Томская НЕДЕЛЯ
26 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ
Томск, Россия

Чем опасны детские перегрузки?

   0

Как вырастить из ребенка гармоничную личность и не нанести ему при этом вред.

09Все мы хотим, чтобы наши дети прожили успешную и счастливую жизнь. И знаем, что основа их будущих успе­хов закладывается в детстве. Наш идеал – вырастить гар­моничного, интеллектуально и физически развитого чело­века. Но как к нему прийти? Ведь можно, ставя хорошие цели, перегрузить ребенка так, что это скажется на его здоровье, на его психике.

Как создать оптимальные усло­вия для развития талантов и спо­собностей маленького человека, не навредив его психическому и физическому здоровью? Об этом нам рассказывает Елена Игнатье­ва – директор московского дет­ского клуба с углубленным изуче­нием английского языка.

Раннее развитие

– Елена, как вы относитесь к раннему развитию детей, о котором сейчас так много говорят? И в каком возрасте нужно начинать это «раннее» развитие?

– Воспитывать и развивать ре­бенка нужно с рождения. Но при этом важно учитывать особен­ности и задачи каждого конкрет­ного возраста. Если заниматься с малышом опираясь только на личные амбиции и ожидания, ни к чему хорошему это не приведет.

Я за то, чтобы в любом деле, а воспитании детей особенно, пре­обладали здравый смысл и чув­ство меры.

– Может быть, нужно приу­чать ребенка просто трудиться?

– Безусловно, это важная педа­гогическая задача. Ребенок дол­жен знать, что ничего не дается само собой. Он должен научиться заканчивать начатые дела, даже если это связано с определен­ными усилиями. Например, по­играл – убери игрушки, даже если устал. Важно иметь свои обязан­ности, которые с возрастом стано­вятся серьезнее и сложнее. Но при этом нельзя перегружать ребенка обязательствами, которые не со­ответствуют его возрасту. Нерв­ная система детей устроена таким образом, что если они устают, то просто отключаются. И это – пря­мой сигнал к тому, что занятий и нагрузок на сегодня хватит.

– А как же всестороннее раз­витие ребенка? Ведь ради этого родители ведут детей в музы­кальную школу, на хореогра­фию, в спортивную секцию, на занятия английским языком…

– Перечень того, чему можно обучать ребенка чуть не с рожде­ния, ограничивается только фан­тазией родителей. Можно даже попытаться все это реализовать на практике. Но к всестороннему развитию все это не имеет отно­шения. Например, многие роди­тели одержимы идеей пораньше научить ребенка читать. Когда мне задают вопрос, учим ли мы в саду читать детей четырех лет, я в ответ спрашиваю: «А зачем чи­тать в четыре года?» После такой постановки вопроса родители за­думываются: а, правда, зачем?

Силы ребенка не беспредельны

– Какие последствия может иметь излишнее усердие роди­телей по разностороннему, на их взгляд, развитию ребенка?

– В первую очередь это потеря здоровья. Многие болезни, ко­торыми страдают современные дети, носят психосоматической характер. Каждому из нас отпу­щен определенный запас физи­ческих сил, жизненной энергии. И часто этих сил в детском воз­расте расходуется больше, чем допустимо, и не в том направле­нии, в котором предопределено природой. Наша жизнь разбита на семилетия, в каждом из кото­рых перед человеком стоят опре­деленные задачи. Задача первого семилетия – завершить процессы формирования физического тела, внутренних органов, пищевари­тельной и выделительной систем. Завершается этот период сменой молочных зубов. Это мощные со­зидательные процессы, для кото­рых организму требуется много сил. Если мы перераспределяем их в пользу раннего развития, то истощаем жизненные ресурсы ре­бенка. Все больше детей уже в са­мом раннем возрасте сталкивают­ся с серьезными заболеваниями. Взять, к примеру, бронхиальную астму, которой болеет достаточ­но большое количество детей. Астма – это не что иной, как за­трудненный выдох. Маленький ребенок чаще всего не может противостоять воле родителей, сказать «нет». Можете проверить сами: «нет», как и любой отказ, говорится на выдохе. А теперь представьте, как этот самый вы­дох «застрял» внутри. Парали­зованная воля, затрудненное ды­хание – чистая психосоматика! У кого-то могут появиться болезни внутренних органов, различные аллергии, кто-то часто простужа­ется, кто-то реагирует рвотой… В каждом организме есть свое сла­бое звено, которое в случае пере­грузки отреагирует в первую оче­редь. Где тонко, там и рвется…

Каждому возрасту – свои занятия

– Как же развивать ребенка, чтобы и пользу ему принести, и здоровье сохранить?

– Всегда надо помнить про возрастные особенности и про задачи, характерные для каж­дого определенного возраста. Перед годовалым ребенком, ко­торый начал ходить и перешел из горизонтального положения в вертикальное, сразу открылся огромный мир! Даже в рамках квартиры он для малыша – целая вселенная. Помогите ему его по­знать, обеспечив в первую оче­редь безопасность. Называйте предметы, давайте все трогать, открывать, рвать, даже ломать. Пусть вас это не пугает – это осо­бенности и потребности возраста! Два-три года – пик познания мира через органы чувств, когда на первый план выходит сенсорика. Давайте ему нюхать, пробовать на вкус, сравнивайте: большой – маленький, горячий – холодный, сладкий – соленый и т.д. В этом же возрасте начинает формиро­ваться фонематический слух, что очень важно для речевого раз­вития. Ребенку необходимо слы­шать грамотную, ясную и, самое главное, живую речь и различные звуки. Говорите с ним, пойте, музицируйте на самых простых инструментах. Примерно с че­тырех лет начинается активное формирование понятийного ап­парата – ребенку становится ин­тересным рассуждать, обобщать. Еще годом позже наступает воз­раст, в котором можно начинать развивать логику, память, вни­мание… Учитывая эти периоды и их особенности, родители могут очень много дать малышу, а глав­ное – заложить хорошие основы его познавательной активности в будущем.

Радость творчества

– Что еще полезно для до­школьников?

– Очень интересно, позна­вательно и полезно рисовать с детьми в технике «мокрым по мокрому» – то есть, мокрыми ак­варельными красками по заранее смоченному листу акварельной бумаги. Для начала достаточно дать малышу один-два цвета из трех базовых (красный, желтый, синий). Рисуя, ребенок наблю­дает и переживает, как ложатся краски на бумагу, как самым не­ожиданным, причудливым обра­зом смешиваются цвета, рождая новые оттенки.

Хорошо лепить с ребенком, с дошкольниками лучше всего – из воска. Воск – теплый, а теплые материалы, как и теплая атмосфе­ра, в младшем возрасте жизненно необходимы. К тому же, воск – упругий, работа с ним укрепляет детские пальчики, способству­ет развитию мелкой моторики. Глину дошкольникам лучше не давать: она холодная и излишне пластичная.

На всех детей очень хорошо действует ритм. Все, что опи­рается на ритм: песни, стихи и ритмические тексты без рифмы, так называемые «речевки», по­вторяющие ритмические движе­ния – все это очень полезно для детей, они любят такие занятия. Кстати, ежедневно повторяю­щийся распорядок дня – тоже ритм. Если строго соблюдать ре­жим сна, питания, активности и отдыха ребенка – его силы расхо­дуются рационально, он меньше устает, а соответственно, справ­ляется с большими нагрузками. Иногда часто болеющего ребенка достаточно начать укладывать и поднимать утром в одно и то же время, чтобы он меньше начал болеть. Кроме того, есть ритм не­дели, месяца, года. Проживание ритма года – с его сменой сезонов, ежегодными праздниками – вно­сит осмысленность в жизнь детей и взрослых. Следование ритму года очень облегчает процесс зна­комства малыша с окружающим миром и художественной лите­ратурой. Поэтому читайте сказ­ки «Морозко» или «По щучьему веленью» зимой – заодно и про свойства снега и льда можно по­говорить…

Ох уж этот английский!

– Есть ли смысл в раннем возрасте учить ребенка ан­глийскому языку?

– Смысл есть. Но ключевой во­прос тут: как и чему учить. Если мы хотим, чтобы ребенок запомнил десяток-два иностранных слов, а его занятия длятся при этом 15- 30 минут два раза в неделю – то, наверное, лучше не тратить это время на английский, а дать ему возможность побольше поиграть. Другое дело – если ребенок про­должительное время погружен в языковую среду, где занятия ор­ганизованы через разные виды деятельности (игровую, физиче­скую, творческую), где много рит­мических частей и бытовых (или, другими словами, рутинных) мо­ментов. И если при этом его пе­дагог свободно говорит, а значит, и думает на изучаемом языке, и способен без перевода, а через об­разы, весело и занимательно до­нести новую лексику – то такие занятия, конечно, имеют смысл. Если вам посчастливилось найти подобную группу, то запомните еще один совет: никогда не про­веряйте ребенка. Соблазн узнать, сможет ли ребенок перевести то или иное слово, очень велик. Но суть в том, что ребенок учит не слова, а язык – а это путь, кото­рый измеряется не неделями или месяцами, а годами. Сначала ребе­нок учится отличать иностранный язык от родного, потом – пони­мать его, потом – отвечать мими­кой, жестами, а позже словами на поставленные вопросы. Позже ребенок постепенно начинает сам говорить, сам задавать вопросы. Постепенно все больше слов и целых фраз из пассива переходит в актив. И далее – как снежный ком… Грамоту, грамматику можно начинать учить намного позже. Собственно, процесс овладения родным языком происходит по той же логической схеме…

Расти вместе

– Говорят, что особенно по­лезно – когда сами родители занимаются чем-то с детьми, а не только учителя, нянечки, воспитатели?

– Безусловно. При этом не важ­но, что вы делаете – важен сам процесс совместной деятельности и то, с каким настроением вы этим занимаетесь. Как говорила одна моя знакомая, прекрасный педа­гог и психолог: если вам нравится мыть посуду – мойте с ребенком посуду. Вы принесете этим ему больше пользы, чем тогда, когда будете рисовать и при этом раз­дражаться. В процессе совместной деятельности ребенок чувствует свою сопричастность, единение, любовь. А это то, что все мы ищем в жизни.

Наталья Колобова, фото из личного архива Елены Игнатьевой

Читайте также на сайте:

  1. Благодарность врачам
  2. «Сообщи, где торгуют смертью!»
  3. Как лечат неправильный прикус
  4. Сохраняем витамины
  5. Здоровые водители
  6. Как уберечь ребенка от простуды?
  7. «Перезагрузка» сердца
  8. Бездрожжевой хлеб полезнее обычного?
  9. Опасность синего цвета
  10. Грипп растет

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Яндекс.Метрика

Контакты

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Отдел рекламы

Email: rec@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-91