Томская НЕДЕЛЯ
25 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ
Томск, Россия

Что помогло бы сделать наш город чище?

   0

Складывается устойчивое впечатление, что ни у города, ни у районов сегодня нет рачительных и заботливых хозяев, которые на систематической основе заботились бы о том, чтобы наш город был комфортным для проживания

В конце апреля, в тот день, когда с утра до вечера лил дождь, довелось мне проехать на маршрутном автобусе № 29 от проспекта Ленина до площади Кирова по улицам Учебной, Красноармейской и Елизаровых. Наблюдал интересную картину, которая и натолкнула на мысль написать это письмо.

Причины коммунальных бед

Один из примеров “благоустройства” в Ленинском районе

Один из примеров “благоустройства” в Ленинском районе

По части тротуара улицы Учебной (от пересечения с улицей Советской до проспекта Ленина), особенно в районе дома № 20, сплошным потоком (полосой длиной около 50 м) шла дождевая грязевая вода, стекавшая на тротуар с дорожного полотна и наклонного земляного газона, ничем не разделенного от тротуара. Пройти здесь пешеходам без резиновых сапог было просто невозможно, тротуар превратился в полосу препятствий. Примерно аналогичная ситуация прослеживалась и в ряде мест на упомянутых выше 3-х улицах. Каковы последствия подобных явлений?
Прежде всего — трудности хождения по этим тротуарам; вымывание газонов; загрязнение тротуарного полотна; появление пыли в связи с последующим подметанием тротуара после его высыхания; засорение ливневой канализации, что может приводить к подтоплению значительных участков городских улиц, как это уже неоднократно случалось в нашем городе в прошлом году.
Отсутствие оттока воды с тротуара на газоны и отсутствие нормального дренажа приводит к скоплению воды на тротуарном полотне. Это ведет к вытаптыванию газонов, поскольку люди пытаются обойти лужи по газонам. Стекающая с газонов на дорожное полотно грязь пачкает автомобили, скрывает ухабы на дорогах, ведет к ДТП, загрязняет воздух. В последние годы, по свидетельству иммунологов-аллергологов, растет процент аллергиков, реагирующих на уличную пыль.
Итог всего этого — испорченное настроение горожан, огромные убытки, порча имущества, болезни, а иногда и гибель людей, дополнительная нагрузка на городской бюджет, так как коммунальным службам приходится чаще ремонтировать дорожную инфраструктуру, чтобы содержать ее в нормативном состоянии.

Во всей красе

Картина, которую каждый год можно наблюдать в центре города

Картина, которую каждый год можно наблюдать в центре города

Посмотрел в интернете имеющиеся многочисленные материалы по подобной ситуации в других городах России и понял, что этой проблемой страдает не только наш Томск. В распространенности этого явления для нашего города (творящегося бардака с газонами, прилегающими к дорожному полотну) еще раз убедился, когда 28 апреля в часы пик (с 17:30 ч. до 18:10 ч.) пришлось добираться на маршруте № 53 от Лагерного сада до рынка на улице Кулагина. Медленная езда автобуса позволила мне, как пассажиру, глядящему в окно на обочину проспекта Ленина и проспекта Фрунзе (а ведь это центр города), лицезреть сию картину во всей ее “красоте”. Осыпающаяся с газонов на тротуары и дорожное полотно земля; грязь на тротуарах; парковки на газонах; размешанная там земля, вывозимая потом колесами на дорожное полотно; припаркованные в массовом порядке автомобили на тротуарах; неогороженные земельные участки, посадки деревьев и т. д., и т. п.
Так в чем же кроются причины этих и многих других коммунальных бед, к которым мы, к сожалению, привыкаем и порой даже миримся с ними? Как и насколько они могут решаться в условиях нашего города?
Полагаю, что, в первую очередь, появление и существование грязи и пыли на дорогах, тротуарах и пешеходных дорожках в скверах, аллеях и других общественных местах нашего города является прямым следствием не очень грамотного управления городом и его коммунальными службами. Здесь и ошибки в проектировании дорожного полотна, примыкающих газонов и тротуаров; и бестолковая организация процесса уборки самих улиц; и отсутствие должного контроля за уборкой.

Порой складывается впечатление, что процесс уборки дорожного полотна, газонов, тротуаров, пешеходных дорожек устроен не по принципу достижения результата (чтобы закрепленная территория была чистой), а по принципу “важен процесс”. Отчет состоит из отработанных людьми часов и наезженных километров уборочных машин. Столько-то раз пройтись щеткой уборочных машин Спецавтохозяйства по улицам города или метлой дворника по тротуару. Столько-то раз полить водой и т. д. А стало ли после этого чисто или не стало, почему сначала очищают тротуар, а потом на него забрасывают грязь с дороги — никого не волнует.
Почему дворники и малогабаритная уборочная техника во многих случаях выходят на тротуары и обочины дорожного полотна в 9 часов, поднимая облака пыли, когда на улицах города уже многолюдно?
Полагаю, что проблему с грязью и грязевой водой нужно решать не путем устранения симптомов, а за счет устранения первопричины: нужно исключить попадание грязи и грязевой воды на дорожное полотно и тротуары. Вода (талая от снега, дождевая, от поливальных машин при уборке улиц) это большая проблема для любого города в случае ее несвоевременного неотвода. Она может разрушать полотно дорог, тротуаров и сами газоны. Здесь должна быть налажена хорошая система ливневой канализации. При этом воду надо отводить не только с тротуаров, но и с газонов. У нас же обычно считается, что в землю вода уйдет сама, но это, как показывает практика, далеко не так.
Как свидетельствует практика, большинство упомянутых проблем решается, если правильно проектировать улицы, основываясь на комплексном подходе, имея в виду не только дорожное полотно, но и газоны, и тротуары с гарантированным отводом воды.

Из-за непроходимых луж горожане вытаптывают газон (ул. Р. Люксембург)

Из-за непроходимых луж горожане вытаптывают газон (ул. Р. Люксембург)

Одной из основных причин загрязнения и разрушения дорог и тротуаров, как свидетельствует практика, является обустройство газона выше уровня бордюра тротуара и дороги.
Если уровень газона выше, чем уровень бордюра, то вода, во время дождей и снеготаяния, а также при работе поливальных машин стекает на тротуары и дороги, увлекая за собой грунт, и скапливается в виде луж. После высыхания образуется пылевой слой, который невозможно удалить мойкой, поскольку вода никуда не утекает. Остается подметание, как правило, вручную с образованием пыли. Этому в немалой степени сопутствует и отсутствие технологических тротуаров (50–100 см) между газонами и проезжей частью дороги.
Идеальным случаем, позволяющим добиться максимальной чистоты тротуара и дорожного полотна, является обустройство тротуара выше уровня газона и отделение технологического тротуара от газона высоким бордюром. Такое расположение элементов дорожной инфраструктуры (дорожное полотно, технологический тротуар, газон, тротуар) не позволит грязи с газона попадать на дорогу и тротуар и создавать упомянутые проблемы. Это ведь аксиома урбанистики, как полагают специалисты!
При этом правильно спроектированные и построенные тротуары и газоны намного легче будет убирать и зимой, и летом. Во избежании попадания земли на тротуар (при весенних работах по перекапыванию земли на газонах в необходимых случаях, посадках кустарников и цветов, подсыпке грунта на газон, ливневых дождях), а также в целях повышения эффективности зимней уборки, нужно, чтобы уровень газона, как рекомендуют специалисты, располагался на 5–10 см ниже уровня бордюра. Зимой на таком тротуаре будет намного меньше льда, а снег, который уже не нужно перебрасывать через бордюр, можно легко сдвинуть на газон мини-трактором или вручную широкой лопатой. Летом же при такой конструкции вода будет стекать с тротуара, увлекая за собой на газон пыль и песок, принесенные ветром или коммунальщиками. Вообще, вся образующаяся от грязевой воды пыль с тротуаров исчезает потом естественным путем во время дождей и ветров. Летняя уборка, как таковая, вообще перестает быть нужной, если жители не мусорят, конечно.
Следует отметить, что газон (на котором растет трава, цветы и кусты), даже правильно спроектированный по вертикали (ниже уровня тротуара), имеет свойство вырастать в вышину, так как на него попадает заметная часть песка с улиц, бумажного мусора, опавших листьев и цветов, окурков, подсыпного грунта для восстановления плодородного слоя. Поэтому, если его не чистить и своевременно не обновлять, может прирастать в год на несколько сантиметров. То есть, если газон запланирован на 10 сантиметров ниже тротуара, то через несколько лет он может подняться над тротуаром и начать служить поставщиком грязи для тротуара и дорожного полотна. Большую проблему представляют наклонные поверхности газонов без дернового покрытия, с открытым грунтом, с отсутствием обязательного водоотвода и подпорных стенок перед поверхностью тротуара или дорожного полотна. В этом случае при таянии снега, дожде или проезде поливальных машин на дорожное полотно или тротуар льются потоки грязевой воды!
Усугубляют грязевую проблему и многочисленные парковки на газонах. Они объективно делают наш город грязным, ибо земля месится и вывозится колесами потом на дорожное полотно. Как в принципе решать эту проблему, я думаю, понятно каждому. Это и налаживание контроля за соблюдением правил парковки и неотвратимые штрафы нарушителю. Ну, и вполне естественно, у автомобиля не должно быть физической возможности парковки на газонах. Для этого земляные газоны и пустыри на дворовых территориях должны быть защищены столбиками, высокими бордюрами, кустами и т. д.
При этом следует отметить, что газон обязательно должен иметь закрепленный правовой статус, определенный при планировании благоустройства города или при отведении участка под индивидуальный или многоквартирный дом. Это важно, потому что административный штраф можно наложить только на того автомобилиста, который заедет на “официально признанный” газон, ну а борьба с таким автохамством — есть один из залогов чистоты тротуаров и дорожного полотна.
Картина, которую каждый год можно наблюдать в центре городаПолагаю, что в рамках имеющихся штатных единиц подразделений коммунального хозяйства мэрии можно было бы рассмотреть вопрос о целесообразности создания централизованной службы контроля за местами раскопок дорожного полотна, тротуаров и газонов, за обеспечением мытья колес грузовых машин при их выезде со всех строек в городе, а также для борьбы с парковкой автотранспорта на газонах. При этом размеры штрафов за нарушение правил благоустройства, идущие в доход городского бюджета, должны “стимулировать” нарушителей на быстрейшее восстановление разрытых мест и исключение выезда грязных автомобилей с ведущихся строек на городские магистрали.
От всего этого складывается устойчивое впечатление, что ни у города, ни у районов сегодня нет рачительных и заботливых хозяев, которые на систематической основе заботились бы о том, чтобы наш город был комфортным для проживания его жителей и пребывания в нем его гостей. Чтобы был он чистым и уютным. Чтобы можно было нормально ходить по тротуарам в чистой обуви и под ногами не было бы ни пыли, ни грязи, ни луж. Чтобы автомобили были чистыми. Чтобы проезжающий автомобиль не забрызгивал грязью пешеходов. Чтобы мэрия уделяла внимание в плане благоустройства не только площади Ново-Соборной и территории возле областной администрации, скверу студенческих стройотрядов и территории Лагерного сада, но и остальным улицам города, где живут, работают и каждый день ходят в магазины люди, водят своих детей в школы, детские садики и спортивные секции!
К сожалению, наш депутатский корпус, как мне кажется, не проявляет в этих делах еще должной активности, принципиальности и критичности по отношению к исполнительной власти.
Внимательно прочитал опубликованные в СМИ материалы об отчете мэра Томска Ивана Кляйна за деятельность городской администрации за последние четыре года. Душа радуется! И планов у нас громадье. Все хорошо у нас и все прекрасно. Даже по количеству жалоб на деятельность управляющих компаний и органов местного самоуправления, на качество коммунальных услуг, состояние дорог и работу общественного транспорта, что особо примечательно, отмечена отрицательная динамика. Как мне кажется, невдомек Ивану Григорьевичу, что люди все больше и больше понимают бесполезность обращения в эти структуры и поэтому стали просто меньше туда обращаться. Вот это и есть настоящая причина озвученной отрицательной динамики. Да и не так-то просто попасть к первым лицам на личный прием. Правильнее было бы сказать — к некоторым из них просто невозможно попасть!
Как говорят некоторые томичи, наш мэр просто не принимает рядовых посетителей, граждан Томска, хотя по закону он обязан это делать регулярно. Знающие люди утверждают, что за все годы своего пребывания на посту мэра им было принято очень мало граждан! Насколько мне известно, только за год у Макарова, Ковалева, Гончара и других бывших первых лиц городской администрации количество посетителей в ходе личного приема доходило до сотни!

А что если?

На проезжей части в Томске (Ленинский район)

На проезжей части в Томске (Ленинский район)

В отчете Ивана Кляйна ну прямо все чудесно. Прозвучавшие в томской прессе оценки выступления мэра, сделанные областными и городским депутатами, также были исключительно положительными. У меня, как и у многих горожан, по этому поводу возникает законный вопрос. А как же тогда увязываются с деятельностью городской администрации массовые закрытия томских торгово-развлекательных центров, где были недавно выявлены грубые противопожарные нарушения? А недавний зимний апокалипсис в связи с бардаком в чистке городских магистралей? А прошлогодний бардак в асфальтировании улиц Кузбассдорстроем, которые и сегодня пожинаем? А ежегодные обещания в решении проблем Макрушинского и Степановского переездов? А маршрутки, продолжающие как и прежде до хваленой реформы маршрутного бизнеса ездить без кондукторов и выдачи билетов (почему-то в муниципальном транспорте этой проблемы как не было)? А застройка левобережья Томи, губящая в перспективе подземный водозабор? А отмашка нашим девелоперам на масштабное строительство жилья в южном направлении города без утверждающего решения транспортной развязки на площади Южной, что закупорит город в ближайшее время? Кто все это допустил или способствовал этому? Чья вина в этом? И вот таких, “А …?” можно привести сколько угодно.
Конечно, ради справедливости и объективности стоит сказать, что в нашем городе делается и сделано уже немало, чтобы он был лучше во всех отношениях, чтобы в нем лучше жилось и работалось томичам. Да, кое-что было сделано по инициативе нашего мэра. Большое спасибо ему за это! Но приписывать все происшедшие за четыре года положительные изменения в облике нашего города только заслугам городской администрации и мэра я бы не стал. Мы ведь прекрасно понимаем, что многое из того, что сделано в городе, выросло на базисной основе, заложенной предыдущими коллективами городской администрации и их первыми руководителями за многие годы развития нашего города!
Как известно, в 2018 г. по всей России, включая Томск, стартовал национальный приоритетный проект “Формирование комфортной городской среды”. В течение пяти лет, с 2018 по 2022 гг., за счет средств этой программы в Томске появятся новые парки и скверы, бульвары и аллеи, пешеходные улицы. В 2018 г. на благоустройство территорий по этой программе в бюджет Томска поступит 195,2 млн рублей. Большая часть этой суммы (162 млн рублей) — поступления из федерального бюджета. Еще 33,2 млн рублей город получит из бюджета региона.
По сообщениям местных СМИ, освещавших недавнее выездное совещание мэра на площадке ООО “Завод строительных материалов и изделий”, в 2018 г. на ремонт городских магистралей из бюджетов всех уровней выделено 670 млн рублей. В этой связи Кляйном была поставлена задача подойти к ремонту комплексно, одновременно восстанавливая газоны и тротуары (НАКОНЕЦ-ТО ГОРОЖАНЕ ДОЖДАЛИСЬ ЭТОГО!!!), обустраивая заездные карманы и решая вопросы с уличным освещением. Очень хочется верить и надеяться, что все так и будет СДЕЛАНО!
Анатолий Белов

Читайте также на сайте:

  1. Отзыв на статью В. Головкова
  2. Прошу придать огласке!
  3. Смех, да и только…
  4. Двойная подстава
  5. Сколько весит снег в Томске?
  6. Со слезами на глазах
  7. Жизнь после
  8. Журналисты и суд
  9. Особенности подписной кампании
  10. Почему я иду на выборы?
Рейтинг
Метки:

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика

Контакты

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Отдел рекламы

Email: rec@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-91