Томская НЕДЕЛЯ
26 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ
Томск, Россия

День белой трости

   0

Международное сообщество обозначило на календарях немало знаменательных и памятных дат. В их числе – Международный день белой трости, который отмечается 15 октября. Это не праздник. Это своеобразный знак беды, напоми­нающий обществу о существова­нии рядом людей с ограниченны­ми физическими возможностями, о помощи и о солидарности.

Наверняка каждый человек хотя бы раз в своей жизни встречал на улицах города незрячего. Как пра­вило, этих людей легко узнать по солнцезащитным очкам, которые они носят вне зависимости от се­зона, и белой трости в руках. Ино­гда бок о бок со слепым идет еще и собака-проводник в специальной сбруе.

Как бы мы ни были увлечены со­бой и заняты исключительно лич­ными проблемами, так или иначе, жестокая реальность врывается в нашу жизнь и заставляет обратить на себя внимание.

Практически любая категория людей с нарушениями здоровья имеет свою знаковую систему, опо­вещающую прохожих, что перед ними тот, кто, возможно, нуждает­ся в их помощи и поддержке. Для незрячих таким атрибутом, прежде всего, является белая трость.

История белой трости, как сим­вола слепоты, берет начало в 1921 году. В британском городе Бри­столе жил молодой профессио­нальный фотограф Джеймс Биггс, который после несчастного случая потерял зрение. Надо было начи­нать новую жизнь, и он стал учить­ся самостоятельно ходить по горо­ду при помощи трости. Но вскоре он понял, что на его черную трость не реагируют ни прохожие, ни во­дители. Тогда он покрасил трость в белый цвет. И она стала заметна.

Идея внедрения белого цвета трости в качестве постоянного атрибута всех потерявших зрение принадлежит аристократке Гвилли Д’ербемон, которая, будучи чело­веком наблюдательным, заметила, что в толпе незрячие мало чем вы­деляются, и зачастую их незаслу­женно осыпают бранью за нерас­торопность и неуклюжесть. Белая трость в руках должна была сде­латься символом, закрепляющим социальный статус слепого, пропу­ском и удостоверением, наглядно свидетельствующим о его особом положении.

Но только через десять лет, бла­годаря благотворительным орга­низациям и прессе, английских слепых стали централизованно обеспечивать белыми тростями.

Затем, в 1930 году, белая трость появилась во Франции. К тому времени это государство уже обо­гатило мировое сообщество и со­общество инвалидов по зрению двумя известными фигурами: Луи Брайля – изобретателя рельефно-точечного шрифта, которым поль­зуются слепые для чтения книг и письма, а также Валентина Гаюи – основателя первой школы для не­зрячих детей.

50-60 годы XX столетия ознаме­новались широкой кампанией по изучению и разъяснению вопро­сов, связанных с жизнедеятельно­стью людей со спецпотребностя­ми. Социальная направленность в государственной политике того периода коснулась многих евро­пейских стран и США. Результа­том этих публичных акций стало принятие американским конгрес­сом решения об объявлении 15 октября днем белой трости. Впер­вые эта дата отмечалась в Америке в 1964 году. А уже в 1969 году 15 октября было признано Между­народным днем белой трости. Во всемирном масштабе его отмечали буквально на следующий год.

Всероссийское общество слепых присоединилось к проведению Дня белой трости в 1987 году.

Традиционно к 15 октября обще­ственные организации приурочи­вают семинары и встречи, тренинги и короткие лекции, популярно рас­сказывающие всем желающим о том, кто такие незрячие, зачем им нужна белая трость и как им можно помочь, если вы вдруг встретите сле­пого на своем пути. «Толерантность, Равноправие, Интеграция» – вот са­мые распространенные из девизов Международного дня белой трости.

Задача этого дня – заставить лю­дей вспомнить о том, что рядом с ними, порой подолгу оставаясь незамеченными, живут те, кто не видит всех красок окружающего мира. И даже не столько вспом­нить, сколько попытаться понять их. Так, к примеру, для Америки характерно проведение турниров и состязаний в этот день между зря­чими людьми, которым специаль­но завязывают глаза.

Международный день белой тро­сти – это попытка уравнять в пра­вах людей с ограниченными воз­можностями и условно здоровых, позволить первым почувствовать себя полноценными, а вторым – примерить на себя участь человека с физическим недостатком. И, как итог, понять и принять друг друга такими, какие они есть: со всеми достоинствами, отрицательными и положительными сторонами ха­рактера, сложностями и специфи­кой.

Освоение пространства

Что помогает и что мешает не­зрячим людям осваивать про­странство? Как люди, полностью или почти полностью лишенные зрения, воспринимают простран­ство квартиры, здания (школы, ин­ститута, рабочего места), района, города проживания? Прежде всего, на слух и тактильно.

Уже к двум-трем годам слепо­рожденные малыши могут отлично ориентироваться в своей квартире (комнате, доме). В некоторых слу­чаях люди, имеющие остаточное зрение или даже светоощущение, ориентируются в пространстве хуже, чем полностью незрячие. Это связано с тем, что первые (с оста­точным зрением) пытаются всмо­треться, приглядеться, у них могут присутствовать «инстинкты и реф­лексы зрячего» – это в том случае, если раньше они видели хорошо. Попытки приглядеться, что-то уви­деть обычно приводят к сильному напряжению, рассредоточению внимания и, тем самым, к ухудше­нию концентрации на окружающем пространстве, хотя зачастую оста­точное зрение очень помогает, осо­бенно в светлое время суток.

При овладении соответствую­щими навыками большинство не­зрячих людей способны хорошо изучить пространство одной ком­наты за 7-12 минут, нескольких комнат за 10-20 минут. Незрячие школьники обычно осваивают здание школы и пространство при­школьного участка за 5-10 дней. Сроки освоения более обширного пространства (улицы, района, го­рода) зависят уже от того, умеет ли человек ходить с тростью, видел ли он раньше, большой ли сам город, район, опасен ли город (много ли транспорта, ровные ли дороги), развит ли вестибулярный аппарат.

Реакция окружающих

В основном окружающие внима­тельно относятся к человеку с бе­лой тростью, а многие готовы по­мочь. Очень важно чтобы человек, лишенный зрения, мог как попро­сить помощи, так и корректно от нее отказаться.

В первом случае сложностью является то, что просить помо­щи «неудобно» – такова психо­логическая особенность многих людей. Большинство на просьбу о помощи не отказывают, только им надо правильно объяснить, что требуется. Например, зря­чий человек, не сталкивавшийся в повседневной жизни со слепы­ми, не знает, как правильно его сопровождать: берет за локоть и ведет перед собой, что неудобно и небезопасно. Будет лучше, если сам незрячий возьмет попутчика под локоть – так им будет удоб­нее.

Вторая проблема (уметь отка­заться от чужой помощи) имеет большее число вариаций, решение которых не всегда однозначно. Предложенная помощь может ока­заться нормальным порывом чело­века, желающиего помочь другому, но может оказаться бестактным «состраданием», а то и желанием ограбить.

Слепой человек, идущий зна­комым маршрутом, прекрасно знает, где ему может понадо­биться помощь других, а где нет. Маршрут четко отработан: ясно, где надо повернуть, в каком месте перейти улицу. Поэтому необхо­димо сразу же отвергать помощь «сострадающего доброхота», ко­торый, обычно не спросив, нужна помощь или нет, хватает слепого под руку и ведет его туда, где, по его мнению, слепому будет луч­ше, а затем так же молча броса­ет его и уходит. Бывают и другие варианты помощи не к месту: например, старушки, требующие через весь салон уступить место слепому, хотя он этого не про­сит; или дядечка, увидев слепого на остановке, сразу же начинает ему помогать войти в автобус – «стоит на остановке, значит, хо­чет войти в транспорт, но не ре­шается!». Помощь таких людей вредна тем, что слепой сбивается с привычного маршрута и теряет ориентировку.

Вежливость, внимание, готов­ность помочь и чувство такта мо­гут способствовать успешной ин­теграции людей с ограниченными возможностями в нашу повседнев­ность.

Назначение трости

Трость для слепого – это не просто инструмент. И не только опознавательный знак для условно здоровых, но еще и его «глаза». В специально разработанной методике по ориентированию и мобильности, предназначенной для незрячих и слабовидящих людей, среди основных функций далеко не на последнем месте стоит «сигнальная» функция. Помимо этого, особо стоит отметить следующие аспекты применения трости: «Защитный», «Опорный», «Генератор звука», «Ощупывательный» и др. Звук от удара тростью о тротуар или мостовую позволяет незрячему услышать окружающее пространство и ощутить «высокие» препятствия. Например, дома, деревья, столбы, припаркованные машины. Скольжение трости по поверхности дороги – определить наличие «низких» препятствий: бордюров, канализационных люков, выбоин, ступенек. И, кроме того, почувствовать изменение покрытия: асфальт-гравий, плитка-бетон, брусчатка-земля, и т.д.

Зоя Шмойлова

Читайте также на сайте:

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Яндекс.Метрика

Контакты

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Отдел рекламы

Email: rec@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-91