Томская НЕДЕЛЯ
25 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ
Томск, Россия

“Глашатай Солнца” — символ 2017 года

   0

Петух — священная птица славянских народов

Екатерина Фёдоровна Леванова

Екатерина Фёдоровна Леванова

Согласно Восточному (китайскому) календарю, наступивший 2017 год объявлен годом Петуха. В связи с этим многие издания современной прессы в своих новогодних выпусках пишут о том, в каких нарядах лучше встречать наступающий праздник, какие блюда приготовить, чем украсить свой дом, чтобы привлечь Петуха, а вместе с ним удачу и благосостояние.
Но не многие из нас знают, что петух — это тотемная, священная птица многих народов и культур, включая и нашу собственную — славянскую, русскую. Достаточно вспомнить, например, святочные гадания — чей корм петух с курицей наперед поклюют, той девице и быть замужем в наступившем году, а коли петух в зеркало поглядит, то жених щеголем будет.
Древние славяне считали петуха надежным оберегом от любой нечистой силы, поэтому старались завести во дворе петуха поярче и поголосистее, а пропажа петуха считалась несчастьем.
О том, что ещё символизировал петух в культуре славянских народов, читателям газеты “Томская НЕДЕЛЯ” рассказала культуролог, искусствовед, преподаватель СибГМУ — Екатерина Фёдоровна Леванова.

Петух в культуре славянских народов

Древние славяне относились к образу петуха очень почтительно и связывали его с самим Солнцем. В связи с этим петух являлся вещей птицей и наделялся способностью противостоять нечистой силе. В старину западные славяне считали, что белый петух приносит в дом счастье. Поэтому посвящали своему высшему божеству, Святовиду, именно белого петуха.

У восточных славян также не принято было держать в хозяйстве черного петуха: считалось, что в этом случае супруги будут часто ссориться. Южные славяне, наоборот, предпочитали иметь у себя черных петухов. По их представлениям, “белый петух — черный хозяин”. Вообще, в народе считалось, что без петуха не будет водиться скот, молоко у коровы станет безвкусным. Полагалось, чтобы петух был бойким и драчливым. А если семья разделялась, то обе семьи заводили себе новых петухов.
Петух почитался как символ жизни и плодородия. Из-за того, что в ведении петуха всегда находится целый курятник, который постоянно приносит яйца хозяевам или новых птенцов, петух считается настоящим осеменителем, равных которому просто нет.
Петух также был одним из основных “участников” свадебного обряда.
Из петуха готовили ритуальное блюдо для празднования окончания жатвы. Например, после уборки зерновых сербы закалывали петуха на гумне, а его кровью окроплялось зерно, которое первым бросали в землю при севе.

Петушок-свистулька

Петушок-свистулька

Сохранились сведения о ритуале у славян, когда покойника или же постель, на которой он спал, выносили в курятник на три дня “чтобы петухи опели”. И на протяжении трёх суток петух опевал умершего, выгонял из него всё нехорошее, не подпускал к его телу и его душе злых духов и, в конце концов, провожал в иной мир. По представлению предков, сила жизни, которая таится в петухе, должна была вытеснить смерть.
Красный петух в народном представлении был связан с пожаром. Многие старые люди уверяли, что, когда пожар начинается от молнии, с неба прямо на крышу спускается пламенный петух. А фраза “пустить красного петуха” — означала, поджечь что-нибудь. В старину люди верили, что если в хозяйстве умрет петух, то случится пожар. Если петух кричал и бился в окно, то этим он, опять-таки, предсказывает пожар.
Древние славяне были убеждены, что крик петуха обладает способностью отгонять нечистую силу. “Петух поет — значит, нечистой силе темной пора пришла!” — говорили в народе, твердо веря, что с вечера до “первых петухов” положено бродить по земле всякой нечести. “Петух поет — на небе к заутрене звонят!” — приговаривали благочестивые старцы, уверенные в правильности предания: мол, как перестанут петь петухи, так всему миру конец… Однако пение кур — куроклик — считалось самым недобрым предзнаменованием. “Бывает так, что и курица петухом поет!” — эта пословица применялась к людям, которые берутся не за свое дело, да еще и заранее похваляются сомнительным успехом.

Святочные гадания с петухом

Святочные гадания с петухом

Всем славянам известно поверье о неурочном пении петуха. У южных славян таких петухов называли “кривци”, “мамници”. Они поют, когда кто-то родился или умер, предсказывают смерть слышащему, заманивают на улицу, чтобы причинить зло. Дабы уберечься от них, заслышав после полуночи крик петуха, полагалось выбросить из дома горящий уголь или выстрелить из окна. Особое мифологическое значение имеет крик петуха на вечерней заре и в полдень. Широко было распространено поверье о том, что петухи, поющие в это время, предрекают смерть или перемену погоды.
Когда петух к ночи поет не вовремя, это означало, что он видит некошного (т. е. черта или домового) и гонит его. Отсюда и поверье сложилось: чтобы не задавила нечистая сила, нужно при крике петуха поворачиваться на другой бок. “Свят дух на земле, диявол сквозь земли”, — оберег от нечистой силы. Так говорили при крике петуха. При переходе в новый дом наперед пускали ночевать кошку и петуха. Это делалось для изгнания нечистой силы.
Бытовало поверье, что петуха нельзя долго держать в хозяйстве. Многие сербы до сих пор ежегодно в день Ильи-пророка режут на пороге своего дома старого петуха или заводят нового. По их представлениям, старый петух может навлечь на хозяина смерть или превратиться в бесовское существо. В старину рассказывали, что семигодовый петух снесет маленькое яйцо и загребет его в навоз. Из этого яйца вылупится нечистое существо — змей или другое дьявольское создание, принимающее вид огня, искры, кота, маленького человечка или цыпленка. Три года оно будет исполнять все желания хозяина, но потом заберёт его душу. Питается же этот нечистый молоком и яичницей без соли.
Одно старинное предание также говорит о связи петуха и змея:

Дымковская игрушка

Дымковская игрушка

Когда-то давным-давно на Смоленщине лежал огромный убитый змей. Окрестные жители пытались засыпать его землей, но ничего не могли сделать: землю сбрасывало с тела. По совету знахаря, землю стали возить маленькие дети на возках, в которые запрягали петухов и кур. Сброшенная с этих возков земля сама разрасталась на змее. Так над змеем был насыпан курган.
Петушиная подруга — курица — также не осталась в стороне от древних поверий и обрядов, сказок и поговорок, примет, небывальщин и загадок.
Не петь курице петухом, (а и петь, так на свою голову) — т. е. запоет, когда ей голову отрубят. По поверью, курица, запевшая петухом, сносит яйцо, из которого высиживает василиска — дракона, змея.
Цыплят (у курицы) по осени считают. (По мифологическим представлениям, это — забота домового, который считает домашнюю птицу по наличности голов, и за каждую отсутствующую строго спрашивает с хозяина и хозяйки.)
А уж с Бабой-Ягой у курицы мифологическая связь: “Избушка, избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом!” Многие из нас помнят сказку про избушку на курьих ножках — дом Бабы-Яги. Он же — одинокая могила (в лесу или у дороги); гроб, домовина, где живет (костяная нога или скелет). А курьи ножки, согласно символике — ножки под гробом, чтобы он дольше сохранялся в могиле. Курица и дом на курьих ножках соотносимы в нашем фольклоре с Бабой-Ягой, которая олицетворяет первопредка либо саму Смерть.
Существовал некогда на Руси языческий праздник Доды — поминовение всех умерших и особенно родителей, где курица была поминальной жертвой. Позднее, в христианскую пору, возник как преемник праздник Деды, курячий праздник, курьи именины — Кузьминки, отмечаемый 1 ноября (14 ноября) в день святых бессребреников Космы и Домиана. В день курьих именин в шутку говорили: “Петух с курицей лягается, а курица петушится”. Смысл праздника Деды сохранялся долгие годы, а курица была поминальной жертвой, суп из курицы — обязательное поминальное блюдо. Еще назывался этот праздник петушиный или кочеты. В это время молодежь устраивала веселые гулянья, парни рядились в яркие шапки с подобием петушиного гребешка.
Позднее, уже в христианские времена, петух так же остаётся любимым символом народа — символ воскресения (крик петуха пробуждает от сна, а пробуждение по мнению христиан должно напоминать верующим о Страшном суде и всеобщем воскрешении мёртвых).

Изображения петуха

Народная вышивка с изображением петуха.

Народная вышивка с изображением петуха.

Наверное, нет такого материала, из которого бы не изготавливали столь любимого в народе персонажа — петуха: глиняные, деревянные, тряпичные, металлические, каменные — на любой вкус.
Множество изображений петушка можно встретить в народных игрушках — хлудневской, филимоновской, городецкой, богородской и проч.; свистульках, росписях — гжель, жостово, уфтюга и т. д. В виде петуха изготавливалась различная домашняя посуда: кувшины, солонки, чайники, кружки. Фигурки петуха часто сажали на домашнюю утварь, например, на прялки.
Часто петуха, сшитого из лоскутков разных тканей, подвешивали над кроваткой или люлькой младенца, считалось, что он служил оберегом для ребёнка. Петушка вышивали на занавесках, скатертях, рушниках, полотенцах, покрывалах и даже на одежде.
Петуха издавна водружали на башни, чтобы он глядел во все стороны и предупреждал об опасности, так как петух, кроме всего прочего, считался символом бдительности и призыва к бою. Этот мотив звучит в “Сказке о золотом петушке” А. С. Пушкина.
Петух часто изображался на домах, над воротами, на наличниках или ставнях.
Конечно, образ петушка недаром был столь любим в народе — петух очень красив, его можно смастерить из различных материалов и сделать разноцветным. При виде его изображения хочется улыбнуться, а словосочетание “петя-петушок” у многих взрослых людей рождает воспоминания о детстве.
Пользуясь случаем, хочу поздравить томичей и гостей нашего города с наступающим Новым годом! Новый год — праздник детства, время волшебства и чудес. Пусть 2017 год будет для всех нас светлым, мирным и счастливым, а всякий день наступающего года, каждому человеку принесёт радость, счастье и любовь. Пусть яркий и жизнерадостный символ 2017 года напомнит, какой насыщенной и многоцветной может быть жизнь. С праздником!
Автор: Ирина Лугачёва

Необычные ставни с петушками

Необычные ставни с петушками

Богородская игрушка.

Богородская игрушка.

Петушки на наличниках.

Петушки на наличниках.

Хохломская роспись с изображением петуха.

Хохломская роспись с изображением петуха.

Петушок-грелка из лоскутков на заварочный чайник

Петушок-грелка из лоскутков на заварочный чайник

Посуда гжель.

Посуда гжель.

Читайте также на сайте:

  1. Архитектурное сияние Северска
  2. «Мои студенты — это друзья и единомышленники»
  3. Смакуя жизнь
  4. Сказочный дар Владимира Наумова
  5. Поэтические письма
  6. Театр продолжается!
  7. Феноменальный концерт звезды рок-музыки Ольги Кормухиной — в ТОМСКЕ
  8. Не только песня строить и жить помогает!
  9. Анастасия Волочкова: «Дом – это место, где тебя любят и ждут»
  10. Фотовыставка о природе
Рейтинг
Метки:

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика

Контакты

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Отдел рекламы

Email: rec@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-91