Томская НЕДЕЛЯ
25 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ
Томск, Россия

Красной линией по историческому памятнику

   0

07Вы хотите чуть быстрее доехать от работы до дома? Тогда вам стоит быть готовым к тому, что на месте вашего дома мо­жет быть проложена новая автотрасса. Или существен­но расширена старая улица, естественно – за счет жителей домов, попавших в «транс­портный коридор», установ­ленный в тиши архитектур­ных кабинетов магической красной линией. Спору нет, город должен развиваться, что подразумевает и совер­шенствование его улично-до­рожной сети. Но как и за счет чего? Давайте разбираться вместе.

Немного истории

Первый Генеральный план гу­бернского города Томска был принят в 1830 году усердием Ви­льяма Гесте, идеолога норматив­ных принципов развития городов российских и участника принятия генеральных планов и планов за­стройки более 500 городов, среди которых Царское Село, Уфа, Са­ратов, Киев, Вильно, Черкассы, Нижний Новгород, Смоленск, Вятка, Пенза, Красноярск, Омск… Дальновидность В.Гесте позво­лила еще почти 200 лет назад за­ложить в перспективный план развития такие транспортные артерии, как будущие проспект Комсомольский и Иркутский тракт.

Шли годы, Томск рос не только вширь, но и ввысь. Рано или позд­но пропускная способность тако­вых маршрутов исчерпывается. Основных выходов два: либо мак­симально расширять дорожную сеть за счет зданий, либо огра­ничивать движение транспорта в пользу общественно транспорта.

Стремительный рост единиц автотранспорта с чуть более 100 тысяч в 2009 до более чем 160 ты­сяч за какие-то пять лет создает серьезные проблемы передвиже­ния в городе. Уже сейчас, по при­знанию заместителя председателя комитета по архитектуре и градо­строительству департамента ар­хитектуры и градостроительства администрации Томской области К.А.Воронина, томичи стреми­тельно приближаются к крити­ческой цифре 450 автомобилей на 1000 жителей, после которой город просто встанет.

И здесь нет злого умысла, это данность. Отсутствие какой-ли­бо логики в градостроительной политике привело к торжеству строительного лобби. Вспомни­те, сколько у нас депутатов-стро­ителей и какие, подчас нелепые градостроительные решения при­нимаются нашем славном городе. В общей парадигме находится и дорожное строительство: вме­сто двухуровневой транспортной развязки на пересечении Ели­заровых-Шевченко появляются два надземных перехода в конце Фрунзе и подле ТДСК. Вместо продления ул.Говорова (или, на­пример, обустройства проезда в микрорайоне «Радужный») уже третий год возводится надземный переход на 10-ой поликлинике, затраты на возведение которого уже превысили, по слухам, сто­имость полноценного детского сада.

Но вернемся к пропускной спо­собности улиц города. В конце «нулевых» началась разработка документа, который бы позво­лил все-таки решить транспорт­ную задачу города. Так появился «Проект планировки магистраль­ной улично-дорожной сети горо­да Томска». Работа по Проекту выполнялась с 2008 по 2010 года двумя проектно-изыскатель­скими институтами – «Томги­протранс» и «Индорпроект», совместно со специалистами де­партамента архитектуры и гра­достроительства администрации города Томска. В основу было положено три основных направ­ления: разработка малого транс­портного кольца, строительство новых магистралей и расширение уже существующих улиц.

Малое транспортное кольцо

В рамках подготовки к публич­ным слушаниям в районных ад­министрациях с 28 февраля по 5 марта проходили коллективные выступления и обсуждения Про­екта планировки магистральной улично-дорожной сети города Томска. Одна из версий трасси­ровки МТК (малое транспортное кольцо) выглядит следующим образом: это шестиполосная ско­ростная магистраль непрерывно­го движения, которая обеспечит связь между жилыми районами, такими как Степановка, Академ­городок, Восточный, Каштак, об­щественно-деловыми центрами, а также другими магистральными улицами, общегородскими доро­гами и внешними автомобильны­ми дорогами. Пересечение основ­ных магистральных улиц с малым транспортным кольцом рассмо­трено в разных уровнях.

Начинается МТК при поворо­те на пос.Ярское по Богашевско­му тракту, далее пересекает ж/д пути, идет через Коларовский тракт, огибает микрорайон Сте­пановский, пересекает проспект Академический в Академгородке, технико-внедренческую зону – Южную площадку и выходит к Иркутскому тракту в район су­ществующей ул.Беринга. По се­верной части от ул.Беринга малое транспортное кольцо тяготеет к Смирновскому переезду и выхо­дит там на двухуровневую раз­вязку, по ул.Краснодонская пере­секает пр.Ленина и выходит на новый проектируемый централь­ный мостовой переход через реку Томь.

Почему-то за рамками обсуж­дений остались предложения о трассировке объездной дороги по правому берегу р.Томь, что не потребует строительства «так не­обходимого» центрального моста имени Николайчука. Гораздо це­лесообразнее такой мост поста­вить южнее капитального моста в районе створа Кафтанчиково- Ярское.

Строительство новых магистралей

По сути, на встречах говори­лось о проектировании только одной перспективной магистра­ли – проспекте Новаторов, ко­торый дублирует транспортные потоки по Иркутскому тракту и улице Фрунзе.

Проспект Новаторов предпо­лагается начинать от ул.Яковлева в районе пер.Мариинский. Далее по пер. Мариинский проспект пересекает пр.Комсомольский, выходит между территорией за­вода Ролтом и Михайловской рощей, огибает частный сектор (для минимизации затрат по сно­су жилых домов). Далее идет к ул.Л.Толстого, проходит к ули­це Клюева и пересекает там ж/д пути. Далее идет ул.Беринга, участок нового строительства – продолжение ул.Беринга и пере­сечение с малым транспортным кольцом, и с перспективой вы­хода на ул.Ивановского в районе НПО «Вирион».

Эта широкая шестиполосная магистраль предполагается для того, чтобы разгрузить, прежде всего, Иркутский тракт, проспект Фрунзе и, таким образом, через ул.Л.Толстого связать юг и север.

Конечно, финансовая составля­ющая будет иметь большое зна­чение и при разработке данного проекта. Но это, на мой взгляд, наиболее перспективный про­ект, который позволит не только разгрузить многострадальный Иркутский тракт, но и будет спо­собствовать жилищному строи­тельству в пойме р.Ушайки.

Расширение исторических улиц

Не буду скрывать, в данном разделе заложен самый большой конфликт интересов: с одной сто­роны, ширина исторических улиц не рассчитана на все возрастаю­щее количество самодвижущих­ся механизмов. С другой сторо­ны, расширение улиц – это снос многоквартирных домов, причем не только исторических памят­ников, составляющих весьма зна­чимую составляющую туристиче­ской привлекательности Томска, но и рядовые многквартирники, причем не всегда – деревянные. При этом ширина проектируемых «транспортных коридоров» со­ставляет 80 метров.

Было подсчитано, что коротком участке улицы Красноармейской от проспекта Фрунзе до проспек­та Кирова (протяженность – 1 км) в зону отчуждения попада­ют 36 многоквартирных домов и исторических зданий, в том чис­ле №68 (Дом с драконами), №65 (усадьба Желябо), №71а (торго­во-промышленная палата), №71 (русско-немецкий дом), №85а (изумительной красоты жилой дом)…

Вся коварная трагичность за­ключается в том, что утверждая красные линии, муниципалитет может в любой момент предъ­явить свои права на земельный участок, попадающий в действие этих красных линий. Всегда мо­жет ситуация, когда исходя «из интересов томичей» (или интере­сов иных граждан) любой много­квартирный дом будет объявлен вне закона и снесен.

Действия

Нам кажется неприемлемым попытки решения части транс­портных проблем путем расшире­ния улиц в исторических районах нашего города и насильственного установления «красных линий» через существующие границы домов и участков в кварталах исторической застройки. Данные действия могут привести, на наш взгляд, к значительному ухудше­нию имиджа города, имеющего статус «исторического поселе­ния», а также имущественных прав и морального положения граждан, проживающих в много­квартирных домах и домах исто­рической застройки, через дома и землевладения которых планиру­ется провести красные линии.

В соответствии с постановлени­ем администрации Томской об­ласти от 14.06.2012 №226а «Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории г. Томска», градостроительным ре­гламентом «Проекта зон охраны памятников истории и культуры города Томска», решением Думы города Томска от 04.02.2014 №944 «Об установлении особого правового режима в отношении объектов деревянного зодчества» мы будем ходатайствовать о со­хранении сложившихся терри­тории домовладений в историче­ских районах города Томска.

Понимая при этом всю важ­ность дальнейшего снижения остроты транспортной проблемы, мы уже сейчас участвуем в вы­работке предложений и рабочих группах по транспорту и дорож­ному движению.

А.Иванов, представитель общественного движения «Томская инициативная группа»

Свои предложения вы также можете передать на публичных слушаниях, которые пройдут 18 марта в 17:00 в зале заседаний ад­министрации города Томска по адресу пр.Ленина, 73, вход свободный. А принять решение об участии или неучастии в слушаниях вам будет легче после того, как вы просмотрите материалы Проекта магистральной улично-дорожной сети, представленные на инте­рактивной карте http://map. admin.tomsk.ru/map_tomsk_ uds.html

Также вам помогут ма­териалы по планируемым «красным линиям», которые можно посмотреть по ссыл­ке: http://map.admin.tomsk. ru/map_tomsk_uds.html

Читайте также на сайте:

  1. ОНФ — мост между маршрутниками и властью
  2. Спасти район
  3. Замгубернатора и дети
  4. Парабельский беспредел — 3,
  5. Презумпция «неверблюдности»
  6. Гражданское общество
  7. Шаг назад, два вперед?
  8. Кредитная удавка
  9. Информационная война против СибГМУ
  10. Ловушка после аварии
Рейтинг

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика

Контакты

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Отдел рекламы

Email: rec@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-91