Томская НЕДЕЛЯ
Отдел рекламы:
+7 (3822) 78-42-91
Томск, Россия
+10.4C

Фёдор Кузьмич — святой старец томский

  67    0

Фёдор КузьмичТомск известен большинству жителей России своими университетами, деревянной архитектурой, а еще наш город связан с загадочным человеком — святым старцем Фёдором Кузьмичом
Ирина Лугачева
2 февраля 2016 года в Казанской церкви Томского Богородице-Алексеевского мужского монастыря (улица Крылова, 12б) состоялось чествование Святого Фёдора Томского — легендарного Императора Александра I, Победителя Наполеона, известного также под именем старца Фёдора Кузьмича.
С Томском связаны последние годы жизни старца, проживавшего в нем с 31 октября 1858 года до кончины 20 января (2 февраля) 1864.
В 1984 году старец был причислен к Собору Сибирских Святых и подвижникам благочестия, в Земле Сибирской просиявших.
5 июля 1995 года состоялось обретение его мощей в ограде Богородице-Алексеевского монастыря и перенесение их в монастырскую церковь иконы Казанской Божьей Матери, где они и находятся в настоящее время.
Со времени обретения мощей неоднократно поднимался вопрос о всероссийской канонизации Святого Фёдора Томского, решение которого находится в ведении священноначалия Томской епархии, возглавляемого митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом и Русской православной церкви Московского патриархата.
В наступившем 2016 году исполняется 215 лет со дня Коронации Александра I на трон Императора Всероссийского и 200 лет его Коронации на трон Короля Польского, а также 180 лет со дня его появления в Сибири.
В начале 2016 года состоялось первое заседание попечительского совета Томского отделения Русского географического общества, прошедшее в Томском государственном университете под председательством губернатора Томской области Сергея Жвачкина.
На заседании был принят к исполнению туристический маршрут «Великая русская легенда: Император Александр I — Святой праведный Фёдор Томский», свидетельствующий о возросшем интересе к личности таинственного сибирского старца, ежегодно привлекающего в Томск тысячи паломников со всех уголков России, ближнего и дальнего зарубежья. Чествование открылось вечерним богослужением в казанской церкви 1 февраля 2016 года.

Фильм о святом старце  Фёдоре Томском

Фильм о святом старце
Фёдоре Томском

2 сентября 1812 года Наполеон въехал в Кремль и разместился в парадных покоях русского государя. В тот же день Москва, подожженная в нескольких местах, загорелась. Через четыре дня Наполеон отправил Александру первое письмо с предложением о мире. Ответа не было. Наполеон сделал еще две попытки заключить мир, но Александр молчал. Все разговоры и увещевания были тщетны. Своими мыслями и намерениями император делился только в письмах к любимой сестре Екатерине Павловне: «Я лучше предпочту прекратить свое существование, чем смириться с чудовищем, которое причиняет всем несчастья. Я надеюсь на Бога, на восхитительный характер моего народа и на настойчивость, с которой я решил не склоняться под ярмо».
Через месяц Наполеон покинул разоренную, выгоревшую на две трети Москву. Началось бегство французской армии. 16 ноября 1812 года, спустя полгода с начала войны, через реку Березена сумели переправиться девять тысяч оборванных, голодных, деморализованных солдат — жалкие остатки великой наполеоновской армии. Отечественная война была окончена. Погибло более двухсот тысяч русских солдат и офицеров. Потери среди мирного населения никто не считал. Но складывать оружие Александр не собирался. Русская армия отправилась в заграничный поход в погоне за побежденным, но еще не поверженным Наполеоном. Александр I прошел по Европе, возвращая ее монархам сбитые Бонапартом короны и внушая страх и уважение европейским народам.
19 марта 1914 года во главе всех союзных войск Александр вступил в Париж. Европа была у его ног. В Лондоне новорожденную кронпринцессу, будущую королеву, окрестили именем русского императора — Александрина-Виктория. В Берлине в его честь назвали главную площадь города — Александрплац. В парижских салонах Александр I произвел сильное впечатление своими рассуждениями о Конституции и свободе. Парижане были совершенно очарованы русским императором — высокий рост, прекрасное телосложение, золотые волосы, лучистые голубые глаза, мягкая улыбка. «Leroidelabelle» — прекрасный король. После Парижа Александру рукоплескала Вена, там проходил конгресс, посвященный устройству послевоенной Европы. Это было собрание самых искусных, хитрых и коварных дипломатов той эпохи, среди которых русский император занял достойное место. Он великолепно держал лицо и виртуозно скрывал свои чувства и намерения, о нем говорили: «Загадочный русский сфинкс». Раздел Европы принес ему новые титулы, теперь он стал именоваться — Самодержец Всероссийский, Князь Польский, Великий Князь Финляндский — всего 55 титулов… После победы над Наполеоном его торжественно нарекли Благословенный.

После Европы

В Россию вернулся не тот пылкий юноша, который мечтал даровать всем свободу и общее благо. Александру не было еще и сорока, а он превратился уже в памятник самому себе. Ближайшим соратником Александра в это врем уже был не просвещенный реформатор Сперанский, а старый солдат — граф Алексей Андреевич Аракчеев из гатчинских служак, непревзойденный мастер муштры. Аракчееву расположение императора не прощали, его ненавидели. Однако он был прекрасным военным специалистом, человеком исключительной честности и к тому же лично преданным императору. Поэтому Александр всецело доверял Аракчееву и именно ему поручил воплотить в жизнь идею, которую позаимствовал в Англии у социалиста-утописта Роберта Оуэна — военные поселения, где солдаты живут семьями и совмещают службу с занятием сельским хозяйством. Императору эти поселения казались благом — солдаты не разлучаются с родными, армия сама себя обеспечивает продовольствием — всюду идеальный порядок. И он был весьма удивлен при известии о бунтах среди поселенцев. И чем дальше, тем больше благие намерения Александра оборачивались неприятностями. Когда-то он мечтал даровать всем свободу, теперь же от его либерализма не осталось и следа. В России ужесточилась цензура, были запрещены все масонские общества, вольнодумные литераторы помещались под надзор, отправлялись в ссылку. Однако когда Александру докладывали о тайных обществах, показывали списки, он ничего не предпринимал, говоря только: «Я не могу судить их слишком строго, я сам когда-то разделял их убеждения». Таким образом император все более удалялся от управления страной. В этот период Александр пишет французскому дипломату Огюсту де Шуазель-Гуфье: «Надо побывать на моем месте, чтобы составить себе понятие о том, что я испытываю при мысли, что когда-нибудь мне придется дать отчет перед Богом за жизнь каждого из моих солдат. Нет, престол не мое призвание. Если бы я мог с честью изменить условия моей жизни, я бы охотно это сделал. Признаться, иногда я готов биться головой о стену».
Убийство отца, которое привело его на трон, гибель тысяч русских солдат, слава, которая не стоила для него ничего. В одном из писем он писал о своем состоянии старому приятелю — князю Голицыну: «Я пожирал Библию, находя, что Ее слова вливают новый, никогда не испытанный мир в мое сердце и удовлетворяют жажду моей души».
В это время супруга императора заболевает, ей ставят диагноз «туберкулез». Александр испугался, ведь именно в это время Елизавета Алексеевна вновь стала ему очень близка. Было принято решение покинуть Петербург. Император мечтал переселиться с супругой в Крым и жить частным человеком. Но решено было ехать в глухой провинциальный Таганрог. Как-то император был там с инспекцией, и ему там понравилось. Начались сборы. Александру и Елизавете казалось, что там они смогут быть вновь счастливы, как когда-то в юности. Александр приехал в Таганрог первым, разместился в одноэтажном доме градоначальника на Греческой, 40. Сам чистил дорожки в саду, занимался устройством дома. Когда приехала Елизавета, они зажили спокойной и размеренной жизнью. Александр воспрял духом и чувствовал себя почти счастливым, но живя частной жизнью, он все еще оставался императором, акт об отречении подписан не был. Эта отрешенность от дел государства станет через несколько месяцев поводом для восстания декабристов и причиной гибели нескольких сотен людей. Но к тому времени Александр уже не будет править. 19 ноября 1812 года из Таганрога пришла весть о смерти императора. От чего — доподлинно неизвестно, одни говорили, что он умер от инфекционного заболевания, закончившегося воспалением мозга, другие — «от разлития желчи». А третьи обратили внимание на то, что хоть Александр и исповедался за несколько дней до кончины, но отходную над ним никто не читал. Все материалы о последних днях жизни Александра были уничтожены Николаем I.
А поле смерти царя началось нечто уж совсем странное: императрица Елизавета Алексеевна, нарушая все законы приличия, сразу по кончине покинула тело мужа и уехала в столицу. Тело было, как заявлялось, набальзамировано, но отчего-то быстро разложилось. Поэтому в Петербурге был выставлен для поклонения закрытый гроб.
В народе ходили слухи: «Государь жив!».

Иконы

Автор икон — иконописец Богородице-Алексеевского монастыря Георгий Родионов (г. Томск). Иконы из частной коллекции председателя частного благотворительного фонда «Держава».

Спустя еще полгода умерла Елизавета Алексеевна.
Внезапная смерть императора многим показалась таинственной. Появились слухи о том, что Александр инсценировал свою смерть, а сам где-то скрывается. А спустя десять лет появился некий таинственный старец по имени Фёдор Кузьмич, живущий на поселении в Томской губернии. Он обладал обширными познаниями, говорил на нескольких иностранных языках, был очень набожен, но не причащался, говорил загадочно, что не может ходить к причастию, потому что уже отпет. Старец бы высок, широкоплеч, слегка сутулился и был глуховат на левое ухо.
За два года до смерти Александр говорил с младшим братом, великим князем Николаем Павловичем, о намерении отречься от престола в его пользу. Тогда он сказал: «Как буду радоваться, когда я увижу Вас, проезжающими мимо меня, а я, затерянный в толпе, буду кричать вам: «Ура!».
Скончался Фёдор Кузьмич в 1864 году. Был похоронен на кладбище томского мужского монастыря. На кресте была сделана надпись: «Здесь покоится тело Великого Благословенного старца Фёдора Кузьмича».

Фёдор Кузьмич или Александр?

Фёдор Кузьмич, неизвестный крестьянин, категорически не собирался отвечать на этот вопрос. После своего «разоблачения» он вскоре уехал из Зерцал, переезжал с места на место, пробовал уйти в тайгу и жить вдали от людей. Но годы брали свое, здоровье становилось все хуже.
В 1858 году, в возрасте более 80 лет, старец Фёдор поселился в Томске у купца Семена Феофановича Хромова — по его просьбе. Хромов, как и большинство почитателей старца, чтил его как духовного наставника и святого подвижника. И свято верил, что старец — император, отрекшийся от престола.
Слухи ходили, обрастали подробностями. Фёдор Кузьмич не подтверждал, но и не опровергал их. А, между прочим, слухи такие были опасны: самозванство в России каралось жестоко, вплоть до казни. Но никогда, кроме того, единственного раза на Урале, Фёдор Кузьмич не имел дела с полицией. А ведь полиция о слухах знала, но дела не открывала! В 1864 году старец Фёдор Кузьмич скончался, так и не открыв своего настоящего имени и звания. Впрочем, знал его, несомненно, священник, принимавший последнюю исповедь умирающего, но тайна этой исповеди никогда не была нарушена. В Томске же возник кружок почитателей старца. Хромов, веривший в царское происхождение ссыльного, попытался добиться канонизации Фёдора Кузьмича. Для этого ездил в Петербург, даже пытался пробиться к царской семье — передать вещи старца, как он считал, единственным родственникам. И везде, где можно, твердил: «В Сибири под видом ссыльного бродяги жил император Александр I». Но и питерская полиция не заинтересовалась этими явно политически вредными слухами. Что до Романовых, то вещи старца они приняли… но разговаривать с Хромовым отказались. Не нашел времени для Хромова, тогда уже восьмидесятилетнего, и Николай II, проезжавший через Томск в 1891 году. А вот на могиле старца Николай побывал, хоть программа его пребывания в Томске была напряженной. Согласитесь, что-то здесь не так? Была у семьи Романовых тайна… И все это — очень сильные аргументы в пользу «царской» версии происхождения старца. Сильные, но — косвенные. Прямых свидетельств того, что Фёдор Кузьмич был Александром I, нет. И вряд ли они будут. Православной церковью старец Фёдор канонизирован как «праведный Фёдор Томский». И основанием для канонизации стало не «царское прошлое», а праведная жизнь Фёдора Кузьмича.

Память о старце

книги

Книги о святом старце Фёдоре Томском, изданные частным благотворительным фондом «Держава».

Обе кельи и могила на особо почитаемом кладбище Алексиевского монастыря стали местом поклонения и даже некоторого паломничества сибиряков, первостепенными достопримечательностями города. Спустя сорок лет после смерти над склепом старца на монастырском кладбище была установлена каменная часовня.
В бурную советскую пору часовня над могилой была разрушена, могила осквернена, обе кельи исчезли. В начале 1990 годов еще не православная церковь, а неутомимые томские краеведы стали настаивать на восстановлении часовни-памятника на могиле старца и памятного знака на месте его городской кельи на пустом углу улиц Крылова и Фрунзе (бывших Монастырской и Нечаевской).
В 1992 году последовало возрождение Алексиевского монастыря. Летом 1993 года монастырь посетила великая княгиня Мария Владимировна, глава императорского дома Романовых, вместе с матерью и сыном Георгием.
Летом 1995 года его мощи были обретены церковью. Для этого томские семинаристы раскопали склеп Фёдора Кузьмича. Работа шла в нише склепа, превращенного несколько десятилетий тому назад временными хозяевами территории сначала в нужник, а затем в мусорную яму. Из склепа наверх было бережно поднято дно гроба, а сохранившиеся мощи старца семинаристы бережно перенесли в Казанскую церковь Алексиевского монастыря. Отсутствовали гробовая крышка и череп. То ли череп изъяли приезжавшие из Москвы исследователи (версия есть, но четких подтверждений не находится), то ли забрали мальчишки, искавшие в могилах ценности (о чем также имеются свидетельства). Обретение церковью мощей святого Фёдора Томского снимало с города позор былого кощунственного отношения к святому старцу.
В 1997 году над склепом старца была восстановлена часовня, но его мощи хранятся теперь в стоящей по соседству Казанской церкви в специальной раке, особо почитаемой верующими.
В течение года каждый воскресный день по завершении Вечерни в монастырском храме соборно служится акафист праведному Феодору Томскому, по окончании которого священник помазывает богомольцев освященным маслом из лампады, горящей перед гробницей святого.
В 2004 году в Томске вышла книга: «Кто он? Император Александр I, старец Фёдор Кузьмич, Святой Фёдор Томский», изданная на средства частного благотворительного фонда «Держава», редактором книги выступил игумен Силуан. Издание включает в себя множество фотографий, статей и публикаций, ранее не издававшихся. Написана книга на двух языках: русском и английском.
Использованы материалы книги «Кто он? Император Александр I, старец Фёдор Кузьмич, Святой Фёдор Томский» (Томск, 2004 г.), фильм «Романовы. История российской династии». Фото: http://www.memoriam.ru.

открытое обращение

В газету «Томская НЕДЕЛЯ» часто поступают обращения от верующих, православных паломников, представителей казачества и различных общественных организаций с предложениями причислить святого старца Фёдора Томского к лику Всероссийских святых. В связи с этим редакция публикует открытое письмо к Митрополиту Томскому и Асиновскому Ростиславу.
Ваше святейшество!
Наша газета от лица православных верующих обращается к Вам с просьбой молитвенно и на деле поддержать инициативу прихожан Томской епархии о причислении местночтимого Святого старца Фёдора Томского, чьи мощи покоятся в Богородице-Алексиевском монастыре г. Томска, к лику Всероссийских Православных Святых.
Надеемся на публикацию вашего отклика на эту инициативу в нашей газете и других средствах массовой информации.

Читайте также на сайте:

  1. «Цыплёнок» гродненского СМЕРШа
  2. Кухтеринские розыгрыши
  3. Кто «ставил» трамвай на рельсы
  4. Кинжалы Прометея в руках томича
  5. Татьяна Зверева. Художник, педагог, женщина…
  6. Виктор Миронов. Высшая справедливость ч.2
  7. Последний герой
  8. Герман Завьялов. Очарованный странник
  9. Совещание передовиков сельского хозяйства
  10. Николай Куприянов фронтовой связист
Рейтинг

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Яндекс.Метрика

Посетителей на сайте сейчас: 19

Мы на Flickr

    Наш адрес

    Email: red@tomskw.ru

    Телефон: +7 (3822) 78-42-93