Томская НЕДЕЛЯ
26 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ
Томск, Россия

Кредит для мошенника, или Как избавиться от доверчивости

   0

Таких гостей в нашей ре­дакции было уже несколько. Чаще всего это пожилые люди, с трудом одолевшие подъем на пятый этаж ради просьбы о помощи. А ее, как пове­лось, оказывать уже поздно. Слишком заманчивыми были предложения в ярких цветных листовках, которые обычно раздают на углу проспекта Ленина и переулка 1905 года. «Периодическая система СКБ- банковских элементов – «NA- Возьмитий-Кредиты», а на обратной стороне указаны за­манчивые процентные ставки от 14,7%, до миллиона рублей, без справки о зарплате, без за­лога и поручителей.

Положив на стол такую листов­ку, Анна Степановна со слезами на глазах рассказывает свою историю:

– Слушаю на днях радио, а там рассказывают, что многие тяжкие болезни, которые считались на всю жизнь хроническими, теперь поддаются лечению. Привезли какой-то древний корень из Китая и уже сделали из него замечатель­ное лекарство. Но его пока совсем немного и продается оно за 37 ты­сяч баночка. Но если сразу, как ус­лышишь позвонить, то его можно купить за 17 тысяч. Вот я и обра­довалась, что это как раз для меня. Сахарный диабет и гипертония со­всем замучили.

А тут, кстати, по словам нашей гостьи, сын домой вернулся. Гово­рит, в СКБ-банке буквально даром можно получить тысячу рублей. Только на руки всего семьсот от­дадут, а триста рублей на какой-то карте останутся. И листовку сын принес, где написано про кредит под 14,7%.

Ей Анна Степановна совсем об­радовалась и решила, что ей сто­ит взять в банке 20 тысяч под этот процент и купить заветное лекар­ство. Она так уже делала, пару лет назад, когда тоже чудодействен­ную посуду покупала за 21 тысячу рублей. Правда, посуда оказалась совсем не чудодейственной, а по­сле возвращения кредита она ей обошлась около 40 тысяч рублей. Пришлось целый год пенсию эко­номить. Но ведь здесь не посуда, а лекарство. Ради этого экономия только на пользу пойдет. Вот и со­седка советует. Она уже взяла кре­дит в банке, а нашей гостье не по­везло, оказалось, что в СКБ-банке нужно брать сразу минимум 150 тысяч рублей.

Утешать Анну Степановну и убеждать ее в том, что в медицине чудес не бывает, пришлось долго. Для этого мы даже попросили кон­сультацию у заместителя главного врача одной из городских поли­клиник. Она подробно объяснила, что сахарный диабет и гипертония относятся к таким заболеваниям, с которыми надо жить и грамотно себя вести под постоянным наблю­дением врача. А лекарства каждый раз назначаются индивидуально.

Потом выясняли, в каком случае банк может «подарить» клиенту просто так тысячу рублей и убеди­лись, что подобный вариант отно­шений с клиентом может оказаться одним из самых дорогостоящих.

А на следующий день такое же общение состоялось у меня пря­мо на улице возле здания редак­ции. Сначала распространители мне вручили ту самую листовку с Naтием-возьмитием. Потом оче­редная пенсионерка интересова­лась, как найти такой заманчивый банк, чтобы таким образом, как она надеялась, спасти свое зрение.

Лживые, но очень заманчивые виды рекламы продолжают делать свое черное дело. Но ведь это на­рушение законов о рекламе. Кто же должен их контролировать и наказывать виновников за явный обман, а порой и мошенничество?

Как избежать обмана?

С таким вопросом мы обрати­лись к начальнику контроля ре­кламы, недобросовестной конку­ренции и адвокатирования Елене Фоминых.

– К сожалению, именно к нам та­кие пострадавшие от обманчивой или неполной рекламы совсем не обращаются, – сказала она, – хотя для нас такие обращения могли бы стать и поводом для внеплановой проверки, и возможностью дока­зать нарушение прав потребителя. Ведь по закону реклама должна содержать всю существенную ин­формацию, чтобы человек имел возможность учесть все особен­ности предлагаемой услуги. При оценке объекта рекламирования как медицинской услуги, меди­цинского препарата антимоно­польный орган всегда привлекает в качестве экспертов котролеров медицинской деятельности Коми­тет по лицензированию Томской области и управление Росздрав­надзора. Наша позиция всегда ос­новывается на их заключении. При рассмотрении подобных дел мы ни разу не сталкивались с полярными оценками объекта рекламирова­ния управлением Росздравнадзора и комитета по лицензированию.

По словам Елены Петровны, когда в рекламе указана заведомо лживая информация о препаратах чудесного исцеления, на приобре­тение которых обманутый потре­битель уже совершил непомерные затраты, то здесь уже речь идет о явном мошенничестве, с которым должны бороться правоохрани­тельные органы. Например, одна из последних историй с настойкой шиитаки, которая якобы лечит от рака в любой стадии.

Ведь здесь речь идет не только о потраченных деньгах, но и упу­щенном времени, которое привело к катастрофическим последстви­ям. Понятно, что в таких случаях мошенники стараются не дать по­требителю возможности подумать и принять взвешенное решение, заявляя, что огромные скидки воз­можны только в случае немедлен­ного решения. А иначе зачем такая спешка?

Именно эта простая мысль и должна стать главным предупреж­дением возможного обмана. Надо непременно принять за правило в любом случае сначала получить грамотную консультацию. И это вовсе не так сложно, как кажется на первый взгляд, даже если предло­жение прозвучало от врача, кото­рому возможные мошенники пред­ложили заманчивую подработку. С вопросом для проверки можно обратиться в Роспотребнадзор или антимонопольный комитет.

Например, в прошлом году в антимонопольный комитет обра­тился пожилой мужчина, которо­му предложили купить лечебные трусы за 12 тысяч рублей. Они якобы должны были помочь ему не только улучшить работу почек, но и укрепить мужское здоровье. Оценить это изобретение было предложено правоохранительным органам.

БАДы – не препараты!

И это главная информация, ко­торую должны запомнить потре­бители. Если в рекламе БАДа это не указано – нарушен закон о ре­кламе. Как только вам попытаются продать тот или иной БАД, тут же требуйте документы, подтвержда­ющие качество товара. Уверяю, что едва ли у кого-то будет эта бумаж­ка. Попросите продавца оставить вам рекламный буклет с номером телефона, чтобы потом показать врачу.

Частенько нам предлагают, на­пример, уникальнейшие мульти­комплексы витаминов, в которых есть все витамины и микроэлемен­ты. Только вот незадача, многие из них не взаимодействуют и даже нейтрализуют действие друг друга. Так, витамины В2 и В3 разрушают В1, а витамин В6 препятствует его переходу в активную форму. В6, в свою очередь, разрушает В12, а витамин В9 разрушается цинком. От витамина С витамин В12 стано­вится «пустышкой». Железо и ви­тамин Е несовместимы; кальций, магний и цинк снижают уровень железа, а хром ухудшает метабо­лизм. Если вам предлагают купить препарат, в котором все витамины собраны вместе, задайте вопрос продавцу о совместимости витами­нов. Скорее всего, вас попытаются убедить в том, что все витамины «дружат».

Отзывы тех, кто принимал до­бавку и вылечился, чаще всего ока­зываются ложью! Например, как можно вылечить спайки маточных труб без помощи хирурга и гинеко­лога? Так ведь нет же! Оказывается, некая компания создала потряса­ющий продукт, который вылечил все без операций! Или история о том, как у женщины была межпоз­вонковая грыжа, и под действием препарата она совсем рассосалась. Чудеса, да и только!

Чем берут производители несве­дущих покупателей? Неведением! В составе этих БАДов всегда есть либо запатентованные (неясно, кем и когда) вещества, которые нельзя озвучивать, либо элементы, о которых опытные химики ничего не слышали.

Также очень осторожными должны быть потребители при знакомстве с рекламой космето­логии и омоложения. Стоит про­верить, есть ли у такого салона или компании лицензия на оказание такого вида услуг. В Томске за та­кое нарушение была привлечена к ответственности фирма под назва­нием «Эстетик».

Незаконная реклама

Сама листовка СКБ-банка «Nатий – возьмитий» тоже явно не сообразуется с требованиями за­кона. Например, в ней указаны не все условия, влияющие на сумму расходов, которую понесут вос­пользовавшиеся этой услугой, что является нарушением требований пункта 2 части 2 статьи 28 закона «О рекламе». Банк, по мнению, умалчивает, что размер «перепла­ты», а также стоимость кредита за­висят от срока кредита и размера процентной ставки, которая опре­деляется в зависимости от креди­тоспособности клиента и рисков банка.

Даже если нужная информация и указывается, то очень мелким шрифтом. Нынче Высший арби­тражный суд подготовил разъ­яснения о применении Закона «О рекламе» по самым частым и слож­ным темам. Так, распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством исполь­зования телефонной, факсимиль­ной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при ус­ловии предварительного согласия абонента или адресата на получе­ние рекламы (ч. 1 ст. 18 Закона «О рекламе»).

Согласие абонента может быть выражено в любой форме, доста­точной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкрет­ного распространителя. При этом согласие абонента на получение от конкретного лица информации справочного характера, например о прогнозе погоды, курсах обмена валют, не может быть истолковано как согласие на получение и рекла­мы.

Слишком мелкий шрифт в рекламе

Рекламодатель должен соблю­дать обязательные требования, предъявляемые к рекламе, в част­ности, о включении в нее пред­упреждающих надписей, обяза­тельных сведений или условий оказания услуг. Поэтому если со­ответствующая информация изо­бражена таким образом, что не воспринимается или плохо вос­принимается потребителем (на­пример, из-за шрифта, цветовой гаммы и т.п.) и это обстоятельство приводит к искажению смысла ин­формации и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то такая информация считается отсутству­ющей. Следовательно, подобная реклама является ненадлежащей в силу того, что она не содержит часть существенной информации о рекламируемом товаре, об услови­ях его приобретения или использо­вания.

Зинаида Куницына

Читайте также на сайте:

  1. Черные дыры бюджета
  2. Как врачей приравняли к парикмахерам
  3. Оставьте льготную подписку ветеранам!
  4. Новая песня на старый лад
  5. Административные игры
  6. Как заработать на детском спорте?
  7. За что?!
  8. Не могут или не хотят?
  9. Проблема есть, да борьбы не видно. Туберкулезу быть?
  10. Весна идет — весне дорогу

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Яндекс.Метрика

Контакты

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Отдел рекламы

Email: rec@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-91