Томская НЕДЕЛЯ
26 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ
Томск, Россия

Концепция непрерывного удешевления – залог развития?

   0

Горизонты вузовского профессионального образования в интерьере ТГПУ.

Да это уже и нереально. Структура образовательной деятельности об­ратилась в обыкновенное расписа­ние, к тому же крайне скверно со­ставленное. Итоги нашей работы определяются бюрократическими проверками, и мне уже совершено неясными стали цели обучающей работы, никак не выстраивают­ся живые человеческие смыслы обучения… Фактически на наших глазах исчезает сам логос обра­зования. Его начинает заменять какая-то другая логика. Мы суще­ствуем в каком-то Зазеркалье…

– Неужели ничего невозмож­но понять? Ведь все-таки есть какая-то «логика»?

– Логика есть, мы все пытаемся ее понять, но всем уже ясно, что она носит не образовательный ха­рактер, а совершенно другой. Это логика спекулятивистского толка, когда в чужом дисциплинарном поле реализуются какие-то кор­поративные, т. е., в данном случае, псевдообразовательные интересы. В идейном плане эта логика исходит со стороны различных академиче­ских исследователей, определяю­щих себя «философами образо­вания» и уже на этом основании приписывающих себя к научно-образовательной элите. Спекуля­тивизм стал во всех отношениях удобной идеологической основой и для деятельности министерства образования.

– А в чем же это конкретно выражается? И это как-то свя­зано с ФГОСами?

– Самым прямым образом свя­зано. Ну, в сущности философско­го натиска на педагогику и обра­зование сразу разобраться будет довольно сложно. Однако фило­софский спекулятивизм имеет не только завораживающие интеллек­туальные формы благообразного философского знания. Философ­ский спекулятивизм не пылится на книжной полке, т.к. он стремится не объяснить картину мира, а за­владеть социальным простран­ством, он вбрасывает в него свои конструкции и «проекты». И когда он, как мы уже заметили, перетека­ет в идеологию управления обра­зованием, то начинает принимать уже вполне конкретные, осязаемые формы, начинает служить вполне определенным «интересам». Так, в понимании образования исчезло понятие его оптимального функци­онирования как самостоятельного социального института. Вся поли­тика МО свелась к тому, чтобы все изменения проводить в первую оче­редь на макроструктурном, страте­гическом уровне, игнорируя роль рабочих, повседневных, процессу­альных аспектов. При отсутствии реальной социальной политики в развитии нашего общества следу­ет признать, такой узкопрагмати­ческий, спекулятивный подход к образованию является абсолютно естественным и логичным. Но он легко скатывается к проведению образовательных реформ в «поли­тическом направлении», а в каче­стве инструмента таких «реформ» позволяет использовать простое финансово-материальное обреза­ние. Понятно, что объективно такая идеология оказывается направлена уже не на личность обучающегося, не на процессы ее развития, а на «более высокие» – общественно-политические – интересы. И, со­ответственно, образовательные учреждения начинают выступать в роли своеобразного гибкого, как каучук, бюро социальных услуг («чего изволите?»). И тогда глав­ной целью администрации ВУЗов тогда становится точно и вовремя угадать политические министер­ские замыслы, чтобы в дальнейшем обеспечить себе привычные покой и благополучие.

Но все эти «ролевые игры», как нетрудно понять, не могут не сказаться на рабочем состоянии сферы образования, на самой его возможности нормально функцио­нировать.

Образование как материальный источник общественной пользы

– Каким же образом?

– Так, в образовании, построен­ном по спекулятивному, прагмати­ческому принципу, просто отпадает необходимость строить результа­тивную обучающую практику. Ведь образование, постоянно приводи­мое в соответствие с «общественно-экономическими потребностями», если его постоянно грамотно со­кращать и удешевлять, уже и само по себе становится способным без всяких там профессионально-личностных, интеллектуальных опосредований выдавать осязае­мую финансовую материю. От об­разования, подстроенного под «общественно-экономические по­требности», всегда можно взять и «отпилить» часть средств для более важных «общественных нужд», если сделать это, конечно же, опять иде­ологически грамотно. Так, всю про­шедшую весну в СМИ непрерывно шли разговоры выделении средств на поднятии зарплаты учителям минимум до 20-22 тыс. руб. При этом параллельно приводились ста­тистические данные, что в среднем она уже достигла (!) этого уровня (хотя зарплата учителя высшей ка­тегории в Томске и по сей день со­ставляет 8,5 тыс.). И уже в сентябре министр образования пояснил, что его «неправильно поняли» по по­воду поднятия зарплаты учителям, и выделенные деньги пойдут на другие нужды. Таким образом, об­разование в залоге его постоянного удешевления легко превращается в материальный «источник обще­ственной пользы», можно сказать, даже становится статьей прямого дохода. И реально российское обра­зование непрерывно «реформирует­ся» последние десятилетие только в этом направлении – в направлении его удешевления, в направлении его минимальной затратности. Раз­говоры о «качестве образования» как, якобы, главной цели всех изме­нений – это только шумовая завеса для проведения в нем очевидных финансово-экономических обреза­ний. Не случайно кадровую основу МО составляют люди, не имеющие опыта работы в школе или ВУЗе, и поэтому мыслящие строго «мате­риально» и хорошо умеющие счи­тать – это экономисты и физики. Уж кто-кто, а они-то знают, что такое современные образователь­ные проблемы и как правильно их решать. Понятно, что «стратегиче­ские реформы», проводимые таким строго объективно и материально мыслящим аппаратом, имеют не психологическую, не социальную, а лишь узко финансовую или по­литическую направленность! Спор «физиков» и «лириков», полностью проигранный последними более 20 лет назад в Чернобыле, получает те­перь свое новое развитие…

– «Физики» всегда выигры­вали…

– Да, с интеллектуальной горды­ней, оперирующей «железными» аргументами общественной поль­зы, с социальной невменяемостью, с параноидальной самоуверенно­стью спорить, конечно же, беспо­лезно… Но для общества, где про­исходит неуклонное накапливание демократических, гражданских на­чал и принципов, для общества, бе­рущего курс на модернизацию, для общества, вступившего в инфор­мационную эру своего развития, этот внутренне немотивирован­ный, оголтело реформистский под­ход к образованию, презирающий значение живой образовательной практики, презирающий значе­ние педагогического труда, кото­рый считается уделом одних лишь только дураков и неудачников, яв­ляется уже явно ущербным, даже деструктивным. А если взять во внимание накопленную массу раз­ного рода социальных противоре­чий, то этот подход является просто провокационным, в лучшем случае – неадекватным. Ведь, согласитесь, для развития и воспитания ново­го, инновационного мышления у будущего специалиста ведущую роль играют не макроструктурные манипуляции и «стратегические решения», а живые, динамические явления: наличие реальных процес­сов психического развития, роста и изменения личности обучающихся, освоение будущим специалистом де­ловой, партнерской коммуникации, воспитание способности проблем­ного восприятия действительности, умения конструктивно мыслить, свободно выражать свои чувства и т.д. Эти процессы могут начать проектироваться, а затем и склады­ваться, только при соответствую­щей организации образования: при наличии необходимого кадрового потенциала, при построении опти­мальной структуры образователь­ного содержания, конструирования новых образовательных программ, применения активных обучающих процедур, направленных на раз­витие профессиональных умений, навыков и компетенций обучаю­щихся.

– Очень приятно было с вами пообщаться, надеюсь, разговор мы продолжим в следующем номере.

– С удовольствием. Мне есть еще что сказать.

Записал Андрей Болотов

Читайте также на сайте:

  1. Знай свое место, доцент!
  2. Стремление вверх
  3. Академлицей – федеральная инновационная площадка
  4. Нет повода не выпить
  5. Готовность № 1 сентября
  6. Отдых или пытка?
  7. Сергей Мельник, директор Томского лесотехнического техникума: «Наши выпускники без работы не останутся!»
  8. Главный выпускной
  9. Помощь свыше
  10. Кто будет людей кормить и детей учить?

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Яндекс.Метрика

Контакты

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Отдел рекламы

Email: rec@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-91