Томская НЕДЕЛЯ
26 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ
Томск, Россия

Бить или не бить?

   0

Современное воспитание в тупике: детям позволено практически все, а за заслуженное наказание ребенка взрослый может попасть за решетку.

На днях завершилась повтор­ная проверка соблюдения гим­назией №1 законодательства об образовании и о профилак­тике правонарушений несо­вершеннолетних. Поводом для проверки стал нашумевший случай, когда родитель одно­го из второклассников вошел в класс и, воспользовавшись отсутствием педагога, нанес не­сколько ударов другому учени­ку. Остальным детям он пред­ложил снять происходящее на сотовые телефоны – данная видеозапись появилась в Ин­тернете. Мужчина пояснил, что указанные действия соверше­ны им в воспитательных целях. По факту причинения побоев на мужчину заведено уголов­ное дело. Истории, подобные этим, в последнее время просто заполонили информационные издания, радио и телевидение: жесточайшие разборки между сверстниками, детьми и роди­телями, детьми и учителями… Что же происходит?!

По словам директора школы, мальчик пожаловался своему папе на то, что в школе его обижают. И тогда отец решил прийти в школу и самостоятельно разобраться с маленьким обидчиком. Итог – за­фиксированная на видео воспита­тельная мера 50-летнего мужчины по отношению к восьмилетнему ребенку. За нанесение побоев муж­чине грозит уголовная ответствен­ность.

С точки зрения закона

В статье 116 УК РФ сказано, что побои – это совершение насиль­ственных действий в отношении человека, которые причиняют ему физическую боль, но не влекут за собой незначительную стойкую утрату общей трудоспособности или кратковременное расстрой­ство здоровья. Современное зако­нодательство к статье 116 относит не только нанесение побоев, но и совершение других насильствен­ных действий, например: сечение потерпевшего, щипание, сдавли­вание, вырывание волос и другое – то есть все, что может причинить физическую боль. Результатами побоев являются ссадины, синяки, ушибы, небольшие раны. Также побои могут не оставить никаких видимых следов или повреждений. Обязательное условие квалифика­ции преступления, как нанесение побоев – это умышленность. Цель побоев – это стремление причи­нить физическую боль определен­ному лицу. Мотивы данного пре­ступления: обида, ревность, месть, неприязнь. А вот про воспитание ребенка ни в уголовном кодексе, ни в комментариях к нему ничего не сказано. То есть за обыкновен­ный подзатыльник легко попасть под суд.

Конфликт зрел давно

Вот что удалось выяснить о случившемся: мужчина, который устроил разборку с мальчиком на глазах у всего класса, не является сотрудником органов внутренних дел, однако работает в сфере без­опасности в одной из организаций нашего города. Он уже жалеет о том, что произошло; напрямую с журналистами общаться отказыва­ется, но по телефону пытается объ­яснить причину происшедшего. По его словам, сын много раз жало­вался на обидчика-одноклассника. Мужчина пришел в школу погово­рить с гимназистом и сам не ожи­дал, что сорвется…

Когда видео появилось в интер­нете, родители класса поделились на два лагеря. Из 28 взрослых 20 написали заявление на имя дирек­тора с настоятельной просьбой пе­ревести пострадавшего мальчика в другой класс. Подписи собирали члены родительского комитета. Родители, у которых в этом классе учатся дети, говорят, что ученики неоднократно жаловались на по­страдавшего. Ранее по настоянию родителей одноклассников он уже был переведен из другого клас­са из-за буйного нрава. Вот слова одной из родительниц: «Он меша­ет на уроках, встает и выходит из класса, что-то достает и начинает есть. Мы давно хотели попросить директора перевести этого ребен­ка в другой класс, но наш педагог запрещала это делать». Мама по­страдавшего мальчика от коммен­тариев отказывается. По словам родителей, женщину на каждом собрании просили заняться воспи­танием сына.

Сочувствующих – большинство

Те, кто видел ролик «об избиении второклассника» (так назван дан­ный инцидент в интернете), реаги­руют и воспринимают случай по-разному. Вот несколько мнений:

«Вот же, любят у нас краски сгу­щать. Смотрела я это видео – какое там избиение? За руку схватил и подзатыльник отвесил. Я не гово­рю, что так и нужно делать, я лишь к тому, что назвать это избиени­ем – сильно громко сказано».

«Смешно, что нашей прессе лишь раздуть из мухи слона. Не было там избиения. Один подзатыльник не в счет, нельзя его избиением назвать. И мы еще не знаем, за что мальчик огребся. А то разведут хулиганья, с ним справиться никто не может. А они с малолетства только силу и способны воспринять».

«Я его не оправдываю, но быва­ют ситуации, мягко говоря, неа­декватного поведения детей из-за того, что родители воспитывают их соответствующим образом. Я не призываю всех вести себя подоб­ным образом, но воспитанием сво­их детей должны в первую очередь заниматься их родители, для того чтобы потом не повторялись такие ситуации».

Как видим, в основном респон­денты настроены не враждебно, а скорее с пониманием к мужчине, попытавшемуся восполнить про­бел воспитания. Это говорит не о жестокосердии, а лишь о том, что многие родители уже сталкивались с неуправляемыми одногруппни­ками и одноклассниками своих детей, мирные переговоры с роди­телями которых ни к чему не при­водят! В результате складывается понимание, что если те не желают заниматься воспитанием своих чад, то наша святая обязанность – хотя бы оградить своего ребенка от неадекватного сверстника. И тут уж методы особо не выбираются: на что хватает ума, терпения, мо­рали и культурного уровня.

Действительно, во всех школах есть свои «страшилки», просто мы о них зачастую даже не дога­дываемся. Дело в том, что наши дети часто рассказывают об одно­классниках, а вот если проблемы с взаимоотношениями возникают у них самих – предпочитают умал­чивать эту информацию: боятся заработать себе титул «стукача», «слабака» и прочее. Да и реакции родителей они тоже боятся: может, те его же самого и обвинят в воз­никшей ситуации? Или еще хуже: устроят скандал на всю школу, по­сле которого наладить отношения в коллективе будет уже просто не­реально.

Несостоятельность администрации – мина замедленного действия

Кстати, как известно, месяцем раньше в первой гимназии уже про­водилась прокурорская проверка состояния профилактической ра­боты Необходимость в этом воз­никла в связи с дракой, произо­шедшей на школьной спортивной площадке между старшеклассни­ками и родственником ученика. Причиной конфликта тогда стала попытка взрослого предотвратить применение учащимися насилия в отношении своего племянника. Проверки показали, что со стороны руководства отсутствует контроль за работой педагогов, допускается их бездействие в ситуациях, соз­дающих угрозу жизни и здоровью учащихся. Гимназией не обеспе­чен контроль как за поведением учащихся в ходе образовательно­го процесса, так и за пребыванием посторонних лиц на территории образовательного учреждения, а также не исполнена установленная законом обязанность незамедли­тельной передачи информации о противоправных происшествиях в правоохранительные органы.

И снова мнения свидетелей: «Два случая за два месяца меня пугают: я же хотела в первую гимназию свою дочь переводить. Рада, что не перевела!».

«Никогда не знаешь, правду ли скажет ребенок: может, он что-то присочинил или опустил важные детали конфликта».

«Я вижу только один выход: если наши детки такие нано-ино, пусть своих обидчиков снимают на ви­део, и сразу в Интернет. Тогда не удастся замять или спрятать кон­фликт, и те, кто должен принять меры, будут их вынуждены при­нимать. Тут главное айфон из рук не выронить, когда тебя головой в унитаз макают… Хотя желающих поснимать будет не протолкнуть­ся, а вот желающих помочь… если только «макающей» стороне!».

Зуб за зуб, глаз за глаз

В заключение хочется сказать, что, к сожалению, о своих правах и о последствиях своих действий мы зачастую узнаем лишь попав в не­приятную ситуацию. Что мешало родителям, недовольным поведе­нием одного из учеников и в свое время не нашедшим поддержки у классного руководителя, выйти с этим вопросом на высший уровень школьной администрации? Проти­водействие самого учителя и неве­рие в способность администрации решить вопрос! А что помешало самому отцу обиженного школь­ника вместо того, чтобы вершить самосуд, потребовать разбора ситуации с присутствием обеих сторон и администрации школы? Думаю, вполне распространенная позиция: «да кому это надо и кто, кроме нас самих, будет с этим раз­бираться?!». На самом деле, обя­занность родителей – прививать детям должные нормы обществен­ного поведения, а обязанность школы – вникать в назревающие конфликты, разбирать их и спо­собствовать профилактическим мероприятиям, направленным на предотвращение правонаруше­ний как со стороны самих детей, так и со стороны родителей. Ведь если мы видим, что наш сын или дочь регулярно страдает по вине какого-то мелкого пакостника, а помощи в разрешении конфликта ждать неоткуда, включается ин­стинкт – защитить любой ценой! Да, грубо, да, бесчеловечно, к тому же хоть и действенно, но лишь на время. Потому что унижение по­рождает затаенную жажду мести, а насилие – лишь ответное сило­вое воздействие, ждать которого долго не придется.

 

От редакции

 

На сегодняшний день правосудие у нас, мягко говоря, одноглазое или однобокое. Юристы и законотворцы явно перемудрили защитой прав ребенка. Никто не призывает избивать детей. Но не стоит забывать и о системе кнута и пряника. Даже известный рус­ский педагог Антон Макаренко говорил: «Наказание – это не только право, но и обязанность в тех случаях, когда наказание необходимо». Согласитесь, что лучше ребенка в детстве высечь за проступок, нежели потом сажать его в тюрьму за престу­пление. Ведь безнаказанность порождает вседозволенность. А что у нас получается на сегодняшний момент? Ребе­нок (имеются в виду трудные дети, воспитанием которых никто не занимается) может вытворять все что захочет. Приструнить его некому – все боятся попасть под суд. Закон связал руки обществу. А вот ребенок не боится. Почему? Да потому, что, во-первых, он еще не понимает, куда может привести его дорожка, на которую он ступил. Во-вторых, уголовная ответственность наступает лишь с 14 лет, да и то по некоторым статьям УК РФ. Вот и получается, что какой-то несовершеннолетний хулиган может на улице при всех покрыть матом взрослого человека и даже плюнуть ему в лицо или пнуть. И взрослый, уважаемый человек ничем не сможет ответить. Кто защитит нас от несовершеннолетний отморозков, господа депутаты? Или мы так и дальше будем воспитывать уголовников?

Софья Вольская

Читайте также на сайте:

  1. Собакам вход воспрещен
  2. Депутат-«помещик»
  3. Заработало!
  4. Городские леса просят защиты!
  5. Парабельский беспредел — 3,
  6. Открытое письмо губернатору Томской области С.А. Жвачкину от жителей Верхнекетского района
  7. Минусы тепла
  8. Открытое письмо врио губернатора Томской области С. А. Жвачкину
  9. Злоумышленники
  10. Как живешь, брат Северск?

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Яндекс.Метрика

Контакты

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Отдел рекламы

Email: rec@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-91