Томская НЕДЕЛЯ
26 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ
Томск, Россия

Диагноз здравоохранению

   0

Ошибки врачей – важнейшая причина падения доверия населения к медицине. Но не единственная.

В двух последних номерах «Томской НЕДЕЛИ» мы уже упоминали случаи, когда жизнь и здоровье человека оказывались на грани именно из-за проволочек и неправиль­ного лечения. Перечислять еще большее количество подобных ситуаций нет смысла. Однако отделить термин «врачебная ошибка» от элементарного не­вежества (отсутствия знаний, безграмотности) или халат­ности необходимо. А также от­ветить на главный вопрос: чего в нашей стране больше всего не хватает медицине?

Законодательству термин «вра­чебная ошибка» неизвестен, поэ­тому юристы его, как правило, не употребляют. Он имеет распростра­нение преимущественно в медицин­ской литературе, но и здесь не суще­ствует его общепринятого понятия.

В медицинской среде считается, что врачебная ошибка, вне зависи­мости от тяжести последствий, не наказуема юридически; она явля­ется не уголовно-правовой пробле­мой, а медицинской (организаци-онно-методической). Говорить об ошибках трудно, о медицинских – особенно. Любой врач не застрахо­ван от профессиональных ошибок, также как и представитель другой специальности. Однако из-за осо­бенности профессии они приобре­тают общественное значение. Это связано с тем, что последствия в работе врача особенно серьезны: это и недееспособность, и инва­лидность, и даже смерть.

В мире не существует единого общепринятого определения вра­чебной ошибки. В уголовных ко­дексах государств тоже отсутствует данное определение. И, повторим­ся, врачебная ошибка как таковая не наказуема, вне зависимости от последствий.

В медицине, хотя и редко, имеет место фактор случайности, кото­рый бывает трудно прогнозиро­вать и который может обусловить непредсказуемые последствия.

Наиболее распространенное определение врачебной ошибки характеризует ее как добросовест­ное заблуждение врача, основан­ное на необычном, атипичном те­чении заболевания, на недостатке диагностических или лечебных средств и методов или иногда на недостатке опыта и знаний кон­кретного врача.

Ведущим в определении врачеб­ной ошибки является добросовест­ность действий врача, т.е. выпол­нение врачом всех необходимых мероприятий для диагностики и лечения конкретного пациента.

Пару недель назад мы с друзья­ми отдыхали в загородном доме. Случилось так, что один из мужчин нашей компании получил травму: пальцы на левой руке защемило тяжелой железной дверью. От уда­ра первую фалангу буквально раз­резало пополам. Наскоро наложив повязку, мы вызвали такси, и через полчаса уже были в травмпункте третьей городской больницы. На входе в травмпункт стоит ряд сту­льев с проходом между ними, а дальше – окно за стеклянной пере­городкой, за которой находится врач. Мы двинулись было к окну, но оттуда послышалось грубое: «Стойте там, подходить не надо, к вам выйдут». Позже, рассказывая ситуацию знакомым, я узнала, что не мы одни были остановлены по­добным образом. Все приезжаю­щие в «травмочку» третьей горки и пытающиеся подойти к окну, на­тыкаются на раздраженный приказ сидеть за загородкой из стульев, дожидаясь врача там. Напрашива­ется вопрос: если изначально па­циенту не нужно подходить к окну, почему не загородить проход вовсе или не повесить плакат с прось­бой не проходить дальше? Ведь в других учреждениях – не только медицинских – предполагается, что пациент сам подходит к окну, чтобы сообщить о том, что его бес­покоит. Вышедший через какое-то время доктор первым делом спро­сил: «Что случилось?», и тут же: «А почему вы именно к нам приехали? Может, вам вообще в другое место надо было. Где прописаны?.. А! Так вам в Тимирязево». Мужчины (сам пострадавший, а также сопрово­ждающие его друзья), и без того из-за произошедшего бывшие в возбужденном состоянии, при­няли позицию врача, после чего дальнейший диалог пошел исклю­чительно во враждебном русле. Правда, мы еще пытались при­звать доктора хотя бы посмотреть рану, оценить ситуацию и оказать, наконец, помощь. Но нас не слуша­ли: пригрозили вызвать охрану и милицию, заявив: «Откуда я знаю, что там у вас с пальцем?». Пра­вильно, доктор – откуда вам было это знать?! Вы ведь с порога, вме­сто того, чтобы осмотреть постра­давшего, заявили, что нам вообще надо было не к вам ехать.

В общем, благодаря этому «до­брожелательному» приему, мы так и ушли из травмпункта, несолоно хлебавши: рану не то что не заши­ли – ее даже не осмотрели, а лишь нагрубили и, похоже, намеренно избавились от нежданной мороки.

Приходя к человеку, чья профес­сия изначально основана на внима­нии и доверии, ожидаешь помощи, а вовсе не хамства и незаслужен­ного унижения. На мой взгляд, это как раз и есть то главное, чего так не хватает нашей медицине: нет у нее человеческого лица. Если про­блемы обеспечения, зарплат и по­вышения квалификации врачей – вопросы, которые ищут решений сверху, то проблема взаимоотно­шений «врач-пациент» – вопрос сугубо личной этики.

– Неотложная помощь должна оказываться человеку везде и всег­да, даже вне зависимости от нали­чия страхового полиса, – комменти­рует ситуацию Николай Алексеевич Конарев – человек, много лет про­работавший главным врачом рай­онных больниц, ныне являющийся заместителем председателя обще­ственного совета при управлении Росздравнадзора Томской обла­сти. – Когда мы учились, вопросам врачебной этики уделялось много внимания. Мой учитель, профес­сор и академик Дмитрий Дмитрие­вич Яблоков, мог на колени встать перед пациентом, чтобы должным образом осмотреть его. И ведь это не потому, что ему за это доплачи­вали, а просто потому, что иного отношения к пациенту настоящие профессионалы от медицины себе и не представляют! Это касается не только высшего, но и младшего медицинского персонала. Потому что именно медсестры и санитары формируют ежедневный климат в лечебных учреждениях. А грубость и хамство никого не украшают. И каждый врач сам себе имидж на­рабатывает. Поэтому у всех нас есть как отрицательный, так и положи­тельный опыт общения с медика­ми. С моей точки зрения, сильный разлагающий фактор на поведение медицинских работников оказыва­ет наличие платных услуг в муни­ципальных лечебных учреждениях. Ведь те обследования, на которые запись расписана на недели, а то и месяцы вперед, в этой же поли­клинике в платном порядке можно пройти без очереди. Это неправиль­но: есть платные клиники, а есть му­ниципальные. И в государственных учреждениях все услуги должны быть бесплатны и доступны.

Медицина в России – что это на сегодняшний день? Это кол­лективы медиков и фармацевтов, объединенных особой клятвой, жизненными принципами и высо­кой моралью? Или это все более и более приобретающая рыночные принципы, какая-то новая «систе­ма здравоохранения» по оказанию услуг с жесткими финансовыми механизмами? Каково место в ней человека, или, как принято сейчас называть, «пациента»? Что ждет человека в случае болезни или про­блемы со здоровьем, если у него нет больших доходов? Окажутся ли для него доступными последние достижения медицинских техно­логий? Новая система будет его рассматривать как человека, тре­бующего помощи, или как объект для извлечения прибыли?

Безусловно, негативные про­цессы в системе здравоохранения характерны не только для России. Рыночная экономика во всем мире заставляет пересматривать жиз­ненные и моральные принципы, меняет характер взаимоотношений людей. Просто мы-то живем здесь, состаримся и будем болеть в Рос­сии. Что делать нашему, в основ­ном пожилому населению, в силу своих возрастных особенностей не способному принять и понять но­вых экономических механизмов, правил и понятий? При этом все-таки наиболее частой причиной претензий к врачам является без­действие, а вовсе не иные не совсем правильные действия. А 60% жа­лоб в Министерство здравоохране­ния приходит именно на хамство по отношению к пациенту.

Клятва Гиппократа во всех го­сударствах уже заменена на совре­менные законы. В клятве врача – федеральном законе, принятом в 1999 году Государственной думой Российской Федерации, на пер­вом месте оговорены следующие условия деятельности и поведе­ния врача: честно исполнять свой врачебный долг; посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохране­нию и укреплению здоровья чело­века; быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, хранить врачебную тайну, внимательно и заботливо относиться к больно­му, действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы, национальности, языка, про­исхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к рели­гии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Опыт же показывает, что истин­ный профессионализм неизбежно рождает чуткость и внимание, и наоборот.

Читайте также на сайте:

  1. Мама по имени Тетя
  2. Чем опасны детские перегрузки?
  3. Завершился пятнадцатый рейс «Плавучей поликлиники»
  4. Проблемы онкологии в Томске – 2
  5. Чем опасна гипотония?
  6. Рабочие будни Светленской больницы
  7. Всемирный день акушерки
  8. Традиции празднования Нового года
  9. Шанс вновь стать человеком
  10. Помощник врачей – ультразвук

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Яндекс.Метрика

Контакты

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Отдел рекламы

Email: rec@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-91