Томская НЕДЕЛЯ
Отдел рекламы:
+7 (3822) 78-42-91
Томск, Россия

Детство на кончиках пальцев

  17    0

Каждый ребенок для своей мамы – необычный: самый умный, самый добрый, самый красивый. Самый любимый, наконец. Но у Мишки есть одна особенность, которая, по мнению многих, сильно отличает его от других детей, чуть ли не про­пасть создает между ним и осталь­ным миром. Дело в том, что Миша от рождения не видит.

Много ли таких детей? Да, очень много. Ежегодно только в Москве рождается около двухсот незрячих ребятишек. Представляете: через день появляется на свет малень­кий человек со своим восприя­тием мира, со своей судьбой, так, казалось бы, непохожей на то, что принято считать нормой. А ведь есть еще ребята-даунята, аутисты, малыши, развитие которых оста­навливается в два-три года… Вот и подумайте, что такое норма.

В семье родился слепой малыш. Осознание этого факта – сильней­ший стресс для его близких. По­добные переживания, как правило, усугубляются тревогой за будущее ребенка: как скажется этот дефект на его умственном и физическом здоровье? Сможет ли малыш нор­мально развиваться, учиться, об­щаться с другими людьми? Ответы на эти вопросы во многом зависят от того, насколько сильными и терпеливыми окажутся родители, которым предстоит нелегкое ис­пытание – адаптировать незрячего ребенка к нормальной, полноцен­ной жизни.

Катя, Мишкина мама, нереаль­но сильна и непомерно терпелива. Сейчас ее сыну уже двенадцать, и ей есть что рассказать родителям, которые только-только столкну­лись с этой бедой, постепенно ста­новящейся нормой их с ребенком жизни.

Принять и помочь

До двух-трех месяцев жизни младенец с глубокими нарушения­ми зрения по характеру реакций и поведению почти не отличается от зрячего ребенка того же возраста. И только после этого периода па­тология начинает заметно прояв­лять себя.

Но вот обследование позади, и, увы, подтвердились самые худшие подозрения: малыш не видит, или видит очень и очень плохо. Услы­шав роковой диагноз, родители ис­пытывают настоящий шок: боятся лишний раз подойти к крохе, по­тревожить его покой. Первым де­лом они пытаются спасти зрение, и много времени уходит на решение медицинских вопросов: поиск, вра­чей, операции т.д. В итоге лишь к концу первого года, а то и на вто­ром у родителей, наконец, появля­ется возможность и силы заняться развитием малыша.

Как общаться с ребенком, кото­рый тебя не видит? Как учить, вос­питывать его?

Учить слепых детей на первом году жизни не только можно, но и обязательно нужно. У слепого ре­бенка по понятным причинам не возникает потребности поднимать и высоко держать голову (ведь он ничего там не увидит), протягивать руки к игрушкам и окружающим предметам, ощупывать их, ползать или ходить, обследуя окружающее пространство. Поэтому стремление к познанию мира у такого малыша должны развивать родители. При­рода наградила человека, помимо зрительных, и другими ощущения­ми: слуховыми, обонятельными, осязательными. Все это позволяет ребенку в той или иной степени компенсировать дефицит инфор­мации об окружающем мире, свя­занный с отсутствием зрения.

Телесный контакт

С рождения ребенок очень чув­ствителен к воздействиям взрос­лого, который за ним ухаживает. Наиболее значимы для младенца прикосновения и ласки. При этом движения мамы должны быть спо­койными и неторопливыми. Ма­лыш еще не понимает слов, но уже чувствует тон голоса, темп речи. Поэтому во время кормления, а также переодевая малыша или занимаясь с ним, нужно ласково разговаривать с ним. И, конечно же, тотчас доброжелательно от­кликаться на все попытки ребенка общаться, хотя они могут сводить­ся лишь к тому, что он неподвижно прислушивается, делает неопреде­ленные движения, издает какие-то звуки.

Маленькие слепые дети без спе­циальных занятий мало двигаются, поэтому их вестибулярный аппарат развивается медленно. Чтобы ком­пенсировать это отставание, малы­ша необходимо как можно чаще брать на руки и всюду двигаться вместе с ним. Лучше всего это де­лать во время прогулок. Катя но­сила своего Мишутку на руках или в рюкзаке и при выполнении лег­ких домашних хозяйственных дел. Ведь, передвигаясь вместе с мамой, малыш совершает пассивные дви­жения, которые способствуют раз­витию его вестибулярного аппара­та. Кроме того, они обеспечивают хороший телесный контакт между мамой и малышом, а он так необ­ходим слепому ребенку! Подобные совместные передвижения быстро стали привычными для Мишки и его мамы – по крайней мере, до тех пор, пока вес малыша позволял его носить.

«Ручные глазки»

Осязание играет огромную роль в процессе знакомства незрячего малыша с окружающими пред­метами. Руки заменяют слепому зрение, с их помощью он получа­ет представление о тех или иных предметах. Обучая слепого ре­бенка осязанию, нужно поощрять его желание использовать свои руки для обследования различных предметов и материалов. При этом родители, конечно же, должны по­нимать, что малыш сам не станет интересоваться многими вещами до тех пор, пока ему не расскажут о них – ведь он попросту их не ви­дит! Показывая ребенку что-либо, взрослые должны управлять его руками, накладывая на них свои, и одновременно рассказывать: како­го цвета предмет, какова его фор­ма, для чего он служит, и как им пользоваться.

Естественно, кроху нужно пред­упреждать об опасности, если он собирается дотронуться до чего-то горячего или очень холодного. Иначе, испугавшись неожиданно­го ощущения, ребенок станет опа­саться использовать свои руки для «рассматривания» окружающего мира. Одно из первых Мишиных слов – «вава» – появилось в два с половиной года. Означало «соба­ка».

Но погладить собаку Миша осме­лился только в четыре года пять месяцев.

Обучая малыша тому или иному движению, следует стоять за спи­ной ребенка и делать все вместе с ним. Если при этом находиться напротив, движение получится зеркальным, и ребенку будет труд­но воспринять его. Кроме того, взрослые должны постоянно рас­сказывать незрячему малышу о том, чем они занимаются в данный момент, что происходит вокруг. Таким образом, они сформируют предпосылки к установлению со­держательного речевого контакта с ребенком.

Ушки-помощники

Слуховые образы предметного мира дают возможность малышам с глубокими нарушениями зрения реагировать на раздражители, со­относить их с предметами и в со­ответствии с этим организовывать свое поведение. Дети, лишенные зрения, очень живо реагируют на звуки. Например, когда Катя по­вела маленького Мишку в зоопарк, ему там больше всего понравились шумные птичьи загоны. Благодаря различным звукам, у ребенка фор­мируется более четкая и подробная картина окружающего мира.

Разговаривая с ребенком, нужно называть его по имени, объяснять, кто с ним разговаривает. И обяза­тельно предупреждать перед лю­бым неожиданным для него про­явлением. Например, перед тем, как прикоснуться к малышу рукой. Иначе ему может быть неприятно или он испугается. Родителям не­обходимо научить малыша опреде­лять на слух, куда упала игрушка, или находить исчезнувшие пред­меты на ощупь. Если что-то в доме переставлено на другое место, об этом нужно обязательно сообщить ребенку. Определять для незрячего ребенка размеры предмета, исходя из размеров тела малыша. Катя так объясняла Мише: «Это такого же размера, как твоя рука». Фор­мирование слухового восприятия, вместе с побуждением малыша к диалогу, общению, обеспечивает активность речевой деятельности ребенка. А это в дальнейшем ста­новится важнейшим фактором ча­стичной компенсации слепоты.

В свои двенадцать Миша – очень активный, общительный и любоз­нательный мальчик. Он с готовно­стью идет на контакт со взрослыми, играет с детьми друзей и знакомых, в гости к которым они с неунываю­щей мамой Катей частенько за­хаживают. Мишка ходит в школу, увлекается музыкой, любит тан­цевать, всегда помогает маме на кухне и с увлечением «смотрит» по телевизору футбол!

Судьба любого ребенка во мно­гом зависит от его окружения. А дети, лишенные зрения, особенно нуждаются в том, чтобы в них ве­рили с самого рождения.

Зоя Шмойлова

Читайте также на сайте:

  1. Срочно нужны волонтеры
  2. Строители требуют честной конкуренции!
  3. Мы – собственники!
  4. Где найти защиту?
  5. Культурное болото
  6. Лесные пожары: случайность или закономерность?
  7. Грезы о чистом дворе
  8. Чем провинилась «Бхагавад-гита», или Почему мне Истина дороже
  9. Быть ли храму в Асино?
  10. Почему пирамида рухнула?
Рейтинг

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Яндекс.Метрика
Посетителей на сайте сейчас: 10

Наш адрес

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Email: ansktn@mail.ru