Томская НЕДЕЛЯ
25 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ
Томск, Россия
Читайте на сайте:
ticket title
Великая православная святыня    ◈
Традиции празднования Нового года в России    ◈
«Мир без границ»    ◈
Прокуратура, как «сапожник без сапог»    ◈
СУДИЛИЩЕ    ◈
Посвящение… или как украсть 19,5 млн рублей?    ◈
Славный юбилей Ленинского комсомола    ◈
Ностальгия по тем временам    ◈
Открытое письмо прокурору Томской области Виктору Романенко и губернатору Томской области Сергею Жвачкину о нарушении конституционного права граждан на оплачиваемый труд и запрет трудовой дискриминации    ◈
Будет ли свет в конце тоннеля?    ◈
Блеск и нищета ЮИ ТГУ    ◈
Томский «медицинский спрут»    ◈
Обещанного не один год ждут!    ◈
Новая жизнь садоводов и дачников, согласно закона, с 2019 г.    ◈
Блокировка сайта НОВО-ТОМСК    ◈
Новый сезон открыт!    ◈
Скажи кто твой друг, и я скажу кто ты    ◈
«Оборотни в погонах» — эпилог?    ◈
Трагедия в Керчи    ◈

Бизнес с петлей на шее

   0

Фермерские хозяйства на селе поднять очень трудно, но еще труднее удержать их на плаву.

Важность более активного развития и поддержки сель­ского бизнеса обсуждается и пропагандруется чиновника­ми всех уровней. По мнению специалистов, именно малый сельский бизнес содействует качественному трудообеспече­нию местных жителей. Одной из основных преград на пути развития сельского бизнеса является меньший по сравне­нию с городом доход, а также довольно низкая скорость его развития. Практика показыва­ет, что для успешного ведения и развития фермерства на селе необходимо ориентировать­ся на традиционные для села сферы деятельности: перера­ботку и выращивание сель­скохозяйственной продукции и животноводство, а сбыт, в свою очередь, осуществлять на рынках и ярмарках, которые на сегодня по-прежнему имеют достаточно высокую покупа­тельную способность.

Чтобы на наши столы поступала только качественная и экологи­чески здоровая пища, сельскохо­зяйственная продукция должна иметь доступ к покупателю. Идея развития малого бизнеса на селе перспективна, но зачастую отсут­ствие стартового капитала убивает желание напрочь. То, что развитие сельского хозяйства зависит от поддержки государственных орга­нов (а фактически, местных руко­водителей областей и поселений), давно признанный факт. Ведь обычный крестьянин не может себе позволить большие затраты, чтобы открыть свое дело. Поэтому, если у обычного работяги есть же­лание, часть расходов непременно должно брать на себя государство. Насколько эффективна поддержка местных органов самоуправления малому бизнесу на селе? Недавно в редакции «Томской НЕДЕЛИ» побывал человек, который своим рассказом четко ответил на дан­ный вопрос.

Успешный старт

– В 2009 году я решил поуча­ствовать в программе развития малого бизнеса на селе, – расска­зывает Андрей Гребенщиков, глава крестьянско-фермерского хозяй­ства деревни Парбиг Бакчарского района. – Хозяйство у меня к тому времени уже было большое, адми­нистрация это знала, поэтому сама предложила мне учебу. Программа называлась «Первый шаг»: я про­шел обучение, и администрация выделила мне средства на дальней­шее развитие, на которые я заку­пил технику – разумеется, в кредит (кто пробовал, знает, что такое 300 тысяч рублей, когда надо и сено заготовить, и технику держать в рабочем состоянии). Продукцию свою я продавал на ярмарках в городе Северске и Кедровом: два раза в неделю выезжал туда торго­вать мясом.

Сбыт перекрыт

– До 2010 года все шло нормаль­но: я растил скотину, торговал мя­сом на ярмарках и вовремя выпла­чивал кредиты. Но потом у меня произошел конфликт с соседями, вылившийся в долгое судебное раз­бирательство, – продолжает Ан­дрей Никитич. – Итогом его стало всего лишь административное на­казание в виде штрафа, однако мо­ему бизнесу при этом был нанесен просто невосполнимый урон. Дело в том, что, едва дело дошло до суда, главный ветеринарный врач райо­на Непомнящих Н.В. запретил мне участвовать в ярмарке в Кедровом. Причина этого решения не была сформулирована: в постановлении значилось просто «запретить». Само постановление было мне вру­чено в тот момент, когда я приехал на ярмарку, привезя с собой товар, а это 150 километров дороги в одну сторону, да и мясо оказалось про­сто некуда девать!

Самым главным в сельскохозяй­ственном бизнесе (да и в любом другом, если смотреть глобальнее) можно смело назвать сбыт. Если вы найдете канал сбыта, успех практически обеспечен. Если же канала сбыта наладить не удастся – пиши пропало. Обычно вариантов сбыта выращенной продукции два: либо сдавать продукт оптовикам-перекупщикам, либо реализовы­вать самостоятельно конечному потребителю. Первый вариант бо­лее простой, но при этом и гораз­до менее выгодный с точки зрения дохода. Перекупщики, как прави­ло, скупают сельхозпродукцию по весьма заниженным ценам, так что основную прибыль от реализации получают именно они, посредники, а не крестьяне. Если же вы станете самостоятельно искать потребите­ля, вам, конечно, придется прило­жить еще массу дополнительных усилий на налаживание контактов, оформление документов, доставку. Но и выручка, полученная от реа­лизации вашей высококачествен­ной натуральной продукции, будет в десятки раз выше. Да и появится перспектива на дальнейшее раз­витие бизнеса. Простейший вари­ант – розничные продажи людям, не имеющим возможности само­стоятельно выращивать продукты питания, но желающим питаться качественной пищей. Они с удо­вольствием покупают деревенское мясо, молочные продукты, овощи, фрукты, зелень. При условии их качества и экологической чистоты люди с руками оторвут товар, даже по более высоким, чем в магази­нах, ценам.

Сено спасти не удалось

– Что мне оставалось делать, когда я лишился возможности сбыта своей продукции? – расска­зывает фермер. – Суд к тому вре­мени еще не закончился: вместо того, чтобы искать другие рынки сбыта, мне приходилось ездить на заседания суда, резать скотину и сдавать ее перекупщикам, чтобы покрыть кредиты. А дальше за­преты и отказы и вовсе пошли по всем направлениям. Когда я на­косил сено, и мне нужно было его срулонить, я обратился к испол­няющему обязанности главы ад­министрации Парбигского поселе­ния Немтиновой Н.Н., чтобы мне выделили технику для этого. Пока чиновники занимались отписками и переадресовывали меня то туда, то сюда, пошли дожди, и сено сгни­ло! При этом, если покупать сено, то оно обойдется в 700-750 рублей за рулон.

Да, кроме проблемы сбыта в сельском бизнесе есть и еще «под­водные камни», специфические именно для этой отрасли. Один из них – риски, связанные с резкими изменениями климата: то засу­ха, то подтопление, то заморозки. Имеют место и форс-мажорные обстоятельства: распространение болезней или вредителей, пожар, наводнение и так далее. Каприз природы может в один момент уничтожить плоды многолетнего кропотливого труда. Именно в та­кие моменты и в таких ситуациях фермеру так необходима поддерж­ка местной администрации: чтобы вовремя выделили ссуду, дали в пользование технику, обеспечили необходимые для работы условия.

Ярмарку закрыли

Уже после того, как Андрею Гре­бенщикову запретили торговлю в Кедровом, ярмарку в этом городе и вовсе закрыли. На все запросы и просьбы вновь открыть ярмарку в Кедровом и позволить реализо­вывать свою продукцию Андрею Никитичу так и не смогли дать вразумительный ответ. С 2010 года администрация Парбига плани­рует подготовить помещение для рынка; сейчас пишут, что проект будет реализован в течение 2012 года, но фермер сомневается, что и эти сроки будут исполнены. Уже не первый год парбигским произ­водителям обещают открыть за рынком в Томске так называемый «Бакчарский дом», но воз и ныне там. Впрочем, многие ли фермеры из Парбига смогут ездить торго­вать в Томск. Правда, дорога в об­ластной центр занимает в два раза больше времени и денег…

Обещания, обещания

Вот и получается: идея создания малого бизнеса в сфере сельского хозяйства стара как мир. Однако если вы всерьез рассматриваете этот вариант как возможность по­лучения дохода, вам стоит знать, что не все так просто: ведь одними вашими усилиями добиться успеха не удастся. Необходимо содействие местной администрации, которая зачастую распоряжается общими ресурсами на собственное усмотре­ние: скажем, дает в пользование технику приближенным к себе про­изводителям, ущемляя интересы остальных. Или вовсе не слушает мнения самих предпринимателей, перекрывая возможность удобного сбыта продукции. Или кормит до­верчивых фермеров обещаниями, например, оплачивать бензин тем, кто выезжает на ярмарки, а на са­мом деле не оплачивает. Большая проблема и со ссудами, получение которых становится попросту не­реальным, потому что для их полу­чения нужно собрать немыслимое количество документов.

Фермер Гребенщиков устало разводит руками:

– Хоть в петлю, ей богу! Раньше у меня было хозяйство в 19 голов только крупного рогатого скота, сейчас осталось всего три коровы. Кредиты душат, а как поднимать хозяйство, когда нынешний глава Бакчарского района Д.В. Донской фактически перекрывает нам рын­ки сбыта? Мы – фермеры – ему не нужны: он на своем посту явно вре­менно, как на трамплине, поэтому и не спешит способствовать на­шему развитию. Ярмарки закры­ли, торговать не дают – куда нам девать нашу продукцию? Казалось бы, дали старт программой «Пер­вый шаг», а как же дальше?.. Ни­чего. Реальной поддержки нет, и целостной программы поддержки малого и среднего бизнеса в обла­сти тоже нет.

Софья Вольская

Читайте также на сайте:

  1. Тайный союз «меча и орала»
  2. Рекламная сверхнаглость
  3. НЕмелочь жизни. Железные монеты вносят неудобства
  4. Хочу в семью!
  5. Не пора ли сменить управляющую компанию?
  6. Такая разная администрация…
  7. В лесу родилась елочка
  8. Защити себя сам
  9. Детская боль
  10. Как утверждали Жвачкина
Рейтинг

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика

Контакты

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Отдел рекламы

Email: rec@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-91