Томская НЕДЕЛЯ
25 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ
Томск, Россия

ФАС – защита или регулирование?

   0

Шевченко

Новость о том, что с января Нового года антимонопольщики не будут принимать жалобы граждан, появилась в разгар разбирательства с энергетиками жителей одного из деревянных домов Томска. У них применялась формула подсчета, в которой минус почему-то менялся на плюс. После чего сумма ОДН превышала показания квартирного счетчика.

Новость эта не обрадовала. Ведь именно в областном анти­монопольном комитете до сих пор удавалось разрешать по­добные конфликтные ситуации в системе ЖКХ. Чем же теперь будет заниматься Федеральная антимонопольная служба?

— Владимир Иванович, это изменение направления ва­шей деятельности или ее ло­гическое продолжение?

— Скорее новый виток 25- летнего развития конкурентного законодательства. Продолжение закона «О защите конкуренции» для того, чтобы конкуренты со­блюдали «правила игры» и не «передрались» между собой. Конкуренты разные. Естествен­ные монополии и доминирующие предприятия. Малый и сред­ний бизнес. Разные условия их «борьбы» друг с другом. Почти у всех потребители — граждане.

А простые граждане — не конку­ренты предприятиям. Они не могут оставаться без защиты государства и антимонопольщиков. Изменяет­ся только процедура этой защиты. Не конкретного гражданина, а не­определенного круга лиц.

Наше законодательство чет­верть века меняется, совершен­ствуется. Меняются и задачи государства в экономике. Нужно создавать условия для цивили­зованного рынка, где свободная конкуренция приводит к успеху тех, кто предлагает покупателю более дешевые и качественные то­вары и услуги. А покупатель знает и умеет защищать свои права.

Поэтому в первых законах ставилась задача воспитания гра­мотного потребителя и товаро­производителя. Устанавливались понятные правила организации работы естественных монополий.

А еще ведомство занималось поддержкой малого бизнеса, защитой прав потребителей, контролем рекламы. И можно вспоминать первые расследо­ванные дела, громкие судебные процессы. Например, с известной медицинской фирмой по метал­лическим имплантатам в позво­ночник по защите прав потреби­телей, антимонопольные дела по «Юкосу», по «Томскэнерго».

Работа была сложной, кон­фликтной, вызывала много спо­ров. Совершенствовали свой про­фессионализм наши сотрудники. Это все история Федеральной антимонопольной службы. В том числе и Томского территориаль­ного управления. Уходят одни функции, уточняются, развива­ются, усиливаются и приходят другие.

В истории Томского управле­ния много интересных страниц и людей. Тяжелая, нервная, слож­ная, но увлекательная работа. Мы будем помнить всегда Лари­су Борисовну Исайкину, замести­теля руководителя управления, Владислава Семеновича Кабе­лева, руководителя управления, сердца которых остановилось на рабочем месте.

— После него вы и пришли на эту должность. Пятнадцать лет назад. А потом мы с вами оспаривали постановление мэра, по которому весь Томск переплачивал за отопление большие деньги.

— Да, сейчас это было бы проще. Современное наше анти­монопольное законодательство можно назвать и антикоррупци­онным. Ясные правила игры как для бизнеса, так и для власти не позволяют отступать от них. А если эти «отступления» появ­ляются, то есть экономическая заинтересованность. Некомпе­тентность в случае с чиновника­ми маловероятна.

А первые годы развития кон­курентного законодательства по­зволяли выявить, пресечь, выдав предписание, но не наказать. Тот же суд по отмене балансового ме­тода оплаты был выигран, а за­ставить мэра его отменить уда­лось далеко не сразу. Наказания за неисполнения предписания в то время не предусматривалось.

Принятие закона «О защи­те конкуренции», закона о за­купках для государственно-му­ниципальных служб, внесение многочисленных норм в Адми­нистративный Кодекс по на­казаниям за нарушения анти­монопольного и закупочного законодательства изменили все. Сегодня мы можем выписать серьезные штрафы как пред­приятиям-нарушителям, так и чиновникам.

А это десятки миллионов штрафов с предприятий-нару­шителей и их руководителей, от полутора до трех с полови­ной миллионов с чиновников за «неправильные» закупки. И не только за нарушение закупочной деятельности, но и антимоно­польного законодательства. На­пример, за 2014 год было выпи­сано нарушителям 15 штрафов, всего на 225 тысяч рублей, по закону защите конкуренции. На­пример, в Зоркальцеве за пере­дачу коммунальных сетей без торгов, закупки для жилищно- коммунального хозяйства, при­обретение транспорта без офи­циальных торгов.

Понятно, что при нарушениях присутствует ущемление интере­сов других лиц, которые могли бы предложить качественные ус­луги и лучшие цены. Ведь цену на рынке должен определять лишь баланс спроса и предложения.

Пресекая нарушения, мы на­талкиваемся на упорное сопро­тивление чиновников. Они не соглашаются, ходят по судам, пытаясь оправдаться. Ведь при повторном нарушении чиновни­ки могут потерять в том числе и свою должность. Но именно так воспитывается уважение к за­кону.

— И вместе с тем состав ваших сотрудников снова со­кратили?

— Да, еще в 2015 году нас было 30 человек, теперь 25. И зарплата у нас небольшая. Осо­бенно у молодых сотрудников. Среди них заметная текучка кадров. Но основной состав управления – опытные профес­сионалы, умеющие работать на проверках, на комиссиях, и в судах.

У нас эффективно действуют три общественных совета. По реклам­ной тематике, по гос. закупкам и общественно-консультативный — по антимонопольной тематике — наиболее авторитетный. Активнее всех — совет по рекламе. Там со­брались эксперты общественных организаций, крупных рекламных игроков, контрольных органов.

А вот совет по закупкам и общественно-консультацион­ный пока еще менее интересны общественности. Причина, оче­видно, как в сложности этих ви­дов законодательства, так и пас­сивности правозащитников. Но часто правильное и грамотное решение такого совета способно предупредить многие проблемы как в рекламе, так и в ЖКХ.

— Давайте вспомним о по­следних заседаниях по теме ОДН на улице Пирогова. Куда людям теперь идти?

— Мы предупреждали заяви­телей, что с января 2016 года наши полномочия по работе с физическими лицами меняются. Но для вынесения решения не хватало то документов от энерге­тиков, то активности авторов жа­лобы и доказательств, которые они должны были представить. Существуют юридические про­цедуры и сроки. К сожалению, большинство собственников жи­лья не только не умеет, но и не хочет грамотно управлять своей собственностью, считать деньги.

— Вы же понимаете, что тема ОДН выходит далеко за рамки единичного случая. Многие страдают из-за таких нарушений.

— Но мы можем решить лишь часть проблемы. Здесь нужно говорить о совершенствовании закона, который позволяет тем, у кого нет счетчиков, вешать на один норматив непрописанных в квартире граждан. А потребители со счетчиками должны платить «за того парня». Плюс запутан­ность расчетов ОДН. Для этого нужно усовершенствовать норма­тивно-правовую базу ЖКХ.

— Но обычные граждане не смогут обосновать такие из­менения. А вы теперь с нами не работаете.

— Думаю, что здесь новые формулировки закона «О защи­те конкуренции» как раз и могут дать возможности рассматривать подобные проблемы, рассматри­вая системные, большие дела. Но для этого еще нужно серьезно над этим поработать. Прямо до ново­годних праздников эти вопросы обсуждались на селекторном со­вещании с ФАС России.

В целом же новый пакет закона нацелен на то, чтобы наша служба больше занималась защитой кон­куренции. Находила ключевые проблемы, позволяющие усовер­шенствовать рыночные отноше­ния, тем самым защищая потреби­телей услуг, в том числе и ЖКХ. А с потребителями мы продолжаем свою разъяснительную деятель­ность через адвокатирование при взаимодействии со СМИ.

Конкретным же людям нуж­но учиться защищать свои пра­ва самостоятельно, с помощью некоммерческих специализиро­ванных общественных организа­ций. Через правозащитников. А по теме нарушений ЖКХ, кроме антимонопольной службы, есть еще и областная власть с соот­ветствующими департаментами, и Роспотребнадзор, и прокура­тура, и суд.

Вместе с тем, четвертый анти­монопольный пакет дает воз­можность убрать лишние кон­трольные функции и давление на бизнес. Например, теперь отме­нен реестр предприятий, занима­ющий доминирующее положение в своем сегменте рынка. Раньше попадание в этот реестр приво­дило предприятия к излишней отчетности, бюрократии. Но в каждом конфликтном случае все равно приходилось доказывать факт доминирования. Ведь си­туация на любом рынке товаров и услуг меняется быстро. Кто-то новое оборудование купил. Кто- то новую технологию применил, кто-то потерял часть рынка. Ре­естр становится неактуальным.

Изменения позволяют зани­маться профилактикой анти­монопольных правонарушений. В частности, выдавать сначала предупреждение с требованием исправить нарушения предпри­ятиям и чиновникам по опре­деленным статьям закона «О защите конкуренции». Не теряя времени на расследование, осво­бождая от штрафов в случае ис­полнения таких предупреждений.

В защиту потребителей различ­ных естественно-монопольных услуг, в том числе и граждан, ра­ботают и другие нормы антимо­нопольного законодательства. А также правила недискриминаци­онного доступа к услугам, правила техприсоединения и многое другое. Раскрытие информации о деятель­ности естественных монополий — это позволит избежать многих конфликтов, в которых нам всем вместе придется еще разбираться. В том числе и через суд.

Так что мы никуда не уходим от потребителя — гражданина. Изменения, внесенные в анти­монопольный закон, дают новые возможности. Остается только научиться ими пользоваться.

Зинаида Куницына

Читайте также на сайте:

  1. Вынужденная временная мера
  2. Тёмные дела мэрии
  3. “Декрет о земле”
  4. Новая песня на старый лад
  5. Оттяпали семь миллионов из бюджета
  6. Моряковский потоп
  7. На «скорой» наступает кризис?
  8. 100 дней войны
  9. Южные ворота. Заммэрская протекция
  10. Тюремщики погорели на кройке и шитье
92%
Рейтинг

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика

Контакты

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Отдел рекламы

Email: rec@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-91