Томская НЕДЕЛЯ
26 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ
Томск, Россия

Древние арии на Томи

   0

vystavka-drevnii-arii-na-tomi-pervyj-muzej-slavyanskoj-mifologii

Уникальная выставка сразу в двух музеях Томска

Не так давно в нашем городе открылась уникальная выставка, в рамках которой все желающие могут ознакомиться с археологическими коллекциями сразу трёх сибирских городов — Томска, Северска и Барнаула.
Выставка “Древние арии на Томи…” является попыткой обобщить некоторые материалы, хранящиеся в сибирских музеях, создать более доступный и понятный образ очень сложного, жестокого и одновременно романтически привлекательного арийского мира. На площадках сразу двух музеев — Музея истории Томска и Первого музея славянской мифологии представлены уникальные археологические находки, некоторые из них насчитывают до 6000 лет! Эти предметы рассказывают об истории и традициях древних кочевых племен ариев и их потомков, народов скифо-сибирского круга. Многие из представленных предметов являются уникальными находками.
О необычном проекте, который впервые проходит в нашем городе, газете “Томска НЕДЕЛЯ” рассказали Евгения Листвина — старший экскурсовод Первого музея славянской мифологии и методист Музея истории Томска — Дарья Шевцова.
Евгения Листвина: “Открытие выставки “Древние арии на Томи…” состоялось 5 августа, это совместный проект Музея истории Томска и Первого музея славянской мифологии. Проект сформировался из экспонатов семи музеев трех сибирских городов. Кроме двух вышеупомянутых музеев в создании выставки приняли участие Томский областной краеведческий музей, Музей археологии и этнографии Сибири и Музей клуба “Скат” Томского государственного университета, Музей г. Северска, Музей археологии и этнографии Алтая Алтайского государственного университета (г. Барнаул). Работа выставки продлится до 13 ноября 2016 г.
Сразу оговорюсь: к арийской расовой теории и фашистской идеологии Гитлера эта выставка никакого отношения не имеет. Речь идёт об ариях или ариийцах (также индоиранцах — по толковому словарю Ушакова) — народах, говорящих на языках арийской (индоиранской) группы индоевропейской семьи. Арийцы — самоназвание исторических народов Древнего Ирана и Древней Индии (II—I тыс. до н. э.). Языковая и культурная близость этих народов заставляет исследователей предполагать существование изначальной праарийской общности (древних ариев), потомками которой являются исторические и современные иранские и индоарийские народы.
Одну из восточных ветвей арийских народов составляли кочевники евразийских степей. В 1914 году около деревни Андроново недалеко от Ачинска (Красноярский край) были обнаружены древние захоронения, выделенные в Андроновскую культуру. Исследования доказали принадлежность останков представителей культуры к индоиранцам.
В последующие годы география археологических открытий андроновской культуры значительно расширилась: на 3 тыс. км в зоне степи и лесостепи от западных склонов Уральских гор и левого берега реки Урал через весь Казахстан и Западную Сибирь до Енисея; на севере они достигают границы таежной зоны, а на юге поднимаются в высокогорные области Тянь-Шаня и Памира и заходят в пустыни и оазисы Средней Азии вплоть до правого берега Амударьи.
Самусь IV (Томская область) является археологическим памятником мирового значения, предметы поселения относятся к периоду ранней бронзы и датируются XVIII–XIII вв. до н. э.
Жители этого поселения, изготавливали глиняную посуду, изделия из камня, ловили рыбу и били зверя, жили, следуя заветам и традициям предков. Но однажды спокойный ритм жизни был прерван… В середине II тысячелетия до н. э. в среду местного населения стали проникать носители более высокой, развитой культуры. Они владели редким в те времена секретом изготовления высокотехнологичных изделий из твёрдой, качественной бронзы. Это были первые племена андроновцев на Томской земле…
vystavka-drevnie-arii-na-tomi-pervyj-muzej-slavyanskoj-mifologii-0011Некоторые экспонаты, представленные на выставке “Древние арии на Томи…”, не выставлялись для широкого обозрения ранее и были доступны лишь ограниченному кругу ученых. Это высокохудожественные изделия из камня, цветных металлов, кости, дерева.
За каждым экспонатом стоит интереснейшая история его происхождения и использования в бытовых и ритуальных целях. Особенностью древних и традиционных обществ было и остается правило, согласно которому ничто не происходит случайно, и каждая вещь играет не только свою утилитарно-бытовую, но священную, сакральную роль. Согласно древним верованиям, каждый предмет предназначен людям, но посвящен богам.
Во II тысячелетии до н. э. индоиранцы научились запрягать лошадей в колесницы и использовать их на войне. Значение колесниц в их жизни стало так велико, что появилось особое сословие (каста) — воинов-колесничих, к которой принадлежали и цари.
Цена лошади в середине II тысячелетия до н. э. была сопоставима с ценой современного легкового автомобиля, а повозки — со стоимостью автобуса или грузовика.
Невероятно, но самая древняя боевая колесница классического типа обнаружена в районе села Черноречье (Челябинская область), в могильнике Кривое Озеро синташтинской культуры. Колесница была сделана в ХХ–ХVII вв. до н. э., то есть около 4 тысяч лет назад.
Именно с территории Южного Урала “наши” колесницы распространились по всему миру — в Митанию, Китай и Европу, а не наоборот, как считалось ранее!
eksponaty-vystavki
Уверена, что выставка “Древние арии на Томи…” никого не оставит равнодушным. Сотрудники Первого музея славянской мифологии всегда рады томичам и гостям города!”
Дарья Шевцова: “Проблема происхождения индоиранских народов уже четвертый век волнует умы ученых. Началом изучения данной темы стала экспедиция молодого француза Анкентиля Дюперрона, побывавшего в 1771 г. в Индии, где он познакомился со жрецами-дастураами-персами, доверившими ему тщательно хранимую ими рукопись священной книги иранцев Авесту. По возвращению Дюперрона в Европу книга была опубликована, и главный труд иранцев-зороастрийцев стал достоянием всего человечества. Авеста по сути продолжила практику Вед, излагая основные каноны и ритуалы иранских ариев, отколовшихся со временем от индийских. Новая религия возникла в VII в. со слов учителя Заратуштры, сначала мало известного человека из низших сословий, изложившего свое учение в книгах Гатах.
Могучая степная империя ариев распространила свое влияние от Западной Европы до территории Западного Китая в широтном направлении и от предтаежной зоны Сибири до Северной Индии с севера на юг. Почти две тысячи лет территорией управляли конгломераты генетических преемников полуоседлых степняков-скотоводов, последовательно сменявших друг друга.

Цивилизация ариев

samuskij-medvezhonok-3-e-tysyacheletie-do-n-eВ отдельных частях громадной страны ариями были созданы зачатки великих цивилизаций, а знания сохранены в письменных памятниках Ведах (веды — знания). Осевшие в Северной Индии, они сохранили свои устные предания, записав их через несколько столетий санскритской письменностью. Именно Веды донесли представления ариев о мироустройстве, богах, человеке и его обществе.
Кто эти люди, во многом остается загадкой. На основе археологических и лингвистических построений и изучения арийской мифологии удалось узнать довольно много, но далеко не все.
Древние арии создали три высокоразвитых и своеобразных цивилизации — персидскую, индо-гангскую и турано-скифскую, оказали существенное влияние на культуры Передней и Юго-Восточной Азии, Кавказа, Китая, тюркских, монгольских, славянских и угрофинских народов. Необычайно весом их вклад в сокровищницу духовных ценностей человечества.
Первые коллективы индоевропейцев проникли в Сибирь из степного пояса Евразии уже в конце III тыс. до нашей эры. Скотоводы Афанасьевской и Окуневской культур, продвинувшись из Казахстана и Приуралья, занимали степные, лесостепные и горностепные зоны современного Алтая и Хакасско-Минусинской котловины вплоть до Енисея. Данные культуры просуществовали по нескольку столетий и постепенно исчезли, растворившись в новых потоках пришлого и коренного населения.

Арии на берегах Томи

На берегах Томи наиболее ранними комплексами, связанными с индоевропейским миром III–II тыс. до н. э стали могильник и поселение-святилище Самусь IV на территории одноименного поселка Томского района. Оба памятника уникальны по своим характеристикам и находкам, но особенно выдающимся является святилище, где происходили культовые церемонии, посвященные солнцу и плодородию.

Самусьское святилище

Первоначально археологи посчитали раскопанный объект поселением, но последующее его изучение привело к мысли, что данный объект имел другое назначение. На его территории множество следов от больших костров, но нет остатков долговременных жилищ.
На территории найдено множество керамических сосудов необычных форм, украшенных священными символами солнца, стихий, человекоподобных божеств, священных птиц.
Множество находок литейных форм, льячек, фрагментов меди и бронзы свидетельствуют о наличии высокотехнологичного производства ножей, кинжалов, втульчатых топоров-кельтов, наконечников копий.
На памятнике собрана уникальная коллекция каменных изображений-портретов древних божеств, очевидно, мужского пола. Последнее подтверждает находка почти тридцати фалловидных каменных фигур, служивших, видимо, атрибутами первобытного алтаря, места преклонения перед божественными формами. Уникальной находкой явилась каменная фигурка человекоподобного божества, сидящего в священной позе. Его назвали “Молящийся”. Стилистически данная фигурка весьма близка приуральскому “божку” из раскопок арийского города Аркаим.
Ученые предположили, что Самусь IV был крупным сакральным центром, посещаемым в определенное время года для совершения обрядового получения и распределения металла и изготовления бронзовых орудий.
Самусьская культура
kamennyj-zhezl-s-golovoj-konya-2-e-tys-do-n-eСамусьская культура одна из самых загадочных культур Северной Азии. По современным данным начало ее жизни приходится на самый конец III тыс. до нашей эры, а зона распространения охватывала южно-таежные леса Томского Приобья и Нижнего Причулымья, а также ленточные боры по долине Оби в районе современного Новосибирска.
Состав населения культуры был двухкомпонентным, помимо коренных обитателей в него влились пришельцы из среды земледельцев Средней Азии, близкие ранним цивилизациям Переднего Востока. Пришельцы принесли в томскую тайгу навыки земледелия и скотоводства, технологию изготовления бронзовых орудий.
Двойственность культуры отложилась во многих ее элементах жизнедеятельности: производстве, искусстве, мировоззрении. Например, помимо бытовой керамической посуды, вырабатывались ритуальные горшки, украшенные сложными символами и изображениями стилизованных человеческих фигур и птиц, символизирующих божественный пантеон мира богов.
Используя привозной металл, местные мастера освоили сложную технологию изготовления топоров-кельтов и наконечников копий со слепой втулкой. Данные изделия, так называемого турбино-сейминского типа, были маркерами большой территории, заселенной индоевропейцами от Западной Сибири и Алтая до Восточной Европы. Теперь эти образцы связывают с оружием арийцев. На нашей выставке представлены образцы данного оружия из могильника Ростовка из Прииртышья.
Экономика культуры характеризуется как комплексная, в которой сочетались традиционная охота, рыбалка и собирательство дикоросов с придомным скотоводством (лошадь, корова) и возделыванием злаков.
В домашних промыслах доминировали обработка дерева, гончарство, прядение и ткачество из дикорастущих крапивы и конопли.
Сакральное искусство достигло высокого уровня обработки камня и выделки из него круглой скульптуры малых форм. Изображения человека и медведя, фаллические и солярные символы на посуде служили знаками поклонения солнцу и плодородию.
Самусьская культура оставила неизгладимый след в культуре региона, ее достижениями воспользовались многие другие поколения томских племен.

Каменная пластика малых форм

Духовная культура индоариев наиболее ярко материализовалась в произведениях малой пластики, выполненной из камня, бронзы, драгоценных металлов и камней. Судя по предметам, дошедшим до наших дней, культовое искусство арийской древности изобиловало художественными изделиями. При этом в древних и традиционных обществах эстетическая сторона всегда уступала религиозной, а красота создавалась не для людей, а для богов, которым и посвящалась. Считалось, что боги защищают своих подопечных людей, живущих на охраняемой ими территории. Поэтому изображение “своего” бога является защитным амулетом-оберегом. Вместе с тем, по первобытным представлениям, часть представляет и замещает целое. Каждая часть тела имела собственную парциальную душу. С ее смертью или пропажей рука, нога или другой орган переставал работать, что вызывает болезнь конкретного органа. Поэтому фигурка божества или отдельная ее часть выступали символическими охранителями человека или той части тела, которому она была посвящена. Изображение отдельного органа служило гарантией работоспособности реального органа.
Не стали исключением из данного правила каменные поделки, представленные на настоящей выставке. Большинство из них было собрано на Самусьском святилище, в котором исполнялись обряды мужских культов плодородия.

Наскальная пластика

nakonechniki-strel-2-1-tys-do-n-eК наскальной пластике относятся многочисленные наскальные изображения, выполненные в технике пикетажи (выбивки), резьбы, процарапывания или гравировки. Если оленные камни символизируют одних лишь усопших воинов, то наскальная графика передает мифологемы о богах и героях, их подвигах и делах.
Отдельные образцы изображений с оленных камней и скальных плоскостей представлены в витринах нескольких разделов выставки в виде копий, выполненных графитом на микалентной бумаге. Здесь оленный камень с р. Цалуу из Западной Монголии, несущий летящих оленей с одной стороны и изображение фигуры воина — с другой. На плоской плите, уложенной у кургана, изображен поджарый раннескифский олень в позе “на цыпочках”. В другой витрине сцена сакральной охоты, где грибоголовый лучник скрадывает горных козлов.

Арийский оружейный комплекс

На выставке “Древние арии на Томи…” представлено два уникальных образца арийских ножей. Нож из могильника Ростовка (Прииртышье), увенчанный скульптурной композицией: лыжник, влекомый конем, и нож из Елунинского могильника (Алтай), увенчанный фигурой головы коня.
Кроме метательного и дистанционного ударного оружия в виде длинных копий с мощными листовидными наконечниками, воины оснащались рубящим древковым оружием в форме вислообушных топоров, боевых секир, топоров кельтов чеканов и клевцов. Клинковое оружие состояло из двулезвийных кинжалов и изогнутых боевых ножей. Много реже в индоевропейских древностях встречается двулезвийный меч, предшествовавший позднему скифскому акинаку. В экспозиции представлен редчайший экземпляр такого меча, найденный на территории Лагерного сада в Томске.
На нашей выставке представлены практически все широко известные образцы арийского оружия, послужившие своим владельцам в боевых походах, сопряженных с трудностями огромных расстояний и нескончаемыми сражениями с многочисленными племенами, встреченными на долгом пути к пределам мира — к восходу и к закату солнца.

Арийское бронзолитейное производство

Начало бронзолитейного производства на территории Сибири традиционно связывается с индоевропейской Афанасьевской культурой, распространившейся в конце III–II тыс. до н. э. на широких просторах, включающих Хакасию, Алтай, Восточный Казахстан, Западную Монголию и китайский Синьцзян. Однако наладить выпуск крупных изделий из бронзы довелось населению культур, относящихся к арийскому сеймино-турбинско-самусьскому кругу культур.
На выставке представлены предметы алтайской Елунинской, томской Самусьской культур и ростовкинские находки из Прииртышья. К более позднему пласту бронзолитейной деятельности относятся находки из памятников томской Еловской культуры.

eksponaty-vystavki-0011Экспонаты, выставленные на обозрение, отражают практически тысячелетнюю историю освоения и совершенствования приемов приготовления бронзы и отливки из нее оружия, орудий труда и предметов сакрального назначения.
Основой производства считается сырье — металл, без которого не может быть изделий. По последним научным данным, на север Западной Сибири бронза в слитках поступала из Саяно-Алтайской меднорудной провинции, из казахстанских рудников и, что особенно удивительно, с медных месторождений Таймыра. Такая география сырьевых источников свидетельствует о широчайших экономических (прежде всего — торговых) связях арийцев с окружающим миром.
Свидетельства бронзолитейного производства дошли до нас в виде небольших слитков бронзы и меди, специальных керамических льячек, которыми разливался жидкий металл в литейные формы, сопел для плавильных печей и собственно форм для изготовления различных предметов.
В экспозиции представлены образцы самусьских и еловских керамических форм, выдерживавших температуру плавления металла, достигавшую 1400 С°. Помимо керамических форм арийские мастера использовали каменные и медные формы, служившие много дольше, чем керамические.
Формы для сложных предметов представляют собой двустворчатые емкости, которые перед заливкой металла обрабатывались от налипания металла и надежно скреплялись между собой. Металл выплавляли в специальных земляных печах, где температура разгонялась до требуемого предела с помощью кожаных мехов. Воздух закачивался в печь через специальные керамические трубки сопла, крепившиеся в тело печи. В сопло вставляли деревянный наконечник мехов, тем самым предохраняя его от возгорания.
Уникальные предметы археологических коллекций сразу семи музеев ждут томичей и гостей города в Музее истории Томска и Первом музее славянской мифологии. Наши сотрудники всегда рады тем, кому интересна история и культура!”
Автор: Ирина Лугачёва

Читайте также на сайте:

  1. Игрушечный город
  2. Татьяна Зверева. Художник, педагог, женщина…
  3. Митрополит Илларион: В основе коррупции лежит очень опасный грех – ложь
  4. «У нее иконописное лицо»
  5. Труд на благо веры и укрепления единства
  6. ЗАТО Движение
  7. Опера на томской сцене
  8. Лев Лещенко: «Я большой жизнелюб!»
  9. Вся наша жизнь – игра!
  10. Игорь Крутой: «Не такой уж я нафталин!»
Метки:

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Яндекс.Метрика

Контакты

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Отдел рекламы

Email: rec@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-91