Томская НЕДЕЛЯ
26 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ
Томск, Россия

Инклюзивное образование в Томске

   0

Доступная среда для каждого

Как часто мы задумываемся о проблемах, с которыми сталкиваются люди с ограниченными возможностями здоровья каждый день? А ведь никто из нас не застрахован от несчастного случая, который может стать переломным в жизни. Проблемами инвалидов в Томске занимаются, многое сделано и еще будет сделано, но общество в целом к этим проблемам готово мало. О том, возможно ли в Томске развитие инклюзивного образования, читателям газеты «Томская НЕДЕЛЯ» рассказала Людмила Ивановна Самохвалова — председатель Томского регионального общественного движения «ДОСТУПНОЕ для ИНВАЛИДОВ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ» — ТРОД «ДИВО».

Начало

По образованию я педагог, работала в школе учителем, 25 лет была директором школы. В 2008 г. я познакомилась с председателем Томского регионального общественного движения «Доступное для инвалидов высшее образование» — Владимиром Викторовичем Салитом, в Томске это движение больше знают, как просто «Диво». Однажды Владимир Викторович нырнул в воду, вынырнул и повредил позвоночник, но после этого случая он еще ходил, с трудом, но самостоятельно передвигался. А уже после проведения ряда операций он сел в инвалидное кресло. И поскольку человек сел в коляску, на него сразу же обрушились все проблемы, доселе неизвестные.

До того, как повредить позвоночник, Владимир Викторович работал в ТПУ, был деканом факультета автоматики и вычислительной техники. Но после этого случая работать в университете стало невозможно. Как вы понимаете, знания никуда не исчезли. Ученый, инженер, он мог бы преподавать дистанционно. В 2003 г. ВУЗы уже шли к этому, но технически все эти возможности были не развиты.

В связи с получением инвалидности и последующим увольнением с работы, Владимир Салит решил организовать общественное движение, которое бы помогало людям с инвалидностью получать высшее образование. В рамках одного из проектов Владимиру Викторовичу нужна была инклюзивная школа, таким образом, он вышел на меня и мы начали общаться, взаимодействовать, вести совместную работу.

Инклюзивное образование в Томске

Нормативов по работе с детьми-инвалидами в то время не было, условий, по большому счету, тоже. Но дети-то были, есть и будут. К сожалению, нужно признать, детей с ограниченными возможностями здоровья каждый год становится только больше. А может быть, их количество увеличилось по тем причинам, что мы стали больше знать о них. Раньше семьи с детьми инвалидами чувствовали свою неловкость, выходя куда-либо, теперь ситуация, слава Богу, меняется, меняется отношение нашего общества к таким семьям.

После того, как мы начали продвигать идею инклюзивного образования — образования, где бы вместе учились все дети, к нам в школу начали поступать ребятишки с инвалидностью. Однажды к нам в школу пришла девочка, до этого посещавшая северский реабилитационный центр. По месту жительства ей удобнее учиться в ближайшей школе, но ее мама остановила свой выбор именно на нашей. А причиной этого изначально стал плохо уложенный линолеум в учебном учреждении, которое ближе к дому. Дело в том, что девочка передвигалась при помощи ходунков, для которых этот горбатый линолеум был большой проблемой, с которой ученице пришлось бы сталкиваться каждый день. Таким образом, то, что для нас может остаться незамеченным, для людей с инвалидностью является большим препятствием.

Взаимодействие детей Приведя дочь в обычную школу, мама, конечно, очень переживала. И для того, чтобы понять, как дети будут контактировать с ней, мы сначала решили определить ее в летний пришкольный лагерь. Мой директорский кабинет был расположен таким образом, что его окна как раз выходили на площадку, где гуляли и играли дети. Мне, безусловно, понятны волнение и тревога родителей детей с инвалидностью. И эта мама также все время рвалась к своей дочери, но я предложила ей для начала просто понаблюдать за детьми в окно, благо, это был первый этаж, и в случае, если бы девочку кто-то попытался обидеть, мы бы сразу же пришли ей на помощь. И вот пред нашими глазами картинка: дети с вожатой что-то делали вместе, потом она их куда-то позвала и они побежали, но вдруг остановились, обернулись, а ведь девочка с ходунками не может бежать. Тогда ребята бросились обратно, помогли ей, и уже все вместе пошли дальше.

Воспитывать в детях чувство взаимовыручки, помощи окружающим нужно с детства. С самого раннего возраста дети должны знать и понимать, что наше общество — это самые разные люди, с самими разными проблемами и ограничениями здоровья С мамой девочки мы потом прошлись по всей школе, она оценила все места, которые должна была посещать ее дочь. Те элементарные вещи, на которые обращала внимание мама, никогда не бросались мне в глаза, я никогда об этом не задумывалась. И, к сожалению, многие директора школ, руководители различного рода учреждений точно также не имеют представлений о том, что может стать препятствием в их учреждениях для детей и взрослых людей с инвалидностью. После смерти Владимира Викторовича Салита я возглавляю общественного движение «Диво», и мне часто приходится контактировать с директорами школ, которые хотели бы взять на обучение детей с инвалидностью, но по ряду причин сделать этого не могут. И я часто говорю о том, что лучшими помощниками, лучшими консультантами в вопросах оснащения школы всеми необходимыми поручнями, пандусами и т. д. могут быть только родители детей с инвалидностью, которые точно знают, что необходимо их ребенку, чтобы зайти в здание, подняться на этажи, спуститься, какой должна быть туалетная комната и т. д. Никакой прораб, никакой строитель или министерство вам этого не скажут, а только те люди, которые ежедневно, ежечасно сталкиваются с этими проблемами. Школу мы тогда оборудовали всем необходимым.

Однажды я пришла в класс, где занималась девочка, на урок «труда», это были младшие классы. Ребятишки вырезали лепестки, составляли цветик-семицветик. И вы знаете, было трогательно до слез, когда помимо своих желаний дети писали о том, что хотят, чтобы их одноклассница ходила, бегала, как они. И это дорогого стоит.

Потом на обучение в нашу школу пришла еще одна девочка. У нее вообще страшная трагедия. Она с родителями попала в ДТП, родители погибли, девочку реанимировали, спасли, но она села в инвалидное кресло. Большая разница, когда человек не мог ходить изначально или стал инвалидом по каким-то причинам. Если человек рождается с инвалидностью: не слышит, не видит, не ходит или еще что-то — это одно психологическое состояние, но если инвалидность приобретенная — это совсем другое.

Конечно, для девочки потеря родителей и инвалидность стали сильным потрясением, стрессом, она была малообщительной, нервной. После аварии у девочки отказали ноги и были повреждены руки, и ее опекун всегда пыталась ей помочь что-то вытащить, разложить, вместо нее написать и вот однажды девочка ей сказала: «Я скажу тебе, когда мне нужно помочь». И это очень мудрая фраза, ребенок с инвалидностью должен уметь сам себя обслужить, не стоит все делать за него.

Был период, когда девочка не могла держать в руках обычную шариковую ручку, и мы купили ей толстую ручку, которая была ей удобна. Сейчас она прекрасно рисует, замечательно учится и занимается спортом.

Потом в нашу школу пришел мальчик тоже с инвалидностью. Пока он был маленький, он мог ходить с сопровождающей, но позже ему пришлось сесть в кресло. Его мама очень переживала, что коляска сделает ее сына менее самостоятельным, «разленит» его. Возможно, это и бывает, но не с этим мальчиком. Сейчас они вместе с девочкой, о которой я рассказала чуть выше, занимаются паралимпийскими видами спорта, очень энергичные, жизнерадостные, отличные ребята.

Огромные плюсы инклюзивного образование очевидны. Когда дети учатся вместе, они не только общаются, они учатся друг у друга, учатся сострадать, понимать чужие проблемы. Неизвестно, что было бы с этими детьми дома, будь они один на один со своими проблемами. Учась в обычной школе, они постоянно находятся в обществе, ими гордятся, ставят в пример, и это очень много значит. У ребят появляются друзья, они стремятся к успеху, им хочется стремиться к большим победам, одним словом, физические ограничения не являются ограничениями для достижения целей.

Родители детей с инвалидностью

Родители детей с ограниченными возможностями здоровья — это настоящие бойцы, как и их ребята. Иногда кажется, что они излишне нервные, придирчивые, но вы поживите их жизнью, еще неизвестно, в кого бы превратился каждый из нас. Многие родители детей с инвалидностью делают все возможное и невозможное, чтобы их дети обучались. Большой процент успехов детей с ограниченными возможностями здоровья — это любовь и вера их родителей и близких людей. Некоторые мамы увольняются с работы, чтобы всегда быть рядом со своими детьми, помочь, когда это необходимо.

Когда я слышу рассуждения о том, что с этими детьми нельзя заниматься, потому что они необучаемые, какие-то не такие… Я думаю, что это говорят те, кто не знает, с какими проблемами сталкиваются эти люди. А проблема, прежде всего, в обществе. И хотя у нас в Томске уже многое сделано, делается и еще будет сделано, проблем много, и первая проблема — проблема восприятия обществом.

Продолжение следует…

Ирина Лугачёва

Читайте также на сайте:

  1. Давай «дурочку» запустим?
  2. Откровенное издевательство НАД ИНВАЛИДАМИ…

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Яндекс.Метрика

Контакты

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Отдел рекламы

Email: rec@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-91