Томская НЕДЕЛЯ
Отдел рекламы:
+7 (3822) 78-42-91
Томск, Россия

Эльдар Рязанов: «Из-за «Гусарской баллады» я мог угодить в тюрьму!»

  11    0

Легендарная кинокартина Эльдара Рязанова отметила полувековой юбилей.

Фильм «Гусарская баллада» молодой советский режиссер Эльдар Рязанов посвятил 150-летию Бородинского сражения и Отечественной войне 1812 года. Но несмотря на суровую тематику, в нем нет жестких эпизодов и душераздирающих сцен.

– В нашем фильме вы не найдете ни единой капли крови! – утверж­дает Рязанов.

– Я хотел, чтобы фильм полу­чился веселым и искристым, как… бокал шампанского! Мне кажется, это удалось!

В соавторы картины режиссер взял весь российский народ.

– Мы должны благодарить на­ших предков за победу, которую они завоевали теперь уже 200 лет назад, – говорит Эльдар Алек­сандрович. – От той войны оста­лось огромное чувство народного, патриотического самосознания. Помните, «пожар послужил укра­шению дома»? Эта поговорка ро­дилась тогда, когда начали заново перестраивать «отданную францу­зу» и сгоревшую Москву… В созна­нии русского человека эта война жива и будет жить вечно.

«Давным-давно»…

Кинокартина «Гусарская бал­лада», вышедшая на экраны в да­леком 1962 году, стала фильмом нескольких поколений. И сегодня, наверное, нет человека, не видев­шего эту музыкальную комедию. А в 1962 году фильм был безого­ворочным лидером проката. В чем секрет успеха картины? Наверное, в том, что Рязанов не побоялся стать первооткрывателем в профессии. Для начала он собрал в свой фильм «золотой актерский состав». «Гу­сарскую балладу» называли «кузни­цей кадров» – артисты, снявшиеся в картине, получили широкую извест­ность. А сам фильм вошел в «золо­тую коллекцию» Мосфильма, стал классикой отечественного кино. Именно поэтому на кинофестивале «Московская премьера» чествова­нию «Гусарской баллады» посвя­тили целый вечер. Исполнители главных ролей и сам режиссер рас­сказали, как началась их история…

– Мне было 17 лет, когда на сцене театра Советской Армии я увидел потрясающий спектакль о войне 1812 года, – рассказывает Эльдар Александрович. – И спустя много лет я решил снять фильм про бес­страшную кавалерист-девицу Аза­рову, прототипом которой стала русская отважная девушка Надежда Дурова. За основу взял пьесу Глад­кова «Давным-давно», сократил ее, дописал некоторые стихотворные эпизоды… И начал искать актеров. Вот это было непросто! Хотя сегод­ня могу признаться, что компания у нас собралась удивительная: и режиссер, и исполнители главных ролей до сих пор живы, и не в ма­разме! – смеется мэтр.

Четыре Шурочки

Больше всего режиссер намучился с выбором актрисы на роль главной героини – Шурочки Азаровой.

– Она должна была быть хороша и в женском платье, и в гусарском ко­стюме, должна была обладать низ­ким голосом и уметь петь, – вспоми­нает Эльдар Александрович. – Мне хотелось опытную актрису, а в итоге взяли совсем молоденькую – но я ни разу об этом не пожалел!

Претенденток на роль отважной девушки было много. Одной из них стала актриса Светлана Немоляева, пробовавшаяся в картину вместе с мужем Александром Лазаревым – он претендовал на роль Ржевского.

– Я чуть было не стал семейным режиссером, но не получилось! – говорит Рязанов. – Света была пампушкой: формы женские, окру­глости – только идиот не догадал­ся бы, что она женщина, как ее ни переодевай! Потом нам удалось с ней поработать на других картинах, но в «Гусарскую балладу» она не по­пала. А Лазарев долго был одним из серьезных претендентов на роль Ржевского…

Второй пробовалась Людмила Гурченко, с которой режиссер уже успел поработать в знаменитой «Карнавальной ночи». В паре с ней был Вячеслав Тихонов.

– Проба не заладилась с самого начала – не то все было, – расска­зывает режиссер. – Да и Люся была очень субтильна – ну какой из нее вояка?!

Третьей – и самой серьезной – претенденткой на роль Шуры ста­ла актриса Алиса Фрейндлих, не раз приезжавшая на пробы в Мо­скву из родного Питера.

– Алиса была лучше всех: и опытная актриса, и талантливая. Но мелкая она и слишком жен­ственная – не хватало ей муже­ства и силы, не было в ней боевого духа! – привередничает Рязанов. – А потом я увидел Ларису…

Счастливый билет выпал Ла­рисе Голубкиной, на тот момент никому не известной студентке-второкурснице ГИТИСа. Имен­но она обошла опытных актрис и получила заветную роль. И даже отсутствие актерского опыта не смутило режиссера – он поверил в Голубкину «с первого взгляда».

– Она родилась для того, чтобы сыграть в «Гусарской балладе», так как и сама – боевая, задорная, красивая! Победительница! К тому же, с чудесным голосом – недаром ее педагогом по пению была сама Мария Максакова! – вспоминает Рязанов.

Лариса Голубкина тоже с тепло­той и восторгом вспоминает съе­мочные дни и работу над карти­ной.

– Сняться в «Гусарской балладе» у самого Рязанова была настоя­щим счастьем – я просто летела на Мосфильм, когда получила пред­ложение прийти на пробы! – рас­сказывает актриса. – Потом, когда меня утвердили – стали учить: как ходить по-мужски, как носить мун­дир, какие у меня, гусар-девицы, должны быть повадки… Я училась и верховой езде… Но все это было в радость! Если бы в моей жизни не было «Гусарской баллады» – ду­маю, что моя актерская карьера не задалась бы…

Поручик Ржевский и фельдмаршал Кутузов

В пару Азаровой-Голубкиной стали подбирать Ржевского. И Лазарев, и Тихонов получили от­вод – оба рядом с Голубкиной смотрелись не так, как это видел режиссер. Рязанов пригласил на пробы актера, успешно сыгравше­го в его раннем фильме «Человек ниоткуда» – Сергея Юрского.

– Это был главный претендент на роль Ржевского – но лишь до того момента, как появился Юра Яков­лев, – вспоминает Эльдар Рязанов. – Я сразу понял: вот он, наш поручик, наш «гусарский» Ржевский!

После того, как были утвержде­ны исполнители на главные роли, перед Рязановым встала еще одна непростая задача – выбрать актера, который сыграет в фильме фель­дмаршала Кутузова. Выбор режис­сера пал на Игоря Ильинского.

– На эту роль пробовались мно­гие хорошие и солидные актеры, но я в этой роли видел именно Ильинского, с которым работал до этого в «Карнавальной ночи» – он там играл смешного Огурцова, – рассказывает Эльдар Александро­вич. – Игорь сначала отпирался, не соглашался – роль была для него слишком маленькой. Каких только аргументов он не приводил: и что для Кутузова не годится по возрасту, и что роль совсем незна­чительная. Пришлось его уговари­вать и даже сыграть на его само­любии – я говорил, что именно его хочет видеть студия «Мосфильм» в роли Кутузова. А все было в точ­ности до наоборот – там-то в нем видели комического Огурцова из «Карнавальной ночи», но никак не Кутузова. А я считал, что Кутузо­ва в комедии должен был сыграть именно комик! В итоге мы даже снимать без разрешения начали… Потом уже все разрешилось.

«Спасибо за счастливое детство!»

Поздравить Эльдара Рязанова и творческую группу пришли те, кто косвенно причастен к этому филь­му: сын актера Игоря Ильинского Владимир – известный радиожур­налист и ведущий авторских про­грамм на радио «Эхо Москвы», и Тихон Хренников – правнук и тез­ка знаменитого композитора.

Чтобы почтить память праде­да, Тихон Хренников-младший исполнил музыкальную ретро­спективу его самых известных произведений – так лаконично и «по-композиторски» поздравив всех собравшихся.

Владимир Ильинский же поде­лился семейным преданием:

– Наверное, то, что папа сыгра­ет в «Гусарской балладе», было предрешено где-то на небесах: моя мама, Татьяна Александровна, в свое время в Тамбовском област­ном драмтеатре играла Шурочку Азарову в спектакле «Давным-давно»…

От сумы и тюрьмы…

На съемках «Гусарской баллады» было много забавных и курьезных эпизодов, о чем собравшимся рас­сказали участники творческого процесса. А если учесть, что ба­тальные сцены снимались с насто­ящим оружием – то многие из этих эпизодов были хоть и смешные, но далеко не безопасные…

– Когда снимали сцены с фехто­ванием, мы пытались размахивать шашками аккуратно, – вспоминает актер Юрий Яковлев, блестящий исполнитель роли поручика Ржев­ского. – А Рязанов возмущался: «Драться надо по-настоящему – это что за халтура?!» Мы ему: «Эльдар Александрович, так на следующем дубле у вас же не оста­нется актеров!»

– Действительно, так и говори­ли! – смеется режиссер. – Тогда мы им дали деревянное оружие. Но ак­теры настолько вошли в раж, что от сабель осталась лишь кучка дров! И мы вынуждены были снова дать настоящее оружие этим неумехам – благо, они учились всему на ходу. Слава Богу, что никого не убили, и я сижу сейчас здесь, а не в тюрьме!

– В конце концов вот что приду­мали: нам под мундир надели де­ревянные щитки, – открыл секрет съемок Юрий Яковлев. – И вот тут-то мы начали рубиться с наслажде­нием!

Рязанов на коне

Режиссер и бывший глава «Мос­фильма» Владимир Досталь, ко­торый начинал у Рязанова как продюсер и второй режиссер, рас­сказал свою историю о съемках «Гусарской баллады»:

– Как-то с оператором Володей и Эльдаром Александровичем мы отправились на разведку – осмо­треть место, где должны были на следующий день снимать эпизод. Взгромоздились мы на лошадей и поехали…

– Поехали? – перебивает его Ря­занов. – Да они сразу помчали своих лошадей в карьер! А ведь лошадь – это животное коллективное!

– Мы пошли сначала шагом, и только потом галопом! – смеется Досталь. – Обернулись мы с Во­лодей – а Рязанов на своей лошади несется за нами …

– А вслед кричу: «Уволю! Рас­стреляю! Стойте, негодяи, убий­цы!», – хохочет до слез Рязанов.

– А на следующий день, – про­должает Досталь, – я видел, как Ря­занов показывал нашему директо­ру синяки на животе – так он бился о седло, пока за нами мчался!

«Бандитская пуля»

Еще один забавный эпизод прои­зошел на съемках зимних сцен. Но смешно было потом – когда стало понятно, что все закончилось бла­гополучно…

– Снимаем сцену «выхода» ка­валерии, – рассказывает Владимир Досталь. – Люди на конях ждут сигнала ракетницей. Ракетница – в руках у директора, которому Ряза­нов накануне показывал синяки… Режиссер дает сигнал, директор стреляет – осечка. Второй раз – снова осечка. Взводит третий раз, и… стреляет прямо в спину Эльдару Александровичу! Счастье, что за­ряд отрикошетил от спины Рязано­ва, который был в большой лисьей шубе – только это его и спасло! После того как Эльдар снял шубу и проверил, цел ли он сам – раз­разился такой тирадой, которую я здесь воспроизвести не могу!

– И это единственное, что ты мо­жешь вспомнить? – шутливо вор­чит Рязанов. – Сначала они меня как всадника растоптали, а потом вообще хотели застрелить! А я их всех очень любил… Но они ведь были совершеннейшие негодяи!

Екатерина Писарева, фото Вадима Тараканова

(ИА «Столица»)

Читайте также на сайте:

  1. «Ника» для Андрея Панина
  2. Святки и гадания
  3. Разговор со зрителем
  4. Мир глазами женщины
  5. Театральные курьезы
  6. Много жизней актера Мохова
  7. Рафо. Палитра любви и страсти
  8. Акция «Семейный билет»
  9. Звезды зажигают олимпийский огонь
  10. Память о томичах
Рейтинг

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Яндекс.Метрика
Посетителей на сайте сейчас: 13

Наш адрес

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Email: ansktn@mail.ru