Томская НЕДЕЛЯ
25 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ
Томск, Россия

Если позвало небо…

   0

Наш земляк с детства мечтал научиться летать и всю жизнь воплощает эту мечту в реальность.

Кто из томичей, гуляя в Лагерном саду, хоть раз не на­блюдал красочные парапланы, парящие в небе? Дух захваты­вает от одного вида величаво скользящих по воздуху купо­лов! А уж если представить себя на месте пилота!..

Человека всегда тянуло в небо: оторваться от земли и взмыть ввысь мечтают не только дети, но и взрослые. Но много ли вы встре­чали людей, которым удалось реа­лизовать полеты не во сне, а наяву? Полететь не на самолете, а в от­крытом воздушном пространстве, когда твое тело ощущает каждое дуновение ветра, а душа сама со­бой распахивается навстречу тому простору, что открывается взору, когда земля уходит из-под ног…

Разумеется, это совершенно особая категория людей: рисковые мечтате­ли, не представляющие своей жизни без неба, а потому снова и снова стре­мящиеся оторваться от земли. У них ведь даже взгляд другой – словно наполненный небесной синевой! Во всяком случае, именно такой взгляд у преподавателя ТПУ Сергея Пустын­никова – одного из самых «старых» членов Томского дельтапланерного клуба при Политехе «Орион». Свой первый прыжок с парашютом он со­вершил в 15 лет (конечно, в виде ис­ключения, потому что, вообще-то, к прыжкам с парашютом допускают с 16-ти). И с тех пор мечты о небе уже не оставляли его.

«Орион» был образован в 1976 году. Это студенческий клуб (хотя принимают в него всех желаю­щих), и работает он на обществен­ных началах.

– Тогда дельтапланерное дви­жение по стране очень бурно раз­вивалось, – рассказывает Сергей. – Поэтому и в Томске нашлось много желающих испытать себя в покоре­нии высоты: членами клуба сразу стало более 2,5 десятков человек. Мы нашли помещение для клуба в подвале дома по улице Усова, 17 и начали с нуля. Первым председате­лем клуба был студент электроме­ханического факультета Антипов Евгений, под руководством кото­рого было построены первые дель­тапланы, проводились лекции по аэродинамике. Детали собирали с миру по нитке, ведь материалы для этих летательных аппаратов нужны непростые. Первые полеты на ле­тательных аппаратах собственного производства начали осуществлять почти сразу: находили подходящий спуск и… Конечно, бились, ломали руки-ноги, но эти неприятности не могли заставить нас оставить попыт­ки подняться в воздух: летная лихо­радка была сильнее! Потом в посел­ке Лучаново нашли изумительное по красоте место для полетов, слов­но специально предназначенное для стартов безмоторных летательных аппаратов. Благодаря энтузиазму пилотов из разных клубов получили разрешение на использование этого места в качестве базы, осуществили необходимую вырубку, расчистили склон, самостоятельно перекинули линию электропроводов. К сожале­нию, сейчас перед нами появилась угроза потерять это уникальное место: местный стеклозавод заявил права на эту землю. Найти и обору­довать под полеты другое место так же недалеко от города будет очень трудно! В Лагерном саду тоже в по­следнее время осуществлять полеты становится все более проблематич­но: там идет застройка, натягивают провода, а это значит, что снижение человека даже на параплане сопря­жено с дополнительными опасно­стями.

В 1976 году орионовцы провели первые соревнования по дельта­планерному спорту. Впоследствии участвовали во всех городских, об­ластных соревнованиях и на выез­де. В августе 2010 года два пилота из клуба «Орион» – Тестов Дми­трий и Далакян Григорий – в соста­ве команды Томской области уча­ствовали в соревнованиях на кубок стран СНГ и в соревнованиях на кубок Казахстана по дельтапланер­ному спорту, которые проходили в г. Алматы. Было разыграно основ­ное упражнение – полет по марш­руту протяженностью от 10 до 100 км. По результатам соревнований, из шести стран СНГ наша команда заняла второе место на кубке СНГ и третье место на кубке Казахстана. Добиться призовых мест помогли тренировочные сборы, которые наши спортсмены провели в мае в п. Каракан Кемеровской области и в п. Сарагаш в Хакасии, а так­же упорные тренировки в течение года на дельтадромах в п. Лучаново около Томска и в Лагерном саду.

Что такое дельтаплан?

По сути, дельтаплан – это легкий планер. На нем можно парить, про­летать значительные расстояния и держаться в воздухе неограничен­ное время. Но в отличие от класси­ческого планера, который больше похож на самолет без мотора, дель­таплан имеет совершенно другую форму и принципы управления. Во время полета пилот находится в так называемой подвеске (под­весной системе), что обеспечивает ему свободу телодвижений для ба­лансирного управления.

Современный дельтаплан мало похож на своего прародителя – крыло Рогалло (кстати, название «дельтаплан», скорее всего, связа­но с его формой – по форме кры­ла он похож на греческую букву «дельта»). На заре дельтапанериз­ма дельтапланы мало что умели делать и были похожи, скорее, на своеобразные управляемые пара­шюты. Они могли летать только сверху вниз. Современные дельта­планы – это высокотехнологичные аппараты, которые способны па­рить так, как это делают птицы.

Летит дельтаплан по той же при­чине, что и самолет – разница дав­лений под крылом и над ним (под – давление больше, над – меньше). Эта разница приводит к возникно­вению подъемной силы и позволя­ет дельтаплану не падать отвесно вниз, а как бы «скользить» по воз­духу. Естественно, у классического дельтаплана нет мотора, поэтому, в отличие от самолета, он может лететь только вниз. Но атмосфе­ра земли неоднородна. Воздух не стоит на месте – он перемещается как горизонтально (всем нам из­вестный ветер), так и вертикаль­но (мало кому известные терми­ческие и динамические потоки). Если воздух перемещается вверх, то это позволяет дельтаплану, на­ходясь в этом месте, лететь вверх. То есть, он может набирать вы­соту. Набрав, он летит туда, куда захочет пилот. В процессе этого полета в нужном направлении он теряет набранную высоту, проле­тая через воздух, который стоит на месте или движется вниз. Это происходит до тех пор, пока он не встретит воздух, который дви­жется вверх, и тогда снова наберет высоту. Это все сказано сильно упрощенно, но в целом, так оно и есть.

– Как же пилот управляет дельтапланом?

– В отличие от самолета, где управление исключительно аэро­динамическое, дельтаплан управ­ляется балансирно, то есть за счет перемещения центра тяжести, – рассказывает Сергей Пустынни­ков. – Проще говоря, пилот под­вешен к определенному месту в дельтаплане и, перемещая свой вес относительно центра воздушного давления, он создает управляю­щие моменты, которые в итоге за­ставляют дельтаплан менять фор­му своего крыла (так называемое демпфирование) и поворачивать налево или направо. Чтобы заста­вить дельтаплан лететь быстрее, пилот перемещает свое тело впе­ред, медленнее – назад. Только нужно помнить, что дельтаплан без мотора не умеет лететь вверх – он летит всегда только вниз, поэтому пилот может лишь регулировать скорость полета и, соответственно, скорость этого снижения.

– Но ведь в вашем клубе учат­ся летать не только на дельта­планах, но и на парапланах. Чем они отличаются друг от друга?

– Говоря совсем просто, дельта­план – это планер, а параплан – это парашют. Дельтаплан имеет от­носительно жесткое крыло (труб­чатый каркас с натянутой на него обшивкой), параплан же вообще не имеет ни одного жесткого элемен­та в конструкции. Поэтому дель­тапланы тяжелее парапланов, но летают лучше (дальше и быстрее) и более безопасны. Каждый вы­бирает сам, чего ему хочется боль­ше: легкости парапланов или воз­можностей и ощущений, которые предоставляет дельтаплан. Раньше я летал преимущественно на дель­тапланах, теперь же мне больше нравится легкость и мобильность параплана.

– А насколько сложно нау­читься летать?

– Сделать первые полеты на дельтаплане довольно сложно (сложнее, чем, например, на пара­плане). Дело в том, что дельтаплан летит на довольно высокой ско­рости (30-50 километров в час), соответственно, все действия по управлению дельтапланом долж­ны выполняться быстро и точно. В освоении методики управления и состоит, главным образом, про­цесс обучения. Чтобы правильно управлять дельтапланом, необхо­димо научиться существовать и мыслить в 3-х измерениях, при­том, что обычно человек обходит­ся двумя – ведь вся наша жизнь проходит на поверхности Земли. Обычно процесс обучения зани­мает несколько месяцев (при заня­тиях 1-2 раза в неделю). Новичок, который приходит в клуб осенью и начинает активно заниматься, к лету уже в состоянии совершать самостоятельные полеты с высоты 100-200 метров. Ну, и самое глав­ное: учиться можно только под ру­ководством опытного инструктора. Ведь даже для знающих пилотов полеты – это всегда опасность возникновения непредвиденных ситуаций. Поэтому в нашем клубе существуют определенные прави­ла, сводящие риски к минимуму. Приступая к полетам, вначале мы обязательно выпускаем так на­зываемого разведчика – челове­ка, который в воздухе оценивает приемлемость погодных условий, силу и направление ветра. Кроме того, человек не может быть допу­щен к полетам в одиночку: рядом обязательно должны находиться еще двое, способные отслеживать нахождение пилота в воздухе и в случае чего оказать помощь, вы­звать подмогу. В воздухе всякое случается: внезапный порыв ветра может «сложить» параплан или накренить дельтаплан, и не всегда пилоту удается справиться с ситуа­цией и избежать падения…

– Но меня с детства тянуло не только вверх, но и вниз, – вне­запно признается в беседе Сергей, – поэтому к полетам постепенно присоединилось еще одно сильное увлечение: погружения на глуби­ну. Дайвинг – моя вторая страсть: мечтаю поплавать в Красном море! Если только появляется возмож­ность – совершаю путешествие на берег Японского моря. А нет – тре­нируюсь в томском клубе подво­дного плавания.

Вот так: то вверх, то вниз.

На земле же Сергей Пустынни­ков воспитывает двоих сыновей и преподает на теплоэнергетическом факультете ТПУ. Много времени проводит с иностранными студен­тами: в прошлом году даже уезжал на 2 месяца преподавать в Китай! Сергей рассказывает, что китайские студенты очень прилежны, трудо­любивы и благодарны, и занимать­ся с ними – одно удовольствие. Благодаря постоянному общению со своими подопечными, он уже неплохо понимает по-китайски, но для более качественного понима­ния планирует заняться изучением этого языка планомерно.

Софья Вольская

Читайте также на сайте:

  1. Благодарность редакции газеты «Томская НЕДЕЛЯ»
  2. Нам есть за что бороться
  3. Забота для каждого
  4. Рейд по общежитиям
  5. Мытарства с оплатой
  6. Большие проблемы большого футбола
  7. Автобус переехал
  8. Автоматическая фиксация
  9. Аэропорт без парковок
  10. Закрытие сезона
Рейтинг

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика

Контакты

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Отдел рекламы

Email: rec@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-91