Томская НЕДЕЛЯ
Отдел рекламы:
+7 (3822) 78-42-91
Томск, Россия
+10.4C

Детство на кончиках пальцев

  10    0

Каждый ребенок для своей мамы – необычный: самый умный, самый добрый, самый красивый. Самый любимый, наконец. Но у Мишки есть одна особенность, которая, по мнению многих, сильно отличает его от других детей, чуть ли не про­пасть создает между ним и осталь­ным миром. Дело в том, что Миша от рождения не видит.

Много ли таких детей? Да, очень много. Ежегодно только в Москве рождается около двухсот незрячих ребятишек. Представляете: через день появляется на свет малень­кий человек со своим восприя­тием мира, со своей судьбой, так, казалось бы, непохожей на то, что принято считать нормой. А ведь есть еще ребята-даунята, аутисты, малыши, развитие которых оста­навливается в два-три года… Вот и подумайте, что такое норма.

В семье родился слепой малыш. Осознание этого факта – сильней­ший стресс для его близких. По­добные переживания, как правило, усугубляются тревогой за будущее ребенка: как скажется этот дефект на его умственном и физическом здоровье? Сможет ли малыш нор­мально развиваться, учиться, об­щаться с другими людьми? Ответы на эти вопросы во многом зависят от того, насколько сильными и терпеливыми окажутся родители, которым предстоит нелегкое ис­пытание – адаптировать незрячего ребенка к нормальной, полноцен­ной жизни.

Катя, Мишкина мама, нереаль­но сильна и непомерно терпелива. Сейчас ее сыну уже двенадцать, и ей есть что рассказать родителям, которые только-только столкну­лись с этой бедой, постепенно ста­новящейся нормой их с ребенком жизни.

Принять и помочь

До двух-трех месяцев жизни младенец с глубокими нарушения­ми зрения по характеру реакций и поведению почти не отличается от зрячего ребенка того же возраста. И только после этого периода па­тология начинает заметно прояв­лять себя.

Но вот обследование позади, и, увы, подтвердились самые худшие подозрения: малыш не видит, или видит очень и очень плохо. Услы­шав роковой диагноз, родители ис­пытывают настоящий шок: боятся лишний раз подойти к крохе, по­тревожить его покой. Первым де­лом они пытаются спасти зрение, и много времени уходит на решение медицинских вопросов: поиск, вра­чей, операции т.д. В итоге лишь к концу первого года, а то и на вто­ром у родителей, наконец, появля­ется возможность и силы заняться развитием малыша.

Как общаться с ребенком, кото­рый тебя не видит? Как учить, вос­питывать его?

Учить слепых детей на первом году жизни не только можно, но и обязательно нужно. У слепого ре­бенка по понятным причинам не возникает потребности поднимать и высоко держать голову (ведь он ничего там не увидит), протягивать руки к игрушкам и окружающим предметам, ощупывать их, ползать или ходить, обследуя окружающее пространство. Поэтому стремление к познанию мира у такого малыша должны развивать родители. При­рода наградила человека, помимо зрительных, и другими ощущения­ми: слуховыми, обонятельными, осязательными. Все это позволяет ребенку в той или иной степени компенсировать дефицит инфор­мации об окружающем мире, свя­занный с отсутствием зрения.

Телесный контакт

С рождения ребенок очень чув­ствителен к воздействиям взрос­лого, который за ним ухаживает. Наиболее значимы для младенца прикосновения и ласки. При этом движения мамы должны быть спо­койными и неторопливыми. Ма­лыш еще не понимает слов, но уже чувствует тон голоса, темп речи. Поэтому во время кормления, а также переодевая малыша или занимаясь с ним, нужно ласково разговаривать с ним. И, конечно же, тотчас доброжелательно от­кликаться на все попытки ребенка общаться, хотя они могут сводить­ся лишь к тому, что он неподвижно прислушивается, делает неопреде­ленные движения, издает какие-то звуки.

Маленькие слепые дети без спе­циальных занятий мало двигаются, поэтому их вестибулярный аппарат развивается медленно. Чтобы ком­пенсировать это отставание, малы­ша необходимо как можно чаще брать на руки и всюду двигаться вместе с ним. Лучше всего это де­лать во время прогулок. Катя но­сила своего Мишутку на руках или в рюкзаке и при выполнении лег­ких домашних хозяйственных дел. Ведь, передвигаясь вместе с мамой, малыш совершает пассивные дви­жения, которые способствуют раз­витию его вестибулярного аппара­та. Кроме того, они обеспечивают хороший телесный контакт между мамой и малышом, а он так необ­ходим слепому ребенку! Подобные совместные передвижения быстро стали привычными для Мишки и его мамы – по крайней мере, до тех пор, пока вес малыша позволял его носить.

«Ручные глазки»

Осязание играет огромную роль в процессе знакомства незрячего малыша с окружающими пред­метами. Руки заменяют слепому зрение, с их помощью он получа­ет представление о тех или иных предметах. Обучая слепого ре­бенка осязанию, нужно поощрять его желание использовать свои руки для обследования различных предметов и материалов. При этом родители, конечно же, должны по­нимать, что малыш сам не станет интересоваться многими вещами до тех пор, пока ему не расскажут о них – ведь он попросту их не ви­дит! Показывая ребенку что-либо, взрослые должны управлять его руками, накладывая на них свои, и одновременно рассказывать: како­го цвета предмет, какова его фор­ма, для чего он служит, и как им пользоваться.

Естественно, кроху нужно пред­упреждать об опасности, если он собирается дотронуться до чего-то горячего или очень холодного. Иначе, испугавшись неожиданно­го ощущения, ребенок станет опа­саться использовать свои руки для «рассматривания» окружающего мира. Одно из первых Мишиных слов – «вава» – появилось в два с половиной года. Означало «соба­ка».

Но погладить собаку Миша осме­лился только в четыре года пять месяцев.

Обучая малыша тому или иному движению, следует стоять за спи­ной ребенка и делать все вместе с ним. Если при этом находиться напротив, движение получится зеркальным, и ребенку будет труд­но воспринять его. Кроме того, взрослые должны постоянно рас­сказывать незрячему малышу о том, чем они занимаются в данный момент, что происходит вокруг. Таким образом, они сформируют предпосылки к установлению со­держательного речевого контакта с ребенком.

Ушки-помощники

Слуховые образы предметного мира дают возможность малышам с глубокими нарушениями зрения реагировать на раздражители, со­относить их с предметами и в со­ответствии с этим организовывать свое поведение. Дети, лишенные зрения, очень живо реагируют на звуки. Например, когда Катя по­вела маленького Мишку в зоопарк, ему там больше всего понравились шумные птичьи загоны. Благодаря различным звукам, у ребенка фор­мируется более четкая и подробная картина окружающего мира.

Разговаривая с ребенком, нужно называть его по имени, объяснять, кто с ним разговаривает. И обяза­тельно предупреждать перед лю­бым неожиданным для него про­явлением. Например, перед тем, как прикоснуться к малышу рукой. Иначе ему может быть неприятно или он испугается. Родителям не­обходимо научить малыша опреде­лять на слух, куда упала игрушка, или находить исчезнувшие пред­меты на ощупь. Если что-то в доме переставлено на другое место, об этом нужно обязательно сообщить ребенку. Определять для незрячего ребенка размеры предмета, исходя из размеров тела малыша. Катя так объясняла Мише: «Это такого же размера, как твоя рука». Фор­мирование слухового восприятия, вместе с побуждением малыша к диалогу, общению, обеспечивает активность речевой деятельности ребенка. А это в дальнейшем ста­новится важнейшим фактором ча­стичной компенсации слепоты.

В свои двенадцать Миша – очень активный, общительный и любоз­нательный мальчик. Он с готовно­стью идет на контакт со взрослыми, играет с детьми друзей и знакомых, в гости к которым они с неунываю­щей мамой Катей частенько за­хаживают. Мишка ходит в школу, увлекается музыкой, любит тан­цевать, всегда помогает маме на кухне и с увлечением «смотрит» по телевизору футбол!

Судьба любого ребенка во мно­гом зависит от его окружения. А дети, лишенные зрения, особенно нуждаются в том, чтобы в них ве­рили с самого рождения.

Зоя Шмойлова

Читайте также на сайте:

  1. Переплатили 12 миллионов
  2. А деньги где?
  3. Выстрелы на СХК, или Кому завидует Сергей Кириенко
  4. Жизнь среди мусора
  5. Бизнес рулит техникумом
  6. Сами засохли?
  7. И вандалами не назовешь…
  8. Кто уничтожает продовольственную безопасность — 3 или операция «Ы»
  9. Спасти район
  10. «Так не должно быть на свете, чтоб были потеряны дети…»
Рейтинг

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Яндекс.Метрика

Посетителей на сайте сейчас: 13

Мы на Flickr

    Наш адрес

    Email: red@tomskw.ru

    Телефон: +7 (3822) 78-42-93