Томская НЕДЕЛЯ
26 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ
Томск, Россия

Еще раз о ртути

   0

Томская природоохранная прокуратура откликнулась на наш материал об опасности неправильной утилизации ртутных ламп

В “Томской НЕДЕЛЕ” № 35 (1308) от 1 сентября 2017 г. был опубликован материал “Экономия на здоровом будущем”, в котором мы в очередной раз рассказали о проблеме утилизации ртутьсодержащих ламп. В настоящее время применение люминесцентных и других ртутьсодержащих ламп как источников света — явление очень популярное ввиду очень низкого энергопотребления. Вместе с тем такие лампы таят в себе и серьезную опасность для всего живого. В ответ на эту публикацию мы получили подробное разъяснение о порядке обращения с ртутьсодержащими отходами от Томской межрайонной природоохранной прокуратуры.

Официальный ответ

Исполняющий обязанности томского межрайонного природоохранного прокурора Евгений Гуслов

Исполняющий обязанности томского межрайонного природоохранного прокурора Евгений Гуслов

В этом сообщении исполняющий обязанности томского межрайонного природоохранного прокурора Евгений Гуслов подтвердил “Томской НЕДЕЛЕ”, что действующее законодательство предусматривает особый порядок сбора, транспортирования, утилизации и обезвреживания отходов, представляющих опасность для человека и окружающей среды, к которым в том числе отнесены ртутьсодержащие отходы.
“В силу статьи 4.1 Федерального закона № 89–ФЗ “Об отходах производства и потребления”, отходы, в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду, подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс — чрезвычайно опасные отходы; II класс — высокоопасные отходы; III класс — умеренно опасные отходы; IV класс — малоопасные отходы; V класс — практически неопасные отходы. В соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора, лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства, имеющие код 4 71 101 01 52 1, отнесены к отходам I класса опасности (чрезвычайно опасные отходы).
Количество ртути в отработанной лампе может варьироваться в зависимости от вида лампочки и обычно составляет в среднем 3–5 мг на единицу изделия. Опасность отработанных и деформированных ламп обусловлена значительным негативным воздействием ртути и ее паров на человека и другие живые организмы. Последствия для здоровья человека могут быть самыми разными: от головных болей и утомляемости до летального исхода.
Просто выбрасывать такие источники света в мусорный контейнер нельзя, поскольку ртуть проникает сначала в грунт, затем в воду, впоследствии это вещество может отравить растения и попасть в организм человека. В этой связи, зная требования по обращению с ртутьсодержащими отходами, можно снизить количество опасных веществ, проникающих в почву, а также обеспечить экологическую безопасность.
Сбор и правильная утилизация ртутьсодержащих ламп — обязательная мера по обеспечению безопасности в жилых и нежилых помещениях.
В многоквартирных жилых домах вопросы организации мест для накопления отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачи в специализированные организации возложены на управляющие компании, осуществляющие содержание общего имущества в домах. Указанная обязанность продиктована пунктом 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491.
В других случаях порядок обращения с отработанными ртутьсодержащими лампами определен Правилами обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации, в соответствии с которыми вопросы организации сбора и определения мест первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей, а также их информирования возложены на органы местного самоуправления.
При нарушении целостности корпуса осветительного элемента или при окончании срока его службы ртутьсодержащие лампочки утилизируются сразу или подлежат временному накоплению в специально оборудованном закрытом контейнере с дальнейшим решением вопроса по их транспортировке и утилизации специализированными организациями.
Управляющие компании и специализированные организации должны обеспечить условия для накопления и возможного хранения указанных опасных отходов. Складирование отработанных ртутьсодержащих ламп производится в специально выделенном для этой цели помещении, защищенном от химически агрессивных веществ, атмосферных осадков, поверхностных и грунтовых вод, а также в местах, исключающих повреждение тары. При этом не допускается совместное хранение поврежденных и неповрежденных ртутьсодержащих ламп. В частности, с целью контроля назначается ответственное лицо, которое должно вести журнал. Этот документ должен содержать информацию о движении отходов (поступлении и передаче). Впоследствии передача отработанных ртутьсодержащих отходов должна производиться специализированным организациям с целью их дальнейшей утилизации, обезвреживания.
При этом согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 89–ФЗ “Об отходах производства и потребления”, а также пункту 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 99–ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению ртутьсодержащих отходов подлежит обязательному лицензированию. В связи с чем, решая вопрос о сдаче ртутьсодержащих отходов, необходимо выяснять наличие у организаций, специализирующихся на этом, необходимой лицензии на осуществление указанного вида деятельности.
Соблюдая требования законодательства, можно обеспечить надлежащую реализацию права каждого гражданина на благоприятную окружающую среду. Следует отметить, что за осуществление указанной предпринимательской деятельности без лицензии ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа, размер которого составляет на должностных лиц — 4–5 тыс. рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц — 40–50 тыс. рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
За несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами, в том числе ртутьсодержащими, ст. 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа, размер которого составляет на граждан в размере 1–2 тыс. рублей; на должностных лиц — 10–30 тыс. рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — 30–50 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц — 100–250 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток”, — говорится в сообщении природоохранной прокуратуры.

В ожидании

В статье “Экономия на здоровом будущем” мы также обратились к прокурору Томской области Виктору Романенко с просьбой принять все необходимые меры прокурорского реагирования в отношении управляющих компаний нашего города, которые, как выяснилось, не знают о требованиях постановления Правительства РФ № 491. Повод для реагирования более чем веский! К сожалению, на момент подготовки этого материала в печать, мы не получили официального ответа от прокуратуры Томской области. В отношении Томской природоохранной прокуратуры мы со своей стороны в очередной раз выражаем благодарность (в частности хотелось бы поблагодарить и. о. томского межрайонного природоохранного прокурора Евгения Гуслова).
Материалы полосы подготовила Анастасия Скирневская

Читайте также на сайте:

  1. Конкурс продолжается — экология начинается
  2. Яровое: ад сквозь рай
  3. Страшилка для томичей?
  4. Ложь мэрских чиновников
  5. Бей своих, чтоб чужие боялись, или Какой депутат предпочтительней для региона?
  6. Потерянный лес
  7. Где живем, там и…
  8. “Экология жизни — это гармоничные взаимоотношения в социуме”
  9. Разъяснение законодательства
  10. Секретные заседания ландшафтной комиссии
Метки:

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Яндекс.Метрика

Контакты

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Отдел рекламы

Email: rec@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-91