Томская НЕДЕЛЯ
25 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ
Томск, Россия

Дистанция огромного размера

   0
Президент Ассоциации инженерного образования России Юрий Похолков:

«Закон об инженерной деятель­ности в России – главный шаг в системе сертификации инженер­ных квалификаций». В развитых странах деятельность инженеров регулируется законами. В России нет таких законов. В условиях, когда молодой человек заканчи­вал вуз, получал диплом инженера и приходил на производство, где его деятельность была регламен­тирована штатным расписанием и должностными инструкциями, возможно, в таких законах и не было необходимости.

Однако сей­час, при переходе на подготовку бакалавров и магистров (кстати, на этой системе подготавливает­ся большинство специалистов в мире, в том числе в таких развитых странах, как США, Япония, Вели­кобритания, Канада и др.) потреб­ность в таких законах, безусловно, есть. В целом закон об инженерной деятельности должен отражать права и обязанности инженера, регулировать деятельность вузов и работодателей в отношении подго­товки инженеров и использовании инженерного труда. В упомянутых странах контроль качества инже­нерного образования осуществля­ется, как правило, в два этапа.

Первый этап – в вузе. Образо­вательная инженерная программа должна обязательно пройти обще­ственно-профессиональную аккре­дитацию. Именно общественно- профессиональную, а не только государственную, так как считает­ся, что оценка качества подготовки инженера в государственном вузе по результатам государственной аккредитации содержит в себе кон­фликт интересов. Государство ор­ганизовывает подготовку инжене­ров, оно же и оценивает качество этой подготовки. Общественно- профессиональная аккредитация проводится силами квалифициро­ванных экспертов из числа науч­но-педагогического состава вузов и представителей профессиональ­ного сообщества работодателей (машиностроителей, энергетиков, авиастроителей, корабелов и т.д.).

Второй этап – на производ­стве. Выпускник вуза, получив­ший образование (диплом) ба­калавра или магистра в области техники и технологии, должен пройти сертификацию после опре­деленного законом периода прак­тической работы на производстве по выбранной инженерной специ­альности. Сертификация инже­нерной квалификации проводится государственными и обществен­но-профессиональными структу­рами, созданными государством специально для цели сертифика­ции инженерных квалификаций. Эти структуры ведут государствен­ный регистр инженеров-профес­сионалов, куда включаются лица, получившие сертификат инжене­ров-профессионалов. Закон дол­жен также прописывать их права и обязанности. Так формируется инженерный корпус в упомянутых выше и в других странах, где из ву­зов выпускаются бакалавры и ма­гистры.

В медиацентре РИА Новости прошла пресс-конференция на тему «Проблема повышения качества инженерного обра­зования в России», в которой приняли участие президент Ассоциации инженерного образования России Юрий Похолков, проректор по обра­зовательной и международной деятельности ТПУ Александр Чучалин и заместитель пред­седателя Вашингтонского Соглашения, директор Центра наноэлектромеханических систем Эндрю Во.

Участники рассказали, что 4-6 декабря в Томске проходит Общероссийская конференция, посвященная Национальной док­трине инженерного образования. Президент АИОР Юрий Похол­ков отметил, что в рамках этого форума уже состоялось более 20 семинаров по оценке состояния инженерного образования и ка­чества подготовки специалистов, в которых приняло участие более 400 человек от Дальнего Востока до Архангельска. Специалисты и эксперты обсуждают стратеги­ческие задачи новой доктрины: цели, инструменты и методы со­вершенствования инженерного образования в России в условиях новой индустриализации. Отмеча­ется необходимость корректиров­ки образовательных стандартов в российских инженерных вузах. Активно обсуждается, кому и что нужно делать – не только вузам, но и власти, бизнесу и предпри­ятиям.

Среди важных недостатков ин­женерного образования в совре­менной России проректор ТПУ Александр Чучалин отметил глав­ные: за последние 20 лет утрачены лидирующие позиции в области техники и технологий; качество выпускников не отвечает требо­ваниям заказчиков. Огромное противоречие возникло не только в подготовке кадров (только 36% выпускников работает инжене­рами), но и в целом инженерное дело в России сегодня находится на очень низком уровне, нет инже­нерного продукта. Юрий Петро­вич привел интересный факт: от­ечественные эксперты оценивают уровень подготовки российских инженеров только на «удовлет­ворительно» (85%) и «неудовлет­ворительно» (15%), а западные эксперты по-прежнему отмечают российских инженеров как «луч­ших». Здесь нет противоречия, у экспертов разные ракурсы: в Ев­ропе работают лучшие наши вы­пускники, «мозги» по-прежнему «утекают» из страны.

Заместитель председателя Ва­шингтонского Соглашения Эндрю Во обратил внимание, что в 2011 году Россия вошла в Вашинг­тонское Соглашение, стала 15-м членом этой ассоциации профес­сиональных организаций. Теперь у России появилась возможность «войти в международный кон­текст» оценки инженеров и «нала­дить выпуск инженеров на миро­вом уровне». Гость отметил, что мир IT стремительно развивается и требует специалистов абсолют­но новых профессий, например, недавно появилась специальность «оптимизатор поисковых си­стем». Перед инженерными вуза­ми сегодня стоит задача подготов­ки инженеров будущего. При этом Эндрю Во отметил, что не нужно забывать все лучшее, что было в стране, например, фундамента­лизм российского образования. Мировая практика ставит новые требования к уровню подготовки современных инженеров, в том числе – по инженерной этике и коммуникативным компетенци­ям; созданию среды для развития высокой креативности и произ­водству инженерных продуктов высокого качества.

Проректор ТПУ Александр Чу­чалин пояснил, что согласно На­циональной доктрине инженер­ного образования, отечественные вузы за десять лет сумеют под­готовить два миллиона специ­алистов в области техники и тех­нологий. При этом количество студентов и бюджетных мест в ву­зах увеличено не будет, наоборот, в последнее время произошло их сокращение с семи до шести мил­лионов. ТПУ начинает коррек­тировать образовательные стан­дарты, согласно международным. Вуз уже сегодня имеет 30 образо­вательных программ, аккредито­ванных иностранными универси­тетами и институтами. Меняются технологии обучения, например, учитывая разный уровень подго­товки поступивших в вуз, созданы три траектории обучения студен­тов: первая – элитное образование (10%), вторая – базовая (50%) и третья – по адаптированной про­грамме (около 40%). Последняя помогает «слабым» студентам ликвидировать пробелы в зна­ниях, подтянуться до требуемого уровня. Александр Иванович на­помнил, что сегодня только 27% школьников выбирают физику в качестве ЕГЭ. Все знают, как остро стоит проблема преподавания ма­тематики и физики в средней шко­ле – нехватка кадров, недостаточ­ный уровень профессионализма учителей.

Президент ассоциации ИОР Юрий Похолков еще раз заострил внимание журналистов на необхо­димости введения Закона об ин­женерной деятельности в России. Этот закон станет главным шагом для создания сертификации оте- чественных инженеров, как это делается во всем мире. Через не­делю предстоят очередные пар­ламенские слушания, на которых Юрий Петрович вместе с сенато­ром Томской области Виктором Крессом вновь поднимут этот во­прос перед депутатами парламен­та и российской общественностью.

Все участники пресс-кон- ференции согласились, что в Рос­сии между «де-юро» – Нацио­нальной доктриной инженерного образования – и «де-факто» – ин­женерами будущего – «дистанция огромного размера».

Ия Владимирова

Читайте также на сайте:

  1. Помощь свыше
  2. Лучшая студентка
  3. Новые отголоски
  4. «Брест-300»: вопросы без ответов.
  5. Опасность полезных гаджетов
  6. Через научную Школу в большую науку!
  7. Знание – сила
  8. Нет языка – нет нации
  9. Чистый вуз
  10. Язык Гете и Шиллера популярен в Томске до сих пор
Рейтинг

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика

Контакты

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Отдел рекламы

Email: rec@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-91