Томская НЕДЕЛЯ
25 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ
Томск, Россия
Читайте на сайте:
ticket title
Великая православная святыня    ◈
Традиции празднования Нового года в России    ◈
«Мир без границ»    ◈
Прокуратура, как «сапожник без сапог»    ◈
СУДИЛИЩЕ    ◈
Посвящение… или как украсть 19,5 млн рублей?    ◈
Славный юбилей Ленинского комсомола    ◈
Ностальгия по тем временам    ◈
Открытое письмо прокурору Томской области Виктору Романенко и губернатору Томской области Сергею Жвачкину о нарушении конституционного права граждан на оплачиваемый труд и запрет трудовой дискриминации    ◈
Будет ли свет в конце тоннеля?    ◈
Блеск и нищета ЮИ ТГУ    ◈
Томский «медицинский спрут»    ◈
Обещанного не один год ждут!    ◈
Новая жизнь садоводов и дачников, согласно закона, с 2019 г.    ◈
Блокировка сайта НОВО-ТОМСК    ◈
Новый сезон открыт!    ◈
Скажи кто твой друг, и я скажу кто ты    ◈
«Оборотни в погонах» — эпилог?    ◈
Трагедия в Керчи    ◈

Чем опасны детские перегрузки?

   0

Как вырастить из ребенка гармоничную личность и не нанести ему при этом вред.

09Все мы хотим, чтобы наши дети прожили успешную и счастливую жизнь. И знаем, что основа их будущих успе­хов закладывается в детстве. Наш идеал – вырастить гар­моничного, интеллектуально и физически развитого чело­века. Но как к нему прийти? Ведь можно, ставя хорошие цели, перегрузить ребенка так, что это скажется на его здоровье, на его психике.

Как создать оптимальные усло­вия для развития талантов и спо­собностей маленького человека, не навредив его психическому и физическому здоровью? Об этом нам рассказывает Елена Игнатье­ва – директор московского дет­ского клуба с углубленным изуче­нием английского языка.

Раннее развитие

– Елена, как вы относитесь к раннему развитию детей, о котором сейчас так много говорят? И в каком возрасте нужно начинать это «раннее» развитие?

– Воспитывать и развивать ре­бенка нужно с рождения. Но при этом важно учитывать особен­ности и задачи каждого конкрет­ного возраста. Если заниматься с малышом опираясь только на личные амбиции и ожидания, ни к чему хорошему это не приведет.

Я за то, чтобы в любом деле, а воспитании детей особенно, пре­обладали здравый смысл и чув­ство меры.

– Может быть, нужно приу­чать ребенка просто трудиться?

– Безусловно, это важная педа­гогическая задача. Ребенок дол­жен знать, что ничего не дается само собой. Он должен научиться заканчивать начатые дела, даже если это связано с определен­ными усилиями. Например, по­играл – убери игрушки, даже если устал. Важно иметь свои обязан­ности, которые с возрастом стано­вятся серьезнее и сложнее. Но при этом нельзя перегружать ребенка обязательствами, которые не со­ответствуют его возрасту. Нерв­ная система детей устроена таким образом, что если они устают, то просто отключаются. И это – пря­мой сигнал к тому, что занятий и нагрузок на сегодня хватит.

– А как же всестороннее раз­витие ребенка? Ведь ради этого родители ведут детей в музы­кальную школу, на хореогра­фию, в спортивную секцию, на занятия английским языком…

– Перечень того, чему можно обучать ребенка чуть не с рожде­ния, ограничивается только фан­тазией родителей. Можно даже попытаться все это реализовать на практике. Но к всестороннему развитию все это не имеет отно­шения. Например, многие роди­тели одержимы идеей пораньше научить ребенка читать. Когда мне задают вопрос, учим ли мы в саду читать детей четырех лет, я в ответ спрашиваю: «А зачем чи­тать в четыре года?» После такой постановки вопроса родители за­думываются: а, правда, зачем?

Силы ребенка не беспредельны

– Какие последствия может иметь излишнее усердие роди­телей по разностороннему, на их взгляд, развитию ребенка?

– В первую очередь это потеря здоровья. Многие болезни, ко­торыми страдают современные дети, носят психосоматической характер. Каждому из нас отпу­щен определенный запас физи­ческих сил, жизненной энергии. И часто этих сил в детском воз­расте расходуется больше, чем допустимо, и не в том направле­нии, в котором предопределено природой. Наша жизнь разбита на семилетия, в каждом из кото­рых перед человеком стоят опре­деленные задачи. Задача первого семилетия – завершить процессы формирования физического тела, внутренних органов, пищевари­тельной и выделительной систем. Завершается этот период сменой молочных зубов. Это мощные со­зидательные процессы, для кото­рых организму требуется много сил. Если мы перераспределяем их в пользу раннего развития, то истощаем жизненные ресурсы ре­бенка. Все больше детей уже в са­мом раннем возрасте сталкивают­ся с серьезными заболеваниями. Взять, к примеру, бронхиальную астму, которой болеет достаточ­но большое количество детей. Астма – это не что иной, как за­трудненный выдох. Маленький ребенок чаще всего не может противостоять воле родителей, сказать «нет». Можете проверить сами: «нет», как и любой отказ, говорится на выдохе. А теперь представьте, как этот самый вы­дох «застрял» внутри. Парали­зованная воля, затрудненное ды­хание – чистая психосоматика! У кого-то могут появиться болезни внутренних органов, различные аллергии, кто-то часто простужа­ется, кто-то реагирует рвотой… В каждом организме есть свое сла­бое звено, которое в случае пере­грузки отреагирует в первую оче­редь. Где тонко, там и рвется…

Каждому возрасту – свои занятия

– Как же развивать ребенка, чтобы и пользу ему принести, и здоровье сохранить?

– Всегда надо помнить про возрастные особенности и про задачи, характерные для каж­дого определенного возраста. Перед годовалым ребенком, ко­торый начал ходить и перешел из горизонтального положения в вертикальное, сразу открылся огромный мир! Даже в рамках квартиры он для малыша – целая вселенная. Помогите ему его по­знать, обеспечив в первую оче­редь безопасность. Называйте предметы, давайте все трогать, открывать, рвать, даже ломать. Пусть вас это не пугает – это осо­бенности и потребности возраста! Два-три года – пик познания мира через органы чувств, когда на первый план выходит сенсорика. Давайте ему нюхать, пробовать на вкус, сравнивайте: большой – маленький, горячий – холодный, сладкий – соленый и т.д. В этом же возрасте начинает формиро­ваться фонематический слух, что очень важно для речевого раз­вития. Ребенку необходимо слы­шать грамотную, ясную и, самое главное, живую речь и различные звуки. Говорите с ним, пойте, музицируйте на самых простых инструментах. Примерно с че­тырех лет начинается активное формирование понятийного ап­парата – ребенку становится ин­тересным рассуждать, обобщать. Еще годом позже наступает воз­раст, в котором можно начинать развивать логику, память, вни­мание… Учитывая эти периоды и их особенности, родители могут очень много дать малышу, а глав­ное – заложить хорошие основы его познавательной активности в будущем.

Радость творчества

– Что еще полезно для до­школьников?

– Очень интересно, позна­вательно и полезно рисовать с детьми в технике «мокрым по мокрому» – то есть, мокрыми ак­варельными красками по заранее смоченному листу акварельной бумаги. Для начала достаточно дать малышу один-два цвета из трех базовых (красный, желтый, синий). Рисуя, ребенок наблю­дает и переживает, как ложатся краски на бумагу, как самым не­ожиданным, причудливым обра­зом смешиваются цвета, рождая новые оттенки.

Хорошо лепить с ребенком, с дошкольниками лучше всего – из воска. Воск – теплый, а теплые материалы, как и теплая атмосфе­ра, в младшем возрасте жизненно необходимы. К тому же, воск – упругий, работа с ним укрепляет детские пальчики, способству­ет развитию мелкой моторики. Глину дошкольникам лучше не давать: она холодная и излишне пластичная.

На всех детей очень хорошо действует ритм. Все, что опи­рается на ритм: песни, стихи и ритмические тексты без рифмы, так называемые «речевки», по­вторяющие ритмические движе­ния – все это очень полезно для детей, они любят такие занятия. Кстати, ежедневно повторяю­щийся распорядок дня – тоже ритм. Если строго соблюдать ре­жим сна, питания, активности и отдыха ребенка – его силы расхо­дуются рационально, он меньше устает, а соответственно, справ­ляется с большими нагрузками. Иногда часто болеющего ребенка достаточно начать укладывать и поднимать утром в одно и то же время, чтобы он меньше начал болеть. Кроме того, есть ритм не­дели, месяца, года. Проживание ритма года – с его сменой сезонов, ежегодными праздниками – вно­сит осмысленность в жизнь детей и взрослых. Следование ритму года очень облегчает процесс зна­комства малыша с окружающим миром и художественной лите­ратурой. Поэтому читайте сказ­ки «Морозко» или «По щучьему веленью» зимой – заодно и про свойства снега и льда можно по­говорить…

Ох уж этот английский!

– Есть ли смысл в раннем возрасте учить ребенка ан­глийскому языку?

– Смысл есть. Но ключевой во­прос тут: как и чему учить. Если мы хотим, чтобы ребенок запомнил десяток-два иностранных слов, а его занятия длятся при этом 15- 30 минут два раза в неделю – то, наверное, лучше не тратить это время на английский, а дать ему возможность побольше поиграть. Другое дело – если ребенок про­должительное время погружен в языковую среду, где занятия ор­ганизованы через разные виды деятельности (игровую, физиче­скую, творческую), где много рит­мических частей и бытовых (или, другими словами, рутинных) мо­ментов. И если при этом его пе­дагог свободно говорит, а значит, и думает на изучаемом языке, и способен без перевода, а через об­разы, весело и занимательно до­нести новую лексику – то такие занятия, конечно, имеют смысл. Если вам посчастливилось найти подобную группу, то запомните еще один совет: никогда не про­веряйте ребенка. Соблазн узнать, сможет ли ребенок перевести то или иное слово, очень велик. Но суть в том, что ребенок учит не слова, а язык – а это путь, кото­рый измеряется не неделями или месяцами, а годами. Сначала ребе­нок учится отличать иностранный язык от родного, потом – пони­мать его, потом – отвечать мими­кой, жестами, а позже словами на поставленные вопросы. Позже ребенок постепенно начинает сам говорить, сам задавать вопросы. Постепенно все больше слов и целых фраз из пассива переходит в актив. И далее – как снежный ком… Грамоту, грамматику можно начинать учить намного позже. Собственно, процесс овладения родным языком происходит по той же логической схеме…

Расти вместе

– Говорят, что особенно по­лезно – когда сами родители занимаются чем-то с детьми, а не только учителя, нянечки, воспитатели?

– Безусловно. При этом не важ­но, что вы делаете – важен сам процесс совместной деятельности и то, с каким настроением вы этим занимаетесь. Как говорила одна моя знакомая, прекрасный педа­гог и психолог: если вам нравится мыть посуду – мойте с ребенком посуду. Вы принесете этим ему больше пользы, чем тогда, когда будете рисовать и при этом раз­дражаться. В процессе совместной деятельности ребенок чувствует свою сопричастность, единение, любовь. А это то, что все мы ищем в жизни.

Наталья Колобова, фото из личного архива Елены Игнатьевой

Читайте также на сайте:

  1. Всемирный день акушерки
  2. Где деньги на медицину?
  3. В Томске обсудят новые подходы к лечению алкоголизма
  4. «В нарко-войне пощады не бывает»
  5. Официальное мародерство
  6. 7 способов укротить голод
  7. Врачи идут в народ
  8. Здоровые волосы – навсегда!
  9. Как «перерасти» астму?
  10. Сохранить зрение
Рейтинг

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика

Контакты

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Отдел рекламы

Email: rec@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-91