Томская НЕДЕЛЯ
Отдел рекламы:
+7 (3822) 78-42-91
Томск, Россия
+10.4C

«Как о воде протекшей будешь вспоминать…»

  41    0

Бунинская проза на сцене томского театра юных зрителей.

Финал прошлого сезона, несмотря на затянувшийся ремонт, смену ад­министрации и уход части актеров из театра, тем не менее, оказался для томского ТЮЗа обнадеживающим в творческом плане. Он доказал, что театр этот по-прежнему способен удивлять и радовать.

Иркутский режиссер Ксения Торская предложила томским зри­телям вспомнить о… любви. Да, да, именно о любви, о «страсти роко­вой», о смертельно мучительном и бесконечно прекрасном поединке Мужчины и Женщины. О той люб­ви, которую (чего скрывать!) хотел бы испытать каждый из нас и кото­рая в наш рациональный и суетли­вый век все чаще отходит на второй план, откладывается на «потом»… В основу ее спектакля «Темные ал­леи», как уже явствует из названия, положены произведения одного из самых тонких «сердцеведов» русской литературы Ивана Алек­сеевича Бунина. Прежде всего, хо­чется отметить очень органичную инсценировку Леонида Проталина, сумевшего ненавязчиво связать в единую сюжетную линию разные рассказы и разных героев Бунина. Благодаря этому спектакль не про­изводит ощущения некого лоскут­ного одеяла, «сшитого» из много­численных человеческих историй, а воспринимается композиционно целостным, выстроенным во вре­мени и в пространстве.

Помимо стройной «архитек­туры» в нем присутствует и сама атмосфера любви, и развитие ха­рактеров, о которых наш зритель и наши актеры, признаться, стали подзабывать в последнее время. Ксения Торская осмелилась на­помнить о существовании психо­логического театра и заставить ак­теров не просто иллюстрировать великолепный бунинский текст, но проживать на сцене истории своих персонажей. Нашему взору пред­ставляется вся палитра любви: от первого, робкого, едва зарождаю­щегося чувства до разрушитель­ной страсти, от платонического обожания до любви-наваждения, граничащей с безумием. Через судьбу главного героя, художни­ка Левицкого, которого играют два актера (в молодости – Антон Черных, в зрелости – заслужен­ный артист России Евгений Каза­ков), проходят разные женщины: взбалмошная и по- детски не­посредственная Зойка (актриса Инна Непомнящая), загадочная и непредсказуемая Валерия (Мари­на Филоненко), простодушная и милая в своей простоте Катя (Ев­гения Петрова), экзотичная Муза (Ольга Райх)… Каждая из них оставляет свой след, свое воспо­минание и символизирует какой-то новый этап во внутренней и внешней жизни героя. Наивный мальчик, позднее молодой повеса и, наконец, зрелый мужчина, об­ретший опыт счастья и невзгод, он стремится постичь загадку и оча­рование Женственности. Он влю­бляется и страдает, умирает и воз­рождается для новой любви. Без нее его жизнь была бы бессмыс­ленна. И именно воспоминания о возлюбленных, да еще живопись придают Левицкому силы суще­ствовать вдали от родины, в Па­риже, ставшем прибежищем для многих русских эмигрантов. Его встреча во Франции с Валерией, теперь уже Валерией Андреевной (актриса Евгения Поздеева) – это последний подарок судьбы. В па­мять об утраченной России, моло­дости и, увы, уходящей жизни. В отличие от довольно динамичных и насыщенных событиями и пере­живаниями основных сцен спек­такля, его финал отличается наро­читой растянутостью. С момента парижской встречи и вплоть до сцены смерти Левицкого герои как бы смакуют каждое мгновенье не­ожиданно посланного им счастья. Эта вновь обретенная любовь Ле­вицкого и Валерии тиха, покойна, лишена страстей и порывов. Но тем она и трагичнее. Тем и ощути­мее в ней начало близкого конца. Финал своей постановки режис­сер решает вполне по-бунински: любовная идиллия героев обры­вается внезапно, и душа умерше­го Левицкого устремляется вверх, наверное, для того, чтобы там, на небесах, обрести блаженство. Бла­женство настоящее, которого на земле не бывает. А если и случает­ся, то длится недолго. Неслучайно один из персонажей спектакля, генерал Данилевский (заслужен­ный артист России Сергей Хру­пин), произносит такие слова: «Все проходит, мой друг. Любовь, молодость – все-все. С годами все проходит. Как это сказано в книге Иова? «Как о воде протекшей бу­дешь вспоминать…»

Нота воспоминаний, некой но­стальгии по прошедшей любви ощущается и в сценографии спек­такля. Замечательная находка художника-постановщика Юрия Сопова (г. Новошахтинск) – сви­сающие с верха сцены ажурные цепочки, олицетворяющие то ли нити судьбы, то ли ветви цвету­щих лип в «темных аллеях» дво­рянских усадеб. А очаровательные дамские шляпки, похожие издали на цветущие водные лилии, колы­шущиеся на поверхности пруда и, вероятно, символизирующие не­кое женское начало? А костюмы героев, игра света и тени? Все это создает особую атмосферу и по-настоящему завораживает. И даже некие актерские огрехи (а они, к сожалению, в этом спектакле есть) сглаживаются под воздействием этой удивительной, поистине бу­нинской атмосферы.

На мой взгляд, спектакль «Тем­ные аллеи» стал не только хоро­шим подарком для томского зрите­ля, но и поводом задуматься о том, какое место в жизни каждого из нас занимает любовь. И как часто мы проходим мимо нее.

– Мне бы хотелось, чтобы каж­дый нашел для себя ответы на во­просы, которые он всегда задает себе, – признается режиссер Ксе­ния Торская. – А что же я жду от любви? Вед очень часто мы ее про­сто ждем, а она оказывается где-то совсем рядом, и мы боимся сделать первый шаг навстречу ей.

Читайте также на сайте:

  1. Сохранить историю
  2. Гостеприимный “Дом Польский”
  3. Конкурс чтецов
  4. Проханов обвинил Барщевского в давлении на суд по делу Макаревича
  5. Дорогие образы России
  6. Память о томичах
  7. ТЮЗ принимает гостей из Новосибирска
  8. На поверхности и в глубине
  9. Движение, ритм и красота
  10. Петербург — Томск
Рейтинг
Метки:

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Яндекс.Метрика

Посетителей на сайте сейчас: 18

Мы на Flickr

    Наш адрес

    Email: red@tomskw.ru

    Телефон: +7 (3822) 78-42-93