Томская НЕДЕЛЯ
Отдел рекламы:
+7 (3822) 78-42-91
Томск, Россия

Если позвало небо…

  11    0

Наш земляк с детства мечтал научиться летать и всю жизнь воплощает эту мечту в реальность.

Кто из томичей, гуляя в Лагерном саду, хоть раз не на­блюдал красочные парапланы, парящие в небе? Дух захваты­вает от одного вида величаво скользящих по воздуху купо­лов! А уж если представить себя на месте пилота!..

Человека всегда тянуло в небо: оторваться от земли и взмыть ввысь мечтают не только дети, но и взрослые. Но много ли вы встре­чали людей, которым удалось реа­лизовать полеты не во сне, а наяву? Полететь не на самолете, а в от­крытом воздушном пространстве, когда твое тело ощущает каждое дуновение ветра, а душа сама со­бой распахивается навстречу тому простору, что открывается взору, когда земля уходит из-под ног…

Разумеется, это совершенно особая категория людей: рисковые мечтате­ли, не представляющие своей жизни без неба, а потому снова и снова стре­мящиеся оторваться от земли. У них ведь даже взгляд другой – словно наполненный небесной синевой! Во всяком случае, именно такой взгляд у преподавателя ТПУ Сергея Пустын­никова – одного из самых «старых» членов Томского дельтапланерного клуба при Политехе «Орион». Свой первый прыжок с парашютом он со­вершил в 15 лет (конечно, в виде ис­ключения, потому что, вообще-то, к прыжкам с парашютом допускают с 16-ти). И с тех пор мечты о небе уже не оставляли его.

«Орион» был образован в 1976 году. Это студенческий клуб (хотя принимают в него всех желаю­щих), и работает он на обществен­ных началах.

– Тогда дельтапланерное дви­жение по стране очень бурно раз­вивалось, – рассказывает Сергей. – Поэтому и в Томске нашлось много желающих испытать себя в покоре­нии высоты: членами клуба сразу стало более 2,5 десятков человек. Мы нашли помещение для клуба в подвале дома по улице Усова, 17 и начали с нуля. Первым председате­лем клуба был студент электроме­ханического факультета Антипов Евгений, под руководством кото­рого было построены первые дель­тапланы, проводились лекции по аэродинамике. Детали собирали с миру по нитке, ведь материалы для этих летательных аппаратов нужны непростые. Первые полеты на ле­тательных аппаратах собственного производства начали осуществлять почти сразу: находили подходящий спуск и… Конечно, бились, ломали руки-ноги, но эти неприятности не могли заставить нас оставить попыт­ки подняться в воздух: летная лихо­радка была сильнее! Потом в посел­ке Лучаново нашли изумительное по красоте место для полетов, слов­но специально предназначенное для стартов безмоторных летательных аппаратов. Благодаря энтузиазму пилотов из разных клубов получили разрешение на использование этого места в качестве базы, осуществили необходимую вырубку, расчистили склон, самостоятельно перекинули линию электропроводов. К сожале­нию, сейчас перед нами появилась угроза потерять это уникальное место: местный стеклозавод заявил права на эту землю. Найти и обору­довать под полеты другое место так же недалеко от города будет очень трудно! В Лагерном саду тоже в по­следнее время осуществлять полеты становится все более проблематич­но: там идет застройка, натягивают провода, а это значит, что снижение человека даже на параплане сопря­жено с дополнительными опасно­стями.

В 1976 году орионовцы провели первые соревнования по дельта­планерному спорту. Впоследствии участвовали во всех городских, об­ластных соревнованиях и на выез­де. В августе 2010 года два пилота из клуба «Орион» – Тестов Дми­трий и Далакян Григорий – в соста­ве команды Томской области уча­ствовали в соревнованиях на кубок стран СНГ и в соревнованиях на кубок Казахстана по дельтапланер­ному спорту, которые проходили в г. Алматы. Было разыграно основ­ное упражнение – полет по марш­руту протяженностью от 10 до 100 км. По результатам соревнований, из шести стран СНГ наша команда заняла второе место на кубке СНГ и третье место на кубке Казахстана. Добиться призовых мест помогли тренировочные сборы, которые наши спортсмены провели в мае в п. Каракан Кемеровской области и в п. Сарагаш в Хакасии, а так­же упорные тренировки в течение года на дельтадромах в п. Лучаново около Томска и в Лагерном саду.

Что такое дельтаплан?

По сути, дельтаплан – это легкий планер. На нем можно парить, про­летать значительные расстояния и держаться в воздухе неограничен­ное время. Но в отличие от класси­ческого планера, который больше похож на самолет без мотора, дель­таплан имеет совершенно другую форму и принципы управления. Во время полета пилот находится в так называемой подвеске (под­весной системе), что обеспечивает ему свободу телодвижений для ба­лансирного управления.

Современный дельтаплан мало похож на своего прародителя – крыло Рогалло (кстати, название «дельтаплан», скорее всего, связа­но с его формой – по форме кры­ла он похож на греческую букву «дельта»). На заре дельтапанериз­ма дельтапланы мало что умели делать и были похожи, скорее, на своеобразные управляемые пара­шюты. Они могли летать только сверху вниз. Современные дельта­планы – это высокотехнологичные аппараты, которые способны па­рить так, как это делают птицы.

Летит дельтаплан по той же при­чине, что и самолет – разница дав­лений под крылом и над ним (под – давление больше, над – меньше). Эта разница приводит к возникно­вению подъемной силы и позволя­ет дельтаплану не падать отвесно вниз, а как бы «скользить» по воз­духу. Естественно, у классического дельтаплана нет мотора, поэтому, в отличие от самолета, он может лететь только вниз. Но атмосфе­ра земли неоднородна. Воздух не стоит на месте – он перемещается как горизонтально (всем нам из­вестный ветер), так и вертикаль­но (мало кому известные терми­ческие и динамические потоки). Если воздух перемещается вверх, то это позволяет дельтаплану, на­ходясь в этом месте, лететь вверх. То есть, он может набирать вы­соту. Набрав, он летит туда, куда захочет пилот. В процессе этого полета в нужном направлении он теряет набранную высоту, проле­тая через воздух, который стоит на месте или движется вниз. Это происходит до тех пор, пока он не встретит воздух, который дви­жется вверх, и тогда снова наберет высоту. Это все сказано сильно упрощенно, но в целом, так оно и есть.

– Как же пилот управляет дельтапланом?

– В отличие от самолета, где управление исключительно аэро­динамическое, дельтаплан управ­ляется балансирно, то есть за счет перемещения центра тяжести, – рассказывает Сергей Пустынни­ков. – Проще говоря, пилот под­вешен к определенному месту в дельтаплане и, перемещая свой вес относительно центра воздушного давления, он создает управляю­щие моменты, которые в итоге за­ставляют дельтаплан менять фор­му своего крыла (так называемое демпфирование) и поворачивать налево или направо. Чтобы заста­вить дельтаплан лететь быстрее, пилот перемещает свое тело впе­ред, медленнее – назад. Только нужно помнить, что дельтаплан без мотора не умеет лететь вверх – он летит всегда только вниз, поэтому пилот может лишь регулировать скорость полета и, соответственно, скорость этого снижения.

– Но ведь в вашем клубе учат­ся летать не только на дельта­планах, но и на парапланах. Чем они отличаются друг от друга?

– Говоря совсем просто, дельта­план – это планер, а параплан – это парашют. Дельтаплан имеет от­носительно жесткое крыло (труб­чатый каркас с натянутой на него обшивкой), параплан же вообще не имеет ни одного жесткого элемен­та в конструкции. Поэтому дель­тапланы тяжелее парапланов, но летают лучше (дальше и быстрее) и более безопасны. Каждый вы­бирает сам, чего ему хочется боль­ше: легкости парапланов или воз­можностей и ощущений, которые предоставляет дельтаплан. Раньше я летал преимущественно на дель­тапланах, теперь же мне больше нравится легкость и мобильность параплана.

– А насколько сложно нау­читься летать?

– Сделать первые полеты на дельтаплане довольно сложно (сложнее, чем, например, на пара­плане). Дело в том, что дельтаплан летит на довольно высокой ско­рости (30-50 километров в час), соответственно, все действия по управлению дельтапланом долж­ны выполняться быстро и точно. В освоении методики управления и состоит, главным образом, про­цесс обучения. Чтобы правильно управлять дельтапланом, необхо­димо научиться существовать и мыслить в 3-х измерениях, при­том, что обычно человек обходит­ся двумя – ведь вся наша жизнь проходит на поверхности Земли. Обычно процесс обучения зани­мает несколько месяцев (при заня­тиях 1-2 раза в неделю). Новичок, который приходит в клуб осенью и начинает активно заниматься, к лету уже в состоянии совершать самостоятельные полеты с высоты 100-200 метров. Ну, и самое глав­ное: учиться можно только под ру­ководством опытного инструктора. Ведь даже для знающих пилотов полеты – это всегда опасность возникновения непредвиденных ситуаций. Поэтому в нашем клубе существуют определенные прави­ла, сводящие риски к минимуму. Приступая к полетам, вначале мы обязательно выпускаем так на­зываемого разведчика – челове­ка, который в воздухе оценивает приемлемость погодных условий, силу и направление ветра. Кроме того, человек не может быть допу­щен к полетам в одиночку: рядом обязательно должны находиться еще двое, способные отслеживать нахождение пилота в воздухе и в случае чего оказать помощь, вы­звать подмогу. В воздухе всякое случается: внезапный порыв ветра может «сложить» параплан или накренить дельтаплан, и не всегда пилоту удается справиться с ситуа­цией и избежать падения…

– Но меня с детства тянуло не только вверх, но и вниз, – вне­запно признается в беседе Сергей, – поэтому к полетам постепенно присоединилось еще одно сильное увлечение: погружения на глуби­ну. Дайвинг – моя вторая страсть: мечтаю поплавать в Красном море! Если только появляется возмож­ность – совершаю путешествие на берег Японского моря. А нет – тре­нируюсь в томском клубе подво­дного плавания.

Вот так: то вверх, то вниз.

На земле же Сергей Пустынни­ков воспитывает двоих сыновей и преподает на теплоэнергетическом факультете ТПУ. Много времени проводит с иностранными студен­тами: в прошлом году даже уезжал на 2 месяца преподавать в Китай! Сергей рассказывает, что китайские студенты очень прилежны, трудо­любивы и благодарны, и занимать­ся с ними – одно удовольствие. Благодаря постоянному общению со своими подопечными, он уже неплохо понимает по-китайски, но для более качественного понима­ния планирует заняться изучением этого языка планомерно.

Софья Вольская

Читайте также на сайте:

  1. Горячая вода под контролем губернатора
  2. Лоб в лоб
  3. Важная победа
  4. Недочипсилили…
  5. Тарифы все тяжелее
  6. Самая успешная война против России
  7. Пикеты в одиночку
  8. Очередной – Сухоплюева
  9. Врачей отметили
  10. Дело Ходорковского
Рейтинг

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Яндекс.Метрика
Посетителей на сайте сейчас: 16

Наш адрес

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Email: ansktn@mail.ru