Томская НЕДЕЛЯ
25 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ
Томск, Россия

Красной линией по историческому памятнику

   0

07Вы хотите чуть быстрее доехать от работы до дома? Тогда вам стоит быть готовым к тому, что на месте вашего дома мо­жет быть проложена новая автотрасса. Или существен­но расширена старая улица, естественно – за счет жителей домов, попавших в «транс­портный коридор», установ­ленный в тиши архитектур­ных кабинетов магической красной линией. Спору нет, город должен развиваться, что подразумевает и совер­шенствование его улично-до­рожной сети. Но как и за счет чего? Давайте разбираться вместе.

Немного истории

Первый Генеральный план гу­бернского города Томска был принят в 1830 году усердием Ви­льяма Гесте, идеолога норматив­ных принципов развития городов российских и участника принятия генеральных планов и планов за­стройки более 500 городов, среди которых Царское Село, Уфа, Са­ратов, Киев, Вильно, Черкассы, Нижний Новгород, Смоленск, Вятка, Пенза, Красноярск, Омск… Дальновидность В.Гесте позво­лила еще почти 200 лет назад за­ложить в перспективный план развития такие транспортные артерии, как будущие проспект Комсомольский и Иркутский тракт.

Шли годы, Томск рос не только вширь, но и ввысь. Рано или позд­но пропускная способность тако­вых маршрутов исчерпывается. Основных выходов два: либо мак­симально расширять дорожную сеть за счет зданий, либо огра­ничивать движение транспорта в пользу общественно транспорта.

Стремительный рост единиц автотранспорта с чуть более 100 тысяч в 2009 до более чем 160 ты­сяч за какие-то пять лет создает серьезные проблемы передвиже­ния в городе. Уже сейчас, по при­знанию заместителя председателя комитета по архитектуре и градо­строительству департамента ар­хитектуры и градостроительства администрации Томской области К.А.Воронина, томичи стреми­тельно приближаются к крити­ческой цифре 450 автомобилей на 1000 жителей, после которой город просто встанет.

И здесь нет злого умысла, это данность. Отсутствие какой-ли­бо логики в градостроительной политике привело к торжеству строительного лобби. Вспомни­те, сколько у нас депутатов-стро­ителей и какие, подчас нелепые градостроительные решения при­нимаются нашем славном городе. В общей парадигме находится и дорожное строительство: вме­сто двухуровневой транспортной развязки на пересечении Ели­заровых-Шевченко появляются два надземных перехода в конце Фрунзе и подле ТДСК. Вместо продления ул.Говорова (или, на­пример, обустройства проезда в микрорайоне «Радужный») уже третий год возводится надземный переход на 10-ой поликлинике, затраты на возведение которого уже превысили, по слухам, сто­имость полноценного детского сада.

Но вернемся к пропускной спо­собности улиц города. В конце «нулевых» началась разработка документа, который бы позво­лил все-таки решить транспорт­ную задачу города. Так появился «Проект планировки магистраль­ной улично-дорожной сети горо­да Томска». Работа по Проекту выполнялась с 2008 по 2010 года двумя проектно-изыскатель­скими институтами – «Томги­протранс» и «Индорпроект», совместно со специалистами де­партамента архитектуры и гра­достроительства администрации города Томска. В основу было положено три основных направ­ления: разработка малого транс­портного кольца, строительство новых магистралей и расширение уже существующих улиц.

Малое транспортное кольцо

В рамках подготовки к публич­ным слушаниям в районных ад­министрациях с 28 февраля по 5 марта проходили коллективные выступления и обсуждения Про­екта планировки магистральной улично-дорожной сети города Томска. Одна из версий трасси­ровки МТК (малое транспортное кольцо) выглядит следующим образом: это шестиполосная ско­ростная магистраль непрерывно­го движения, которая обеспечит связь между жилыми районами, такими как Степановка, Академ­городок, Восточный, Каштак, об­щественно-деловыми центрами, а также другими магистральными улицами, общегородскими доро­гами и внешними автомобильны­ми дорогами. Пересечение основ­ных магистральных улиц с малым транспортным кольцом рассмо­трено в разных уровнях.

Начинается МТК при поворо­те на пос.Ярское по Богашевско­му тракту, далее пересекает ж/д пути, идет через Коларовский тракт, огибает микрорайон Сте­пановский, пересекает проспект Академический в Академгородке, технико-внедренческую зону – Южную площадку и выходит к Иркутскому тракту в район су­ществующей ул.Беринга. По се­верной части от ул.Беринга малое транспортное кольцо тяготеет к Смирновскому переезду и выхо­дит там на двухуровневую раз­вязку, по ул.Краснодонская пере­секает пр.Ленина и выходит на новый проектируемый централь­ный мостовой переход через реку Томь.

Почему-то за рамками обсуж­дений остались предложения о трассировке объездной дороги по правому берегу р.Томь, что не потребует строительства «так не­обходимого» центрального моста имени Николайчука. Гораздо це­лесообразнее такой мост поста­вить южнее капитального моста в районе створа Кафтанчиково- Ярское.

Строительство новых магистралей

По сути, на встречах говори­лось о проектировании только одной перспективной магистра­ли – проспекте Новаторов, ко­торый дублирует транспортные потоки по Иркутскому тракту и улице Фрунзе.

Проспект Новаторов предпо­лагается начинать от ул.Яковлева в районе пер.Мариинский. Далее по пер. Мариинский проспект пересекает пр.Комсомольский, выходит между территорией за­вода Ролтом и Михайловской рощей, огибает частный сектор (для минимизации затрат по сно­су жилых домов). Далее идет к ул.Л.Толстого, проходит к ули­це Клюева и пересекает там ж/д пути. Далее идет ул.Беринга, участок нового строительства – продолжение ул.Беринга и пере­сечение с малым транспортным кольцом, и с перспективой вы­хода на ул.Ивановского в районе НПО «Вирион».

Эта широкая шестиполосная магистраль предполагается для того, чтобы разгрузить, прежде всего, Иркутский тракт, проспект Фрунзе и, таким образом, через ул.Л.Толстого связать юг и север.

Конечно, финансовая составля­ющая будет иметь большое зна­чение и при разработке данного проекта. Но это, на мой взгляд, наиболее перспективный про­ект, который позволит не только разгрузить многострадальный Иркутский тракт, но и будет спо­собствовать жилищному строи­тельству в пойме р.Ушайки.

Расширение исторических улиц

Не буду скрывать, в данном разделе заложен самый большой конфликт интересов: с одной сто­роны, ширина исторических улиц не рассчитана на все возрастаю­щее количество самодвижущих­ся механизмов. С другой сторо­ны, расширение улиц – это снос многоквартирных домов, причем не только исторических памят­ников, составляющих весьма зна­чимую составляющую туристиче­ской привлекательности Томска, но и рядовые многквартирники, причем не всегда – деревянные. При этом ширина проектируемых «транспортных коридоров» со­ставляет 80 метров.

Было подсчитано, что коротком участке улицы Красноармейской от проспекта Фрунзе до проспек­та Кирова (протяженность – 1 км) в зону отчуждения попада­ют 36 многоквартирных домов и исторических зданий, в том чис­ле №68 (Дом с драконами), №65 (усадьба Желябо), №71а (торго­во-промышленная палата), №71 (русско-немецкий дом), №85а (изумительной красоты жилой дом)…

Вся коварная трагичность за­ключается в том, что утверждая красные линии, муниципалитет может в любой момент предъ­явить свои права на земельный участок, попадающий в действие этих красных линий. Всегда мо­жет ситуация, когда исходя «из интересов томичей» (или интере­сов иных граждан) любой много­квартирный дом будет объявлен вне закона и снесен.

Действия

Нам кажется неприемлемым попытки решения части транс­портных проблем путем расшире­ния улиц в исторических районах нашего города и насильственного установления «красных линий» через существующие границы домов и участков в кварталах исторической застройки. Данные действия могут привести, на наш взгляд, к значительному ухудше­нию имиджа города, имеющего статус «исторического поселе­ния», а также имущественных прав и морального положения граждан, проживающих в много­квартирных домах и домах исто­рической застройки, через дома и землевладения которых планиру­ется провести красные линии.

В соответствии с постановлени­ем администрации Томской об­ласти от 14.06.2012 №226а «Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории г. Томска», градостроительным ре­гламентом «Проекта зон охраны памятников истории и культуры города Томска», решением Думы города Томска от 04.02.2014 №944 «Об установлении особого правового режима в отношении объектов деревянного зодчества» мы будем ходатайствовать о со­хранении сложившихся терри­тории домовладений в историче­ских районах города Томска.

Понимая при этом всю важ­ность дальнейшего снижения остроты транспортной проблемы, мы уже сейчас участвуем в вы­работке предложений и рабочих группах по транспорту и дорож­ному движению.

А.Иванов, представитель общественного движения «Томская инициативная группа»

Свои предложения вы также можете передать на публичных слушаниях, которые пройдут 18 марта в 17:00 в зале заседаний ад­министрации города Томска по адресу пр.Ленина, 73, вход свободный. А принять решение об участии или неучастии в слушаниях вам будет легче после того, как вы просмотрите материалы Проекта магистральной улично-дорожной сети, представленные на инте­рактивной карте http://map. admin.tomsk.ru/map_tomsk_ uds.html

Также вам помогут ма­териалы по планируемым «красным линиям», которые можно посмотреть по ссыл­ке: http://map.admin.tomsk. ru/map_tomsk_uds.html

Читайте также на сайте:

  1. Землю в России пустят с молотка
  2. Голосуйте и дальше за «ЕдРо»!
  3. Получил условно
  4. Очередная «лапша»
  5. «Строительная мафия» в Томске
  6. Не трогайте бюджет!
  7. Парадоксы нового проекта
  8. Почему пирамида рухнула?
  9. Рекордсмен по нарушениям
  10. Соринка в чужом глазу
Рейтинг

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика

Контакты

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Отдел рекламы

Email: rec@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-91