Томская НЕДЕЛЯ
25 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ
Томск, Россия

Крестовоздвижение

   0

27 сентября православная церковь отметила Всемирное Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.

Это единственный праздник, получивший начало одновре­менно с самим событием, ко­торому он посвящен. Первое Воздвижение отпраздновано при самом обретении Креста в Иерусалимской Церкви, то есть еще в IV веке. А то обстоятельство, что вскоре (в 335 г.) с этим праздником было соединено освящение великолепного, построенного на месте самого обретения Креста, храма Воскресения, с самого начала сделало этот праздник одним из самых торжественных в году.

История праздника

Особых церковных праздников в году двенадцать, поэтому они называются двунадесятыми. Дву­надесятые праздники – в право­славии двенадцать важнейших после Пасхи церковных праздни­ков. К ним относятся: Рождество Богородицы, Введение Богоро­дицы во храм, Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Крещение (Богоявление), Пре­ображение, Вход Господен в Ие­русалим (Вербное воскресение), Вознесение, День святой Троицы (Пятидесятница), Успение и Воз­движение Креста Господня.

После того как свершились величайшие события в истории человечества – Распятие, Погре­бение, Воскресение и Вознесение Христовы, святой крест, послу­живший орудием казни Спасите­ля, был утерян. После разрушения Иерусалима римскими войсками в 70 году святые места, связан­ные с земной жизнью Господа, оказались в забвении; на некото­рых были построены языческие храмы. Обретение Креста имело место в царствование святого рав­ноапостольного императора Кон­стантина Великого. По сообщени­ям церковных историков IV века, мать Константина, святая равно­апостольная Елена, отправилась по просьбе царственного сына в Иерусалим, чтобы найти места, связанные с событиями земной жизни Христа, а также святой Крест, чудесное явление которого явилось для Константина знаком победы над противником.

Как нашли Крест

Сохранились три различные версии предания об обретении Креста, и лишь одна из них при­знана верной. Когда закончились гонения на христиан, в 325 году равноапостольная царица Елена, мать византийского императора Константина Великого, решила предпринять поход в Иерусалим для того, чтобы обрести Крест Христов. Это было давним жела­нием, но стало оно возможным только тогда, когда христианская вера стала государственной рели­гией Византии.

Прибыв в Иерусалим, благоче­стивые византийцы стали искать то место на Голгофе, где был зако­пан Крест Христов. Но поскольку иудеи, дышащие злобой и нена­видящие Христа, желали стереть всякую память о Христе Спасите­ле, они не сопротивлялись, когда в свое время римляне стали стро­ить на Голгофе языческое капище богини Венеры. И поэтому теперь никто уже не мог сказать, где на­ходилось то место, где распяли Иисуса Христа. Лишь один преста­релый еврей указал царице Еле­не, где был зарыт Крест Христов. Капище было разрушено, были начаты раскопки, и на глубине были найдены три креста. Дощеч­ка, которую римский прокуратор Понтий Пилат прикрепил к кре­сту Спасителя со словами «Иисус Назорей, Царь Иудейский», на­ходилась отдельно. Чтобы узнать, какой из трех найденных крестов был тем, на котором распяли Го­спода (а как мы помним, вместе с Христом распяли двух разбой­ников: одного по левую сторо­ну, а другого по правую), стали поочередно возлагать кресты на умершего человека, которого в тот момент несли на погребение. Два креста (это были кресты раз­бойников) не возымели никакого действия, а третий крест оказался Крестом Христовым, потому что когда на умершего возложили этот крест, произошло чудо – умерший воскрес!

Точная дата обретения Креста неизвестна; по-видимому, оно имело место в 325 или 326 году. После обретения Креста импе­ратор Константин начал строи­тельство целого ряда храмов, где должны были совершаться богос­лужения с подобающей Святому городу торжественностью. Около 335 г. была освящена воздвигнутая непосредственно возле Голгофы и пещеры Гроба Господня боль­шая базилика Мартириум. День Обновления (то есть освящения) Мартириума, а также ротонды Воскресения (Гроба Господня) и других построек на месте Распятия и Воскресения Спасителя 13 или 14 сентября, стал праздноваться ежегодно с большой торжествен­ностью, а воспоминание обрете­ния Креста вошло в праздничное торжество в честь Обновления.

Установление праздника Воздвижения

В V веке, по свидетельству церковного историка Созомена, праздник Обновления отмечал­ся в Иерусалимской Церкви по-прежнему очень торжественно, в продолжение восьми дней, в тече­ние которых «преподавалось даже таинство Крещения». Согласно сохранившемуся в армянском переводе иерусалимскому Лек­ционарию V века, на второй день праздника Обновления Честный Крест показывали всему народу. Тем самым первоначально Кре­стовоздвижение было установле­но как дополнительный праздник, сопровождающий собой основное торжество в честь Обновления – аналогично праздникам в честь Божией Матери на следующий день после Рождества Христова или святого Иоанна Крестителя на следующий день после Креще­ния Господня. Начиная с VI века Крестовоздвижение стало по­степенно делаться более значи­тельным праздником, чем празд­ник Обновления. Впоследствии именно Крестовоздвижение стало основным праздником; праздник же Обновления иерусалимского храма Воскресения, хотя и сохра­нился в богослужебных книгах вплоть до настоящего времени, сделался предпраздничным днем перед Крестовоздвижением.

Традиция и современность

В память крестных страданий Иисуса Христа, в день праздника установлен строгий пост. Во вре­мя праздничного богослужения совершается установление креста на престоле и затем его вынос на середину храма для поклонения. Событие, случившееся в те давние времена, имеет для нас великое значение: каждый год в этот день Святая Церковь воздвигает образ Креста Христова для поклоне­ния, и люди, молитвенно покло­няющиеся, прикладывающиеся ко кресту, так же, как и тогда, по­лучают исцеления: физические, душевные, моральные – Господь знает наши немощи. А Распятие Христово – это не что иное, как образ воплощенной Любви. Цер­ковь заповедует всем христиа­нам иметь на груди крестик и не снимать его – когда мы моемся, путешествуем, спим – всегда на нас должен быть крест (и тут не­важно, золотой ли он, серебря­ный, или деревянный – главное, чтобы образ распятого Спасителя был всегда на нашей груди). Что­бы мы, взирая на этот крест и на распятого Христа, взращивали в себе любовь, памятуя о всемирной жертве Христовой за нас. Господь дал нам Себя для нашего спасения и сказал: кто хочет идти за Мной, да возьмет крест свой… Идти за Христом можно только лишь имея крест – и на себе, и в себе, то есть терпеливо перенося страдания, скорби и лишения.

Софья Вольская

Читайте также на сайте:

  1. Во сне и наяву
  2. Сохранить историю
  3. Золотые головы, золотые руки
  4. Не хлеба, но зрелищ
  5. На поверхности и в глубине
  6. Хору ветеранов – сорок лет!
  7. Праздник в семье томского раввина
  8. Мистер Позитив
  9. Тамара Гавриленко: “О любви дорогим людям нужно говорить постоянно”
  10. Время и Пространство Виктора Колупаева
Рейтинг

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика

Контакты

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Отдел рекламы

Email: rec@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-91