Богородицы и Иоанна, но у распятия также были Жёны-мироносицы, у них в руках чаши с драгоценным миром — маслом, которым сейчас помазывают в церквях. Жёны-мироносицы после снятия Иисуса с креста шли к гробу Господню, чтобы помазать Его тело, отдать последнюю честь, как полагалось и полагается до сих пор при погребении. Жёны-мироносицы оказались первыми, кто узнал о воскресении Христовом. Именно по этой причине их особо чтят. Многие знают, что во второе воскресение после Пасхи отмечается праздник Жён-мироносиц. Это христианский женский праздник, в который раньше было принято поздравлять женщин. Для кого-то в наше время важно 8 марта, а для кого праздник Жён-мироносиц. Все эти женщины на данном образе подписаны — Мария Магдалина, Мария Иаковлева, Саломия.

Икона “Сон пророка Иакова”

Икона относится к библейскому повествованию о том, что Иаков видел во сне, будто бы Ангелы спускаются и поднимаются по огромной лестнице — лестнице спасения. Кстати, по этой причине бабушки на крестопоклонной неделе готовили печение в виде лестницы. Это печение сильно радовало детвору в пост.

Икона “Святые Антоний и Феодосий”

Святые Антоний и Феодосий покровители монашества и храмостроительства, очень много сделавшие для крещения Руси и особо почитаемые в Киеве, как основатели Киево-Печерской лавры. Выпускники Киево-Могилянской академии не могли не поставить в храме икону с их ликами.

Икона “Искушение Христа”

Раньше людей крестили в определённое время в году, а не тогда, когда кому-нибудь захотелось покреститься. К обряду крещения была длительная подготовка. А было это следующим образом: сначала человек вместе со своим поручителем приходил в храм и его оглашали, т. е. сообщали, что такой-то готовится принять крещение.

Икона “Рождество Богоматери”

Икона “Рождество Богоматери”

Готовящиеся к крещению, или как их называют в церкви — оглашенные, раньше стояли у дверей храма и усердно молились вместе со всеми. Поскольку делали они это очень громко, данное их поведение нашло отражение в насмешке: “Что орёшь, как оглашенный?” В период подготовки к крещению, подражая Христу, оглашенные постились сорок дней, для кого-то это было впервые. Держать пост довольно тяжело, и потому с ними вместе постились их крёстные (поручители перед Христом) для того, чтобы показать пример. А потом вместе с ними же стали поститься все христиане, морально поддерживая перед готовящимся крещением. Дальше получилось так, что крестить людей стали в любое время. Причём, крестили в основном младенцев и детей, а им не надо было держать пост. Но христиане продолжили поститься перед Пасхой и теперь считали сорок дней только будних, потому пост стал целых семь недель.
Возвращаясь к искушению Христа, к самому понятию “провокация”, стоит отметить, что для многих из нас это очень и очень актуальный образ. Особенно для подростков и молодых людей, которых современная жизнь то и дело подвергает искушениям: “закури, все курят”, “а по рюмочке?”…

“Ковчег на горе Арарат”

Когда Андрей Фёдорович Палашенков разбирал вещи в храме, он нашёл всё в руинах: поломанную ризницу, разрушенный иконостас, порубленный топором, и, не исключено, что в ризнице лежала доска — набросок будущей иконы. Потому что то, что мы видим — сюжет “Ковчег на горе Арарат” — явно недописанная работа, чья-то незаконченная мысль, эскиз. Может быть, этот набросок не совершенен технически, и назвать его иконой было бы не совсем корректно, тем не менее, будь он закончен, это была бы именно икона.

“Собор Михаила Архистратига”

Как уже было сказано ранее, в 1600 году все христиане ожидали конца света, поэтому собор Михаила Архистратига имел особое значение. Покровители земного воинства — воинство небесное. Святое убеждение православных христиан гласит, что все погибшие с оружием в руках, воины, защищающие свою землю, свой народ и свою веру, все они тоже взяты в Ангельское войско. Таким образом, можно говорить о том, что погибшие в годы Великой Отечественной войны тоже в Ангельском войске, так что Бессмертный полк в понимании христиан — это совершенно особый полк.
Ирина Лугачёва

Читайте также на сайте:

  1. Освоение Сибири
  2. Мебель особняка Асташевых
  3. Казаки: история и судьбы
  4. Пылающий мир Николая Грицюка
  5. Северск глазами юных художников
  6. Вкусный ноябрь
  7. “Панкрышев и сыновья”
  8. Пятый угол
  9. Свободолюбивые бунтари
  10. Встреча с художником
Рейтинг
Метки:

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Яндекс.Метрика

Посетителей на сайте сейчас: 11

Мы на Flickr

    Наш адрес

    Email: red@tomskw.ru

    Телефон: +7 (3822) 78-42-93