Томская НЕДЕЛЯ
25 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ
Томск, Россия

Инклюзия – только на бумаге

   0

Сегодня, когда инклюзивное образование только начинают вводить в школах города, в Томске есть уникальный опыт работы педагога дополни­тельного образования Ларисы Лушниковой: в созданной ею музыкально-терапевтической студии «Крепкий орешек» дети с ограниченными воз­можностями более пяти лет занимались вместе с обычны­ми здоровыми ребятишками. Они вместе учились музыке, выступали перед аудиторией, общались семьями. Но, как го­ворится, «Нет пророка в своем отечестве», в середине учебно­го года по воле городской вла­сти студия практически пре­кратила свое существование: ребят с «особенными образо­вательными потребностями» вернули в закрытое учрежде­ние, а обычные здоровые дети просто оказались на улице.

Одним росчерком пера

Мэр Николай Николайчук на декаде инвалидов (декабрь 2011 г.) с гордостью говорил о реали­зации городской программы «До­ступная среда» для инвалидов, а сам в это время одним росчерком пера подписал приказ, согласно которому с 1 января 2012 года более 300 ставок педагогов до­полнительного образования были переданы из Домов детства и юно­шества (ДДЮ) в городские школы. Вместе с этим организационным решением сотни детей прекрати­ли занятия в кружках и студиях по месту жительства, так как их новым «местом приписки» стали городские школы, находящиеся в других районах города. Например, ставка руководителя музыкально-терапевтической студии «Крепкий орешек» из ДДЮ «Кедр» (ул. Крас­ноармейская, 116), была переведе­на в специальную коррекционную школу №17 – для умственно от­сталых детей (ул. Войкова, 64а), то есть с 1 января дети, занимаю­щиеся в студии и проживающие в Кировском районе, должны ездить на занятия в Ленинский район. Почему чиновники не подумали, что январь – это, прежде всего, се­редина учебного года в ДДЮ, а не начало финансового года в мэрии? Многие педагоги, как и Лариса Лушникова, в середине учебного года вынуждены были перейти работать в школы на другой ко­нец города, коллективы потеряли детей.

«Нет пророка в своем отечестве»

Музыкально-терапевтическая студия «Крепкий орешек» была создана на базе ДДЮ «Кедр» более пяти лет назад. Набор в кружки обычно идет по терри­ториальному принципу. Основ­ное направление в «Кедре» – туристско-экологическое, может быть, поэтому в студию флейти­стов к Ларисе Лушниковой при­ходили дети, имеющие ограни­ченные физические (умственные) возможности. За годы сложился уникальный по своей сути детский коллектив, в котором вместе зани­мались обычные дети и те, у кого «особые образовательные потреб­ности». Кроме места проживания в Кировском районе, у них были общие интересы — музыка. Вос­питанники Ларисы Семеновны выступали в реабилитационном центре «Огонек», местных сана­ториях «Строитель» и «Ключи», в школе-саде «Кристина», регуляр­но принимали участие в конкурсах и фестивалях, давали музыкально-театрализованные представления в конце учебного года. Студию ежегодно посещали 18-20 детей (в разное время и с разной периодич­ностью). Лариса Семеновна, ис­пользуя творческий подход и свой богатый педагогический опыт, сумела выстроить настоящее ин­клюзивное образование. «Музыку не надо учить умом, ее надо пони­мать сердцем!» – педагог уверена, что занятие музыкой являются отдельным эффективным направ­лением для оздоровления детей с ОВЗ. Музыка и музыкальная терапия несут в себе огромный потенциал для восстановления личностного и социального ста­туса человека. Внимание, память, скорость реакции, способность к взаимодействию, мелкая мотори­ка рук, речь, слух, эмоциональная сфера — эти аспекты изменяются у детей, занимающихся музыкой. На репетициях используется обя­зательная разминка не только для пальчиков, но и для ног, специаль­ные игры. Ритм также очень важен для всего тела, для развития рук и ног. Большое значение при этом имеет совместная работа детей в коллективе, их всестороннее взаи­модействие.

В январе, когда решалась судьба Ларисы Лушниковой, вернее, во­прос о переводе ее ставки педагога ДО, обратили внимание, что боль­шинство ее воспитанников обуча­ется в специальной коррекцион­ной школе № 17 – для умственно отсталых детей. Главная цель та­кого учебного учреждения – нау­чить детей читать, считать, писать и ориентироваться в социально-бытовых условиях. Студию «Креп­кий орешек» официально перевели по месту обучения детей – в школу VIII вида. В результате дети с ОВЗ стали затворниками в своем за­крытом учебном заведении, ведь посторонних туда не пускают. Они потеряли общение с обычными детьми, исчезла возможность да­вать совместные театрализованно-музыкальные представления по итогам занятий в студии.

Лариса Лушникова рассказала, что в ДДЮ «Кедр» их коллективу тоже были не особенно рады, поо­щряли по остаточному принципу. Здесь упорно ходили слухи, что «особенные» детки портят лицо учреждения. Дети с ограниченны­ми возможностями не престижны, они не вписывались в те показате­ли, которые приняты в ДДЮ, на­пример, наполняемость кружка (не менее 15 человек) и посещаемость занятий. Поэтому когда студия «Крепкий орешек» переехала в за­крытое учебное заведение, адми­нистрация «Кедра» не переживала. Цитата: «Около 4-5 здоровых де­тей ушли из коллектива».

В последнее время, по заверению начальника отдела ДО Департа­мента образования Томска Ольги Гридневой, для педагогов ДО вве­ден специальный показатель для поощрения — наличие в кружке (группе) детей-инвалидов. Как тог­да понимать, что еще полгода назад детей с ОВЗ в «Кедре» считали обу­зой, а их педагога Ларису Семенов­ну продолжают игнорировать?

Дать детям шанс!

Год назад флейтист Алексей Ко­ролев из студии «Крепкий орешек» прошел отборочный тур на между­народный фестиваль «Шаг на­встречу», который ежегодно про­водится в мае в Санк-Петербурге. Алексей до 13 лет вообще не разго­варивал, а теперь – после пяти лет занятий в студии – его статус поме­нялся с восьмого на седьмой вид, сейчас он учится в училище №27. За спонсорской помощью для по­ездки воспитанника на фестиваль Лариса Лушникова обратилась к заместителю мэра Алексею Бала­новскому, но получила отказ, мол, заявка была подана без ведома го­родской власти. Ольга Гриднева обещала, что подросток поедет на фестиваль на следующий год. Ла­риса Семеновна считает, что про Алексея Королева в департаменте просто забыли. Ольга Петровна, в свою очередь, пояснила, что педа­гог ДО в прошлом году обратилась поздно, для подготовки докумен­тов необходимо время, а в 2012 году вообще никто не обращался, значит, передумали.

21 апреля в ТЮЗе прошел го­родской праздник для всей семьи «Красная горка». В Пасхальном концерте детских воскресных школ Томска и Северска выступил и ан­самбль флейтистов «Крепкий оре­шек» (по приглашению Томской епархии РПЦ). После выступления дети с восторгом рассказывали о своих впечатлениях, спрашивали руководителя, когда и где смогут вновь выйти на сцену. В беседу вступили родители, которые при­везли детей на концерт. Они рас­сказали о личных достижениях своих детей благодаря занятию музыкой у Ларисы Семеновны. Ро­дители просили обязательно отме­тить в статье, что закрытие студии в «Кедре» считают преступлением, потому что детский коллектив раз­валился. Нарушаются права детей по вопросам, касающихся образо­вания и развития талантов, куль­турной самобытности, подготовки ребенка к сознательной жизни в свободном обществе.

Ия Владимирова

Читайте также на сайте:

  1. «Триколор ТВ» покоряет Сибирь
  2. Святки и гадания
  3. Лариса Отмахова. Самая трудная роль
  4. Три струны, покоряющие сердца
  5. Архитектурное сияние Северска
  6. Обращение имама Красной Соборной мечети
  7. Звездные рецепты на новогоднем столе
  8. Оломоуц — Томск: найти общий язык
  9. Андрей Кончаловский: «Самое дорогое в современном кино – человеческое лицо»
  10. Куклы в нашей жизни
Рейтинг

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика

Контакты

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Отдел рекламы

Email: rec@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-91