Томская НЕДЕЛЯ
26 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ
Томск, Россия

«Как оно было все на самом деле…»

   0

Актриса театра «Ленком» и кинозвезда Александра Захарова в честь недавнего юбилея решила рассказать всю правду про себя и своих близких.

Рассказывать о творческом человеке – дело не очень бла­годарное. Тем более, если этот человек – красивая, талантли­вая, тонко чувствующая жен­щина, которой уже по «факту рождения» суждено было стать актрисой. Поэтому мы решили не вмешиваться в повествова­ние Александры Захаровой, и лишь иногда позволяли себе перебить ее интереснейший рассказ своими вопросами.

«Я выросла за кулисами»

– Я выросла за кулисами, роди­тели водили меня в театр, потому что у нас актерская семья, и воз­никала типичная проблема, когда ребенка некуда было девать. Я тор­чала с мамой на репетициях, потом вела «светскую жизнь» – ходила с родителями в ресторан обедать, а вечером оставалась в театре на спектакль… Все свое детство я про­вела в саду Эрмитаж. В цирке про тех, кто вырос в потомственной семье артистов, говорят «понюхал опилок», а я – увидела театр. И даже не предполагала, что в жизни есть другие профессии! Да и сейчас я уверена в том, что актер – это за­мечательная профессия. Только в ней, как сказала Татьяна Иванов­на Пельтцер, «все зависит от ве­зения». Везения нужно девяносто девять процентов, и лишь один процент – таланта…

– Но ведь вы не только жили в театре – ходили и в обычную школу. Какие воспоминания связаны с ней?

– Ой, я ее ненавидела! Считала, что школа – это тюрьма.

– А как же выпускной вечер, первый бал?

– Я так не любила школу, что даже не пошла на него! С школь­ными годами у меня связаны не­приятные воспоминания… Зима, холод, темно, проходные дворы, лед, сосульки… Да еще и тяжелый ранец с учебниками! Иду и думаю: «Господи, только бы не урок мате­матики!» Зимой приходишь в шко­лу – первый урок со светом… Стой­кое ощущение тюрьмы, кажется, что попала в ад. Потом чуть-чуть дня, а выходишь из школы – уже опять ночь… Куда приятнее съез­дить посмотреть игрушки… Шла по улице, а тут – троллейбус. Я – шасть в него – и до Детского мира! Какая там школа…

– Какие еще яркие воспоми­нания из детства сохранились?

– В саду Эрмитаж, где я вырос­ла, стоял «Зеленый театр», кото­рый был когда-то на Парижской выставке и получил приз за ори­гинальность. Он был вырезан из дерева – такое рукотворное чудо без единого гвоздя. В нем играли спектакль «Три сестры» Станис­лавского и Немировича-Данченко, потом там выступали Леонид Уте­сов, Миронова Марья Владими­ровна… Мне было лет семь-восемь, когда этот театр решили снести. Приехала машина, которая стала его крушить… Его окружили работ­ники театра – костюмеры, билете­ры, просто пожилые люди… Утесов и Миронова плакали, потому что разбивали их дом, их храм!..

«Щука»

– А почему вы решили посту­пать именно в Щукинское учи­лище?

– Мы с мамой отдыхали в са­натории под Костромой. Там же отдыхал и Владимир Георгиевич Шлезингер, он тогда был завкафе­дрой актерского мастерства в Щу­кинском училище. Он и дал совет: «Обязательно нужно поступать в Щуку, так как это лучший инсти­тут. Плюс ко всему – там чудесный педагог Катин-Ярцев набирает курс». И случилось чудо: это был последний курс, который он на­бирал, и я попала именно к нему, захватила остаток «золотого века» Щукинского училища. Юрий Ва­сильевич действительно считался лучшим педагогом. У него учились и Наталья Гундарева, и Евгения Симонова, и Юрий Богатырев, и Александр Кайдановский… Кстати, с Костромой связан один забав­ный случай. Мы с мамой поехали в дом-усадьбу Островского – она за Кинешмой. Там очень живописная природа, и был там чудесный коло­дец с чистой водой, который назы­вался «Снегуркино сердце» – вода билась о его края в ритме сердца. У меня там был друг-мальчишка, внук актрисы Елены Алексеев­ны Фадеевой, которая работала в «Ленкоме». Он мне говорит: «Сашка, хочешь быть красивой?» Я ему: «Очень хочу!» – «Пойдем. Тебе нужно умыться водой из это­го колодца – и станешь красивой, как Снегурочка!» Я умылась. Он посмотрел и говорит: «Надо подо­ждать…». Но это так, воспомина­ния…

«Ленком»

– После окончания училища вас приглашали в труппу не­сколько театров. Отказались потому, что у вас была цель ра­ботать именно в «Ленкоме»?

– Да, именно! Потому что мне всю жизнь хотелось работать вме­сте с замечательным режиссером Марком Анатольевичем, играть в его спектаклях.

– То, что Марк Анатольевич – ваш отец, помогает понять, что он хочет от вас как режиссер?

– Первую роль в театре мне дал Глеб Панфилов – в спектакле «Гамлет». До этой роли я бегала в массовке у Марка Анатольевича. Это было хорошей школой…

– Когда работаешь вместе с отцом, который, к тому же, ху­друк театра – как воспринима­ется само место работы? Как дом?

– «Ленком» для меня, конечно, дом! Это театр, который строил и строит мой отец. Когда-то здесь был знаменитый ТРАМ – когда тут работал великий Анатолий Эфрос. А потом был период затишья – тя­желый период, когда в театр пере­стали ходить… А потом Марк Ана­тольевич пришел в театр. Он не уволил ни одного артиста – он ни­кого не трогал, не выяснял ни с кем отношений… Он пришел – и начал ставить спектакли.

«Формула любви»

– Александра, почему вас сейчас практически не видно на экранах? Ведь был же такой замечательный дебют – в «Кри­минальном таланте», а потом – «Формула любви», «Убить дра­кона»…

– Иногда что-то не складывает­ся технически, иногда не нравится предлагаемый материал.

– Не возникало желания по­пробовать себя в режиссуре?

– Нет – я считаю, что это совсем другая профессия. Я – актриса.

– Но многие актеры пробуют себя в режиссуре. И ваш отец – он и актер, и режиссер. Это – как две грани одного большого таланта.

– Режиссер – это мужская про­фессия. Я думаю, те женщины, которые сняли хорошие фильмы – это исключения. Та же Татьяна Ли­ознова опередила время. Женщина сняла сериал «Семнадцать мгно­вений весны»! Ему же нет равных, от него оторваться невозможно! А сейчас его раскрасили зачем-то. Не понимаю, зачем это нужно было делать – ведь отсутствие в нем цве­та было своеобразным приемом, режиссерским решением. Я очень люблю этот фильм. Как в нем Лео­нид Сергеевич Броневой играет Мюллера – это уже учебник для студентов театральных вузов! А быть режиссером – удел избран­ных женщин. Таких, как Татьяна Михайловна Лиознова, Галина Бо­рисовна Волчек…

О возрасте и юбилеях

– В этом году у вас был не про­сто день рождения, а юбилей. Как отметили?

– Празднество в театре я устра­ивать не хотела: у меня не было спектакля в этот день, к тому же, я уезжала. Так что день рождения в кругу близких – это было луч­шее решение. Мы собрались очень узкой компанией на даче. Мне по­дарили дерево – большой клен. Надеюсь, он переживет эту зиму… Я, признаться честно, не чувство­вала особой радости от своего дня рождения. Не праздновать было бы обидно, праздновать – грустно. И не разберешься, как быть! Когда мне исполнилось двадцать, Марк Анатольевич сказал, что от двад­цати до тридцати – самый лучший возраст. Теперь мне исполнилось пятьдесят, и Марк Анатольевич говорит, что от пятидесяти до ше­стидесяти – тоже некий расцвет! А Леонид Сергеевич Броневой уже утешил меня – сказал, что у меня хорошо получаются характерные роли!

– Что в принципе возраст дает творческому человеку?

– Опыт, знания, а еще – невоз­можность играть молодые роли… Но в этом-то как раз нет ничего грустного. Я приобрела много боль­ших прекрасных ролей: Раневская в «Вишневом саде», Юлия Павлов­на Тугина в «Последней жертве», графиня Альмавива в «Женитьбе Фигаро… И Агафью Тихоновну, сильно-сильно засидевшуюся не­весту, которой у Гоголя было око­ло 30. Просто сейчас как-то время отодвинулось – по нашим меркам ей уже лет за 45, я так думаю… У меня сейчас, наверное, благопо­лучный актерский возраст: я играю интересные роли… Главное – не пе­реставать удивляться. Это умение многое дает… Евгений Леонов, на­пример, умел удивляться простым вещам: птичкам, цветам, каким-то незначительным событиям… А ведь можно и в 20 лет быть челове­ком с мертвыми, невыразительны­ми, глазами! У Леонова, кстати, по физическим данным были очень маленькие глаза – но они были видны из последнего ряда! Это зна­чит, что жизненная и творческая энергия – безграничны!

Екатерина Писарева

Читайте также на сайте:

  1. Фейерверк, рыбалка и скачки
  2. «Верните нашего директора!»
  3. Память о томичах
  4. «3D Воображариум»
  5. Значение праздников в русской культуре
  6. Хранитель души
  7. «Война» на томской сцене
  8. Мультиинструменталист Сибирских Афин
  9. Рождество Христово – светлый праздник!
  10. О жизни томичей в годы войны

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Яндекс.Метрика

Контакты

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Отдел рекламы

Email: rec@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-91