Томская НЕДЕЛЯ
25 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ
Томск, Россия

Избиратель или бизнес?

   0

Что выберут депутаты от Академического избирательного округа №3?

01История, о которой мы хотим сегодня рас­сказать, началась довольно давно. А новое и грустное звучание ей придали не достижения в академи­ческой науке и прикладных исследованиях, а элементар­ное желание поучаствовать в освоении немалых бюджет­ных средствах, направленных на придание российской науке статуса мировой.

Томский академгородок

Открытие в Томске первого в Сибири императорского универ­ситета дало мощный толчок раз­витию томского образовательно­го центра. И совсем не случайно стараниями Е.К.Лигачева в 1972 году началось строительство том­ского Академгородка. А уже 25 января 1975 года состоялось тор­жественное открытие первого на­учного учреждения — Института оптики атмосферы (ИОА). Боль­шой вклад в создание и развитие Академгородка внес томский уче­ный, академик В.Е.Зуев, который активно поддержал проект вос­создания Томского научного цен­тра АН СССР и долгое время был его руководителем.

Академическая наука Томского Академгородка пополнялась но­выми институтами. Одновремен­но с ИОА был учрежден Институт химии нефти СО РАН. Затем от­крылись Институт сильноточной электроники СО РАН, Институт физики прочности и материалове­дения СО РАН, Институт монито­ринга климатических и экологиче­ских систем СО РАН, «вышедший» из стен СКБ «Оптика».

Сегодня академическая наука успешно восстанавливает свои позиции и значимость в жизни государства, ведь власти стало очевидно, что без развития эко­номики знаний Россия останется на «нефтяной игле». Последние годы для ТНЦ СО РАН ознаме­новались качественным ростом как базового, так и общего фи­нансирования научно-исследова­тельских учреждений. Решается проблема жилья для научной мо­лодежи. Академгородок сегодня успешно формирует конкурент­ные преимущества Томска, внося свой значительный вклад в его уникальность.

Вне всякого сомнения, благода­ря Академгородку Томск и по сей день является крупнейшим на­учно-образовательным центром России. И именно этот фактор способствовал появлению в Том­ске особой экономической зоны внедренческого типа.

Особая зона Томска

27 сентября 2007 года состоя­лось восьмом собрании Государ­ственной Думы Томской области четвертого созыва, где в «Часе гу­бернатора» депутаты заслушали информацию руководителя тер­риториального управления Фе­дерального Агентства по управ­лению особыми экономическими зонами Владимира Преца «О по­ложении дел по созданию в Том­ске особой экономической зоны технико-внедренческого типа». Владимир Адамович отчитался о том, что было сделано с янва­ря 2006 года, а также рассказал о перспективах обустройства ОЭЗ. В частности, он отметил, что именно томичи первыми в России открыли особую зону: «В про­шлом году на ОЭЗ было освоено 347 миллионов рублей бюджет­ных средств, в этом году плани­руется 700 миллионов. Основные вопросы решены».

Однако депутатов Мальцева, Попова, Кляйна и председателя контрольной палаты Думы Ни­китенко интересовали не только радужные перспективы. Почему медленно осваиваются выделя­емые деньги? Насколько эффек­тивно используются средства, отпускаемые из областного бюд­жета? Что мы будем иметь в ре­зультате создания особой зоны на выходе?

Такая озабоченность депутатов продиктована одним – заботой о том, как тратятся народные день­ги, которые, как известно, лишни­ми никогда не бывают.

По прошествии восьми лет про­блема рациональности и, что не­маловажно, необходимости зна­чительных бюджетных трат стала вызывать все больше вопросов.

В какой потенциал вкладывали

Бесспорно, трудно делать на­уку, сидя в гараже. Это не какой- нибудь там «Ford» или «Apple»: нужны серьезные вложения в научно-производственную базу. Люди же в нашей стране всегда были богатством бесценным, а значит, малооплачиваемым.

При этом весьма значительная часть выделяемых федеральным бюджетом средств на развитие Томской ОЭЗ уходила в строи­тельство транспортной инфра­структуры. Откровенно говоря, все томские дороги последнего десятилетия построены на день­ги особой экономической зоны. Это данность, обсуждать которую не представляется возможным в виду окончательности приговора: других денег на строительство до­рог в бюджете региона нет.

И вот тут-то и начинаются подковерные хитросплетения в выделении подрядов, кратно за­вышенные сметы и лежалые де­сятилетиями проекты. За общей бравурной риторикой о «важно­сти и необходимости», «прорыв­ном характере и поступи в третье тысячелетие», идет строительство дорог и возведение офисных зда­ний. При этом реальные иностран­ные инвесторы, потоптавшись в томских коридорах, сворачивают свою деятельность. На их место власти лихорадочно зазывают разнообразные томские предпри­ятия, придавая их деятельности видимость инновационной.

И вот, в связи с общим ухудше­нием экономических показателей страны, «наверху» принято реше­ние оставить федеральное финан­сирование всего лишь для четы­рех ОЭЗ, среди которых Томская не значится. Ее содержание, как и остальных «неудачников», пере­кладывается на плечи региональ­ного бюджета. А чтобы не было обидно — раздать напоследок небольшую часть федерального пирога на инфраструктурные про­екты территорий. Но только — на разработанные, одобренные насе­лением и принятые в установлен­ном порядке.

Вот тут и был вытащен поряд­ком запылившийся Проект пла­нировки магистральной улично- дорожной сети города Томска 2008-2010 годов творения.

Куда дороги будем строить?

Надо отметить, что попытки проектирования стройной схемы дорожной сети предпринимались всегда. Проект пушкинской раз­вязки, к примеру, был разработан в 1986 году. Правда, выглядел он несколько иначе, но неутомимый новатор Н.А.Николайчук одним махом заменил подземные пере­ходы надземными. Правда, эти изменения в проект до сих пор не утверждены.

Были проекты объездных боль­ших и малых дорог, среди кото­рых больше всего запомнилось «Малое транспортное кольцо». Начинается МТК при повороте на пос.Ярское по Богашевско­му тракту, далее пересекает ж/д пути, идет через Коларовский тракт, огибает микрорайон Сте­пановский, пересекает проспект Академический в Академгородке, технико-внедренческую зону — Южную площадку и выходит к Иркутскому тракту в район су­ществующей ул.Беринга. По се­верной части от ул.Беринга малое транспортное кольцо тяготеет к Смирновскому переезду и выхо­дит там на двухуровневую раз­вязку, по ул.Краснодонская пере­секает пр.Ленина и выходит на новый проектируемый централь­ный мостовой переход через реку Томь.

Третий мост почти в центре го­рода «появился» из проекта лево­бережной дороги. После того, как многотысячными усилиями горо­жан проект массовой застройки территории Томского подземного водозабора удалось предотвра­тить, «средний» мост перекочевал в новый-старый проект. Еще со­всем недавно строительство это­го моста (за бюджетные деньги) активно лоббировал мостостро­итель В.Н.Музалев, попавший в областную Думу по спискам пра­вящей партии.

В силу стремительно сокращаю­щихся бюджетных ассигнований, трассировку малого транспорт­ного кольца решили «экономно» провести через уже существую­щие застроенные территории в Зональном, Академгородке, ми­крорайонах «Наука» и ряда дру­гих, а также через зеленые мас­сивы. С особым коварством весь город был расчерчен «красными линиями», внутрь которых по­пали не просто многоквартирные дома, но и памятники истории и культуры.

И вот тут жители проявили естественную заботу о себе, своем доме, детях и благоприятной сре­де обитания. Зал заседаний мэрии не смог вместить всех желающих принять участие в публичных слу­шаниях по Проекту планировки магистральной улично-дорожной сети города Томска и внесение из­менений в Генеральный план и в Правилам землепользования и застройки Томска, поэтому около 30 человек разместились в зале заседаний департамента финан­сов с которым была установлена прямая трансляция. Большин­ством голосов проект был откло­нен: «против» проголосовали 68 человек, «за» – 53, и трое воздер­жались.

При чем здесь депутаты?

«А при чем здесь депутаты?», – спросите вы. А притом, что ни один «академический» депутат не почтил своим вниманием публич­ные слушания по животрепещу­щей для жителей Академгородка проблеме. Даже когда состоялся народный сход, даже когда была собрана первая тысяча подпи­сей против трассировки малого транспортного кольца через тер­риторию жилого строительства для молодых ученых, ни один народный избранник не почтил округ №3 своим вниманием.

Конечно, это простое совпа­дение, что все три депутата яв­ляются строителями и пред­ставителями правящей партии. Генеральный директор ОАО «Томская домостроительная компания» А.К.Шпетер является председателем постоянной ко­миссии по строительству, транс­порту и дорожному хозяйству Законодательной Думы Томской области. Членами комитета по градостроительству, землеполь­зованию и застройке Думы города Томска являются Ш.Р.Байрамов, генеральный директор ОАО «Томлесстрой», и В.А.Носов, ди­ректор СМУ ОАО «ТДСК».

Стоит ли удивляться, что трас­сировка «нового» малого транс­портного кольца проходит через микрорайоны, где активное стро­ительство ведет «лидер строи­тельного комплекса» Томской области — ОАО «ТДСК»? Не удивительно и то, что админи­страция Томской области активно лоббирует строительство совре­менной скоростной магистрали в аэропорт Богашево, из которого ежедневно взлетает всего четыре утренних борта на Москву.

Налицо конфликт интересов между фактом профессиональной деятельностью строителей и бук­вой закона о статусе депутата.

Что победит?

А.Иванов, общественное движение «Томская инициативная группа»

Читайте также на сайте:

  1. Сигаретные войны
  2. Бесполезная прокуратура
  3. Томичи против фальсификаций
  4. Плиты главы администрации
  5. Транспортный коллапс
  6. Хоть кол на голове теши
  7. «Брест-300»: сомнительный прорыв
  8. Новая жилищная услуга или ОДН?
  9. Чиновничьи игрища
  10. Томичи собирают подписи за отставку Ивана Кляйна
Рейтинг

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика

Контакты

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Отдел рекламы

Email: rec@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-91