Томская НЕДЕЛЯ
Отдел рекламы:
+7 (3822) 78-42-91
Томск, Россия

Электронный кнут для деревянной телеги, или Куда девались томские заводы и фабрики

  80    0

10Тех, кто бывает в Екатеринбурге, всегда удивляет, что там общественный транспорт с утра полон людей. Оказывается, в этом городе за годы перестройки не закрылось ни одно предприятие. Там их сохранить удалось.

очему этого не случилось в Томске? Об этом размыш­ляют многие экономисты. Благо, в томских вузах таких спе­циалистов немало. Правда, многих из них уже нет в живых.

Публично об этом рассуждать не принято. Политики любят гово­рить об успехах. Но ведь думать не запретишь. В нашей новой рубрике «Итоги и потери» мы попытаемся представить версии и оценки про­фессионалов. Что называется, не­большой гайдаровский форум.

Что мы потеряли?

Региональной, а тем более му­ниципальной экономикой управ­лять могут только те руководители, которые делают это бескорыстно и имеют опыт деятельности в на­родном хозяйстве.

Можно критиковать советскую систему развития экономики. Но несмотря на ее громоздкость, сама система все-таки была. Хоть и хао­тичная. Но в ходе реформирования государственности, политической идеологии она была сломлена, а более совершенная так и не была создана. И это непоправимая ошибка реформаторов.

Были другие плюсы. Тогда труд­но было представить, чтобы руко­водителем химического, скажем, предприятия поставили учителя пения. Существовала серьезная ка­дровая политика. Хоть и случались анекдотические истории, в целом кадры решали все. Что же случи­лось на этапе переформирования? Руководителем области ставился чаще всего неопытный либо зна­ющий узкий сектор экономики человек.

Например, Виктор Кресс — спе­циалист в отрасли минеральных удобрений — оказался по иронии судьбы руководителем региона. Та­кое было и может быть до сих пор. И этот знаток в области минераль­ных удобрений начинает решать судьбу промышленной отрасли. Что может случится? Как мы убе­дились, ничего хорошего. Чтобы объективно оценивать эффектив­ность руководителя региона, нуж­но учитывать несколько моментов.

Первое: на этапе перестройки в руководители регионов целиком зависели от мнения о себе тогдаш­него президента. Никто не решался выступить против. Просто испол­няли то, что приказывала правящая элита. Второе: руководитель реги­она был политическим местным лидером или хозяйственником. А в советское время был еще обком КПСС и Облисполком. Губернатор должен был стать и политиком, и хозяйственником.

Если перейти на конкретные примеры для Томской области и попытаться разобраться в при­чинах гибели десятков заводов, нужно принимать во внимание все обстоятельства. Ведь за последние 20 лет никто из ученых или поли­тиков трезво не рассмотрел при­чины обвала экономики в целом. Некоторые лидеры партий просто орут, что, мол, все сломали, ничего взамен не построили.

Ученые же не изучают глубо­ко тему, потому что нет заказа. А зря! Есть интересные факты. Так, в книге Б. Маркелова «Апокалипсис России» на цифрах доказано, что на то, чтобы вернуть промышлен­ность на уровень 1985 года, по­требуется как минимум полвека. И лишь в том случае, если все начнут работать, а не сидеть на экономи­ческих форумах.

Предприятия Томской области в большинстве были федеральной собственностью. Руководителям области в Москве обычно сове­товали: «занимайтесь своей соб­ственностью, например, сельским хозяйством».

Мог ли в такой ситуации руко­водитель области спасти предпри­ятия, на которых трудились почти сто тысяч человек? По законам рыночной экономики по каждому их них было необходимо, как учит зарубежный опыт, подготовить бизнес-план. Рассмотреть конку­рентность продукции каждого кон­кретного предприятия.

Но на самих производствах специалистов, умеющих готовить сложные бизнес-планы, не было. Собрать несколько групп из числа докторов экономических наук по­мощники руководителя области вполне могли, но или не сообра­зили, или не захотели, а руково­дитель не настоял.

А ведь в то время уже был опыт спасения не менее важных пред­приятий в странах Восточной Ев­ропы. Если проехать на автомо­биле по Венгрии, Польше, Чехии, то не увидишь руин и обломков бывших предприятий. Практиче­ски все они работают на новой ос­нове, с новым брендом. Но работа­ют! Если бы руководители области имели план спасения предприятий, они бы обязательно что-то спасли. Просто нужно было над этим ра­ботать, но по каким-то причинам мало делалось в этом направлении.

Вернемся к кадрам. В те годы в штате администрации области не было ни одного директора круп­ного завода. Остальные чиновники просто ничего не знали о крупной, а тем более местной промышлен­ности. Любой директор крупного предприятия имел кругозор боль­ший, чем специалист села. Но ди­ректорам предприятий было и так хорошо! Акционирование, финан­совая самостоятельность, огром­ные зарплаты! Зачем ломать голо­ву над тем, как улучшить ситуацию на предприятии?

Трудно было спасти, например, приборный завод. Гироскопы из­готавливались для подводных лодок, а лодки прекратили выпу­скать. Станки были предназначены исключительно для изготовления деталей гироскопов.

Другое дело — завод резиновой обуви. За его галошами охотились оптовые покупатели из Средней Азии. А разве наше население когда-то отказывалось от наших галош или сапог из ПВХ? В случае с заводом резиновой обуви руко­водство области должно было бы костьми лечь в Москве, но спасти завод. Семь тысяч рабочих мест! Ходовая продукция! Аудиторы Счетной палаты РФ честно за­писали в отчете, что «Ситуация с промышленностью сложилась ис­ключительно из-за непрофессио­нализма руководителей области».

Взять хотя бы подшипниковый. Ему был предложен план. Нужно было изучить мировой рынок. Тог­да бы выяснилось, какие подшип­ники на рынке в избытке, каких мало, а каких просто нет. Тогда бы сняли с производства те, которых переизбыток. Увеличили бы про­изводство подшипников, которых мало на рынке, и подготовили ин­вестиционный план на новые виды подшипников. Завод бы остался! Но директор не захотел тратить­ся на изучение рынка, приглашать иностранных специалистов.

«Сибэлектромотор». Талант­ливый директор Юрий Ковалев собрал умнейший коллектив. Осво­или выпуск новых двигателей для мирового рынка. Но в Европе сроч­но вводили стандарты, например, меняли расстояния между отвер­стиями станины двигателей. И дви­гатели из Томска не пошли. Стали появляться двигатели из Китая по чертежам конструкторов томского завода. Можно было организовать антирекламу товарам из Китая? Но кто бы этим занялся? Хотя в Китай пить рисовую водку ездили десятки делегаций.

Убой лесопромышленных ком­бинатов даже нечем объяснить. В Финляндии успешно эксплуатиро­вали установку по разбраковке пи­ломатериала. Ее изобрели на Том­ском ЛПК. Там она также работала. Что мешало руководству области организовать поддержку этого про­екта? Помочь получить патент. Ор­ганизовать производство устано­вок через Торгово-промышленную палату. Сделать мощную рекламу. Но все сломали. Пилорамы как металлолом отправили в Китай в обмен на их телогрейки.

Завод «Манометр». Никто не выпускал более надежные прибо­ры, чем они. Для коммунального хозяйства и для промышленности нужны миллионы манометров и тахометров. Вместо того, чтобы добиваться расширения производ­ства, областное руководство реши­ло передать часть производствен­ных площадей под разлив водки.

Кузовлевский тепличный ком­бинат! Комбинатов подобной мощ­ности не было за Уралом. 30 гек­таров площадей! Промышленные теплицы, освещенные и обогретые! Но директор тепличного комбина­та, не имея коммерческого опыта, допустил грубейшие ошибки. А могли бы привлечь докторов наук. Датировали бы электроэнергию, в конце концов. Наконец, ТНХК — самая большая единичная мощ­ность в мире! Девять тысяч стро­ителей на пике сдачи мощностей полипропилена! И все коту под хвост! Руководители области не за­хотели отстоять интересы региона. Нужна была острая борьба в Мо­скве. Еще в Госплане рассказывали, насколько выгоден проект реализа­ции производства полипропилена. За рубежом есть предприятия, на которых суммарно выпускают 1800 наименований изделий из поли­пропилена. Возник план, его одо­брили международные инвесторы. Идея проекта была в том, чтобы в Томской области полипропилен ТНХК рассматривался как исход­ное сырье для других производств.

Появился шанс придумать но­вые виды продукции. Открывать новые производства на площадях закрывающихся предприятий. Ос­настку могли бы делать машино­строительные заводы Томска. Сы­рье рядом! Выгода налицо, но не срослось! Когда готовили план раз­вития области до 2020 года, проект даже не стали рассматривать.

Утилизация топляка. Эта идея возникла неожиданно, когда один бригадир сплавщиков показал дневник, который он вел более де­сяти лет. В нем подробно учиты­валось, где был потерян (утоплен) сплавной лес. Выходило, что в сумме в сплавных реках области утеряно до 5 миллионов кубов леса.

Появилась информация в мест­ных газетах. Объявился один про­фессор из ТГУ, который рассказал, что по наблюдениям их кафедры в реках хранится такое же количе­ство древесины различных пород. Проблема характерна для всей лесной промышленности страны, и правительство озаботилось ее решением. Томской области было предложено поработать со швед­скими специалистами по подъему «топляка».

Шведы путем замеров устано­вили, что кое-где на Томи при глу­бине 20 метров 18 метров забито топляком. Удивлялись тогда, куда делась рыба? Ей места не было! Шведы предложили план действий, но руководство области его замяло. Позже стало понятно, что раскры­вать наличие топляка, за который уже получены государственные на­грады и премии, резона нет.

(Продолжение следует)

Зинаида Куницына

Читайте также на сайте:

  1. Когда прекратится маршрутная вакханалия?
  2. Сервис, которого нет
  3. Открытое обращение к руководителю УФАС по Томской области Владимиру Шевченко
  4. Берите пример!
  5. «Строительная мафия» в Томске
  6. Карьер в Оськино
  7. В тихом омуте… чиновники с «левыми» дипломами
  8. На свой страх и риск
  9. Не по-людски
  10. Самострой в законе, или Кто заступится за сирот?
Рейтинг

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Яндекс.Метрика

Посетителей на сайте сейчас: 6

Мы на Flickr

    Наш адрес

    Email: red@tomskw.ru

    Телефон: +7 (3822) 78-42-93