Томская НЕДЕЛЯ
26 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ
Томск, Россия

Черные дыры бюджета

   0

Для каких целей областная администрация организовала еще один «аэропорт»?

01Когда денег много, да еще и не знаешь, куда их деть, а деть куда- то надо срочно, потому как «жмут бюджет», начинаешь тратить их куда попало. Все, что попадает в фокус зрения или в сплетение мыслей, авто­матически становится неимо­верно нужным. Такова душа русская – хочется все и сразу. И это уже дело принципа, как в песне: «…нам нужна одна победа, одна на всех, мы за ценой не постоим». Собствен­но, надо полагать, что так и получится, сейчас вбухаем в «Международный аэропорт Томск» денег в количестве, достаточным на покупку вил- лы на Кипре, а в итоге будет одна победа, но не для всех…

А то, что бюджетные деньги ушли своим или были возвраще­ны чиновнику в виде отката, об этом все знают, но… помалкива­ют. А как иначе? Чиновник, он ведь хочет отдыхать на Кипре и ездить на джипе, а на зарплату этого не получишь. Зарплата – это для учителей и работников ЖЭКа, а вот все, кто имеет доступ к распоряжению средствами, пер­вым делом решают, как эти сред­ства освоить. С пользой. Для себя.

Зайдя на сайт областной адми­нистрации в поисках новостей, я случайно наткнулся на очень любопытный документ: отчет о результатах контрольного ме­роприятия «Проверка финансо­во-хозяйственной деятельности ОАО «Международный аэропорт Томск» и эффективности управ­ления пакетом акций ОАО, на­ходящимся в собственности Томской области». То, что проис­ходит вокруг томского аэропорта, повергло меня в шок.

Контрольно-счетная палата (КСП) Томской области провери­ла, как работало ОАО «Междуна­родный аэропорт Томск» в пери­од с 01.07.2008 г. по 30.06.2013 г. А поработал наш международный аэропорт с убытком более 120 миллионов рублей!

Аэропорт, да не тот

Хотелось бы сразу предупре­дить, что аэропорт в Томске всего один. А вот предприятия – два! Одно называется «Аэропорт Томск», второе – «Международ­ный аэропорт Томск». Чем зани­мается второе предприятие, до­вольно четко определено в отчете КСП:

«Открытое акционерное обще­ство «Международный аэропорт Томск» (далее – Общество, ОАО «МАТ») создано 16.11.2007 года с уставным капиталом 100 тыс. руб. на основании договора от 12.10.2007 «О создании открыто­го акционерного общества «Меж­дународный аэропорт Томск». Учредителями Общества в соот­ветствии с распоряжением Адми­нистрации Томской области от 01.11.2007 №444-ра «Об участии в учредительстве ОАО «Междуна­родный аэропорт Томск» высту­пили Областное государственное специализированное учреждение «Фонд государственного имуще­ства Томской области» с долей в уставном капитале 25,1% (25,1 тыс. руб.) и ООО «НОВАПОРТ» (г. Москва) с долей 74,9% (74,9 тыс. руб.).

В январе 2008 года в составе ак­ционеров ОАО «МАТ» произошли изменения, акционером Общества стало ООО «НОВАПОРТ – Аэро­порты Сибири» (Москва). Доку­менты, свидетельствующие о пере­даче (продаже) 74,9% акций ОАО «МАТ», принадлежавших учреди­телю – ООО «НОВАПОРТ», в ходе проверки не представлены. Дер­жателем Реестра акционеров ОАО «МАТ» до июня 2008 года явля­лось само Общество, с июня 2008 года – ЗАО «Новый регистратор» (Москва), утвержденное Советом директоров ОАО «МАТ».

На момент настоящей проверки акционерами ОАО «МАТ» явля­ются: областное государственное бюджетное специализирован­ное учреждение «Фонд государ­ственного имущества Томской области» (далее – ОГБСУ «ФГИ ТО»), владеющее 25,1 процен­тами уставного капитала ОАО «МАТ» или 251 акцией общей но­минальной стоимостью 25,1 тыс. руб., и ООО «НАС» (бывшее ООО «НОВАПОРТ – Аэропорты Сиби­ри») – 74,9% уставного капитала или 749 акций общей номиналь­ной стоимостью 74,9 тыс. руб. Единственным участником ООО «НАС» (г. Москва) является Ком­пания с ограниченной ответствен­ностью «ТИ.ЭС. Транс Сайбириа КО ЛИМИТЕД» (республика Кипр)». Конец цитаты.

В том же отчете не менее точно определена и роль новой компа­нии: «Согласно ежегодным Отче­там администрации Томской об­ласти «О результатах управления и распоряжения областным госу­дарственным имуществом», ОАО «МАТ» является управляющей компанией по развитию инфра­структуры аэропорта г. Томска и обеспечивает реализацию полно­мочий органов государственной власти по содержанию, разви­тию и организации эксплуатации аэропортов и (или) аэродромов гражданской авиации, находя­щихся в собственности РФ…

Фактически, ОАО «МАТ» яв­ляется операционной компанией, выполняющей посреднические функции. Деятельность Общества в основном заключалась в покуп­ке объектов, образующих единый технологический комплекс по эксплуатации аэропорта, сдаче их в аренду, а затем и продаже ООО «Аэропорт ТОМСК». Привлекая денежные средства у зарубеж­ной и московских коммерческих организаций, ОАО «МАТ» при­обретало имущество в целях сда­чи его в аренду ООО «Аэропорт ТОМСК»…». Конец цитаты.

Странные посредники

Другими словами, областная администрация в лице Оксаны Козловской, которая на тот мо­мент исполняла обязанности губернатора Томской области, учредила посредническую фир­му, контрольный пакет акций которой находится у иностран­цев – компании с ограниченной ответственностью «ТИ.ЭС. Транс Сайбириа КО ЛИМИТЕД» (ре­спублика Кипр)». Судя по назва­нию, эта компания, зарегистриро­ванная в оффшорной зоне, вполне может иметь отношение и/или к томским чиновникам, и/или к администрации Томской области. Слабо верится, чтобы киприо­ты придумывали своим фирмам столь вычурные и неестественные для себя названия.

Но вернемся на томскую землю. Как установили аудиторы КСП, в ОАО «МАТ» в проверяемом пери­оде числилось «от 3 до 5 человек, из них: генеральный директор, 2 советника и помощник генераль­ного директора, бухгалтер (глав­ный бухгалтер). Все работники ОАО «МАТ» являлись внешними совместителями, основное место работы которых ООО «Аэропорт ТОМСК». Среднемесячная за­работная плата работников ОАО «МАТ» (причем при работе на 0,5 ставки) составляла: генерального директора – 96-116 тыс. руб., ад­министративно-управленческого персонала – 52-76 тыс. руб». Ко­нец цитаты.

Согласно отчету КСП в 2008- 2012 гг. ОАО «МАТ» приобрело 47 объектов движимого и не­движимого имущества аэропорта «Богашево», на общую сумму 93 675 тыс. руб., в том числе:

– у ЗАО «ЛИГЕНШАФТ» (г. Москва) – здание аэровокзала по цене 50 500 тыс. руб.;

Следует отметить, что в 2004 и 2005 годах проведены работы по реконструкции здания аэровок­зала и привокзальной площади к 400-летию города Томска, на что потрачено 70 миллионов рублей из областного бюджета. Каким же образом здание аэровокзала оказалось у ЗАО «ЛИГЕНШАФТ» (Москва) и куда делась стоимость реконструкции?

– у ОАО «Томск Авиа» – 45 объектов за 43 143,9 тыс. руб. (34 нежилых строений общей площа­дью 13 267,7 кв.м, 3 сооружения общей площадью 4 619,4 кв.м, объект незавершенного строи­тельства – ангар площадью 883,8 кв.м, 6 земельных участков общей площадью 22,2 га под объектами недвижимости, а также движимое имущество – ограждение аэро­порта);

– у ООО «СП Интерстрой» – барную стойку по цене 31,1 тыс. руб.

Практически сразу после при­обретения 30 объектов были сданы в аренду ООО «Аэро­порт ТОМСК». Тут мне сразу же вспомнилась практика чиновни­ков томской мэрии, которые про­давали муниципальные здания в частные руки, а потом арендовали у частников помещения. Любой рачительный хозяин сразу за­дастся вопросом: неужели арен­довать помещение выгоднее, не­жели «жить» в своем здании? Нет, конечно. Тогда следует вспомнить правило следствия: ищи кому вы­годно.

В случае с аэропортом тоже следовало бы задаться вопросом: а кому выгодно сдавать в аренду аэропорту аэропорт? Наверное, учредителям. Иначе зачем они уч­реждали эту посредническую фир­му? Правда, арендную плату ОАО «МАТ» установило в два раза ниже рыночной стоимости, что весьма странно. Но это не един­ственная странность в этом деле.

Как сказано в отчете КСП, «Цель приобретения Обществом в 2009-2010 гг. остальных 11 объ­ектов имущества (6 строений, 3 сооружения, объект незавершен­ного строительства, оборудова­ние) общей стоимостью 8,03 млн руб. осталась неясной, так как эти объекты не использовались для нужд самого Общества и не предоставлялись в пользование другим организациям».

Вот уж поистине, где берет не­доумение и оторопь при чтении этого отчета. Коммерческое пред- приятие покупает объекты, ко­торые ему не нужны. При этом «коммерсанты» вместо того, что­бы получать прибыль, ведут себя подобно собаке на сене: сам не гам и другим не дам.

Бизнес наоборот

Как сказано в отчете КСП, «Оргтехника, мебель, собствен­ные офисные помещения у ОАО «МАТ» всегда отсутствовали; ра­ботники Общества размещались по основному месту работы – в здании ООО «Аэропорт ТОМСК» по адресу: Томский район, пос. Аэропорт, 1, стр. 96. Договоры с поставщиками коммунальных ус­луг Обществом не заключались». И, тем не менее, ОАО «МАТ» не­сло убытки. И убытки немалые. Как отметил председатель кон­трольно-счетной палаты Томской области, выступая на 29 заседа­нии Законодательной Думы Том­ской области: управление паке­том акций ОАО Международный аэропорт Томск», находящимся в собственности Томской области, осуществлялось неэффективно, с нарушением федерального и ре­гионального законодательства. Результатом неэффективного управления имуществом стали экономически неоправданные расходы общества в сумме 0,2 млн руб., а так же убытки и неоправ­данные потери на общую сумму 121,8 млн руб».

В интересный бизнес вошла областная администрация. Если принять во внимание, что област- ные чиновники распоряжаются не своими, а бюджетными день­гами, то тут впору подключать не только КСП, но и прокуратуру, и ОБЭП, и ФСБ.

А почему учрежденная област­ной администрацией компания несет многомиллионные убыт­ки и для чего обладминистрация вкладывала сотни миллионов ру­блей в ООО «Аэропорт Томск», мы постараемся разобраться в следующем номере.

Денис Кораблев

Читайте также на сайте:

  1. Почему Зоркальцевская администрация равнодушна к людям?
  2. Кто здесь врет?
  3. Реклама на Ленина
  4. Народовластие в Зырянском!
  5. Мэрия продолжает нарушать закон
  6. Первые решения
  7. Тяжелая мэрская доля
  8. Реконструкция очистных сооружений впала в спячку
  9. У кого сила, тот и прав?
  10. «Басни» от Цымбалюка

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Яндекс.Метрика

Контакты

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Отдел рекламы

Email: rec@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-91