Томская НЕДЕЛЯ
25 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ
Томск, Россия

Черные дыры бюджета

   0

Для каких целей областная администрация организовала еще один «аэропорт»?

01Когда денег много, да еще и не знаешь, куда их деть, а деть куда- то надо срочно, потому как «жмут бюджет», начинаешь тратить их куда попало. Все, что попадает в фокус зрения или в сплетение мыслей, авто­матически становится неимо­верно нужным. Такова душа русская – хочется все и сразу. И это уже дело принципа, как в песне: «…нам нужна одна победа, одна на всех, мы за ценой не постоим». Собствен­но, надо полагать, что так и получится, сейчас вбухаем в «Международный аэропорт Томск» денег в количестве, достаточным на покупку вил- лы на Кипре, а в итоге будет одна победа, но не для всех…

А то, что бюджетные деньги ушли своим или были возвраще­ны чиновнику в виде отката, об этом все знают, но… помалкива­ют. А как иначе? Чиновник, он ведь хочет отдыхать на Кипре и ездить на джипе, а на зарплату этого не получишь. Зарплата – это для учителей и работников ЖЭКа, а вот все, кто имеет доступ к распоряжению средствами, пер­вым делом решают, как эти сред­ства освоить. С пользой. Для себя.

Зайдя на сайт областной адми­нистрации в поисках новостей, я случайно наткнулся на очень любопытный документ: отчет о результатах контрольного ме­роприятия «Проверка финансо­во-хозяйственной деятельности ОАО «Международный аэропорт Томск» и эффективности управ­ления пакетом акций ОАО, на­ходящимся в собственности Томской области». То, что проис­ходит вокруг томского аэропорта, повергло меня в шок.

Контрольно-счетная палата (КСП) Томской области провери­ла, как работало ОАО «Междуна­родный аэропорт Томск» в пери­од с 01.07.2008 г. по 30.06.2013 г. А поработал наш международный аэропорт с убытком более 120 миллионов рублей!

Аэропорт, да не тот

Хотелось бы сразу предупре­дить, что аэропорт в Томске всего один. А вот предприятия – два! Одно называется «Аэропорт Томск», второе – «Международ­ный аэропорт Томск». Чем зани­мается второе предприятие, до­вольно четко определено в отчете КСП:

«Открытое акционерное обще­ство «Международный аэропорт Томск» (далее – Общество, ОАО «МАТ») создано 16.11.2007 года с уставным капиталом 100 тыс. руб. на основании договора от 12.10.2007 «О создании открыто­го акционерного общества «Меж­дународный аэропорт Томск». Учредителями Общества в соот­ветствии с распоряжением Адми­нистрации Томской области от 01.11.2007 №444-ра «Об участии в учредительстве ОАО «Междуна­родный аэропорт Томск» высту­пили Областное государственное специализированное учреждение «Фонд государственного имуще­ства Томской области» с долей в уставном капитале 25,1% (25,1 тыс. руб.) и ООО «НОВАПОРТ» (г. Москва) с долей 74,9% (74,9 тыс. руб.).

В январе 2008 года в составе ак­ционеров ОАО «МАТ» произошли изменения, акционером Общества стало ООО «НОВАПОРТ – Аэро­порты Сибири» (Москва). Доку­менты, свидетельствующие о пере­даче (продаже) 74,9% акций ОАО «МАТ», принадлежавших учреди­телю – ООО «НОВАПОРТ», в ходе проверки не представлены. Дер­жателем Реестра акционеров ОАО «МАТ» до июня 2008 года явля­лось само Общество, с июня 2008 года – ЗАО «Новый регистратор» (Москва), утвержденное Советом директоров ОАО «МАТ».

На момент настоящей проверки акционерами ОАО «МАТ» явля­ются: областное государственное бюджетное специализирован­ное учреждение «Фонд государ­ственного имущества Томской области» (далее – ОГБСУ «ФГИ ТО»), владеющее 25,1 процен­тами уставного капитала ОАО «МАТ» или 251 акцией общей но­минальной стоимостью 25,1 тыс. руб., и ООО «НАС» (бывшее ООО «НОВАПОРТ – Аэропорты Сиби­ри») – 74,9% уставного капитала или 749 акций общей номиналь­ной стоимостью 74,9 тыс. руб. Единственным участником ООО «НАС» (г. Москва) является Ком­пания с ограниченной ответствен­ностью «ТИ.ЭС. Транс Сайбириа КО ЛИМИТЕД» (республика Кипр)». Конец цитаты.

В том же отчете не менее точно определена и роль новой компа­нии: «Согласно ежегодным Отче­там администрации Томской об­ласти «О результатах управления и распоряжения областным госу­дарственным имуществом», ОАО «МАТ» является управляющей компанией по развитию инфра­структуры аэропорта г. Томска и обеспечивает реализацию полно­мочий органов государственной власти по содержанию, разви­тию и организации эксплуатации аэропортов и (или) аэродромов гражданской авиации, находя­щихся в собственности РФ…

Фактически, ОАО «МАТ» яв­ляется операционной компанией, выполняющей посреднические функции. Деятельность Общества в основном заключалась в покуп­ке объектов, образующих единый технологический комплекс по эксплуатации аэропорта, сдаче их в аренду, а затем и продаже ООО «Аэропорт ТОМСК». Привлекая денежные средства у зарубеж­ной и московских коммерческих организаций, ОАО «МАТ» при­обретало имущество в целях сда­чи его в аренду ООО «Аэропорт ТОМСК»…». Конец цитаты.

Странные посредники

Другими словами, областная администрация в лице Оксаны Козловской, которая на тот мо­мент исполняла обязанности губернатора Томской области, учредила посредническую фир­му, контрольный пакет акций которой находится у иностран­цев – компании с ограниченной ответственностью «ТИ.ЭС. Транс Сайбириа КО ЛИМИТЕД» (ре­спублика Кипр)». Судя по назва­нию, эта компания, зарегистриро­ванная в оффшорной зоне, вполне может иметь отношение и/или к томским чиновникам, и/или к администрации Томской области. Слабо верится, чтобы киприо­ты придумывали своим фирмам столь вычурные и неестественные для себя названия.

Но вернемся на томскую землю. Как установили аудиторы КСП, в ОАО «МАТ» в проверяемом пери­оде числилось «от 3 до 5 человек, из них: генеральный директор, 2 советника и помощник генераль­ного директора, бухгалтер (глав­ный бухгалтер). Все работники ОАО «МАТ» являлись внешними совместителями, основное место работы которых ООО «Аэропорт ТОМСК». Среднемесячная за­работная плата работников ОАО «МАТ» (причем при работе на 0,5 ставки) составляла: генерального директора – 96-116 тыс. руб., ад­министративно-управленческого персонала – 52-76 тыс. руб». Ко­нец цитаты.

Согласно отчету КСП в 2008- 2012 гг. ОАО «МАТ» приобрело 47 объектов движимого и не­движимого имущества аэропорта «Богашево», на общую сумму 93 675 тыс. руб., в том числе:

– у ЗАО «ЛИГЕНШАФТ» (г. Москва) – здание аэровокзала по цене 50 500 тыс. руб.;

Следует отметить, что в 2004 и 2005 годах проведены работы по реконструкции здания аэровок­зала и привокзальной площади к 400-летию города Томска, на что потрачено 70 миллионов рублей из областного бюджета. Каким же образом здание аэровокзала оказалось у ЗАО «ЛИГЕНШАФТ» (Москва) и куда делась стоимость реконструкции?

– у ОАО «Томск Авиа» – 45 объектов за 43 143,9 тыс. руб. (34 нежилых строений общей площа­дью 13 267,7 кв.м, 3 сооружения общей площадью 4 619,4 кв.м, объект незавершенного строи­тельства – ангар площадью 883,8 кв.м, 6 земельных участков общей площадью 22,2 га под объектами недвижимости, а также движимое имущество – ограждение аэро­порта);

– у ООО «СП Интерстрой» – барную стойку по цене 31,1 тыс. руб.

Практически сразу после при­обретения 30 объектов были сданы в аренду ООО «Аэро­порт ТОМСК». Тут мне сразу же вспомнилась практика чиновни­ков томской мэрии, которые про­давали муниципальные здания в частные руки, а потом арендовали у частников помещения. Любой рачительный хозяин сразу за­дастся вопросом: неужели арен­довать помещение выгоднее, не­жели «жить» в своем здании? Нет, конечно. Тогда следует вспомнить правило следствия: ищи кому вы­годно.

В случае с аэропортом тоже следовало бы задаться вопросом: а кому выгодно сдавать в аренду аэропорту аэропорт? Наверное, учредителям. Иначе зачем они уч­реждали эту посредническую фир­му? Правда, арендную плату ОАО «МАТ» установило в два раза ниже рыночной стоимости, что весьма странно. Но это не един­ственная странность в этом деле.

Как сказано в отчете КСП, «Цель приобретения Обществом в 2009-2010 гг. остальных 11 объ­ектов имущества (6 строений, 3 сооружения, объект незавершен­ного строительства, оборудова­ние) общей стоимостью 8,03 млн руб. осталась неясной, так как эти объекты не использовались для нужд самого Общества и не предоставлялись в пользование другим организациям».

Вот уж поистине, где берет не­доумение и оторопь при чтении этого отчета. Коммерческое пред- приятие покупает объекты, ко­торые ему не нужны. При этом «коммерсанты» вместо того, что­бы получать прибыль, ведут себя подобно собаке на сене: сам не гам и другим не дам.

Бизнес наоборот

Как сказано в отчете КСП, «Оргтехника, мебель, собствен­ные офисные помещения у ОАО «МАТ» всегда отсутствовали; ра­ботники Общества размещались по основному месту работы – в здании ООО «Аэропорт ТОМСК» по адресу: Томский район, пос. Аэропорт, 1, стр. 96. Договоры с поставщиками коммунальных ус­луг Обществом не заключались». И, тем не менее, ОАО «МАТ» не­сло убытки. И убытки немалые. Как отметил председатель кон­трольно-счетной палаты Томской области, выступая на 29 заседа­нии Законодательной Думы Том­ской области: управление паке­том акций ОАО Международный аэропорт Томск», находящимся в собственности Томской области, осуществлялось неэффективно, с нарушением федерального и ре­гионального законодательства. Результатом неэффективного управления имуществом стали экономически неоправданные расходы общества в сумме 0,2 млн руб., а так же убытки и неоправ­данные потери на общую сумму 121,8 млн руб».

В интересный бизнес вошла областная администрация. Если принять во внимание, что област- ные чиновники распоряжаются не своими, а бюджетными день­гами, то тут впору подключать не только КСП, но и прокуратуру, и ОБЭП, и ФСБ.

А почему учрежденная област­ной администрацией компания несет многомиллионные убыт­ки и для чего обладминистрация вкладывала сотни миллионов ру­блей в ООО «Аэропорт Томск», мы постараемся разобраться в следующем номере.

Денис Кораблев

Читайте также на сайте:

  1. Кто покончит с коррупцией в Зырянском районе?
  2. Никто не посмеет тронуть депутата!
  3. ЗАО «ЕдРо»: «Ложь во спасение или спасение во лжи?»
  4. Кто порылся на Дальне-Ключевской?
  5. Реконструкция очистных сооружений впала в спячку
  6. «Секретное заседание» московской комиссии в сфере ЖКХ
  7. Ложь Цымбалюка
  8. Кому нужна их рука помощи?
  9. Тяжёлые думы Думы
  10. Глаза бы не смотрели…
Рейтинг

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика

Контакты

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Отдел рекламы

Email: rec@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-91