Томская НЕДЕЛЯ
25 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ
Томск, Россия

Каждый во что-то верит

   0

Начальник отдела по работе с личными обращениями граждан администрации Томской области Тамара Пьяных провела странную пресс-конференцию в медиацентре РИА Новости. Она называла свой отдел самым главным в обладминистрации, а уволенных в связи с какими-либо недочетами чиновников – кадровыми потерями, и периодически противоречила сама себе.

Как в канализации

Формально встреча была посвящена годичному юбилею работы в Томской области Общественной приемной Президента РФ, а также статистике обращений населения в областную администрацию за 10 лет.
Госпожа Пьяных сразу отметила, что она представляет, прежде всего, администрацию Томской области, а не президента.
– Без ложной скромности хочу сказать: мы считаем наш отдел самым основным в администрации Томской области, – заявила Тамара Павловна. – И самым горячим. Все граждане имеют право на обращения по Конституции. Поэтому мы находимся как бы между молотом и наковальней. С одной стороны, мы на страже чиновничьих интересов, мы такие же чиновники, как и все. С другой – мы на стороне обратившегося гражданина. Очень сложно найти золотую середину.
Получается, что начальник отдела по работе с обращениями граждан противопоставляет чиновников рядовым томичам. Видимо, областная власть и правда существует не чтобы защищать граждан, а чтобы воевать с ними. А отдел Пьяных – это «добрый посредник» в этой работе. Условия работы в отделе Тамары Павловны, похоже, и правда близки к военным:
– К нам однажды пришла новая работница, проработала один день и ушла со словами: «У вас ниже, чем в канализации», – утверждает Пьяных. – Да, у нас сложно. Но вместе с тем интересно. Каждое обращение – это судьба, проблема, боль. Сколько работаю – не могу понять, почему так бывает: иногда все просто решается, а иногда бьешься до седьмого пота, а результата нет. Может быть, это зависит от самой проблемы, может, так звезды сошлись.
Кстати, Тамара Пьяных далеко не первый томский чиновник, который считает, что в его работе принимают активное участие звезды.

Обращений – больше, помощи – меньше

За последние годы существенно выросло количество письменных обращений граждан в администрацию Томской области. В 2001 году было примерно 2 тысячи писем, за 2010 год – 5888. Причем многие пишут сразу в Москву, потом письма возвращаются в отдел по работе с личными обращениями граждан администрации Томской области. Таких писем за прошлый год набралось 1364. Всего же томичи отправили в Администрацию Президента более 4 тысяч жалоб. Во многих из них содержались вопросы федерального значения, жалобы на работу судов, прокуратуры и так далее. Если сравнивать активность населения по количеству обращений, по Томской области она на 23,3 процента ниже общероссийских показателей, и на 3,5 процента выше, чем в среднем по СФО.
При этом количество обращений, по которым удалось добиться положительного решения, наоборот, снижается. В 2005 год было удовлетворено около 25 процентов жалоб, сейчас же удовлетворяется всего около 10 процентов.
– С одной стороны, это плохо, – уверена Тамара Пьяных. – С другой – сегодня есть такие вопросы, которые не всегда требуют положительного решения. Плюс в последнее время около 40 процентов – это обращение-вопрос. Граждане почему-то именно у президента спрашивают, какие льготы им положены. Мы разъясняем. И во всех отчетах у нас стоит «разъяснено, решение положительное». Но это же абсурд? Поэтому реально положительно решается около 10 процентов.
С одной стороны, Тамара Павловна говорит, что положительные решения по «обращениям-вопросам» не включаются в официальную статистику. С другой – через несколько секунд она же объясняет, что в отчетах у них стоит «разъяснено, решение положительное». И какой из этих двух соседствующих фраз верить?
За полгода 2011 года в отдел уже поступило почти 3000 обращений, из них 713 – через администрацию президента в Москве, и только 66 – на имя президента в его томскую приемную.
Изменилась и тематика обращений. 3-4 года назад граждане чаще всего писали о проблемах социального характера. В последние же годы главенствует тема жилищно-коммунального хозяйства. Причем если пару лет назад было много жалоб на коммунальную сферу, то теперь превалирует жилищная часть, в частности, проблемы дольщиков и расселения из аварийного жилья.

Кадровые потери

Отдельная тема – работа передвижной президентской приемной в Томске. Ей за короткое время удалось добиться хороших результатов. Госпожа Пьяных, может, сама того не желая, пояснила, почему.
– Мы вообще не знали о том, что к нам приехала мобильная приемная, – утверждает Тамара Павловна. – Они у себя, в Москве, образно говоря, «пролистали» обращения томичей и выделили себе несколько. Потом приехали в Томскую область и совершили объезд по адресам, встречались с гражданами. К сожалению, нам пишут люди разные. Я думала, что обращений станет меньше, когда уйдет советское поколение. Ничего подобного. К примеру, около четырех процентов обращений – от студентов. Потому что они сидят в аудитории. Преподают им, скажем, основы информатики, информационные технологии… и в этот момент им, наверное, говорят: «напишите письмо президенту». И они пишут – что компьютера дома нет, что хотят материальную помощь получить, что нет билетов домой. Сидят вот и пишут.
Мобильная комиссия отобрала несколько человек на встречу с Сергеем Нарышкиным, руководителем Администрации Президента РФ. Встреча состоялась во время инновационного форума, причем сотрудники администрации во главе с губернатором сидели в другом кабинете и наблюдали за происходящим по телевизору.
– Видимо, это делается для того, чтобы объективность какая-то была, – пожимает плечами Тамара Пьяных. – Наверное, это правильно. Хотим мы или не хотим, смелые мы или несмелые, решительные или нерешительные, работающие отлично или неотлично – мы все равно волновались. Волнение лишним никогда не бывает и способствует решению проблемы.
Увольнения чиновников, последовавшие по результатам работы в нашем регионе мобильной комиссии президента РФ, Тамара Пьяных назвала «кадровыми потерями».
– Рассматривались муниципальные проблемы, поэтому губернатор не мог повлиять на чиновников, – утверждает Пьяных. – Но так сложилась ситуация, что в Колпашеве чиновник ушел с поста. Так что если говорить о кадровых потерях – то она всего одна. В Томске же все остались работать на своих местах.

Сардины, сельдь и масло

Тамара Пьяных также посетовала на то, что люди по привычке пишут письма напрямую в Администрацию Президента, а не в его же приемную в Томской области.
– Каждый во что-то верит, – отметила Тамара Павловна. – Я даже сейчас иногда слышу: «как написать письмо президенту?» Часто невозможно людей переубедить, хоть и хочется.
Бывают случаи, когда люди по два и более раза обращаются в отдел. Повторных обращений набирается около 10 процентов. Но некоторые пишут по 170-180 раз. И при этом ее отдел как минимум читает все письма. Гражданин должен получить ответ. Неважно какой, главное – ответ.
– Не всегда гражданин бывает объективен, – размышляет Пьяных. – Скажем, людям обещали, что в 2010 году отремонтируют внутриквартальные проезды в их доме. Год прошел, не отремонтировали. Ну, просто забыли, просто денег не хватило, просто не хватило материала. Это жизнь, всякое может быть. В таких случаях нужно прийти к людям и сказать: «Ну, понимаешь, не получилось сейчас».
Здесь вполне можно добавить еще одну причину – «звезды так сошлись». Как метко отметила Тамара Пьяных, «обращение молодеет и злеет». Но ей хочется делать добро.
– Не знаю, как сказать. Это просто здорово, – считает Тамара Павловна. – И это затягивает. Часто просим помочь коллег по администрации хотя бы плюшевые игрушки приносить. Обращаемся в департамент потребительского рынка, говорим: «пожалуйста, выпросите у какого-нибудь предпринимателя хоть какую-то продуктовую корзинку». И нам везут. Сардины, сельдь в масле, растительное масло. А мы передаем это человеку, который на дачном участке живет, потому что больше негде.
Странно, что сотрудники отдела по работе с обращениями граждан вместо квартир для обманутых дольщиков, повышения социальных выплат и решения конкретных вопросов просят у коллег-чиновников лишь плюшевые игрушки, до корзинки с продуктами. И вообще больше говорят о сардине и сельди, а не о реальных проблемах горожан. Да, обеспечение пропитанием нуждающихся – это важное и полезное дело, но не на нем должен пиариться отдел по работе с обращениями граждан областной администрации. Он должен решать и более серьезные проблемы. Видимо, не получается.

*Комментарий к иллюстрации

Иногда Тамаре Пьяных (справа) приходится работать прямо у входа в областную администрацию. Год назад защитница животных Галина Кузьмичева (в центре) не смогла ничего добиться обращениями в отдел по работе с гражданами и пришла
к администрации с мертвыми собаками. Вот тогда Тамара Пьяных ее выслушала.

Артем Иванов

Читайте также на сайте:

  1. Ландшафтная парша (часть вторая)
  2. Собрание против Сердюкова
  3. Как верные ленинцы под суд попали
  4. Скромное обаяние Александра Тихомирова
  5. Голосуйте и дальше за «ЕдРо»!
  6. Противостояние: Николайчук – Губа
  7. Водные напёрсточники
  8. Реклама на Ленина
  9. Чем занимается Союз ветеранов?
  10. Стройка. Откаты. Коррупция
Рейтинг

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Яндекс.Метрика

Контакты

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Отдел рекламы

Email: rec@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-91