Томская НЕДЕЛЯ
Отдел рекламы:
+7 (3822) 78-42-91
Томск, Россия
+10.4C

Безопасный маршрут? Без лицензии нет ответственности

  64    0

Без лицензии нет ответственностиНе все водители томского транспорта имеют лицензию на перевозку пассажиров
Алена Некрасова
Большинству горожан необходимо перемещаться внутри города и за его пределами, преодолевать расстояния, чтобы оказаться в нужном месте в нужное время. Это жизненная необходимость современного человека. Но за вопросом потребности встает вопрос безопасности. Насколько мы уверены, заходя в общественный транспорт, что водитель действительно отвечает за нашу безопасность? Для начала давайте разберемся в проблеме лицензирования городских перевозчиков.

Без лицензии нет ответственности

В Томске самый привычный транспорт — маршрутка. Каждую минуту в центре города к остановке подъезжают два-три «пазика». Но маршрутный номер и даже кондуктор внутри автобуса не гарантируют наличия лицензии у водителя.
Как правило, предприниматели, занимающиеся нелицензированными перевозками, грубо нарушают требования предрейсового медицинского контроля водителей и технического контроля транспортных средств, не соблюдается режим труда и отдыха водителей, не проводятся необходимые стажировки на маршрутах. Отсутствует система регулирования, контроля и надзора, которая предусмотрена для лицензируемого автотранспорта. Это приводит к ДТП с тяжелыми последствиями.
Введенная страховка пассажиров не гарантирует безопасности перевозок пассажиров и грузов, она только защищает имущественные интересы и предполагает обеспечить компенсацию за причиненный вред жизни и здоровью потерпевших в ДТП. Лицензирование же осуществляет именно защиту здоровья, прав и интересов граждан, участвующих в транспортном процессе, еще до причинения вреда их жизни, здоровью и имуществу, и направлено в основном на предупреждение такого вреда.

Что такое томский маршрутный бизнес на сегодняшний день?

Тридцать три маршрута, в среднем по 25 машин на каждом, еще более 500 перевозчиков, у которых по одной машине (они зачастую работают за рулем самостоятельно), 15 перевозчиков, имеющих по две-три машины, и пять крупных владельцев, у каждого из которых более 15 машин. Каждый маршрут неформально объединен в так называемую бригаду. Во главе — бригадир, который выбирается на общем собрании перевозчиков одного маршрута. Но юридических прав бригадир не имеет и руководит своими избирателями исключительно за счет собственного авторитета, которого, увы, хватает не всегда. Именно поэтому на маршрутах зачастую нет эффективного управления.
Со стороны муниципалитета надзор осуществляет отдел по организации пассажирских перевозок департамента городского хозяйства. У каждого перевозчика должен быть оформлен целый пакет документов: договор с администрацией, лицензия на предпринимательство, техминимум, профпригодность, безопасность движения, договор с диспетчерской службой. Но в реальности 20–30% маршрутников этих документов не имеют.

Основные нарушения

Водители в погоне за прибылью устраивают гонки на улицах города с угрозой для жизни и безопасности пассажиров, проезжают мимо остановок, не дождавшись, когда все пассажиры войдут в автобус или выйдут из него, начинают движение.
Согласно договору (Приложение № 6 к постановлению Мэра города Томска от 11.09.2006 № 477 (в ред. постановления Мэра г. Томска от 15.10.2008 № 777 (ред. 04.12.2008) есть пункт 5.4., подпункт 3, согласно которому заказчик вправе расторгнуть договор по причине «отсутствия кондуктора в автобусе перевозчика при работе на линии». Однако зачастую кондуктора в автобусах нет, и водитель рассчитывает пассажиров на ходу, отвлекаясь от движения. Почему в договоре присутствует заведомо нерабочий пункт?
Согласно пункту 2.3.9, подпункту Б, перевозчик обязан «иметь в наличии запас разовых проездных билетов и осуществлять их выдачу при взимании платы за проезд»; а в соответствии с подпунктом Г, «объявлять пассажирам наименования остановок». Однако немалая часть водителей не отягощают себя исполнением обязанности по выдаче билетов и по объявлению остановок. Более того, билет является договором между пассажиром и перевозчиком и предоставление его пассажиру обязательно. Ведь, не дай бог, что-то произойдет при поездке в автобусе. Тогда билет является доказательством, что вы пользовались услугой именно этого перевозчика. Почему мы должны оплачивать полностью проезд (услугу), не получив ее качественно и в полном объеме? В настоящее время перевозчики просят пассажиров подписаться под обращениями, расклеенными во многих маршрутных автобусах — в защиту маршрутного транспорта. Хотелось бы им ответить: научитесь сначала уважать пассажиров.
Складывается впечатление, что ни диспетчерская служба, ни государственный автодорожный надзор Томской области, ни управление Роспотребнадзора по Томской области, ни отдел надзора УГИБДД по Томской области, ни городской комитет по транспорту — ни одна из этих ответственных инстанций не имеет никакого реального контроля над водителями маршруток.
Очевидно, что для обеспечения безопасности перевозок должны действовать жесткие меры, гарантирующие отсутствие в этой сфере случайных лиц. Кто допускает перевоз пассажиров без лицензии? Как ни странно, наше законодательство.
В 2009 году был введен уведомительный порядок начала осуществления заказных перевозок, и для них было отменено лицензирование. При этом уведомлять надо, согласно закону, именно о начале деятельности. Все уже работающие предприятия ни о чем уведомлять не обязаны. Таким образом, появилась возможность выйти из рамок государственного регулирования автотранспортных перевозок, и большинство недобросовестных предпринимателей решили воспользоваться этой ситуацией. Как результат: автопредприятия, неизвестные Ространснадзору, ГИБДД успешно уклоняются от налогообложения и соблюдения требований по обеспечению безопасности дорожного движения, и вообще неясно, зарегистрированы ли они хоть где-нибудь.
Пока лицензию водителя вы можете увидеть, только очутившись внутри автобуса, и то не всегда. Старайтесь обращать внимание на информацию о перевозчике, которая должна быть размещена на стекле справа от передней двери по ходу движения. Не возбраняется размещение подобной информации и в салоне автобуса.

Чего ожидать?

Иван Кляйн, мэр Томска:
— Разработан компромиссный вариант новой маршрутной сети. В нем максимально сохранены привычные для томичей схемы передвижения, но при этом снижено дублирование автобусных и троллейбусных маршрутов, учтены пожелания жителей новых и отдаленных микрорайонов.
В результате в новых контрактах, наконец, появятся те пункты, выполнения которых мэрия добивается уже несколько лет. Это касается подвижного состава (его технического состояния и внешнего вида), требования к персоналу и условиям перевозок, температурного режима в салоне, наличия кондуктора, объявления остановок, соблюдения правил посадки и высадки пассажиров.
Также в муниципальном контракте будут прописаны требования к перевозчику по количеству рейсов, по подключению и передаче данных системы ГЛОНАСС, по оформлению и содержанию рекламы, соблюдению трудового и налогового законодательства перевозчиками, доступности пассажирского транспорта для людей с ограниченными возможностями. В новых контрактах будет предусмотрена и ответственность за нарушение этих требований, вплоть до расторжения в одностороннем порядке, — рассказывает Иван Кляйн.

Такси

Закон «О таксомоторных перевозках» 2014 года допускает осуществление деятельности только при условии получения разрешения и предусматривает организацию плановых и внеплановых проверок на соблюдение законодательства.
Новые правила обязали таксистов получать специальную лицензию. Проигнорировавшие это требование пополняют список водителей-нелегалов.
Борьба с «бордюрщиками» ведется у нас не первый год. Но прогресс не стоит на месте: помимо таксистов, курсирующих по городу в поисках пассажира, появились таксисты, нанимаемые фирмой удаленно, без договора и прочих обязательств. Обычные проверки ГИБДД особого эффекта не дают — проверять всех подряд на предмет таксования сложно, да и пассажиры зачастую соглашаются представиться знакомыми водителя во избежание проблем.
Владимир Романов, директор «Объединения томских такси»:
— В Томске есть три организации, где большинство сотрудников — нелегалы. Это «Максим», «Лидер» и «Сибирское такси». Первые две — сетевые компании, которые присутствуют более чем в 40 городах страны, а «Сибирское такси» — местное. Мы на собственном опыте убедились, что именно в них работают водители без лицензии, — рассказывает Владимир Романов.

Алексей, автолюбитель: — Конфликт легальных перевозчиков с водителями-фрилансерами сейчас разгорается по всему миру. Прежде всего, из-за экспансии компании Uber, которая работает по похожей с «Максимом» модели. В Париже и Берлине, например, вообще дело доходит до того, что разъяренные таксисты разбивают и сжигают автомобили нелегалов. Где-то её деятельность запрещают, где-то регулируют. Но очевидно, что с развитием технологий сфера перевозок на такси меняется. Теперь не нужно устраиваться на работу в таксопарк, достаточно скачать приложение и начать получать заказы.
Отрицать новую реальность и пытаться её запретить означает — тормозить прогресс. Тот же Uber — это мощнейший конкурент для официальных таксомоторных фирм, так как его водители возят дешевле официальных таксистов.
Нужно идти по пути облегчения регистрации в качестве таксиста, например, запретить тому же «Максиму» регистрировать водителей, у которых нет патента на перевозки, и в случае, если поймают таксиста-нелегала, штрафовать не его, а компанию «Максим» как юридическое лицо, и уже не на тысячу, а на 100 тысяч рублей, — рассуждает Алексей.

Никуда не исчезли и междугородние такси, совершать поездки в которых рискованно и опасно. Но тут все проще: игнорируйте кричащих водителей, созывающих совместно прокатиться в нужный вам город (они, как правило, зазывают пассажиров возле автовокзала). Альтернативные варианты транспорта есть всегда, но ведь ваша жизнь вам дороже, правда?
По подсчётам «Автостата» в 2015 году более двух миллионов грузовиков и автобусов принадлежали физическим лицам, а продажи новых таких машин сократились на 42%. И грузовики, и автобусы частники используют для коммерческих перевозок. Чаще всего собственников такого транспорта компании-перевозчики арендуют вместе с водителями. Согласно законодательству, физические лица не должны вести коммерческую деятельность, поэтому их не принуждают использовать тахографы для регистрации режимов труда и отдыха, фиксации скорости и пробега. А в ГИБДД могут штрафовать за отсутствие тахографов только автомобили, находящиеся в собственности юридических лиц, вот и получается, что физлица остаются ненаказанными за нарушения.
ГИБДД опубликовала на своём сайте статистику аварийности за прошлый год. Общее количество аварий снизилось на 8% от показателя 2014 года, а число жертв и раненых составило соответственно 23 тысячи и 231 тысячу человек. Однако это не все ДТП, которые произошли в России за год. В статистику ГИБДД входят лишь аварии с пострадавшими, поэтому реальное число происшествий на дорогах больше во много раз.
У 35% водителей автобусов, ставших участниками дорожных аварий в 2014 году, не было лицензий на перевозки пассажиров. При этом тяжесть последствий от таких аварий в сравнении с легальными игроками рынка, оказалась в два раза больше.

Читайте также на сайте:

  1. Учебники должны быть бесплатными!
  2. Страховой случай
  3. Чиновники по улицам не ходят!
  4. Кто и за что уничтожает Томск исторический?
  5. Опять эти чертовы грабли,
  6. Ночная погоня
  7. Плохо лечим? Будем хоронить!
  8. Отголоски правления
  9. Частное продолжение «дела Барковой»
  10. Томская аномалия
Рейтинг

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Яндекс.Метрика

Посетителей на сайте сейчас: 8

Мы на Flickr

    Наш адрес

    Email: red@tomskw.ru

    Телефон: +7 (3822) 78-42-93