Томская НЕДЕЛЯ
25 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ
Томск, Россия

Дороги — это качество нашей жизни

   0

Вопрос о дорогах Томска, как старое махровое полотенце — отовсюду нитки торчат. За любую потяни — и выхватишь целый клубок нерешенных проблем.

Приоритетный проект «Безопасные и качественные дороги» реализуется на территории Томской области с 2017 г. Со следующего года он будет осуществляться в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», который предполагает ремонт автомобильных дорог на территории всего региона. Томская область в предстоящие шесть лет из федеральной казны получит на ремонт 16 млрд рублей. Контроль за средствами дорожного фонда

Возле школы № 46 на улице Демьяна Бедного

В 2019 г. в России должна заработать общедоступная информационная система контроля за тем, как формируются дорожные фонды всех уровней и используются средства из этих фондов.

Дорожный фонд — это часть средств областного (городского) бюджета, подлежащая использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения, а также капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов на территории региона (города).

В пресс-релизе ОНФ от 8 ноября 2018 г. сообщалось, что профильные ведомства 27 регионов не разместили на своих сайтах отчеты и планы по ремонтам. В Томской области на сайте департамента транспорта, дорожной деятельности и связи региона ограничились только новостью о планах ремонта на 2019 г. Вот это пафосное сообщение: «В бюджете 2019 г. мы вновь предусмотрели 500 млн рублей на ремонт дорог в городах и селах региона, — подчеркнул Сергей Жвачкин. — За три года мы уже вложили в местные дороги 1,5 млрд рублей. Самые отъявленные скептики увидели, как изменилась ситуация на дорогах. И мы ее будем менять до тех пор, пока полностью не решим дорожную проблему».

Заместитель губернатора по промышленной политике Игорь Шатурный уточнил, что уже в 2019 г. Томская область получит из федерального бюджета на ремонт дорог 1,768 млрд рублей, в том числе на ремонт улично-дорожной сети — 680 млн рублей из федеральных средств. Томская область направит из областного бюджета полмиллиарда рублей на ремонт местных дорог.

Планы планами, а где же итоги работы 2018 г.? Где информация о расходовании средств дорожного фонда за предыдущие годы? Почему она не доступна для граждан? «Томская НЕДЕЛЯ» заинтересовалась этими фактами и решила провести собственное журналистское расследование по данному факту.

Ведомственный сайт — пустышка

Ежедневно город стоит в 9-10-балльных дорожных пробках

Прежде всего, на сайте департамента транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области нет информации, что Томская область — одна из 38 агломераций, где второй год реализуется федеральный приоритетный проект «Безопасные и качественные дороги». Так, в разделе сайта «Исполнение поручений Президента Российской Федерации» указан перечень поручений по итогам заседания президиума Госсовета по вопросам развития транспортной системы юга России от 13.10.2016 № Пр-1970ГС — и все! А где же майские поручения Президента РФ Владимира Путина? Где национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги»?

Далее, раздел «Планы» вообще оказался пустым. В структуре сайта нет раздела, где была бы размещена программа «Развитие дорожного хозяйства Томской области», утвержденная постановлением администрации региона, как, например, в Саратовской и Тульской областях, где размещены не просто списки дорог, а интерактивные карты с планами дорожно-ремонтных работ. Любой пользователь в указанных регионах может найти информацию об участках ремонта, его стоимости, сроках начала и завершения работ, текущем состоянии. Есть данные о каждой подрядной организации, заказчике, виде работ и гарантийном сроке.

Скудные сведения о средствах областного дорожного фонда и отремонтированных дорогах в нашем регионе за прошлый год удалось найти лишь в годовом отчете губернатора Томской области Сергея Жвачкина за 2017 г. (выступление в законодательной Думе Томской области 31 мая 2018 г.) — «Свыше 4 миллиардов рублей составил в прошлом году бюджет областного дорожного фонда. Из них более 2 миллиардов, рекордную за последнее десятилетие сумму, направили именно на ремонт дорог. Отремонтировали 270 км, в том числе 114 км — в рамках федерального проекта «Безопасные и качественные дороги». Также направили 500 млн рублей муниципалитетам и отремонтировали 104 км местных дорог».

На сайте профильного ведомства информация о дорожном фонде не обновлялась с 2016 г. То есть отсутствуют планы расходования средств дорожного фонда за 2017 г. и 2018 г. с перечнем отремонтированных и построенных дорог за эти периоды.

На сайте ОГКУ «Управление автомобильных дорог Томской области» за 2017 г. удалось найти только названия отдельных участков отремонтированных дорог без указания израсходованных средств, без информации о выполненных работах и подрядчиках.

Оказывается, к 1 ноября — контрольной дате проекта «Безопасные и качественные дороги» в 2018 г. — Томская область полностью выполнила запланированные объемы — 42 участка улично-дорожной сети и один светофорный комплекс. «Начав дорожно-ремонтные работы еще в мае, подрядчики успели выполнить основной объем укладки асфальтобетона до наступления осенних дождей. С учетом опыта предыдущего года при ремонте большое внимание уделялось синхронизации работ дорожников и коммунальщиков на общих объектах. В целом регион завершил дорожно-ремонтный сезон раньше установленного срока, войдя в число лидеров-участников проекта», — прокомментировал итоги проекта по видеоселектору СФО заместитель губернатора Томской области по промышленной политике Игорь Шатурный.

При этом на сайте областного департамента нет сведений ни об одном объекте, отремонтированном ранее, в 2017–2018 гг., нет данных об автодорожных сетях, которые попали в план ремонта 2019 г. То есть, обычный гражданин, который захочет узнать, отремонтируют ли дорогу, ведущую к месту его работы, дому или на дачу, не сможет этого сделать. Нет и ссылок, где искать эту информацию.

Осталось только напомнить, что возглавляет департамент транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области Юрий Баев, который раньше занимал пост руководителя областного департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора. Все, кто хоть раз обращался к нему по вопросам ЖКХ, хорошо знает об «эффекте присутствия» чиновника: он как бы есть, но не может решить ни одного вопроса, одним словом — «номенклатура». Вот и сейчас у Юрия Ивановича, похоже, нет другой проблемы, как обеспечить для жителей области просмотр новогоднего «Голубого огонька». Так и хочется спросить: «По Сеньке ли шапка?», не завалит ли Баев столь важный для Томской агломерации национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги»? Ведь, как отметил губернатор Сергей Жвачкин в своем выступлении перед депутатами, чиновники и подрядчики теперь не «осваивают бюджетные деньги», а улучшают жизнь людей.

Как «запутать турецкую разведку»?

Большая удача увидеть на дороге снегоуборочную технику (пр. Мира)

В 2017 г. в социальной сети «ВКонтакте» была создана официальная группа госпроекта «Безопасные и качественные дороги» (https://vk.com/bkdtomsk) с целью, «чтобы томичи могли высказывать свое мнение о дорожном ремонте». Чиновники хотели «сделать ход дорожно-ремонтной кампании прозрачнее для населения», чтобы группа работала как общественная приемная. Предполагалось, что жители Томской области могут задавать вопросы специалистам, читать новости проекта, оставлять комментарии и участвовать в опросах. Слоган группы: «Давайте вместе следить за ходом работ!».

Именно здесь, в группе социальной сети «ВКонтакте», нам удалось — в отличие от экспертов ОНФ — найти информацию о Томской агломерации; посмотреть карты отремонтированных дорог в 2017–2018 гг. в Томске, Северске и Томском районе; описание отремонтированных уличных сетей; сведения о подрядчиках и многое другое. Есть в новостях информация и карта ремонта планируемых объектов на 2019 г., можете посмотреть сами, вот ссылка — http://bkdrf.ru/map/tomsk?year=2019

Интересно было познакомиться с отзывами томичей о качестве выполненных работ, их оценкой. Всю поступающую от населения информацию модераторы группы обещали передавать сразу на телефон руководству, то есть в областной департамент транспорта, дорожной деятельности и связи. Получается, круг замкнулся. Спрашивается, для чего между чиновниками администрации и населением нужен посредник в лице социальных сетей? Это и есть «доступность» и «прозрачность» работы? Или они так «оцифровали» очередную услугу для потребителей?

Кстати, в списке «Контакты», где указаны телефоны и электронные адреса агломераций России действующего проекта «Безопасные и качественные дороги», почему-то Томская агломерация не зарегистрирована. Однако в группе указан телефон горячей линии — 8 (3822) 90–26–56 — департамента транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области.

К сведению наших читателей:

• В Томскую агломерацию вошли Томск, Северск и Томский район, где проживает 800 тыс. жителей региона;

• Общая протяженность автодорог составляет 1053,11 км;

• Выделенный бюджет в 2018 г. 1461,6 млн рублей;

• Дорог в нормальном состоянии в 2016 г. было 384,91 км;

• Дорог в нормальном состоянии в 2017 г. — 495,57 км;

• Дорог в нормальном состоянии в 2018 г. стало 587 км.

Таким образом, благодаря проекту, в 2017 г. Томская область отремонтировала 114,19 км, в 2018 г. — около 90 км. При этом общий объем финансирования ремонта дорог Томской агломерации за 2017–2018 гг. составил более 2,728 млрд рублей, в том числе 1,355 млрд рублей — из федерального бюджета, 683,221 млн рублей — областного и 691,076 млн рублей — местных бюджетов.

Акция «Дорога в школу»

Тротуары не чистят, ходим «собачьими тропами» (ул. Бердская)

В начале ноября состоялся круглый стол по итогам проведения всероссийской акции «Дорога в школу». В рабочем совещании приняли участие представители ГИБДД, профильных департаментов администраций города и области, родительская общественность. Обсуждали вопросы безопасности дорожного движения около школ и варианты решения данных проблем. Общественности были представлены выявленные недостатки улично-дорожной сети по 80 учебным заведениям города Томска.

По информации ГИБДД, в Томске вблизи школ располагается 95 пешеходных переходов, из которых 8 не соответствует новым национальным стандартам. Наиболее часто встречающиеся недостатки: регулируемые пешеходные переходы не оборудованы пешеходными ограждениями; на регулируемых пешеходных переходах отсутствует дублирующий дорожный знак «Пешеходный переход» над проезжей частью; отсутствуют искусственные неровности, дорожная разметка, тротуары на прилегающих улицах, светофоры.

Сотрудниками дорожного надзора ГИБДД в отношении владельцев автомобильных дорог и улиц выдано 77 обязательных для исполнения предписаний, возбуждено 110 дел об административных нарушениях. Срок исполнения предписаний — от 6 до 12 месяцев.

Участники совещания отметили, что местным администрациям следует направить бюджетные средства (в том числе из дорожного фонда) на обустройство наиболее проблемных дорожных участков вблизи учебных заведений. Прежде всего, это касается самых затратных мероприятий — обустройства тротуаров вдоль дорог, устройства освещения в аварийно-опасных местах. Было решено сформировать «дорожную карту» по исправлению ситуации на каждом указанном проблемном участке, взять их под контроль.

По итогам круглого стола договорились с представителями органов власти, что все предписания и замечания, выявленные в ходе акции «Дорога в школу», будут тщательно проанализированы и на основе этой информации внесут коррективы в планы дорожного ремонта на 2019 г. Например, выявленные недостатки возле СОШ № 46 на улице Демьяна Бедного — отсутствие тротуаров и освещения — должны будут устранены в ближайшее время, поскольку эта улица попала в план ремонтных работ на 2019 г. в рамках федеральной программы «Безопасные и качественные дороги».

Кстати, представитель областного департамента транспорта, дорожной деятельности и связи отметил, что районные администрации Томска не используют средства дорожного фонда для этих целей, хотя, согласно положению, «средства муниципального дорожного фонда направляются на выполнение мероприятий по повышению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения; на капитальный ремонт и ремонт проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов городского округа».

Наша газета не раз писала о проблемах безопасности на дорогах II и III категории в новых микрорайонах, в том числе по дороге в школу № 58 (ул. Бирюкова, 22) в мкр. Солнечный, где дети вынуждены идти по проезжей части автомобильных дорог и переходить их в необорудованных местах. На круглом столе общественности наш журналист еще раз представил фотографии о недостатках улично-дорожной сети по улице Обручева, по которым дети ежедневно идут в школу из микрорайонов Солнечный–2 и мкр. Заречный. 21 ноября томские журналисты коллегиально еще раз посетили самые опасные объекты возле школ города Томска — в мкр. Солнечном, ул. Демьяна Бедного, 4 (школа № 46), ул. Киевскую,111 (гимназия № 18) и улицу Усова, 68 (школа № 50).

«Идут белые снеги»

Снег не вывозят, а только сгребают на обочины (мкр. Солнечный)

Сколько бы нас ни убеждал мэр Томска Иван Кляйн, что «Спецавтохозяйство» занимается уборкой снега с городских улиц и у него к дорожной службе нет претензий, томичи по прежнему на этой неделе стояли в 10-бальных пробках и проклинали городскую администрацию. А у иных уже и ругательства закончились. В городе бардак и «коллапс».

Томск просто утопает во «вчерашних» снегах — сугробы на проезжей части, остановках, тротуарах. Обледеневшие дороги, припорошенные свежим снежком, коварно поджидают свои очередные жертвы на остановках общественного транспорта. По всем центральным автомагистралям города, видимо, собираются строить ледяные горки и лабиринты, если снег не вывозят, а только сталкивают его к уличным ограждениям и складируют на газонах и тротуарах весь ноябрь. В спальных районах Томска картинка еще «пушистее» — там и снег белее, и сугробы повыше. Дороги II и III категорий — межквартальные проезды и переулки — вообще никто не чистит от снега и льда. Например, в мкр. Солнечном–2 единственный спуск с улицы Обручева к автобусной остановке и магазинам впервые почистили только 20 ноября, когда местные жители оставили письменную жалобу на сайте городской администрации.

Зима только началась, а пешеходам уже приходится пробираться «собачьими тропами» к своим домам. Что же будет дальше, если оттепели и снегопады продолжатся? Синоптики придумали новый термин для такой погоды — «нервный климат». Аномалии неизбежны.

Куда же смотрят надзорные органы? Где прокуратура? Она обещала держать ситуацию под контролем. Осенние бравые рапорты руководства САХа о том, что дорожники готовы встретить зимний сезон во всеоружии, вызывают только сарказм. Горожане уже пытаются встать на лыжи или пересесть на велосипеды, потому что, например, с Иркутского тракта или Каштака пешком до центра не дойдешь.

На этой неделе появилось сообщение, что мэрия открыла горячую линию по уборке снега. И что любой желающий может пожаловаться на работу коммунальщиков, позвонив в «Спецавтохозяйство» или районные администрации. Сообщить о некачественной уборке снега на главных городских улицах, остановках и тротуарах можно по телефонам 26–55–80, 26–55–21, 26–66–39. Звонки принимает диспетчер «Спецавтохозяйства».

Если претензии возникли к уборке улиц третьей категории, внутриквартальных проездов, а также лестниц, предлагают обращаться по телефонам районных администраций: 51–76–90 (Ленинский район), 65–94–93 (Октябрьский район), 54–45–25 (Советский район), 56–40–96 (Кировский район).

(Кстати, согласно межгосударственным стандартам ГОСТ 33382–2015, существует 5 категорий дорог, которые определяются не только количеством прохождения единиц техники за час, а рядом определенных технических требований — прим. автора).

Жителям обещают, что по полученным сообщениям специалисты САХа и администраций районов проведут проверку, словно они сами не знают, где убирали, а где техника и дворники еще ни разу не появлялись?

Новый национальный стандарт по уборке снега

Кстати, с сентября 2018 г. начал действовать новый национальный стандарт — ГОСТ Р 50597–2017 — Дороги автомобильные и улицы. Соответственно изменились и Требования к эксплуатационному состоянию дорог в зимний период (раздел 8).

В таблице 8.1. указаны сроки устранения снега и зимней скользкости на проезжей части — в зависимости от категории дороги. Предельный срок уборки снега с центральных магистралей — Ленина, Фрунзе, Мира, Комсмольского проспекта, Иркутского тракта — 4 часа (с момента окончания снегопада).

В таблице 8.2. указаны требования к состоянию обочин, тротуаров и пешеходных дорожек к остановочным пунктам маршрутных транспортных средств. Рыхлый снег более 5 см должен убираться в течение суток. На улицах очистку обочин осуществляют в течение 24 часов с момента окончания снегопада. На уборку снежных валов у ограждений со стороны проезжей части дорог шириной 0,5 м и высотой 1 м дается не более 3 суток, то есть все ограждения и бордюры более 20 см должны быть обязательно очищены.

В таблице 8.3. указано, что на очистку обустройства дорог (заездных карманов, посадочных площадок и проч.) дается не более 24 часов — в зависимости от категории дороги и размера снежного покрова.

Согласно таблице 8.4, очистка пешеходных дорожек и остановочных пунктов от снега дорог первой категории осуществляется в течение 1 часа, от наледи — в течение 12 часов.

Снежные валы на дорогах второй — пятой категорий не допускаются выше 1 м. Также не допускается перемещение снега на бортовой камень, тротуары, газоны и формирование там снежного вала. На обочинах дорог первой категории и тротуарах формирование снежных валов запрещено!

Смешно было слышать оправдания Ивана Григорьевича, когда он разводил руками, говоря о новых национальных стандартах по уборке снега, мол, категории дорог поменяли. Получается, что дорожники вообще не знают новых ГОСТов содержания автомобильных дорог в зимний период и, как всегда, не готовы к зимнему сезону.

Ия Владимирова

Читайте также на сайте:

  1. Посвящение… или как украсть 19,5 млн рублей?
  2. Бездельники
  3. Злоупотребление полномочиями или дефицит совести?
Рейтинг

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика

Контакты

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Отдел рекламы

Email: rec@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-91